конспект урока "Обеспечение водой".
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Этот материал можно использовать при подготовке к уроку по теме "Обеспечение питанием и водой" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_vodoy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                          К О Н С П Е К Т

                 урока основ безопасности жизнедеятельности,

                                 проведённого учителем ОБЖ

                     Александрович Екатериной Владимировной

                           в 6 «А» классе ГОУ СОШ № 648  

             Колпинского района Санкт-Петербурга  24.11.2008 года

                           Тема урока: «Обеспечение водой».

                                         Санкт – Петербург

                                                  2008 год

                    ТЕМА  УРОКА: «Обеспечение водой».

ОБЩАЯ  ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: научить учащихся способам получения воды при отсутствии водоисточников.

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

Образовательный аспект:

-  познакомить учащихся с ролью воды в жизни человека;

- дать понятие о способах получения воды при отсутствии водоисточников;

- дать понятие об основных способах очистки и опреснения воды;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН учащихся как основы для формирования ключевых компетенций:

  1. Коммуникативной: психологически настраиваться на эмоциональный тон партнёра по общению, обосновывать выводы, суждения; развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
  2. Информационной: рационально использовать источники информации в соответствии с поставленной задачей; способствовать формированию умения создавать презентации.
  3. Технологической: работать по алгоритму; работать с памятками.
  4. Проектной: рассматривать возможности поиска воды при отсутствии природных водоисточников.
  5. Учебно-исследовательской:  на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым развивать  у учащихся умения и навыки, необходимые для выживания в ситуации вынужденной автономии.
  6. Социальной: развивать качества личности безопасного типа, как необходимое условие успешной социальной адаптации.
  7. Рефлексивной: осмысление собственной познавательной деятельности, мотивов работы на уроке, развивать способность к самооценке и самоанализу.

Воспитательный аспект:

  1. воспитывать уверенность в своих силах;
  2. воспитывать бережное отношение к природе;
  3. воспитывать способность противостоять отрицательному влиянию природной среды  при попадании человека в ситуацию вынужденной автономии.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

                                                        -  1 –

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, репродуктивный, творческая деятельность в процессе обучения, метод личной аналогии.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ОБЖ 6 класс А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов, Москва «Дрофа» 2006 - 2008 г;

Л.В.Байбородова, Ю.В.Индюков Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие, Москва «ВЛАДОС», 2003 год;

С.П.Данченко Сборник ситуационных задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие, СПб, 2006 год;

С.А.Гвоздев Техника выживания,  Минск  «Современное слово»,2002 год;

Плакат  «Природные водоисточники»;

Памятка  «Меры по водообеспечению и водопотреблению в условиях вынужденной автономии»;

ЭОР: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран,  презентация, обучающий фильм «Сам себе МЧС».

СЛОВАРЬ: водопотребление, фильтр, конденсатор, дистиллятор, обеззараживание.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного) (5 минут).
  3. Постановка цели обучения перед учащимися (1 минута).
  4. Мотивация обучения (2 минуты).
  5. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков (16 минут).
  6. Закрепление знаний, умений и навыков (8 минут).
  7. Информация о домашнем задании (4 минуты).
  8. Подведение итогов (3 минуты).

                                               ХОД   УРОКА.

  1. Организационный момент.

Предварительная организация класса.

Готовность учителя к уроку.

Мобилизующее начало урока.

Приветствие.

                                                    - 2 -

  1. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).

- Ребята, что мы уже умеем делать в ситуации вынужденной автономии?

- Проверим, как вы это усвоили:

а) Куда покажет направление тень в солнечный полдень?

б) Почему при определении сторон горизонта по местным признакам нужно проконтролировать себя на нескольких примерах?

в) Как выбрать место для сооружения временного жилища?

г) Как можно добыть огонь без спичек?

  1. Постановка цели обучения перед учащимися.

- Мы уже многое умеем и знаем из того, что может пригодиться в ситуации вынужденной автономии.

- Цель сегодняшнего урока – научиться добывать воду в природе.

  1. Мотивация обучения.

- Как долго вы можете прожить без воды?

- Где вы будете её искать?

  1. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

- Тема сегодняшнего урока «Обеспечение водой». Запишите её.

- Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Роль  воды в жизни человека.
  2. Природные водоисточники.
  3. Очистка воды.
  4. Опреснение воды.

- Скажите, что вы уже знаете по этой теме? А что хотели бы узнать?

- Итак, знаете вы немало, но хотите узнать ещё больше. Правильно? Тогда слушайте и запоминайте. В жизни пригодиться!

1 вопрос. Роль воды в жизни человека.

- Для чего человеку нужна вода?

   

                                                     - 3 -

        Вода играет огромную роль в жизни человека. Она составляет 2/3 массы тела (это 50-70%). Она растворитель многих веществ, участвует в окислительно-восстановительных процессах. Вода разносит во все уголки организма кислород и питательные вещества, помогает избавиться от вредных продуктов обмена.

     Без воды (вообще) человек может продержаться от 3 до 10 дней. Обезвоживание свыше 10% вызывает глубокие расстройства и может стать причиной гибели. Потребность в воде в районах с умеренной температурой при относительно ограниченной физической подвижности составляет 1,5 – 2 литра в сутки, в пустынях и тропиках – 4- 6 литров в сутки. Но даже 0,5 литра в сутки помогает организму находиться в относительно нормальном состоянии.

- Посмотрите на слайд. Запишите два тезиса по этому вопросу на ваш выбор.

- Где же отыскать воду в природе? Переходим ко 2 вопросу.

 2 вопрос.  Природные водоисточники».

  1. Открытые водоёмы.
  2. Грунтовые водоёмы.
  3. Биологические водоисточники.
  4. Атмосферная вода.
  5. Использование для сбора воды специальных устройств.

- Запишите природные водоисточники.

- Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Посмотрим фрагмент  обучающего фильма «Сам себе МЧС». Он называется «В лесу».

- Запомнили советы? В случае необходимости  применяйте эти знания на практике.

- Что ещё необходимо знать о воде? Одно из самых главных требований, предъявляемых к воде – чистота. Переходим к 3  вопросу.

                                       

 3 вопрос « Очистка воды».

Способы очистки воды:

                                                    - 4 -

  1. Кипячение (3 минуты – погибают микробы, 10 минут – вода очищена от микроорганизмов).
  2. Фильтрование (промышленный фильтр, несколько слоёв ткани, самодельный фильтр из консервной банки).
  3. Использование химических препаратов (марганцовка – светло-розовый оттенок, раствор йода – 2 чайные ложки на ведро, бактерицидные таблетки).
  4. Выкапывание неглубокой ямки в полуметре от края водоёма.
  5. Для консервации воды (в случае длительного хранения) используют серебро. Оно губительно действует на живые существа, находящиеся в воде. Антимикробное  действие серебра выше, чем у многих антибиотиков.

- Как вы думаете, какой способ очистки воды самый надёжный?

- Запишите эти способы (кратко).

- А вы знаете, что употребление морской воды запрещено?

- Что же делать?

- Переходим к последнему вопросу.

4 вопрос «Опреснение воды».

  1. Использование дистиллятора.
  2. Химический способ (природные минеральные вещества цеолиты, добавляют в воду и встряхивают 10-15 минут).
  3. Замораживание.
  4. Селективные мембраны. (задерживают при фильтрации солёной воды молекулы растворённых в ней солей. Изготавливают из натриевого боросиликатного стекла с порами диаметром до двух миллионных частей миллиметра).

- Запишите способы опреснения воды (кратко).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:  встаньте, «поплавайте» как рыбки, покачайтесь на волнах.

6.Закрепление знаний, умений и навыков.

- Ребята, у вас есть вопросы по этой теме?

                                                   - 5 -

- Представьте, что вы встретили человека, который совершенно не знает, как добыть воду в природе. Давайте дадим ему советы.

- Работа с памяткой «Меры по водообеспечению и водопотреблению в условиях вынужденной автономии» (вставить пропущенные слова).

- Сдайте памятки на проверку. Оценки узнаете на  следующем уроке.

7.Информация о домашнем задании.

  1. Обязательно: страница 99 вопрос 3, 4 в учебнике.
  2. По выбору:

А) изготовить фильтр или конденсатор влаги;

Б) провести опыт по опреснению солёной воды с использованием самодельного дистиллятора;

В) создать презентацию на тему «Обеспечение водой»;

Г) подготовить сообщение на тему: «Водообеспечение в различных районах».

  1. Подведение итогов.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Эти знания могут пригодиться в повседневной жизни?

- Оценка работы учащихся.

                                              учитель ОБЖ ГОУ СОШ № 648

                                              Колпинского района Санкт-Петербурга

                                              Александрович Е.В._________________

                                              24.11.2008 года

                                                 - 6 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс

Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...

Конспект урока "Вода на Земле. Мировой океан и его части"

Коллеги!Предлагаю Вашему  вниманию конспект урока по теме "Вода на Земле. Мировой океан и его части"...

Урок-конспект "Подземные воды" 6 класс для учащихся с ОВЗ,работающих дистанционно с учителем.

Этот урок разработан с использованием индивидуального информационного метода проектов.Тип урока комбинированный. P { margin-bottom: 0.21cm; } Место и роль данного урока в дистанционном курсе: данн...

Конспект урока Воды Мирового океана 7 класс

Конспект модульного урока "Воды Мирового океана" 7 класс....

Конспект урока: "Вода - удивительное вещество природы"

Данный урок комбинорованный, но конспект составлен с учетом развития общеучебных умений школьников, в том числе и коммуникативных. Систематизация знаний о воде, первичное усвоение знаний о строении и ...