Программа по ОБЖ Безопасная жизнь москвича
методическая разработка по обж (6 класс) по теме

Программа для углубленного изучения предмета ОБЖ во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_obzh_bezopasnaya_zhizn_moskvicha.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Москвоведческого курса

Кружок «Безопасная жизнь Москвича»

                       Возраст детей: 11-12 лет

                       Срок реализации  - 1 год

                                                                                        Разработчик программы:

                                                                Ривкин Е.Ю.                                        

                                                                 По данной программе работает педагог                                                 дополнительного образования детей:

Орлова А.Ю.

Москва 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

       Образовательная программа дополнительного образования «Безопасная жизнь Москвича» составлена на основе содержания и требований к результатам проектно-исследовательской деятельности, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

       Проектно-исследовательская деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач стоящих перед современным образованием. Современная образовательная политика требует от выпускника

- владеть обязательным минимумом содержания образования, определяемым образовательным стандартом;

- уметь самостоятельно получать информацию из разных источников, анализировать и трансформировать ее;

- применять полученные знания и умения на практике;

- иметь необходимые навыки конструктивной работы в коллективе.

Направленность

Историко-географическая

Настоящая программа предназначена для преподавания в 5 или 6 классах всех типов средних учебных заведений г. Москвы.    Программа рассчитана на 36 учебных часов.(1 час в неделю).Каждый блок программы содержит историко-географические сведения о Москве, способствующие пониманию связанных с ними опасностями и мерами по их предотвращению. В конце содержания каждого блока приведены  темы экскурсий, практических и творческих работ.  Углубление содержания любого блока происходит за счет творческих, практических работ; экскурсий и др. активных форм обучения; проведением встреч с сотрудниками правоохранительных органов, службы пожарной безопасности, службы спасения, врачами, психологами.

Новизна:

Модель педагогической системы, в которой учащиеся готовятся к овладению проектно-исследовательской деятельностью, является социальным заказом, потребностью общества,  образовательного учреждения, родителей, детей.

  Актуальность

Необходимость разработки программы вызвана усилением проявления неблагоприятных факторов, создающих опасность для жизни и здоровья юных москвичей, (таких как криминогенная обстановка, проявления терроризма и т.п.) в современной Москве.

 Педагогическая целесообразность:

Программа четко определяет образовательные цели и задачи,
а также показывает способы их достижения, что позволяет учащимся получить максимально полезный результат от прохождения программы.

        Главная цель – цель программы: способствовать адаптации юных москвичей к жизни в современной Москве

           Задачи программы:

  1. Вооружить учащихся основами знаний, способствующих сохранению жизни и здоровья в экстремальных ситуациях, типичных для Москвы
  2. Способствовать формированию у школьников системы разносторонних краеведческих знаний
  3. Содействовать воспитанию патриотизма, гражданственности; развитию интереса учащихся к своей малой родине.
  4. Отличительные особенности:  обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

    Программа опирается на законодательство об образовании РФ и Москвы, «Концепцию развития и совершенствования преподавания курса Москвоведения в средних учебных заведениях Москвы».

          Возрастдетей: Программа предназначена для детей в возрасте от 11- 12 лет.

       Срок реализации - рассчитана на 36 часа- 1 час в неделю.

       Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, групповые творческие проекты и их защита, что обусловлено целями и задачами программы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Результат обучения – это определенный объем знаний, умений, практических навыков, который получают учащиеся.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся:

Блоки

Закончив изучения блока,

учащийся должен:


1

знать

Службы экстренной помощи москвичам своего района. Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий.

уметь

Избегать конфликтов при общении с представителями разных социальных групп


2

знать

Порядок действий в случае потери ориентировки в городе. Правила дорожного движения для пешеходов. Правила пользования городским общественным транспортом.

уметь

Соблюдать правила дорожного движения и пользования средствами общественного городского транспорта.


3

знать

Действия в случае пожара. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях. Негативные последствия действия наркотиков на организм. Опасности уличных игр, лохотронов.

уметь

Анализировать материалы СМИ.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Определение успешности и эффективности прохождения учащимися программы и полноты усвоения материала основывается на следующих показателях:

  1. разработка обучающимися и защита своих творческих проектов;

 

ПРОГРАММА.

  1. МОСКВА  И  МОСКВИЧИ     (13 ч.)

Легенды о возникновении Москвы. Основные исторические вехи роста города. Факторы окружающей среды, создающие угрозу жизни и здоровью москвичей, в разные исторические эпохи. Москва среди городов мира. Географическое положение Москвы. Площадь Москвы. Функции Москвы. Административно-территориальное устройство Москвы. Понятия: «Административный округ» и «Район города Москвы». Границы своего района. Службы экстренной помощи москвичам своего района.

             Москвичи. Численность населения Москвы. Занятость москвичей. Социальная структура населения. Многонациональный состав населения. Основные конфессии москвичей. Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий.

        Практические работы:  Нанесение на контурную карту своего района служб экстренной

                                           помощи москвичам.

           Деловая игра:                    Как избежать конфликта при общении с …….

2.  НА  УЛИЦАХ  МОСКВЫ     (11 ч.)

Формирование современной радиально-кольцевой планировки города.  Нумерация домов. Понятие о топонимике. Основные топонимы Москвы. Ориентирование по топонимам. Что делать, если ты заблудился в городе. Техника безопасности во время экскурсии по городу.

Транспортная система Москвы. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на дороге. Что делать при ДТП. Правила пользования городским общественным транспортом.

Как не быть обманутым.  Рынки. Карманники. "Лохотроны". Питание и здоровье. Как выбирать продукты.

Опасности во время отдыха. Опасности на воде. Экологические требования и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.

     Практическая  работа:  Решение ситуационных задач (ориентирование в городе).

     Творческая работа:         Составление инструкции «Правила поведения детей на транспорте (на пляже; в лесопарке и др.)».      

3.   ОДИН   ДОМА.          (12  ч.)

          Московские пожары и пожарные.  Предупреждение пожара. Действия в случае пожара.

        Чужие взрослые на улице и дома. Кому открывать дверь?

Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях.

        Угроза наркотиков. Наркомания и здоровье. Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

        Практические работы:  Деловая игра «Один дома».

                                                 «Этого можно было избежать» на основе анализа материалов СМИ

       Экскурсия:                       Мой район.

      Творческая работа:        Опасные места моего района.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

№/№

Основные вопросы

содержания урока

1

Легенды о возникновении Москвы

2

Основные исторические вехи роста города и факторы окружающей среды, создающие угрозу жизни и здоровью москвичей:  Москва 12-15 вв.

3

                                                     Москва  16-17 вв.

4

                                                     Москва  18-19 вв.

5

                                                     Москва  20 в.

6

Современная Москва. Москва среди городов мира. Влияние окружающей среды на здоровье.

7

Географическое положение Москвы. Площадь Москвы. Функции Москвы

8

Территориальное  устройство Москвы. Понятия: «Административный округ» и «Район города Москвы». Границы своего района.

9

Особенности своего района. Службы экстренной помощи москвичам своего района.

10

Москвичи. Численность населения Москвы. Занятость москвичей. Социальная структура населения.

11

Национальный состав и основные конфессии москвичей

12

Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий.

13

Деловая игра «Как избежать конфликта при общении с …….»

14

Формирование современной радиально-кольцевой планировки города.  Нумерация домов.

15

Понятие о топонимике. Основные топонимы Москвы. Ориентирование по топонимам

16

Что делать, если ты заблудился в городе.

17

Транспортная система Москвы.

18

Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на дороге. Что делать при ДТП.

19

Правила пользования средствами городского общественного транспорта.

20

Техника безопасности во время экскурсии по городу. Разработка экскурсии по своему району.

21

Как не быть обманутым. Рынки. Карманники. Лохотроны.

22

Питание и здоровье. Как выбирать продукты.

23

Практическая  работа:  Решение ситуационных задач (ориентирование в городе).

24

Творческая работа: Составление инструкции «Правила поведения детей на ….. транспорте».      

25

Московские пожары и пожарные.

26

Предупреждение пожара. Действия в случае пожара.

27

Чужие взрослые на улице и дома. Кому открывать дверь?

28

Деловая игра «Один дома».

29

Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов и в случае террористических актов.

30

Действия в экстремальных ситуациях. Как не противостоять панике.

31

Угроза наркотиков. Наркомания и здоровье.

32

Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

33

Опасности во время отдыха. Опасности на воде. Экологические требования и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.

34

Практическая работа: Анализ материалов СМИ

35

Творческая работа:        Опасные места моего района.  

36

Экскурсия:                        Мой район.

Методическое обеспечение.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование на тему и иллюстрирование, аппликация, беседы, защита проектов. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются знания и интересы учащихся.

        В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

·   приобретение новых знаний  (педагог сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа  воспитанники начинают изучение новых тем;

·      занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);

·   повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;

·       комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).

        В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей  группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

        

Занятие состоит из нескольких этапов:

  1.  Объяснение материала.
  2. Выполнение детьми творческого задания.
  3. Проектная деятельность.
  4. Подведение итогов, обсуждение работ.

Список литературы

1.Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Советская педагогика.– 1990. – № 9

2.Бурменской и В. М. Слуцкого.Одаренные дети: Пер. с англ./Общ.ред. . – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

•3 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М. 2001.

4.•Вербицкий А., Сахарова Н. Психологические особенности вкючения взрослых в образовательную деятельность // Новые знания. – 1999. №2.

5.•Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. – М. 2003.

6.•Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М. 2007.

•Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвуз. Сб. / Под ред В. И. Васильева. – Петроза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

«Правила безопасности начинающего туриста» в рамках социальной практики «Безопасная жизнь»

 Урок напоминает учащимся, как избежать несчастных случаев на дорогах; воспитывает дисциплинированность пешехода, систематизирует знания учащихся по организации дорожного движения. Во время урока про...

Международный конгресс "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни"

25 и 26 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге  состоялся   V  Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».   25 сентября в рамках конгресса в выст...

Рабочая программа подготовительной группы "Добрая дорога к безопасной жизни" ОБЖ

На протяжении нескольких лет я работаю по приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологическ...

Программа курса дополнительного образования "Мы москвичи"

Программа курса дополнительного отбразования "Мы москвичи"...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...