Экологическая тропа
классный час по обж по теме

Экологическая тропа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

Цель:  создание Экологической тропы для проведения занятий по экологии, чтобы способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.

Задачи:

Образовательные:

учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.

      Развивающие:

формирование коллективно-творческого мышления;

научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

формировать навыки конструктивного восприятия мира живой и неживой природы;

учить использовать профессиональную терминологию, контролировать чистоту и правильность речи;

 Воспитательные:

способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры.

Ребята, сегодня мы отправляемся по экологической тропе на виртуальную  природу (слайд 1) А как себя нужно вести на природе? Есть ли правила поведения?

Правила поведения на Экологической тропе

   В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;

в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах.

А для чего существуют правила поведения человека на природе? Чтобы сохранить природу. Мы постараемся вести себя хорошо. А городские жители наносят вред природе? Чем? Большим количеством мусора? (слайд 2)

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть (97%) идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.


Вопрос "Куда деть мусор?" становится все актуальнее. А жители посёлков, городов не больно-то задумываются над этим вопросом, у них есть ответ: в водоёмы, в леса, на пустыри. Природа превращается в одну большую свалку.

Сегодня наш маршрут лежит по Экологической тропе, идя по которой, от станции к станции, мы не только пополним наши знания о природе, но и будем учиться жить в гармонии с ней, чтобы выжить, чтобы не превратить наш мир в одну большую свалку.

Прежде, чем двигаться дальше – вспомним правила поведения на Экологической тропе!

Счастливого пути! Будем же внимательны и бережны к природе на тропе!

СТАНЦИЯ № 1        Вода (слайд 3)

Где обычно селились люди? Строили города, посёлки? Возле воды, так как знали, что без воды нет жизни. Со временем потребление человечеством природной воды неуклонно возрастало.  Люди стали использовать воду для самых разнообразных целей - питья, приготовления пищи, стирки, уборки, во многих отраслях промышленности, для отдыха, для полива в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии, для навигации и др. Такая интенсивная эксплуатация природных источников и недостаточная вторичная очистка воды привели к деградации водных ресурсов. Сегодня качество воды в большинстве районов Земли оставляет желать лучшего. Основными потребителями воды на нашей планете являются города. На одного жителя крупного города расход воды в сутки составляет 700л.

(слайд 3 после щелчка)

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы её любили, дети,-

Она ведь первою была

Для нас и, значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зелёная, и хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались

Убить её и своего добились.

С. Викулов

Чем наносит ущерб водным ресурсам человек?

Какие меры по охране вод вы можете предложить?

Но давайте, обратим внимание на внешние условия, в которых находится родник. (Слайд 3  после щелчка) Поверхность открыта, площадка вокруг не оборудована, нет места для тары, кругом мусор. Можно представить, сколько мусора попадает в источник, растворяется в воде, а затем вместе с пищей попадает в организм людей. Все отходы жизнедеятельности человека и животных через некоторое время так же попадают в подземные водные источники, а затем в организм человека, медленно отравляя его.  

Из всего сказанного следует, что вода, особенно пресная, нуждается в строгой и тщательной охране. Ведь она является ещё и средой обитания многих тысяч видов живых организмов. К счастью, природная вода способна к самоочищению (через 24 часа в воде остаётся 80%бактерий, через 36 часов- 0,5%). Но при сильном загрязнении или при отсутствии разбавления самоочищение не происходит из-за нарушения внутриводных биологических процессов. Мы с вами можем помочь роднику? Уберём мусор.

Игра «Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы)». (слайд 4)

 В игре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Зачитываются высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача детей: попытаться понять, что имелось в виду.  Тем самым мусор убирается.  

(слайд 4 )

Его производит обыкновенная корова.

В небольших количествах он очень полезен.

Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

(слайд 5)

Очень  много игрушек сделано из нее.

Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

(слайд 6)

Ее изобрели китайцы.

У нас ее получают из дерева.

Она легко горит.

Из нее получается очень много мусора.

На ней обычно рисуют или пишут.

{Бумага.)

(слайд 7)

Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить деньги.

Из этого можно сделать что-то новое.

Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

      (Металлолом.)

(слайд 8)

Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

Оно может стать источником пожара.

Представляет большую опасность для человека на дне водоёмов.

(Стекло.)

(слайд 9)

Это то, без чего уже не можем прожить.

Этим мы пользуемся каждый день.

Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

С помощью этого все становится чище.

          (CMC.)

(слайд 10)

Это легче воды.

Это может плавать на воде,  не тонет.

В водоёмах этого много, когда в ней моют машины.

Это мешает дышать рыбам.

Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло.)

Вывод:  Составьте правила поведения и у реки и нарисуйте к ним условные знаки, чтобы мы могли их поставить на берегу пруда и реки.

СТАНЦИЯ№ 2        Пустырь, несанкционированная свалка (слайд 11)

Известно, что каждый человек выбрасывает в год около 360 кг мусора. Какого только мусора здесь нет! А ведь известно, что различные виды мусора наносят в той или иной степени ущерб природе и здоровью.

Как видите, мусор очень живуч. И сохраняется, нанося вред здоровью людей, животных и состоянию окружающей среды очень долгое время после выброса. Несколько поколений жителей будут постоянно находиться под его вредным воздействием. Как вы думаете, есть ли выход из создавшейся ситуации?

Перед нами несанкционированная свалка

"Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек"

 На каждый задаваемый вопрос руководитель дает три варианта ответа. Вопросы:

Опасны ли свалки возле жилых домов, водоёмов? (12с)

1. не представлет опасности

2. загораживают подъездные пути

3. дурно пазнут

4. являются причиной инфекционных заболеваний

(слайд 13)

Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

Пластмасса (правильный ответ). 

Стекло.

Металл.

(слайд 14)

Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

Компостировать.

Сжечь при специальных условиях. 

Переплавить.

(слайд 15)

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

10 лет.

50 лет.

100 лет и более. 

(слайд 16)

Выброшенную бумагу "съедят" невидимки-микробы за:

1-2 года. 

5-8 лет.

20 и более лет.

(слайд 17)

Первоочередная забота при выборе места свалки:

Защита поверхности земли и грунтовых вод. 

Ограждение места свалки.

Укомплектование соответствующей техникой.

(слайд 18)

Выберите оптимальное решение в удалении бытового мусора в жилищных кварталах:

Установка общих баков для всех видов мусора

Установка сортировочных баков

Организация свалки недалеко от дома

Жильцы избавляются от мусора по своему усмотрению

 «Что может сделать один?»

    Задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.

    Задания:

Не покупай больше, чем может... (понадобиться тебе).

Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше... (общественным транспортом).

Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).

Не выбрасывай старые игрушки, книги: они МОГУТ... (кому-то понадобиться).

Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и... (сдай туда использованную бумагу).

Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки... (вымой их и сомни).

Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать).

Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для... (приготовления удобрений).

Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).

СТАНЦИЯ№ 3           Лес  (слайд 21)

Отгадайте загадку, где наша будет следующая остановка

 А знаете ли вы правила? Нижний ярус Берендеева царства – травяной покров. От его состояние также зависит целостность природного комплекса леса. Наши деды говорили: “лес кормит и лечит”.

Люди из поколения в поколения передают знания о лесных ягодах и травах. Играем в кольцовку «Лекарственные травы».

1. Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

          А. Берёза

          Б. Ива

          В. Осина

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий.

Кругом торчат иголки.

               А. Шиповник

               Б. Лебеда

               В.Репейник

3.  В сенокос – горька.

      В мороз – сладка.

      Что за ягодка?

               А. Калина           

               Б. Клюква  В.  Рябина

4. Шёл я утром по тропинке.

    Видел солнце на травинке.

      Но совсем не горячи

    Солнца белые лучи.

             А. Ромашка

             Б. Одуванчик

             В. Астра

 5.   На припёке у пеньков

   Много  тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелёк

    Держит алый огонёк.

     Разгибаем стебельки –

    Собираем огоньки.

         

            А. Черника

            Б. Земляника

            В.Малина

(слайд 23)

Как вести себя в природе

Всё так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течёт.

Вот муравейник подожжён

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

                                             П. Бровко

 - Есть ли ошибки в поведении людей  в приведённом стихотворении?

- Какие меры следует предпринимать для сохранения растений?

- Составьте правила охраны редких растений.

Правила поведения в природе

Никогда не наноси вред природе.

Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадётся в природе.

Не трогай домиков животных, их детёнышей.

Не трогай птичьи яйца.

Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

На привале костёр делай на старом кострище. Жги только сухие ветки.

После привала костёр тщательно потуши и засыпь землёй.

Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Не мусори на месте своего отдыха.

В меру бери дары природы.

Не прокладывай новых тропинок в лесу.

Учись наблюдать в природе.

Учись слушать голоса природы.

Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

Никогда не рви кубышку или кувшинку, не лови раков и моллюсков, береги лягушек и их головастиков.

Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

Грибы срезай только ножом, чтобы не повредить грибницу.

Старые и несъедобные грибы обходи и не сшибай: они нужны лесу.

(слайд 24)

- Мы надеемся, что сегодня вы пополнили свои знания о природе, ещё больше убедившись в её тесной неразрывной связи с человеком, повысили свою экологическую культуру, как часть общей культуры человека.

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...