Защитные сооружения гражданской обороны
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

 

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

·            Сформировать понятие «защитные сооружения», познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений. Познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях;

·            Развивать  мыслительные  операции- анализ, синтез. Развитие автономной и социокультурной компетенций.

·            Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих, коммуникативные навыки публичного выступления.

УУД:

 - личностные:  формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности

 - коммуникативные:  развитие навыков работы в группе, в паре, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений

-  познавательные: извлечение необходимой информации из интернет- источников, дополнительной литературы.

-  регулятивные: овладение навыками самоорганизации, целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того , что еще неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Технология урока:  ИКТ, витагенная

Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре, фронтальная

Приемы работы: алгоритмизация, использование ИКТ, самостоятельная работа над материалом, перенос знаний в новую ситуацию.

Место урока в системе уроков по теме: урок – закрепление пройденного материала, отработка полученных знаний.

Национально-региональный компонент:   домашнее задание поискового характера о защитных сооружениях Якутии

Системно-деятельностный подход: обучающиеся самостоятельно формируют цель своей деятельности и способы ее достижения, т.е. используется деятельностный принцип. Так же учитывался принцип комфортности, вариативности, минимакса и целостности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc89 КБ
Файл programma_po_fizkulture.docx60.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Защитные сооружения гражданской обороны

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  1. Сформировать понятие «защитные сооружения», познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений. Познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях;
  2. Развивать  мыслительные  операции- анализ, синтез. Развитие автономной и социокультурной компетенций.
  3. Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих, коммуникативные навыки публичного выступления.

УУД:

 - личностные:  формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности

 - коммуникативные:  развитие навыков работы в группе, в паре, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений

-  познавательные: извлечение необходимой информации из интернет- источников, дополнительной литературы.

-  регулятивные: овладение навыками самоорганизации, целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того , что еще неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Технология урока:  ИКТ, витагенная

Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре, фронтальная

Приемы работы: алгоритмизация, использование ИКТ, самостоятельная работа над материалом, перенос знаний в новую ситуацию.

Место урока в системе уроков по теме: урок – закрепление пройденного материала, отработка полученных знаний.

Национально-региональный компонент:   домашнее задание поискового характера о защитных сооружениях Якутии

Системно-деятельностный подход: обучающиеся самостоятельно формируют цель своей деятельности и способы ее достижения, т.е. используется деятельностный принцип. Так же учитывался принцип комфортности, вариативности, минимакса и целостности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап: организационный момент(1I) цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организация начала урока. Приветствие учеников.

Учитель рассказывает о трагедии Хиросимы и Нагасаки:

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года, соответственно) — единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны. Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба  («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром бомбардировщика B-29 . Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.

Проблемный вопрос: Почему погибло так много людей?  (учитель должен вывести  размышления детей  к теме данного урока)

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка) –

Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности





Учащиеся выдвигают, предлагают свои мнения.

II этап:

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Тема  урока “Защитные сооружения гражданской обороны(СЛАЙД №1)

Цель урока (проговаривается учащимся):

Сегодня  на уроке вы узнаете о средствах коллективной  защиты населения. Для того,  чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы.

1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.

2. Убежища и противорадиационные укрытия.

3. Размещение и правила поведения людей в убежище.

Результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Поэтому вам нужно внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно определить истинно предложенное  утверждение или нет.

Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


 

III этап:

Изучение нового материала

(18I)

Цель: проговаривание нового знания.

- Ознакомьтесь с текстом на стр.73-74, ответьте на вопросы: (СЛАЙД №2)

  1. Каково предназначение и классификация защитных сооружений.

2.Что такое защитное сооружение?

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло. 

Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны

(Слайд№3) Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения.

Работа в парах с  учебником  стр.73-74

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из интернет- источников, дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в паре, воспитание толерантности

 




Учащиеся предлагают определения защитным сооружениям, с помощью учителя приходят к общему мнению и  записывают определение в тетрадь.

Обсудите в группах факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:

Учитель подводит итог:  перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:

(СЛАЙД № 4)

- ядерного оружия (без учета прямого попадания);

- бактериальных (биологических) средств;

- отравляющих веществ,

- от катастрофического затопления,

- аварийно – химических отравляющих веществ,

- радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок,

- высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Учащиеся обсуждают в группах факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения. От каждой группы выступает спикер.

Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений

 

2. Убежища и противорадиационные укрытия.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов

В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно- гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ИИ при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

 При радиоактивном заражении местности ПРУ защищает людей от внешнего гамма излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. При соответствующей прочности конструкции ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ядерного взрыва и обломков разрушающихся зданий.

Противорадиационные укрытия устраивают с расчетом наибольшего коэффициента защиты. Они оборудуются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений.

Задание: Работая с учебником стр. 71-72 самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: как классифицируются убежища и противорадиоционные укрытия по расположению.

Ответ:

По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на:

  1. встроенные;
  2. отдельно стоящие.

Выступление подготовленного учащегося. (СЛАЙД № 5-9)

Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из интернет- источников, дополнительной литературы.













Учащиеся самостоятельно работают с учебником.

Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

  1. Размещение и правила поведения людей в убежище


Задание: Допишите в памятке недостающие требования, работая в парах

П А М Я Т К А (на столах учащихся)

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

-?

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- ?

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

-?

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- ?

-в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

-?

Просмотр СЛАЙДОВ 10-21


П А М Я Т К А (выдается каждому ученику)

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

- содержать в готовности средства индивидуальной защиты;

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- соблюдать правила техники безопасности;

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

- курить и употреблять спиртные напитки;

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- применять источники освещения с открытым огнем.

- в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

- выход из убежищ производится только с разрешения(коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).

Учащимся выдают памятки с пропущенными предложениями.

Задание: дописать недостающие требования, работая в парах.

Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию

Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают  свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда.


 




Знакомятся с правилами размещения и поведения людей в убежищах

Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап:

Первичное закрепление знаний (5I)

Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  В начале урока было сказано, что результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Вам предложено 7 высказываний. Определите истинно предложенное  утверждение или нет.

После выполнения учащимся предлагается взаимопроверка (СЛАЙД № 22) и выставить оценки друг другу. 

Выполняют задание.


Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

V этап: Итог урока(1I)

Выставляет оценки за работу на уроке, за выполнение теста .

Рефлексия проводится в режиме свободного микрофона (СЛАЙД № 23)

- Мне было понятно

- мне было интересно

-появился вопрос

-появилось мнение

Коммуникативные УУД: аргументация оценивания знаний.

VI этап:

Информация о домашнем задании(1I) региональный компонент

Ознакомить семью с памяткой “ Основные правила поведения в защитных сооружениях ”.  

Найти в интернете  информацию о защитных сооружениях гражданской обороны в Якутии.

Индивидуальное сообщение по теме  следующего урока «Индивидуальные средства защиты»

Фиксируют в дневнике.


Записываются желающие


Тест «Плюс, минус»

  1. Убежища ослабляют радиоактивные излучения в  1000 и более раз

да                             нет

  1. Под убежища нельзя использовать горные выработки, метрополитены

да                             нет

  1. Длительное пребывание людей в убежище обеспечивают электропитанием, санитарно-техническими устройствами (водопровод, канализация, отопление), радио и телефонная связь.

да                             нет

  1. Запас продуктов питания создается из расчета не менее чем на 2 суток для каждого укрываемого

Да                              нет

  1. Убежище обычно имеет один вход

Да                              нет

  1. Все убежища обозначаются специальными знаками

Да                              нет

  1. Противорадиационные укрытия защищают людей от ионизирующих излучений

Да                              нет

Ключ для  взаимопроверки

1

2

3

4

5

6

7

+

-

+

+

+

+

+

Список литературы:  

1.ОБЖ 10 класс, М.П. Фролов

2. основы безопасности. Тесты для 10-11 классов. Смирнов А.Р

3. теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. Русак О.Н., Михайло О.А.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физической культуре

1-11 классы (3 часа в неделю)

Автор-составитель:

Учитель физической культуры

ЭКСТИН .А.В

Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. 1-11классы. Задачи физического воспитания учащихся 1-11классов
  2. Часть I. Уроки физической культуры
  3. Базовая часть содержания программного материала уроков. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
  4. Гимнастические упражнения
  5. Подвижные игры
  6. Лёгкоатлетические упражнения
  7. Лыжная подготовка
  8. Плавание
  9. Часть II. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
  10. Часть III. Внеклассная работа
  11. Часть IV. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
  12. V-IХ классы. Задачи физического воспитания учащихся V-IX классов
  13. Показатели физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу
  14. Уроки физической культуры
  15. Спортивные игры
  16. Лёгкая атлетика
  17. Гимнастика
  18. Внеклассная работа

Пояснительная записка

Целью физического воспитания в школе является содействие формированию физической культуры учащихся. Установка на физическое воспитание учащихся предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, звания и на культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных

задач:

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях, отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою дёятельность на такие важные компоненты, как воспитание целостных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Вез базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных, особенностей работы школ.

Настоящая комплексная программа включает в себя содержание основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Она состоит из пяти взаимосвязанных частей, которые предваряют материал о задачах физического воспитания и уровне физической культуры учащихся. В свою очередь, каждый раздел программы содержит специфические задачи, содержание и организационно - методические рекомендации относящиеся к проведению занятий с учащимися 1-11 классов.

Вторая, третья, четвертая и пятая части программы содержат варианты внеклассных и внешкольных мероприятий. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.

1-11классы. Задачи физического воспитания учащихся 1-11классов.

Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

овладение школой владения;

развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Показатели физической культуры учащихся, оканчивающих начальную школу:

Учащиеся, оканчивающие начальную школу, должны достигнуть следующего уровня физической культуры.

Учащиеся должны знать:

Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;

О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;

О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

О физических качествах и общих правилах их тестирования;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;

О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;

Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с)

6.5

7.0

Силовые

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)

130

5

125

4

К выносливости

Бег 1000 м

Передвижение на лыжах 1.5 км

Плавание произвольным стилем 25 м

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3x10 м (с)

11.0

11.5

Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180є - 360є; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на козла или коны высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90є и 180є, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.

В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства "Бой петухов", "Часовые и разведчики", "Перетягивание в парах", "Выталкивание из круг".

В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таб).

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Способы проведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.

Часть I. Уроки физической культуры

Цели и задачи.

Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и чёткие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средства обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решается на каждом уроке.

Вместе с тем отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движения, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных и кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока является выработка умений и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе урока учитель должен определить предрасположенность ученика к определённым видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.

Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).

Организационно-методические указания.

Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы необходимо согласовывать между собой, определять объём учебного материала с учётом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся класса.

Важнейшим требованиям современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом и состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной активности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в соответствии с температурными и погодными условиями.

Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движения. При проведении занятий с учащимися 1-4 классов особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связанны между собой. Одно и тоже упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на уроке развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам - отличительная черта хорошо организованного процесса.

Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере, того, как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступать место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движения), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.

Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучение, доступные тренажёры.

Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на урока чёткая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определённой свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На урока физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяется таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Оценка успеваемости должна складываться, главным образом, из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемы при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнении усреднённых учебных количественных нормативов.

Уроки физической культуры должны строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которым учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре, уже с младшего школьного возраста, необходимо учитывать интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия внутри даже одного возраста, учитель должен стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно среди мальчиков и девочек.

Примерное распределение учебного времени (сетка часов) на различные виды программного материала при двухразовых занятиях физической культурой в неделю

№ п. п.

Виды программного материала

Классы

I

II

III

IV

1

Базовая часть

52 (78)

52 (78)

52 (78)

52 (78)

1.1

Основы знаний

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

12 (18)

12 (18)

12 (18)

12 (18)

1.3

Гимнастика

12 (18)

12 (18)

12 (18)

12 (18)

1.4

Лёгкая атлетика

14 (21)

14 (21)

14 (21)

14 (21)

1.5

Лыжная подготовка

14 (21)

14 (21)

14 (21)

14 (21)

2

Вариативная часть

16 (24)

16 (24)

16 (24)

16 (24)

2.1

Связанные с региональными и национальными особенностями

8 (12)

8 (12)

8 (12)

8 (12)

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углублённому изучению вида спорта

8 (12)

8 (12)

8 (12)

8 (12)

При трёх и более разовых занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается. На основе единоборств выделяется примерно 3-4 часа.

Начинать основные навыки плавания рекомендуется с 4-ых классов. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно начиная с 1-го класса.

Базовая часть содержания программного материала уроков. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по разделу "Основы знаний": приемы закаливания, способы саморегулирования и самоконтроля можно осваивать как на специально отведённых уроках (1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

Основы знаний.

Естественные основы знаний.

Здоровье и физическое развитие человека. Строение человека и его положения в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы; роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (гиподинамия).

Социально-психологические основы.

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплекса упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям и правилам формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развития мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющей амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Приёмы закаливания.

Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала до 5-10 минут, постепенно довести до 30 - 60 минут (температура воздуха от +22єС до - 16єС). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны до 10-60 минут и дольше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9-11 часами дня от 4 до 60 минут (на все стороны тела). Водные процедуры. Обтирание - рано утром, после завтрака или до дневного сна 2-3 минуты. Обливание - утром, после зарядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40-120 с (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей). Душ - утром перед едой или перед дневным сном 90-120 с. Купание в реке, водоёме. Первые купания при температуре воздуха +24єС, вода от +20єС, продолжительность около 2 минут. В дальнейшем купание может быть в дальнейшем увеличено до 10-15 минут. Ходьба босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны в течение 10-40с хождение и бег по снегу.

Способы саморегуляции.

Изменение телесных и психических проявлений состояний организма. Контроль и регуляция тонуса скелетной мускулатуры. овладение приёмами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения. Самомассаж.

Способы самоконтроля.

Измерение массы тела. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости).

Гимнастические упражнения

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной роботы и самостоятельных занятий. В программный материал 1-4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазание и перелазании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.

Большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым или необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отвести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого, урока следует идти от более простых, освоенных, к более сложным. В урок следует включать от 3-4 до 7-8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии примерно 3-6 минут на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы реальные кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т.е. адекватному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.

Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количество. Преподаватель должен помнить, что упражнения е предметами должны содержать элементы новизны. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их сдует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного двигательного действия. Среди упражнений с предметами наибольшее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.

Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит также акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

Выполняя программный материал по построению и перестроению, не рекомендуется много времени тратить на их осуществление, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей

Висы и упор - упражнения в висе стоя и лёжа; в висе спиной к гимнастической стенке сгибание и разгибание ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь на канате и в висе; упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и упоре (на коне, бревне, гимнастической скамейке)

Вис согнув ноги, завесом двумя на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание ног в висе

Комбинации пройденных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке

На освоение навыков лазания и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку

Лазание по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку

Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками, по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высотой до 60 см); лазание по канату

Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь руками; по канату, перелезание через бревно, коня

Лазание по канату в три приёма; перелезание через препятствия

На освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей

Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук

На освоение навыков равновесия

Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90є; ходьба по рейке гимнастической скамейки

Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках на рейке гимнастической скамейки

Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м) повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор стоя на колене, сед

Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90є, 180є; опускание в упор, стоя на колене (правое, левое)

На освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей

Шаги с подскоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону

Третья позиция ног; танцевальные шаги; переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой

Шаги галопа в парах, польки; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг

I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах, элементы народных танцев

На освоение строевых упражнений

Основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на поднятые руки в стороны; повороты направо, налево; команды "Шагом марш!", "Класс, стой!"

Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команды: "На два, четыре шага, разомкнись!"

"Шире шаг!", "Чаще шаг!", "Реже!", "На первый-второй - рассчитайсь!"; перестроение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, "змейкой"

"Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!"; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, правильной осанки

Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполнение на месте и в движении

Сочетание движения ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук

Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности

______________________________

________________________________

_______________________________

Основы знаний

Название снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц

Самостоятельные занятия по разделу

Выполнение основных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических на равновесие, танцевальных упражнений

Подвижные игры

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели от собственного содержания игр.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности ч умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.

Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.

Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов.

Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Основная направленность

Классы

I

II

III

IV

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей к ориентированию в пространстве

К своим флажкам

Два мороза

Пятнашки

Октябрята

Пустое место

Белые медведи

____________

Космонавты

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Прыгающие воробушки

Зайцы в огороде

Лиса и куры

Прыжки по полосам

Волк во рву

Удочка

На закрепление и совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

Кто дальше бросит

Точный расчёт

Метко в цель

______________

______________

______________

На освоение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча (рекомендуется использовать мячи разного размера, веса, видов спортивных игр)

Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге

Ловля и передача мяча в движении с параллельным смещением игроков. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой) в движении по прямой (шагом и бегом)

Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Броски по воротам с 3-4 м (ручной мяч) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе

____________

Ведение мяча с изменением направление и скорости. броски по воротам с 3-4 м (ручной мяч) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

Играй, грай, мяч не теряй

Мяч водящему

У кого меньше мячей

"Школа мяча"

Мяч в корзину

Попади в обруч

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Гонка мячей по кругу

Вызови по имени

Овладей мячом

Подвижная цель

Мяч ловцу

Охотники и утки

Быстро и точно

Снайперы

Игры с ведением мяча

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для III и IV классов игры можно проводить в I и II классе

Борьба за мяч

Перестрелка

Мини-баскетбол

Мини-гандбол

Варианты игры в футбол

Самостоятельные занятия

Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями.

Основы знаний

Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности

Лёгкоатлетические упражнения

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитания младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей. Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).

Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной формах, которые должны доставлять детям радость и удовольствие. Систематическое проведение этих упражнений позволяет овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная объективная оценка достижений детей является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности содействует формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизм.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Обычная, на носках, пригнувшись на пятках, в полуприседе, с различными положениями рук, под счёт учителя, коротким (30-35 см), средним (50-55 см) и длинным шагом (60-65 см).

Сочетание различных видов ходьбы, с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкамС изменением длинны и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в "коридорчике", в различном темпе под звуковые сигналы

С преодолением 3-4 препятствий

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей

Обычный, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким (50-55 см), средним (80-90 см) и длинным (100-110 см) шагом, в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.), по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3х5 м, 3х10 м; эстафеты с бегом на скорость

__________________________________

коротким (60-65 см), средним (95-100 см) и длинным (115-120 см) шагом

__________________________________

__________________________________

С изменением длинны и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком в перёд, с захлёстыванием голени назад

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости

Равномерный, медленный до 5 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км

________________

(до 8 мин)

________________

(до 10-12 мин)

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей

Эстафеты: "Смены сторон", "Вызов номеров", круговая эстафета (расстояние 5-15 м)

С ускорением от 10 до 15 м (I кл)

От 10 до 20 м (II кл)

Соревнования (до 60 м)

В коридоре 30-40 см из различных и. п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через "условные рвы" под звуковые и световые сигналы, из различных исходных положений

__________________________________

Расстояние (15-30 м), "Встречная эстафета" (расстояние 10-20 м)

__________________________________

От 20 до 30 м (III кл)

От 30 до 40 м (IV кл)

__________________________________

С вращением вокруг своей оси на полусогнутых, зигзагом, в парах

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90є, с продвижением вперёд на одной и двух ногах, в длину с места, с высоты до 30 см, с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия, через набивные мячи, верёвку (высота 30-40 см) с 3 - 4 шагов через длинную висячую и качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге

________________ с поворотом на 180є, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4 - 5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков)

________________

________________ стоя лицом, боком к месту приземления, в длину с разбега с зоны отталкивания 30 - 50 см, с высоты до 60 см, в высоту с разбега, с хлопками в ладоши во время полёта, многоразовые (до 10 прыжков), тройной и пятерной с места

На заданную длину по ориентирам на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см, чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (с закрытыми глазами на точность приземления), с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90є-120є и сточным приземлением в квадрат, в длину разбега (согнув ноги), в высоту с прямого и бокового разбега, многоскоки (тройной, пятерной, десятерной)

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Через стволы деревьев, земляные возвышения и т.п., в парах

Эстафеты с прыжками на одной (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера

________________

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Малого мяча с места правой, затем левой рукой с расстояния 3-4 м по горизонтальной мишени, из-за на дальность, в цель, на заданное расстояние; набивного мяча 1 кг на дальность двумя руками; броски и ловля мяча в парах

Большого и малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния от 2 до 6 м, на заданное расстояние и на дальность (с места), малого мяча на дальность отскока от пола и от стены, набивного мяча от груди, снизу двумя руками, большого мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками (в парах)

________________

От 4 до 8 м,

________________ (с места и разбега)

________________ разными способами,

Одной рукой от плеча (в парах и тройках)

В щит (цель) с кругами разных диаметров (расстояние 3-8 м), на дальность и точность отскока, с разбега

________________

Разными способами (в парах, тройках, квадратах, кругах)

На закрепление навыков метания, развитие скоросто-силовых и координационных способностей

В узкие вертикальные цели, "по коридору", катание мяча в движущиеся цели и на точность остановки в обусловленном месте

________________

В цель с расстояния 4-6 м по медленно катящемуся большому мячу

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самостоятельные занятия по разделу

Равномерный бег до 6 мин, соревнования на короткие дистанции (до 30 м)

Прыжковые упражнения на одной и двух ногах

Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия

Метание больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ до 12 мин

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ до 50 м

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _до 50 см

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ до 100 см

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _

Основы знаний

Название упражнений: короткая дистанция, бег "на скорость", "на выносливость", название метательных снарядов, упражнений в прыжках в длину и в высоту, прыжкового инвентаря

Понятия эстафет, команды "старт-финиш", понятия о темпе, длительности бега, влиянии на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях

Лыжная подготовка

В задачи лыжной подготовки содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения (см. табл.).

К числу основных способов пёредвижений в период начального обучения относятся попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и лесенкой, спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.

В учебной работе большое место должно быть отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств - ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста.

Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду, при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже - 15 °С. В северных районах эта температурная норма может быть понижена на 5°, в южных примерно на столько же повышена.

Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость учащихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, держать по возможности всех учащихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину.

Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдельных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданская оборона, основные понятия и опре¬деления, задачи гражданской обороны.

Цель урока: Познакомить с основными понятиями ГО, задачи системы  ГО и органы управления ГО.Ход урока....

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ  «О защите населения и территорий

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

Технологическая карта 10 класс по теме "Защитные сооружения гражданской оброны"

Двадцатое столетие стало не только зпохой стремительных величайших научных  открытий, оно также "подарило" человечеству и новые угрозы,  часть из которых вполне может поставить жир...