Конспект урока в 10 классе "Защитные сооружения Гражданской обороны"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Харлашин Алексей Владимирович

Конспект урока в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Защитные сооружения гражданской обороны

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  • Сформировать понятие «защитные сооружения», познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений.
  • Познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях;
  • Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

№ слайда

презентации

I этап: организационный (1I) 

Организация начала урока

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

-----

II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала

(21 )

 

Тема сегодняшнего урока “Защитные сооружения гражданской обороны

Цель урока (проговаривается учащимся):

На сегодняшнем уроке вы узнаете о средствах коллективной  защиты населения. Для того,  чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы.

1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.

2. Убежища и противорадиационные укрытия.

3. Укрытия простейшего типа.

4. Размещение и правила поведения людей в убежище.

Результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Поэтому вам нужно внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно определить истинно предложенное  утверждение или нет.

Запись в тетради даты и темы урока.

Слайд № 1

III этап:

Изучение нового материала

(18I)

1. Предназначение и классификация защитных сооружений.

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло. 

Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны

Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения.

Записывают определение в тетрадь

Слайд №2

Итак, перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:

- ядерного оружия (без учета прямого попадания);

- бактериальных (биологических) средств;

- отравляющих веществ,

- от катастрофического затопления,

- аварийно – химических отравляющих веществ,

- радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок,

- высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Слушают учителя

Слайд №3

В мирное время предусматривается возможность использовать эти сооружения в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки.

Защитные сооружения подразделяются по защитным свойствам на:

  • убежища;
  • противорадиационные укрытия;
  • укрытия простейшего типа

Самостоятельно заполняют предложенную учителем схему.

Слайд №4

2. Убежища и противорадиационные укрытия.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов

В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно- гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище.

Слайд №5

Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ИИ при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

 При радиоактивном заражении местности ПРУ защищает людей от внешнего гамма излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. При соответствующей прочности конструкции ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ядерного взрыва и обломков разрушающихся зданий.

Противорадиационные укрытия устраивают с расчетом наибольшего коэффициента защиты. Они оборудуются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений.

Слайд №6

Работая с учебником самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: как классифицируются убежища и противорадиоционные укрытия по расположению.

Ответ:

По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на:

  • встроенные;
  • отдельно стоящие.

Самостоятельно работают с учебником

Слайд №7

Планировка убежищ и ПРУ

Помещения убежищ и ПРУ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным помещениям относятся: помещения для укрываемых (отсеки), пункты управления, медпункты. К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищённые дизельные электростанции (ДЭС), электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбуры.

Слайд №8

3. Укрытия простейшего типа.

(Сообщения готовят два ученика заранее)

Слушают сообщение, делают в тетради необходимые записи

Слайд № 9

4. Размещение и правила поведения людей в убежище

Перед вами на экране и на партах - правила поведения в защитных сооружениях, в течении 2 -3 минут, ознакомьтесь, пожалуйста, с данными правилами, а затем вклейте памятки, лежащие на столах к себе в тетрадь.

П А М Я Т К А (на столах учащихся)

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

- содержать в готовности средства индивидуальной защиты;

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- соблюдать правила техники безопасности;

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

- курить и употреблять спиртные напитки;

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- применять источники освещения с открытым огнем.

В убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

Выход из убежищ производится только с разрешения(коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).

 Памятку вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 10,11

IV этап:

Первичное закрепление знаний (5I)

Работа с текстом проверочной работы (на бумажном носителе или компьютере) по пройденной теме: «Защитные сооружения гражданской обороны».

После выполнения учащимся предлагается проверить выполненные работы и выставить оценки друг другу.

Выполняют задание. Самопроверка

V этап: Итог урока(1I)

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

VI этап:

Информация о домашнем задании(1I) 

Выучить записи в тетради.

Ознакомить семью с памяткой “ Основные правила поведения в защитных сооружениях ”.

Записывают в дневник и тетрадь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Какие Вы знаете средства коллективной защиты?

  2. Дайте классификацию убежищ по вместимости.

  3. Какие бывают убежища по месту нахождения?

  4. Объясните устройство убежища.

  5. Каковы нормы размещения для сидения на одного человека?

  6. Каковы нормы размещения для лежания на ярусах на одного человека?

  7. В каких целях используются убежища в мирное время?

  8. Перечислите порядок приведения защитных сооружений в готовность.

  9. Что необходимо взять с собой, направляясь в убежище?

  10. Как попасть опоздавшим в убежище?

  11. Назовите основные обязанности укрываемых в убежище.

  12. Что запрещается делать укрываемым в убежище?

  13. Какой порядок проведения спасательных работ при поражении убежища с укрываемыми?

  14. Назовите основные способы вскрытия пораженных убежищ.

  15. Как проводится эвакуация из убежищ укрываемых?

  16. Каково назначение противорадиационных укрытий?

  17. Какие помещения пригодны для противорадиационных укрытий?

  18. Объясните устройство отдельно стоящих противорадиационных укрытий.

  19. Назовите укрытия простейшего типа.

  20. При нахождении в укрытиях простейшего типа нужно ли пользоваться средствами индивидуальной защиты?

  21. Как Вы будете выбирать место под строительство простейших укрытий?

  22. Объясните устройство щелей открытого и закрытого типов?

  23. Как использовать защитные свойства местности от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защитные сооружения гражданской обороны

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.Задачи:·...

Конспект урока мужества в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ ДО ДДТ «Святое дело – Родине служить»

Развитие представлений учащихся  о подвигах героев-земляков в годы Великой Отечественной Войны. ...

Открытый урок Основы безопасности жизнедеятельности «Гражданская оборона в России»!

quot;1 марта – урок, приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны, с проведением практических учений и тренировок по защите школьников и персонала образовательных организаций ...

Урок ОБЖ на тему "Гражданская оборона в России"

Данный урок посвящен Дню Гражданской обороны в России - 4 октября...

Разработка урока ОБЖ по теме "Гражданская оборона. Огневая подготовка"

Конспект открытого  урока по  ОБЖ для преподавателей-организаторов ОБЖ...