Выступление на Всеросийской педагогической конференции
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

ЕСАУЛОВ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

 

 

 

Всероссийская педагогическая конференция

 «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Учебно-методическая разработка         

 

«Воспитание гражданственности и патриотизма через школьное военно-патриотическое объединение»

 

 работа преподавателя-организатора ОБЖ

ЕСАУЛОВА ГЕННАДИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

 

 

 

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Лицей №59

г. Сочи,  Краснодарский край.

 

 

 

 

 

 

 

                                                               2011 г.

«Выступление на конференции».

 

Сегодня в системе образования РФ существуют разные методы и формы формирования и развития духовно-нравственных основ личности.

Мне бы хотелось остановиться на роли патриотического воспитания допризывной молодежи, как в учебное, так и в неурочное время.    Воспитание гражданственности и патриотизма особенно актуально в связи с переходом армии на одногодичную службу в Вооруженных Силах РФ. Будучи на школьной скамье учащиеся  познают навыки военной службы.   В течение пяти лет на базе МОУ Лицей №59 г. Сочи функционирует школьное неформальное военно-патриотическое объединение  «АДЛЕРЕЦ» под руководством преподавателя-организатора ОБЖ Есаулова Геннадия Владимировича. Задача объединения - подготовка активистов по военно-патриотической работе в Лицее, активизация военно-патриотической работы и  допризывной подготовки в Лицее. На добровольной основе все учащиеся лицея могли войти  в состав объединения «Адлерец».

Членами объединения стали учащиеся, учителя лицея независимо от пола и возраста, активно участвующие в военно-патриотической работе. Прием в объединение осуществляется по устному заявлению на имя руководителя объединения.

В соответствии с «Положением об объединении» была разработана программа с учетом возрастных особенностей учащихся, которая успешно реализуется.

 

Цель  патриотического  воспитания – развитие у обучающихся  гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

         Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

-утверждение в чувствах и сознании членов объединения патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и традициям  России, Краснодарского  края, города Сочи, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

- создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей и др.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности членов объединения распределяются по следующим уровням:

       Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний, первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни.

         Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

        Третий уровень результатов — получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

         Программа духовно-нравственного воспитания и развития членов объединения «Адлерец» направлена на воспитание в каждом  ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к  службе в Вооруженных Силах  РФ. Программа  реализуется  в постоянном  взаимодействии  и  тесном сотрудничестве с семьями  членов объединения, с другими субъектами социализации – социальными  партнерами  лицея : военкоматом ,  воинскими  частями , советом  ветеранов  города Сочи и др.

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания членов объединения согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

•                     патриотизм — любовь к Родине, своему городу,  краю, своему народу, служение Отечеству;

•                     социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие,  достоинство и честь.

•                     гражданственность — долг перед Отечеством (конституция РФ ст. 59), правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества и т. д.  

         Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения каждого члена неформального военно-патриотического  объедиения «Адлерец» в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 Сложилась четкая система планирования и проведения мероприятий. Все члены объединения принимают активное участие в военно-патриотической работе объединения «Адлерец».

 

Содержание работы неформального военно-патриотического объединения «Адлерец» включает в себя следующее:

1-сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание  учащихся:

  • -знакомство с историей  родного города, края, с историей Российских Вооруженных Сил;     
  • - участие в краевом конкурсе по военно-патриотическому воспитанию на приз имени маршала Г.К. Жукова и других военно-патриотических  мероприятиях проводимых в районе, городе, крае;
  • - проведение Дня допризывника;
  • -организация встреч с выдающимися людьми (Героями Советского союза, Героями Социалистического Труда, Героями России, ветеранами ВОВ, боевых действий, вооруженных сил, представителями Кубанского войскового казачьего общества);
  • - возложение цветов к мемориальному памятнику на территории шефствующей  воинской части героям Великой Отечественной войны и чеченских событий;                                                    
  • -благоустройство и озеленение территории памятника «Три солдата», посвященного героям Великой Отечественной Войны, который расположен в центральной части Адлерского района  г.  Сочи и др.
  • посещение музеев и т.д.

 

 

2- формирование личности будущего защитника Отечества:

  • - проведение совместных мероприятий с ветеранами ВОВ, воинами и военнослужащими        выпускниками лицея, ветеранами   боевых   действий   в  Афганистане,  Чеченской  Республике  и  других  зонах   вооруженных конфликтов;
  • - организация встреч с офицерами и военнослужащими шефствующей воинской части с учащимися лицея (беседы на темы «Как стать офицером Российской Армии», «Что такое воинский долг», «Я – защитник своего Отечества» и др.); -

 

  • просмотр кинофильмов и диафильмов по военно-патриотической тематике.

 

  • «Уроки мужества» в учебном заведении на тему «Маршал Жуков» (рассказ о маршале, о сражениях, в разработке планов которых он участвовал, показ на карте мест сражения, которыми руководил Г.К.Жуков);  «Кавалер трех орденов Славы» (рассказ о нашем земляке М.Г.Трубачеве, участнике ВОВ) и др.

 

 

 

3-создание условий для развития творческих способностей обучающихся:

  • - выпуск газет, боевых листков, календаря знаменательных дат;
  • - проведение шефских концертов, других совместных  культурно-массовых мероприятий (концерты посвященные Дню Защитника Отечества, 9 Мая, дню образования воинской части, в которых принимают участие, как учащиеся, так и военнослужащие) и др.

 

4-развитие исследовательских и проектных навыков учащихся:

  • - создание мультимедийных проектов;
  • подготовленных теле-радио сюжетов;
  • -опубликование печатных материалов (публикация статьи в газете «Черноморская здравница» об участии юношей лицея и военнослужащих в военно-патриотической игре «Ратник» и др.

 

 

 

5-обеспечение условий, инициирующих и поддерживающих мотивацию учащихся к изучению военной истории и боевых традиций Вооруженных сил РФ:

  • -походы и экскурсии по местам боевой славы, шефство над памятниками погибшим воинам в Великой Отечественной войне;
  • - посещение шефствующей воинской части, знакомство с бытом военнослужащих;
  • -экскурсии в города – герои  Москва, Брест, Новороссийск и др.

 

6-пополнение фондов школьного музея воинской славы, оформление новых разделов экспозиции:

             -поиск интересных документов, фактов из жизни ветеранов войны и труда;

  • - сбор материала о подвигах военнослужащих шефствующей воинской части и  героях Великой Отечественной войны г. Сочи;
  • - разработка мультимедийных проектов «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Герои битвы за Кавказ», «Герои Сочи», «Патриоты Кубани» и т.д.
  • -проведение выставок – экспозиций ( один раз в четверть) «Маршал Г.К.Жуков»,  «Великие полководцы России», « Города- герои» и др.
  • Создание книги памяти, альбома «Наши прадеды».

 

 

7- рост числа учащихся, занимающихся в оборонно-спортивных клубах патриотической направленности:

  • - смотры строя и песни;
  • - спортивно-массовых мероприятий (товарищеские  встречи по баскетболу, футболу). На ура проходят соревнования « А ну-ка парни!», военно-патриотическая игра «Ратник»,  которые включают в себя разнообразные конкурсы: разборка и сборка автомата Калашникова, военизированная  эстафета, комплексно-силовые упражнения, перетягивания каната, конкурс капитанов (вопросы по истории ВС РФ, знание воинских званий, военной аббревиатуры, Дней воинской Славы России);               

 

 

8-повышение престижа военной службы:

  • - посещение шефствующей войсковой части 69793;
  • - переписка с воинами Вооруженных Сил РФ;
  • - проведение военно-спортивных праздников, соревнований, викторин, конкурсов, эстафет;
  • - разучивание исполнение строевых песен и песен военных лет;
  • - военно-мемориальные и торжественные мероприятия,  определенные Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-ФЗ «О Днях воинской Славы и памятных днях России», в том числе посвященные памятным юбилейным датам шефской воинской части и т.д.
  • - проведение акций «Мой подарок солдату»;
  • - сбор материальной помощи военнослужащим срочной службы шефствующей воинской части (канцелярские товары, предметы личной гигиены);

 

     Конечными результатами реализации программы неформального военно-патриотического объединения « Адлерец» должны стать:

●  Повышение уровня функциональной и физической подготовки учащихся.

●  Обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

●  Привлечение к работе по патриотическому воспитанию офицеров шефствующей воинской части, средств массовой информации.

●  Улучшение материально-технической базы..

●  Рост числа учащихся лицея  занимающихся в объединении  патриотической направленности.

●  Готовность молодежи к защите Отечества и т.д.

 

      Патриотическое воспитание через работу в неформальном военно-патриотическом объединении – это одна из форм взаимодействия и связи общества и Вооруженных Сил России. Она осуществляется в интересах обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил, повышения эффективности героико-патриотического воспитания военнослужащих и учащихся лицея, особенно юношей допризывного возраста, подготовки молодежи к военной службе.

       Благодаря этой совместной работе ежегодно не только юноши, но и девушки лицея поступают в высшие военные учебные заведения России.

        Итог патриотического воспитания школьников через участие в неформальном военно-патриотическом объединении « Адлерец» заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполнение уважением и благородством к Вооруженным Силам России, повышение престижа к службе и любовь к Родине.