Рабочая программа по ОБЖ. (8 класс)
рабочая программа по обж (8 класс) по теме

Морозов Александр Владимирович

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса по учебнику С.Н. Вангородского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_8_klass.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре, утвержденного приказом Минобразования России от 05. 03 2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МОУ СОШ № 2 на 2011 - 2012 г.
  4. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.  В.Н.Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский (Дрофа, 2010 г.)

Цели и задачи курса:

  1. воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
  2. развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  3. освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

     В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Содержание учебного материала:

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Глава 2. Взрывы и пожары Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.  Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

     Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации.

Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.

Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека.

Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.

 Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.

Глава 5. Гидродинамические аварии

Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамически опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах.

Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах .

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.  

Глава 6. Нарушение экологического равновесия

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность.  

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

     Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами при:

поступлении СДЯВ через дыхательные пути; попадании СДЯВ на кожу; поступлении СДЯВ через рот. Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки поражения. Первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистым водородом и первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ нейротропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи. Поражение удушающими и нейротропными СДЯВ. Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь.

Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов, мышьяка, ртути, свинца, меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов. Оказание первой медицинской помощи.

Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии.

Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Занятия физической культурой и спортом. Закаливание организма.

Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков.

Признаки беременности. Рождение ребенка и уход за новорожденным.

Знать и уметь:

(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)

  1. Уметь правильно оценить ситуацию  во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
  2. Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
  3. Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;
  4. Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
  5. Знать основы здорового образа жизни;
  6. Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.

УМК:

1. Примерная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы.

2. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 8 класса, М: Дрофа, 2009 г.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

ИКТ

Примечание

План

Факт

Раздел I. Безопасность и защита человека в ЧС техногоненного характера (24 часов)

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (3 часа)

1

ЧС техногенного характера и их классификация

1

§ 1.1

Слайд-презентации.

2

Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности при техногенных катастрофах.

1

§1.2

3

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

1

§1.3

Глава 2. Взрывы и пожары (5 часов)

4

Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве.

1

§2.1-2.2

Слайд-презентации.

5

Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

1

§2.3-2.4

Слайд-презентации.

6

Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

1

§2.5

7

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

1

§2.6

8

Пожары и паника.

1

2.7

Слайд-презентации.

Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (4 часа)

9

Виды аварий на химически опасных объектах. Опасные химические и аварийно-химические опасные вещества и их поражающее действие на организм человека.

1

§3.1-3.2

Слайд-презентации.

10

Причины и последствия аварий на Х.О.О. Защита населения от аварийно опасных химических веществ.

1

§3.3

.

11

Защита населения от аварийно опасных химических веществ.

§3.4

Слайд-презентации.

12

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно - химически опасных веществ.

1

§3.5

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (6 часов)

13

Радиация вокруг нас.

1

§4.1

Слайд-презентации.

14

Виды аварий на радиационно-опасных объектах. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.

1

§4.2-4.3

Слайд-презентации.

15

Последствия радиационных аварий. Особенности радиационного загрязнения (заражения) местности.

1

§4.4-4.5

.

16

Характер поражения людей и животных. Загрязнение с/х растений и продуктов питания.

1

§4.6

17

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

1

§4.7

.

18

Защита населения при радиационных авариях.

1

§4.8

Слайд-презентации.

Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)

19

Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Причины и последствия.

1

§5.1-5.2

Слайд-презентации.

20

Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях.

1

§5.3-5.4

Глава 6. Нарушение экологического равновесия (4 часа)

21

Состояние природной среды и жизнедеятельности человека

1

§6.1

22

Изменение состава атмосферы

1

§6.2

Слайд-презентации.

23

Изменение состава гидросферы (водной среды) и суши (почвы).

1

§6.3-6.4

Слайд-презентации.

24

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

1

§6.5

.

Раздел II. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (5 часов)

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (4 часа)

25

Воздействие химических веществ на человека. ПМП при поражении химически опасными веществами удушающего действия

1

§1.1-1.2

26

ПМП при поражении АХОВ общеядовитого действия.  ПМП при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия

1

1

§1.3-1.4

27

ПМП при отравлении АХОВ нейротропного действия. ПМП при поражении удушающим и нейротропном АХОВ

1

§1.5-1.6

28

ПМП при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка. ПМП при ожогах химическими веществами.

1

§1.7-1.8

Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (1 час)

29

ПМП при отравлении бытовыми химикатами и минеральными удобрениями

1

§2.1-2.2

Раздел III. Основы здорового образа жизни (5 часов)

Глава 1. Физическая культура и закаливание (3 часа)

30

Занятия физкультурой и спортом

1

§1.1

Слайд-презентации.

31

Закаливание организма

1

§1.2

Слайд-презентации.

32

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.

1

§1.3

Слайд-презентации.

Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков (2 часа)

33

Признаки беременности. Рождение ребенка и уход за новорожденным.

1

§2.1-2.2

34

Повторение. Заключительно-обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...