Авторская программа "Патриот"
методическая разработка по обж по теме

На протежении многих лет занимаюсь патриотической работой в школе. Накоплен богатый материал. решил выложить свою авторскую программу, может кому пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_patriot.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Карпогорский районный детско-юношеский центр № 80 »

       Утверждаю:

Директор ____________

                                                                                 «___»_____________2009 год

Программа  дополнительного образования

«Патриот»

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 9-17 лет

       Составитель:

                                                                 Бойчук Александр Николаевич,

                                                                             педагог дополнительного образования 

                

Сия

2009г

Пояснительная записка.

Авторская программа  разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и на основе опыта работы военно-патриотических клубов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе.

Актуальность программы.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа рассчитана на подростков 9 – 17 лет, сроком реализации 1 год.

Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Основная форма проведения занятий – практическая деятельность, отработка навыков военно-спортивной направленности.

Цель программы.

Цель -  всестороннее развитие личности подростков через приобщение к общественно-значимой деятельности, воспитание патриотов России - граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Программа направлена на реализацию следующих задач:

Привить подросткам опыт общественно-значимой деятельности;

Расширить кругозор, развить творческие способности;

Воспитать чувство коллектива, развить навыки коллективной деятельности;

Пробудить чувство патриотизма, интерес к истории России, родного края;

Привить подросткам туристские навыки, умения действовать в экстремальных ситуациях;

Научить правилам оказания первой медицинской помощи;

Развить интерес к физической культуре, помочь подготовиться к службе в армии.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся к концу года обучения должны знать:

Способы и основы ориентирования.

Основы пешего туризма.

Основу доврачебной помощи.

Историю оружия и современное вооружение.

Учащиеся к концу года обучения должны уметь:

Ориентироваться по компасу и карте.

Действовать в экстремальных ситуациях.

Оказывать помощь пострадавшим.

Выполнять строевые команды.

Стрелять из оружия.

Проходить полосу препятствия.

Способы определения результативности:

Критерии

Методы

Теоретические знания:

- знание основных понятий туризма, основ доврачебной помощи

- знание основ поисковой деятельности

-  владение специальной терминологией

- Тестирование

- контрольное задание

 - опрос

 - собеседование

Практические умения:

-  умение ориентироваться по компасу, карте,

-  оказание доврачебной медицинской помощи

- владение специальным оборудованием и оснащением (снаряжение туриста,   разборка и сборка оружия, стрельба)

- контрольные задания

- создание специальных ситуаций

- военные игры

Общеучебные умения:

- осуществление поисково-исследовательской деятельности

- анализ исследовательской деятельности

Личностное развитие ребёнка:

- волевые качества

- самоконтроль

- наблюдение

Подведение итогов:

Конечным этапом обучения является участие подростков в туристических походах, соревнованиях, конкурсах почетных караулов, строя и песни. К участию в поисковых экспедициях допускаются учащиеся, получившие знания по всем темам поисковой программы и успешно сдавшие итоговые зачеты.

Учебно-тематическое планирование:

№ п\п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие.

2

-

2.

Строевая подготовка.

2

10

3.

Огневая подготовка.

4

12

4.

Военная топография.

4

6

5.

Туристическая подготовка.

8

18

6.

Медицинская подготовка.

4

8

7.

Физическая подготовка.

2

16

8.

Организация поисковых экспедиций

14

26

ИТОГО:

40

96

                                 Общее количество часов:            136

Содержание образовательного процесса

по разделам.

ТЕМА

Содержание темы

Вводное занятие.

Знакомство с планом занятий на год. Инструктаж по технике безопасности, меры предупреждения травматизма, пожарная безопасность.

Знакомство с фотовыставкой.

Строевая подготовка.

Выполнение команд. Повороты. Ответы на приветствие. Строевые приемы с оружием и флагом. Развернутый и походный строй.

Огневая подготовка.

История оружия. Современное оружие. Боеприпасы. Стрельба по мишеням.

Военная топография.

Способы ориентирования. Движение по азимуту днем и ночью. Топографические карты. Разведка местности.

Туристическая подготовка.

Туризм. Организация туристских походов: выбор маршрута, комплектование групп, личное и групповое снаряжение. Движение группы на маршруте. Организация быта в походе. Техника безопасности в походе.

Медицинская подготовка.

Травмы, виды и классификация по степени тяжести. Оказание первой помощи. Перевязочные материалы. Транспортировка пострадавшего. Правила безопасности, профилактика травм и заболеваний.

Физическая подготовка.

Кросс, бег 100 м, метание, подтягивание, отжимание, полоса препятствия, подвижные игры.

Организация поисковых экспедиций.


Подбор архивного материала, документация. Составление плана-графика экспедиции. Подготовка снаряжения. Составление меню, подготовка продуктов. Основы безопасности в экспедиции. Экспедиция.

Методическое обеспечение программы.

Программа служит основным ориентиром в организации военно-патриотического воспитания в школе. Она содержит материал планирования процесса подготовки учащихся по основным направлениям: строевая, огневая, туристическая, медицинская подготовка,  военная топография, организация поисковых экспедиций.

Подбор средств и методов обучения для каждого блока занятий зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия.

Практические занятия проводятся в различных условиях:

Занятия по военной подготовке проходят как в классе, так и на улице, тире.

Занятия по физической подготовке проводятся в спортзале и на природе. Их целью является развитие силы, ловкости, выносливости, укрепление здоровья подростков.

Занятия по темам туризма проходят, как в учебном классе, где подростки учатся работать с картой и компасом, устанавливать палатки, упаковывать рюкзак, вязать узлы, так и в полевых условиях – на выездах и в походах, где приобретенные знания и навыки применяются в конкретных ситуациях.

На занятиях по медицинской подготовке подростки учатся определять вид и степень тяжести травм, правильно накладывать повязки, изучают способы транспортировки пострадавших при различных травмах.

Основной формой организации учащихся на занятии является групповая форма. Используется игровой (военизированные игры, создание военных ситуаций) и соревновательный методы, применяются тестирующие упражнения.

Обучение проходит в виде бесед, лекций, экскурсий, практических занятий.

Важной составляющей обучения является  самостоятельная поисково-исследовательская деятельность – изучение документации, встречи с фронтовиками и др. Исследовательские работы оформляются и представляются на районных конференциях.

Завершающим этапом обучения является участие ребят в походах и соревнованиях, конкурсах, где на практике проверяются знания, приобретенные за время обучения, отрабатываются умения и навыки.

Высшей формой подготовки учащихся по данному курсу является участие школьников во всероссийской Вахте памяти, выезды в различные территории страны с целью военной археологии.

Для проведения занятий используется комплект специального снаряжения, демонстрационное оружие, многочисленные фото и видеоматериалы.

Список литературы:

Методика организации и проведения военно-полевых сборов. Мельниченко Л.Л., Мешков А.В., Архангельск, 2005г.

Скляров Э.Л., Малаховский А.С. Защити себя сам. М., 2000г

Энциклопедия экстремальных ситуаций. Гостюшин А., М.: Зеркало.- 1994г

Ганичев П.П. Воинские звания. М.: ДОСААФ СССР.- 1989г.

Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ. Казань: Отечество.-2004г.

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование. М.: АСАДЕМА.- 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике.7-9 класс.Авторская программа А.В.Грачёва,В.А.Погожева,А.В.Селиверстова

Учебник нового поколения авт. А.В. Грачев, В.А. Погожев и др. находится в перечне Допущенных учебников Министерством образования . Я участвовала в Федеральном эксперименте по апробации этого учебника ...

Авторская программа "Мир компьютерной графики"

Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с ...

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...