Выступление на Всеросийской педагогической конференции
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Всероссийская педагогическая конференция
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»
Учебно-методическая разработка
«Воспитание гражданственности и патриотизма через школьное военно-патриотическое объединение»
работа преподавателя-организатора ОБЖ
ЕСАУЛОВА ГЕННАДИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Лицей №59
г. Сочи, Краснодарский край.
2011 г.
«Выступление на конференции».
Сегодня в системе образования РФ существуют разные методы и формы формирования и развития духовно-нравственных основ личности.
Мне бы хотелось остановиться на роли патриотического воспитания допризывной молодежи, как в учебное, так и в неурочное время. Воспитание гражданственности и патриотизма особенно актуально в связи с переходом армии на одногодичную службу в Вооруженных Силах РФ. Будучи на школьной скамье учащиеся познают навыки военной службы. В течение пяти лет на базе МОУ Лицей №59 г. Сочи функционирует школьное неформальное военно-патриотическое объединение «АДЛЕРЕЦ» под руководством преподавателя-организатора ОБЖ Есаулова Геннадия Владимировича. Задача объединения - подготовка активистов по военно-патриотической работе в Лицее, активизация военно-патриотической работы и допризывной подготовки в Лицее. На добровольной основе все учащиеся лицея могли войти в состав объединения «Адлерец».
Членами объединения стали учащиеся, учителя лицея независимо от пола и возраста, активно участвующие в военно-патриотической работе. Прием в объединение осуществляется по устному заявлению на имя руководителя объединения.
В соответствии с «Положением об объединении» была разработана программа с учетом возрастных особенностей учащихся, которая успешно реализуется.
Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
-утверждение в чувствах и сознании членов объединения патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и традициям России, Краснодарского края, города Сочи, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей и др.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности членов объединения распределяются по следующим уровням:
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития членов объединения «Адлерец» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к службе в Вооруженных Силах РФ. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями членов объединения, с другими субъектами социализации – социальными партнерами лицея : военкоматом , воинскими частями , советом ветеранов города Сочи и др.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания членов объединения согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
• патриотизм — любовь к Родине, своему городу, краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, достоинство и честь.
• гражданственность — долг перед Отечеством (конституция РФ ст. 59), правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества и т. д.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения каждого члена неформального военно-патриотического объедиения «Адлерец» в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Сложилась четкая система планирования и проведения мероприятий. Все члены объединения принимают активное участие в военно-патриотической работе объединения «Адлерец».
Содержание работы неформального военно-патриотического объединения «Адлерец» включает в себя следующее:
1-сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание учащихся:
- -знакомство с историей родного города, края, с историей Российских Вооруженных Сил;
- - участие в краевом конкурсе по военно-патриотическому воспитанию на приз имени маршала Г.К. Жукова и других военно-патриотических мероприятиях проводимых в районе, городе, крае;
- - проведение Дня допризывника;
- -организация встреч с выдающимися людьми (Героями Советского союза, Героями Социалистического Труда, Героями России, ветеранами ВОВ, боевых действий, вооруженных сил, представителями Кубанского войскового казачьего общества);
- - возложение цветов к мемориальному памятнику на территории шефствующей воинской части героям Великой Отечественной войны и чеченских событий;
- -благоустройство и озеленение территории памятника «Три солдата», посвященного героям Великой Отечественной Войны, который расположен в центральной части Адлерского района г. Сочи и др.
- посещение музеев и т.д.
2- формирование личности будущего защитника Отечества:
- - проведение совместных мероприятий с ветеранами ВОВ, воинами и военнослужащими выпускниками лицея, ветеранами боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике и других зонах вооруженных конфликтов;
- - организация встреч с офицерами и военнослужащими шефствующей воинской части с учащимися лицея (беседы на темы «Как стать офицером Российской Армии», «Что такое воинский долг», «Я – защитник своего Отечества» и др.); -
- просмотр кинофильмов и диафильмов по военно-патриотической тематике.
- «Уроки мужества» в учебном заведении на тему «Маршал Жуков» (рассказ о маршале, о сражениях, в разработке планов которых он участвовал, показ на карте мест сражения, которыми руководил Г.К.Жуков); «Кавалер трех орденов Славы» (рассказ о нашем земляке М.Г.Трубачеве, участнике ВОВ) и др.
3-создание условий для развития творческих способностей обучающихся:
- - выпуск газет, боевых листков, календаря знаменательных дат;
- - проведение шефских концертов, других совместных культурно-массовых мероприятий (концерты посвященные Дню Защитника Отечества, 9 Мая, дню образования воинской части, в которых принимают участие, как учащиеся, так и военнослужащие) и др.
4-развитие исследовательских и проектных навыков учащихся:
- - создание мультимедийных проектов;
- подготовленных теле-радио сюжетов;
- -опубликование печатных материалов (публикация статьи в газете «Черноморская здравница» об участии юношей лицея и военнослужащих в военно-патриотической игре «Ратник» и др.
5-обеспечение условий, инициирующих и поддерживающих мотивацию учащихся к изучению военной истории и боевых традиций Вооруженных сил РФ:
- -походы и экскурсии по местам боевой славы, шефство над памятниками погибшим воинам в Великой Отечественной войне;
- - посещение шефствующей воинской части, знакомство с бытом военнослужащих;
- -экскурсии в города – герои Москва, Брест, Новороссийск и др.
6-пополнение фондов школьного музея воинской славы, оформление новых разделов экспозиции:
-поиск интересных документов, фактов из жизни ветеранов войны и труда;
- - сбор материала о подвигах военнослужащих шефствующей воинской части и героях Великой Отечественной войны г. Сочи;
- - разработка мультимедийных проектов «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Герои битвы за Кавказ», «Герои Сочи», «Патриоты Кубани» и т.д.
- -проведение выставок – экспозиций ( один раз в четверть) «Маршал Г.К.Жуков», «Великие полководцы России», « Города- герои» и др.
- Создание книги памяти, альбома «Наши прадеды».
7- рост числа учащихся, занимающихся в оборонно-спортивных клубах патриотической направленности:
- - смотры строя и песни;
- - спортивно-массовых мероприятий (товарищеские встречи по баскетболу, футболу). На ура проходят соревнования « А ну-ка парни!», военно-патриотическая игра «Ратник», которые включают в себя разнообразные конкурсы: разборка и сборка автомата Калашникова, военизированная эстафета, комплексно-силовые упражнения, перетягивания каната, конкурс капитанов (вопросы по истории ВС РФ, знание воинских званий, военной аббревиатуры, Дней воинской Славы России);
8-повышение престижа военной службы:
- - посещение шефствующей войсковой части 69793;
- - переписка с воинами Вооруженных Сил РФ;
- - проведение военно-спортивных праздников, соревнований, викторин, конкурсов, эстафет;
- - разучивание исполнение строевых песен и песен военных лет;
- - военно-мемориальные и торжественные мероприятия, определенные Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-ФЗ «О Днях воинской Славы и памятных днях России», в том числе посвященные памятным юбилейным датам шефской воинской части и т.д.
- - проведение акций «Мой подарок солдату»;
- - сбор материальной помощи военнослужащим срочной службы шефствующей воинской части (канцелярские товары, предметы личной гигиены);
Конечными результатами реализации программы неформального военно-патриотического объединения « Адлерец» должны стать:
● Повышение уровня функциональной и физической подготовки учащихся.
● Обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
● Привлечение к работе по патриотическому воспитанию офицеров шефствующей воинской части, средств массовой информации.
● Улучшение материально-технической базы..
● Рост числа учащихся лицея занимающихся в объединении патриотической направленности.
● Готовность молодежи к защите Отечества и т.д.
Патриотическое воспитание через работу в неформальном военно-патриотическом объединении – это одна из форм взаимодействия и связи общества и Вооруженных Сил России. Она осуществляется в интересах обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил, повышения эффективности героико-патриотического воспитания военнослужащих и учащихся лицея, особенно юношей допризывного возраста, подготовки молодежи к военной службе.
Благодаря этой совместной работе ежегодно не только юноши, но и девушки лицея поступают в высшие военные учебные заведения России.
Итог патриотического воспитания школьников через участие в неформальном военно-патриотическом объединении « Адлерец» заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполнение уважением и благородством к Вооруженным Силам России, повышение престижа к службе и любовь к Родине.