Методический материал к игре "Мы идем в поход"
методическая разработка по обж по теме

Данная разработка служит методическими рекомендациями для внеклассной работы по пешеходному туризму в 4-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

,

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

к игре « Мы идём в поход»

Составил преподаватель-организатор ОБЖ: Музафяров Ринат Мунирович

Кузнецк

2013г.

Объяснительная записка

Эколого - туристическая игра «Мы идём в поход».

Для детей среднего школьного возраста (4 – 6 класс).

Рекомендуется для проведения в любом детском учреждении: 1. На всемирный День Туризма.

                       2. Для широкого применения с целью            

                           экологического воспитания и рекламы  

                           туристической работы.

Цели и задачи: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить общению с ней;

привить детям навыки и знания о трудностях, подстерегающих их на туристской тропе;

проверить, хорошо ли ребята знают лес, знакомы ли они с целебными свойствами лесных растений;

привлечь детей к занятию туризмом.

Ход подготовки: 

1. Подготовить: материал для оформления зала.

2. Подобрать литературу для оформления книжной выставки.

3. Нарисовать рисунки ядовитых растений и грибов.

4. Написать плакаты.

5. Жетоны для поощрения заданий.

6. Объявить конкурс на лучший проект медали: «Бывалому туристу» за первое место и «Начинающему туристу» за второе место.

7. Эмблемы для участников и для болельщиков.

8. Круги из картона.

9. Цветные листочки  с буквами: Р; Ю; К; З; А; К. К; О; М; П; А; С.

10. Два засыпанных листвой «родника».

11. Карточки с заданиями.

12. На листе 2 кроссворда «Эрудит», «Турист».

13. Открытки со съедобными растениями.

14. Ведущих может быть несколько человек.

15.Выучить туристские песни и стихи.

Оформление:

Зал оформляется под лесной уголок.

Книжная выставка «Ветер странствий», «Целебные свойства растений».

Стенд «Осторожно! Ядовитые растения и грибы».

На стене плакаты:

1. По своему чудесен каждый край,

И если хочешь ты увидеть чудо,

По белу свету странствовать ступай.

                                                    П. Марин

2. Это зависит от каждого из нас.

Нельзя:

- разрушать памятники природы и культуры;

- загрязнять природную среду;

- беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда ;

- ломать  растения, срывать цветы;

- выкапывать растения.

Нужно:

- сохранять и охранять памятники культуры и природы;

- оборудовать и очищать места отдыха;

- оберегать и подкармливать животных и птиц;

- сберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам.

3. Бойтесь

    Очень

    Люди

    Остаться

    Только

    Одни  

4. Человек, который понимает природу – благороднее, чище. (Л.М. Леонов)

Ход игры

Ведущий: Дорогие ребята! Вы хотели бы отправиться в поход? Чтобы стать бывалыми туристами, нужно многому научиться, много знать и любить природу, ходить в походы.

Но для начала давайте поиграем, устроим весёлые соревнования, чтобы проверить готовы ли вы к походу.

Итак, у нас две команды по 6 человек. Все остальные болельщики, для которых тоже будет испытание.

Труден путь по лесным тропам, много опасностей поджидает вас, и победит та команда, которая больше наберёт жетонов.

Ведущий: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с кочки на кочку поодиночке (на пути расставлены «кочки» - круги из картона). А на той стороне болота находится засыпанный листвой «родник»,  на каждом листочке написана буква. Турист преодолев болото, должен взять один листок, расчищая «родник». Причём следующий игрок не должен начинать движение, пока не возьмёт свой листок предыдущий игрок. Когда «родник» будет расчищен, составьте слово из букв написанных на листочках. Это слово – название вашей команды.

И так начали. (команды выполняют задания).

Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. (кто первый определит название команды получает жетон)

Команды представляются:

1. Два ремня висят на мне

    Есть карманы на спине

    Коль в поход идешь со мной,

    Я повисну за спиной.              РЮКЗАК

2. Я маленький, да удаленький

    Стоит на меня взглянуть

    И тот час узнаешь путь.         КОМПАС

Ведущий: Перед тем, как идти в поход необходимо собрать нужные вещи. С этой целью проведём игру «УРА! В поход!»

Отбор необходимых вещей из большой «кучи» предметов и укладывания их правильно в рюкзаки за одну минуту. Участвуют по одному игроку от каждой команды.

Оценка:                  20сек. – 7 жет.

                                25сек. – 6 жет.

                                30сек – 5 жет. и т.д.

Или игра «Чудо-дерево»

 На «дереве»размещаются «вещи» туриста. За каждый снятый с дерева предмет участник конкурса получает жетон.

Ведущий: Вам было задание придумать или найти загадки о необходимых вещах в походе. (каждой команде за загадку один жетон, другая команда отгадывает, если не могут подключить болельщиков)

Примеры загадок: 1.Он в походе всем нам нужен,

                                   Он с кострами  очень дружен,

                                   Можно в нем уху сварить,

                                    Чай  душистый  вскипятить(котелок)

                               2.В деревянном домике

                                  Проживают гномики.

                                   Уж такие добряки-

                                   Раздают всем огоньки (спички)    

                               3.Я горячее храню,

                                  Я холодное храню

                                  Я и печь, и холодильник

                                   Вам в походе заменю (термос)

                                4.Отгадать легко и просто:

                                   Мягкий, пышный и душистый.

                                   Он и  черный, он и белый,

                                   А бывает подгорелый (хлеб)

                               5. Длиннохвостая лошадка

                                   Привезла нам каши сладкой

                                   Ждет лошадка у ворот-

                                   Открывай пошире рот (ложка)

                               6. Этот глаз -особый глаз,

                                   Быстро взглянет он на вас,

                                   И появится на свет

                                  Самый точный ваш портрет (фотоаппарат)

Ведущий: Ребята, Вдруг вы забыли в поход взять спички.

Каждая команда предлагает один способ разжигания костра без спичек и зажигалок.

1способ. В солнечную погоду- с помощью лупы, стекла от часов, очков. (1 жетон)

2способ. Трением с помощью полена и заостренной палочки (1 жетон)

Ведущий: Представьте себе, что вы успели съесть все, что было в рюкзаке и вам можно только рассчитывать на  подножный корм. Выберите из предложенных вам рисунков (открыток) то, что можно использовать для еды.. Какие части растения лучше всего использовать и в качестве какого блюда?

Ребята составляют меню, показывая рисунки этих растений остальным (1 жетон за один ответ)

Варианты ответов:  черемша (медвежий лук)-салат;

                                  Лопух –корни съедобны в вареном, жареном, печеном виде;

Одуванчик -в салат -листья, корни -как суррогат кофе;

Камыш- корневища в печеном и вареном виде(предварительно вымочив), из них можно сделать кашу, пюре;

Зверобой – чай;

Кислица – листья в супы, на салаты;

Крапива – молодые побеги употребляются на зеленые щи, пюре, салаты;

Грибы: белый, подосиновик, подберезовик, маслята,

рыжики, опята и другие.

Ведущий: А из каких растений в походе можно приготовить чай? (каждая команда по очереди называет растения)

Примеры ответов – из листьев земляники, малины, черники, клюквы, брусники, душицы, зверобоя и Иван-чай.

Ведущий: Каждой команде предлагается решить кроссворд на знание туристско-краеведческих терминов.

Команде «Рюкзак» - кроссворд «Эрудит»

Команде « Компас»- кроссворд «Турист»

Вопросы для составления кроссворда «Эрудит»:

1.Один из методов сбора краеведческих сведений у местных жителей во время похода, экспедиции.

2. Географическая координата.

3. Специалист в области изучения и охраны природы.

4. Самый распространенный тип походного костра.

5Название отдельного куска страховочной веревки.

6.Стоянка туристов, оборудованная для длительного отдыха

7.Курортный поселок, центр туризма и альпинизма на Кавказе.

8. Участок леса с преобладанием липы.

9.Спортсмен-путешественник.

10. Естественное препятствие в пешеходном туристском походе.

11.Короткое толстое бревно.

12. Самый необходимый предмет группового снаряжения в спортивно-туристском походе

13. Основное средство страховки альпинистов.

14.Тонкая сетчатая ткань, применяемая туристами для защиты лица и внутреннего пространства палаток от комаров и гнуса.

Ответы: 1.Беседа. 2.Широта. 3.Эколог. 4.Решетка. 5.Конец.

6.Бивак. 7.Домбай. 8.Липняк. 9.Турист. 10.Пески. 11.Колода. 12.Карта. 13.Веревка. 14.Марля.

Вопросы для составления кроссворда «Турист»

1.Элемент оснащения лыж.

2.Механизм горнолыжных трасс.

3.Вид обуви, используемый в несложных летних туристских походах.

4.Предмет личного снаряжения туриста для зимних туристских походов.

5.Система вертикальных и горизонтальных линий на топографических картах.

6.Вид  подножного корма в летних походах.

7.Разметка дистанций на соревнованиях

8.Посох туриста.

9.Вид туризма.

10.Тип походного костра.

11.Фактор, осложняющий движение байдарки в походе по большой реке, озеру.

12.Густой, труднопроходимый лес.

13.Туго натянутая веревка(канат, трос), используемая как ограждение или для просушки белья.

14.Наименьшее (по нормативам) количество походных дней для совершения туристского похода 1-й категории сложности.

Ответы: 1Крепления. 2.Подъемник.  3.Кеды. 4.Лыжи. 5Сетка. 6.Ясень. 7.Маркировка. 8.Альпеншток. 9.Пешеходный. 10.Нодья. 11.Волна. 12.Пуща. 13.Леер. 14.Три.

За каждый правильный ответ – 1жетон.

Ведущий: Пока команды работают с кроссвордами с болельщиками мы по решаем  экологические задачи.

(За правильный ответ болельщики получают жетон.)

Задача 1.Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет)

Задача2. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в установленное место. Выйдя на поляну, Костя увидел своего друга, у которого была корзина, полная мухоморов.

-Ты зачем набрал мухоморов?- удивленно спросил Костя.

-Я их набрал, чтобы другие не отравились,- ответил Миша. Правильно ли поступил Миша? (Нет, Миша лишил пищи лесных жителей и сам не будет есть собранные грибы.)

Проводится итог решения кроссвордов.

Ведущий: А сейчас я проверю, как вы знаете растения животных нашего края.

( За один правильный ответ 1 жетон.)

1.Что за травка угощает

   На лугах, в лесной глуши

   Человека – вкусным чаем,

   Пчел нектаром от души?  ((Иван-чай.)

2. Кто же я? Мне дорог ельник,

   Я соседством с ним горжусь.

   Заменить могу щавель я

   И для многих блюд гожусь. (Кислица)

3. Что за дерево? В лесу ли,

    В парке ли, в саду цветёт  -

    Больше всех пчелиным ульям

    Мёда летом отдаёт. (Липа)

4. Разрастаюсь всюду смело,

    А порой бывает так:

    Я вцепляюсь озверело

    Даже в самых злых собак! (Репейник)

5. По родным полям кочуя,

    Кто, когда метет метель,

    В снег ныряет – и ночует,

    Хвалит снежную постель? (Тетерев, глухарь, рябчик)

6. Забираясь в глушь лесную,

    Чьи птенцы, собравшись в круг,

    Не узнают мать родную,

    Даже если встретят вдруг? (Кукушка)

Ведущий: В лесу не передают сводок погоды поэтому туристу необходимо уметь предсказать погоду. Умеете ли вы это?

Погоду можно предсказать по различным признакам.

Задание для команды «РЮКЗАК».

Выберите 5 признаков ясной (сухой) погоды.

Задание для команды «КОМПАС».

Выберите 5 признаков дождливой (ненастной) погоды.

Вопросы для выполнения заданий:

1.При заходе и восходе солнца заря жёлтая, золотистая, розовая.

2. На горизонте появляются тонкие перистые облака, вытянутые в виде нитей с загнутыми концами.

3. Вечерняя и утренняя заря приобретает красну, иногда даже багровую окраску. Солнце садится в тучу.

4. С восходом солнца появляются кучевые облака. К полудню размеры их увеличиваются.

5. Тонкие перистые облака постепенно затягивают всё небо и переходят в перисто – слоистые облака, расположенные плотным слоем.

6. Летом ночью совсем нет ветра. К полудню он усиливается, а к вечеру снова стихает.

7. После захода солнца на траве появляется роса, которая усиливается перед восходом солнца, а с восходом его исчезает. Весной и осенью вместо росы на земле и крышах образуется иней.

8. Роса или иней не появляются.

9. Вечером теплее, чем днём.

10 Ветер резко меняет направление и к вечеру усиливается.

11. Летом ночью над низинами скапливается туман.

12. Ясно выраженный суточный ход температур.

(Признаки ясной сухой погоды – 1, 4, 6, 7, 11, 12.

Признаки ненастной погоды – 2, 3, 5, 8, 9, 10.)

За каждый верный ответ  один жетон.

Также погоду можно предсказать по народным приметам.

Пока команды выполняют задание, болельщики отвечают на вопросы.

  1. Муравьи закрывают ходы в муравейники. (К дождю)
  2. Обильная роса по утрам. (Днём будет хорошая погода)
  3. Птицы купаются в пыли. (Будет жарко)
  4. Ласточки летают низко над землёй. (К дождю)
  5. Идёт дождь, и на лужах пузыри.(Дождь будет идти долго)
  6. Белая кувшинка закрылась днём. (К плохой погоде, к дождю)

Подведение итогов задания команд.

Ведущий: Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет врасплох. Туризм и природа – понятия не разделимые. Погода прекрасна – она сама делает жизнь, тех, кто её любит, кто умеет смотреть на неё добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче.

В природе можно заблудиться. Не пугайтесь – выход всегда найдется. Страх и паника – самые  главные опасности в походе.

Назовите известные вам ориентиры в лесу:

1.Если при входе в лес солнце справа от нас, то при выходе? (Слева)

2.После дождя сосны  чернеют с какой стороны? (С северной)

3.На какой стороне дерева растут мхи и лишайники? (На северной)

4.Где больше смолы на сосне в жаркую погоду? (На южной стороне ствола.)

5.Кора деревьев темнее …С какой стороны? (С северной)

6.На какой стороне поляны более густая трава? (На северной.)

7.Какая сторона муравейника более пологая? (Южная.)

8.Муравьи устраивают свои жилища у больших деревьев, пней, кустов. С какой стороны? (С южной)

9.Весной снег помогает ориентироваться. Каким образом? (Тает с южной стороны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

« Мы идем в поход »

Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать ...

Эколого-туристско-краеведческая игра "Мы идем в поход!"

Игра должна способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;2.     Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гра...

Конспект занятия "Мы идем в поход"

Техноллогическая карта учебного занятия...

Мы идем в поход

Полезная информация для проведения похода....