Современный урок.
методическая разработка по обж по теме

Материал можно использовать при моделировании современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опорная  таблица  для  анализа  и  конструирования  учебного занятия

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание

этапа

учебного

занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный этап

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности  помещения к занятию;  

 - Организация внимания школьников;      

-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

 -Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- Кратковременность этапа;

- Полная готовность класса к уроку;

- Быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- Формулирование целевых установок урока и плана работы.

  1. Собранность учителя;
  2. Последовательность в предъявлении требований;
  3. Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;
  4. Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;
  5. Отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень

 хочу начать работу  с вами! (хорошего вам  

 настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствующих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. Этап проверки  выполнения домашнего задания

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы        

1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))

2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков    

   

-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)

-обнаружение причин невыполнения д/з отдельными  уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

-Использование учителем  

системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;

-использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

-создание содержательных и организационных условий формирования  осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами  своего обучения вообще;

-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения)  

1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности).

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.

3.Постановка доп. вопросов.

4.Проверка д/з под копирку.

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным  пунктам плана.

7.Разноуровненые самостоятельные работы.

8.Метод обучения с опорой на ошибки.

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений).

10. «Гирлянда ассоциаций».

11. «Кубики».

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-Сообщение уч-ся цели учебного занятия;

- формулирование

  целей урока

  вместе с уч-ся;

-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-постановка перед уч-ся учебной проблемы;

-актуализация субъектного опыта уч-ся.  

-Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;

-формулировка целей урока вместе с уч-ся;

-вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

-преемственность и перспективность в постановке целей урока;

-формулировка целей урока в действиях уч-ся;

-понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

-Предварительное  обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

-умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

-использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих

выделение ключевых идей,

ведущих принципов построения учебного предмета;

-умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

-сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

-отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной

культуры, а также культуры учения;

-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.

 

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

11.Составление карт мыследеятельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой  

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков,  понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.  

-Организация внимания уч-ся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с  чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)  

-Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;

-если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

-при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей,  показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы  

-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

-включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;

-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

-подача материала логически завершенными частями – блоками;

-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

-обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы;

-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

-включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

-выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

-«сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

-создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.

1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной  формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся

7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)

8. Построение структурно-логических схем изучаемого материала

9.Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности

10. Метод целесообразных задач

11. Метод информационной накачки

12. Обучение на концептуальной основе

13. «Мудрые совы»

5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

   

-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

-выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

-ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

-привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

-устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

-постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1. Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3. Опорный текст

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «Мудрые совы»



6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

-закрепление методики изучения нового материала;

-закрепление методики ответа при очередредной проверке знаний;

-отработка логики алгоритма изученных правил

-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

-умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

-умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

-прочность знаний уч-ся

-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

-использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

-обеспечение дозированной помощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыследеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по буквам»

5. Вопросно-ответное общение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои задания»

10.Интеллектуальный марафон


7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

-самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий уч-ся

-использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

-использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

-использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

-стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

-применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-использование открытых задач

1.Разноуровневые самостоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5. «Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответное общение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «против»

13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

14. «Задания по кругу»

8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей

-Построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности   и т.д.;

-использование обобщающих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятельности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блок-формулы

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11. «Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дискуссия

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

-проверка образа мышления уч-ся

-проверка сформированности общих учебных умений;

-комментирование ответов   уч-ся

-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности;

-активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

-рецензирование ответов   уч-ся    

-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

-постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самост. работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)

4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)    

10.Этап коррекции знаний и способов действий

1.Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б)вариативного  (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок

1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

11.Этап информации о домашнем задании

1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;


-проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможности выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обычность»

6.Идеальное задание


12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

-подведение итогов учебного занятия

-четкость и краткость этапа

-умение учителя давать качественную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов самими уч-ся

13. ЭТАП  РЕФЛЕКСИИ

1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем  и одноклассниками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

-развитие способностей уч-ся к рефлексии;

-стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

-реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

 5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключительная дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло занятие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало настроения»

18.«Пейзаж – зеркало настроения»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

По данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал;

30%- если видят;

50%- если видят и слышат;

90%- если говорят, в то время, как делают;

 95%- если исследуют, создают сами.    

 

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  2. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  1. Работа с определением
  2. Использование обыденных аналогий
  3. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  1. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  1. Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  1. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  1.  Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  1. Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  2. Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  1. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  1. Стандартный минимум
  2. Повышенный
  3. Творческий
  1. Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  1. Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Характеристика изменений

в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения



Предварительный просмотр:

Концептуальные таблицы технологии критического мышления.

Фазы технологии РКМ

1.Стадия вызова

2.Стадия осмысления

3.Стадия рефлексии

Что принципиально нового?

Алгоритм формирования критического мышления

1.Какова цель?

2.Что известно?

3.Что делать?

4.Достигнута ли цель?

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Стадия вызова

 Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах – группах-фронтально.

Стадия осмысления

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии

   Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах – группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...