Тема "Землетрясение" 7 класс
план-конспект урока по обж (7 класс) по теме

ЧУМАКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Тема "Землетрясения" состоит из трех уроков. Предлагаю  ознакомительный урок по данной теме и урок закрепление знаний ввиде игры с элементами практичекой направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_1.docx17.37 КБ
Файл 3.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Происхождение землетрясений» 7 класс

Урок: объяснение нового материала.

Цель: дать понятие опасному явлению природного происхождения  землетрясению;

           ознакомить с основными причинами происхождения землетрясений;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос пройденного материала – 3-5 мин.
  1. Дать определение опасного природного явления?
  2. Виды опасных явлений природного происхождения?
  3. Какие опасные явления относятся к геофизическим?

  1. Объяснение нового материала.

        Сегодня мы подробнее познакомимся с наиболее страшным геофизическим явлением природного происхождения – землетрясением.(Просмотр фрагмента видеофильма).

(определение записывают в тетради)

          Землетрясениями называются колебания и смещения земной поверхности, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных процессов и деятельности человека.

(просмотр фотографий с 33-39)

Причины землетрясений:

  1. Естественные глубинные тектонические процессы (эндогенные)

движение литосферных плит (платформ) – Тихоокеанская, Евразийская, Антарктическая, Африканская, Индийская и др (20 плит). (работают по тектонической карте).Определяют соответствие географических объектов и литосферных плит.

 Америка – Американская плита

  Африка – Африканская плита

  Евразия – Евразийская платформа

 Тихий океан – Тихоокеанская плита

(с помощью мультимедийного оборудования показываю основные траектории движения литосферных плит и центры землетрясений).

  1. Обрушение подземных карстовых пустот или рудников (рисунок).
  2. Падение космических тел.
  3. Извержение вулканов.
  4. Взрывные и строительные работы.

     (записывают названия литосферных плит и причины землетрясения в тетради).

     4.   Закрепление знаний:

Дать определение землетрясения?

Назвать основные причины землетрясения?

 

Подведение итогов хорошей работы на уроке.

 Домашнее задание:

               найти дополнительный материал о сейсмических шкалах – Рихтера, Меркали, 12-ти бальной, MSK;

               найти дополнительный материал о разрушительных землетрясениях последних столетий;

              читать стр 13-17, записи и определения в тетради выучить.

                                   



Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Землетрясения»

7 класс

Тип урока: урок обобщение темы

Форма урока: урок-игра

Цели урока:

1. образовательные

- закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации «землетрясении»;

- продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;

- расширять представление об окружающем мире.

2. развивающие:

- развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ;

- развивать коммуникативные навыки через работу в командах по  взаимоконтролю.

3. воспитательные:

- воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;

- формировать творческую активность, дисциплину, внимание.

Оборудование урока: видеоматериал, карточки с заданиями, ситуационные задачи, рисунки, наглядный бытовой материал (лекарство, одежда, фонарь, книга, вода, мыло, полотенце, документы и др), надпись на доске.

Ход урока

  1. организационный момент.
  2. просмотр фрагмента видеофильма «Землетрясение».

                Ребята, с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках?

                  Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?

                Нужно ли изучать характер этого явления, и какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?

             Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по данной теме. И я предлагаю вам провести урок в форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения. Каждая игра – это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены фишки, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.

Итак, начнем!

 

Первый этап игры заключается в проверке ваших теоретических знаний.

 « БЛИЦ ТУРНИР»          

  1 команда                                                               2 команда

1. Землетрясение – это…………                    2. Главная причина землетрясений?

3. Где чаще всего происходят                        4. Что называется эпицентром         землетрясения?                                                  землетрясения?

5. По каким признакам можно                         6. Назовите известные вам                                    

предсказать землетрясение?                          сейсмические  шкалы, определяющие

7. Как называется прибор для                            силу  землетрясения?

измерения силы землетрясения?                  8. Перечислите основные последствия

                                                                              землетрясения: природные и для

                         людей?

Ответы 1 команды – 1.тектонические движения земной коры;

                                       3.на стыке литосферных плит;

                                         5.беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, дохлые крысы на улицах города, запах газа, искрение электрических проводов;

                                        7. сейсмограф.  

Ответы 2 команды –  2. тектонические процессы;

                                        4. участок над очагом землетрясения;

                                        6. Рихтера, Меркали;

                                         8. гибель людей, травмы, разрушение зданий, плотин, пожары, образование оврагов, затопление прибрежных территорий и другие варианты.

                       (За каждый правильный ответ команда получает жетон)

                  Ребята, обратите внимание, у меня на доске, написана главная формула безопасности. Эта формула, к которой должен стремиться каждый человек.

Главная формула безопасности: « Быть готовым к опасности.

                                                           При возможности – избежать.

                                                      При необходимости –   действовать»  

                                                           Не паниковать!

                       

Можно ли предвидеть опасность, быть готовым к встрече с ней?

Второй этап.

1 команда: Составляет памятку «Советы жителям сейсмологических районов».

 Приложение 1

2 команда: «Тревожный рюкзачок». Собирает необходимые вещи в сумку для жителя сейсмоопасного района.

           В «тревожный рюкзачок» необходимо положить электрический фонарик с запасными батарейками, медикаменты, одежду, запас продуктов питания на 3 дня, воду, деньги, документы, предметы личной гигиены, спальный мешок.

           (Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)

                 Возвращаемся к нашей формуле выживания. Итак, мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.

Третий этап.

           Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм и может быть даже гибели в опасной ситуации. К доске приглашаются по одному человеку от команды. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям.

                     1 команда                                                                2 команда

Безопасные места во время                Опасные места во время землетрясения                                                                 землетрясения

 1. угол пересечения капитальных стен;                1. лифт;

 2. чугунная ванна;                                                   2. кирпичные перегородки;

 3. дверной проем в капитальных стен;                 3. парта ученическая;

 4. проем балконной двери;                                    4. кровать;

 5. устойчивая массивная мебель;                         5. не устойчивая, незакрепленная

  6. открытая площадка на улице.                              мебель;

                                                                                   6. лестница;

                                                                                   7. мост;

.                                                                                  8. электростолбы;

                                                                                   9. навесы, козырьки домов;

                                                                                   10. телевизор;

                                                                                   11. оборванные провода.

                 Одновременно, с работающими ребятами у доски, ребята выполняют свои задания на местах письменно.

   

                     1 команда                                                                      2 команда

Если вас застало землетрясение                  Если вас застало землетрясение

в здании (дома). Ваши действия.                           на улице. Ваши действия

Приложение 2                                                                   Приложение 3

(Проверка заданий).

                      Теперь мы знаем, что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая часть нашей формулы «При возможности - избежать».

                      Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно быстро. По моему сигналу «Внимание, землетрясение» займите безопасное место в нашем кабинете.

                     Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место защитит вас на 100% при землетрясении?

                     Я думаю, что если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то – да. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.

 

Четвертый этап

     1 команда                                                                      2 команда

Помогите своими рекомендациями            Ваши действия после землетрясения?

человеку, оказавшемуся в завале?             Чем вы можете помочь пострадавшим?

Приложение 4                                                            Приложение 5

               Ребята, как вы думаете, мы выполнили  с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения на практике. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать  в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.

              Вывод делают учащиеся: Землетрясения являются очень опасным стихийным бедствием природного происхождения, которое влечет за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО может быть готовым к землетрясению, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.

Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ!

             Я очень рада, что вы показали все свои знания и умения на уроке. И если возникнет опасная ситуация, я уверена, полученные знания на уроках ОБЖ, вам пригодятся, и вы будете действовать так, как действовали на уроке.

             А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны и выявим победителя игры.                              Подводятся итоги, выставляются оценки.

Домашнее задание: подготовить интересный дополнительный материал к теме «Моретрясение. Цунами»

Приложение 1

Памятка «Советы жителям сейсмологических районов»

установить в доме безопасные и опасные места при землетрясении;

удалить из дома горючие вещества;

научиться пользоваться огнетушителем;

не держать на верхних полках и антресолях тяжелые предметы;

в отсутствии жильцов дома и на ночь перекрывать газ и воду, отключать электроприборы из электросети;

периодически менять запасы еды и питьевой воды в рюкзаке;

не загромождать вещами вход в квартиру, коридоры и лестничные площадки;

научите детей отключать воду, газ, электричество;

помните: коридоры нельзя заставлять мебелью, велосипедами, а тем более использовать для хранения опасных веществ, например красок, лаков, растворителей;

закрепите тяжелые вещи либо на полу, либо на нижних полках. Прикрепите  высокую неустойчивую мебель;

расположите кровати и рабочие места подальше от больших окон, застекленных шкафов, тяжелых предметов;

в определенном месте, известном всем членам семьи, храните фонарь, транзисторный приемник с запасными батарейками, огнетушитель, консервы, воду в пластиковых бутылках (которую необходимо менять), лекарства, ценные вещи, документы, одежду;

договоритесь с близкими о месте встречи и способе связи, если землетрясение застанет вас порознь;

освойте приемы оказания  первой медицинской помощи – это поможет вам и вашим близким в чрезвычайных ситуациях.

Приложение 2

Если вас застало землетрясение в здании (дома)

  1. отключите газ, электричество, загасите открытый огонь (печь, камин);
  2. постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов;
  3.  держитесь подальше от окон, не пользуйтесь спичками;

 не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков; 

  1. откройте дверь  для того, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости;
  2.  не выбегайте на лестницу, не пользуйтесь лифтом (его скорее всего заклинит);
  3. не прячьтесь под столом, кроватью, партой в школе, так как сейчас мебель в основном делают из непрочных древесно-стружечных (ДСП) и древесно-волокнистых (ДВП) плит.
  4. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели; 
  5. если находитесь не выше 3 этажа, взять «тревожный» рюкзачок и немедленно покинуть здание;
  6.  по лестнице спускаться, прижимаясь спиной к стене;
  7. успокойтесь сами и успокойте других, постарайтесь не паниковать, ведь самое страшное – паника. Помогите тем, кому необходима помощь;
  8. на улице отойти на пустынное место, подальше от зданий.

Приложение 3

Если вас застало землетрясение на улице. Ваши действия.

  1. постараться отойти от толпы;
  2. отойдите на открытое место подальше от зданий;
  3. не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам,
  4. держитесь подальше от столбов линий электропередачи,мостов, козырьков, навесов;
  5. не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не кончится;
  6. если вы находитесь в  машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Приложение 4

Рекомендации человеку, оказавшемуся в завале.

  1. осмотрите себя, пошевелите руками и ногами – нет ли где боли.
  2. Ощупайте одежду –  нет ли кровотечений. Попытайтесь подручными средствами остановить кровотечение, если оно есть;
  3. до прибытия спасателей ваша главная задача – беречь силы и не падать духом. Помните: спасается только  тот, кто хочет выжить. Ждите, спасатели ищут вас и обязательно  найдут;

людей из завалов извлекали и на седьмой, и даже на десятый день;

  1. устройтесь поудобнее, укройтесь, уберите от себя острые обломки;
  2. старайтесь не кричать напрасно: снаружи голос из завала не слышен. Лучше стучать по плитам металлическими предметами. Звать на помощь надо, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

Приложение 5

Ваши действия после землетрясения.

  1. встретьтесь с родственниками в назначенном месте;
  2. зарегистрируйтесь в штабе по ликвидации стихийного бедствия;
  3. по возможности окажите помощь себе и пострадавшим;
  4. держитесь подальше от разрушенных зданий, столбов и оборванных проводов;
  5. подчиняйтесь указаниям местных властей;
  6. не входите в здание до специального разрешения;
  7. по возможности эвакуируйтесь.

Автор Чумакова И.Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....