Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х классов
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Архипова Елена Николаевна

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл. для общеобразовательных учреждений/В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский-М. :Дрофа, 2012 .

                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochprogr8kl.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

  _____________/___________/

                      ФИО

Протокол № ___

от «__» ___________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

_____________/Денисова Л.А./

                           ФИО

«__»____________2012г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

____________  / Бортникова  Н.Ф./

                         ФИО

Приказ № __ от « __»____2012г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                                  Архиповой  Елены  Николаевны            

       по основам безопасности жизнедеятельности                  для 8-х классов

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2012 - 2013 учебный год


                                     Пояснительная записка.

Преподавание курса  основ безопасности жизнедеятельности  в  8 «А», «Б», «В», «Г»  классах осуществляется в соответствии с :

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  • Программой основного общего образования по  основам безопасности жизнедеятельности
  • Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл. для общеобразовательных учреждений/В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский-М. :Дрофа, 2012 .

          В настоящее время решение вопросов обеспечения безопасности стало одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

        Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования личных и социально значимых качеств обучающихся, направленных на повышение уровня защищённости жизненно важных интересов гражданина, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора на общественную опасность.

        Главной целью образования обучающихся в МОУ « СОШ № 34 с углубленным изучением художественно эстетических  предметов» является создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Это и определило цели обучения  основам безопасности жизнедеятельности.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение знаний  о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, причинах их возникновения, факторах опасности и последствиях; о безопасном взаимодействии человека и природы; об оказании первой неотложной помощи при поражении АХОВ и при бытовых отравлениях; о главных составляющих здорового образа жизни и основах репродуктивного здоровья;

-  воспитание у обучающихся качеств, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности;   сознательного отношения к вопросам укрепления и сохранения здоровья ; чувства  уважении к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооружённых силах Российской  Федерации или других войсках;

- развитие     

- формирование  умений предвидеть, распознавать   чрезвычайные ситуации техногенного характера и оценивать их опасное влияние; безопасного поведения до, во время и после аварий и катастроф; оказать неотложную помощь при поражении АХОВ и бытовых отравлениях.

          Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на обучающихся 8 «А», «Б», «В», «Г»  классов МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно эстетических предметов».

           Изучение курса ОБЖ в 8 классе  заканчивается проведением Дня защиты детей

Рабочая программа предусматривает разные варианты  дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в  8 классе дидактико-технологическое оснащение включает плакаты, карточки        (практические задания), аудио- и видеотехнику.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках основ безопасности жизнедеятельности используются презентации,   электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие :

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

 - индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа ( участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение викторин по ОБЖ., встречи с ветеранами войны  и участниками боевых действий,   правоохранительных органов, МЧС, выставки творческих работ обучающихся и др.)

             Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно - эстетических предметов» отводит на изучение  основ безопасности жизнедеятельности  в  8-ом  классе по 1 час в неделю, что составляет 34 часа в учебном году. Промежуточная аттестация  проводится в форме тестов, контрольных работ (10-15 мин.) в конце логически законченных блоков учебного материала.

           Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности обучающиеся 8  класса должны знать/понимать:

-  правила безопасного поведения при пожарах и взрывах; при авариях на химически опасных объектах; радиационно опасных объектах; при гидродинамических авариях;

 - основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов, от последствий аварий на ХОО, РОО, гидродинамических аварий.

 -   правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

 -  способы оповещения об авариях;

 - правила  оказания  неотложной помощи  при отравлении АХОВ; при бытовых отравлениях;

 -  о физической культуре и закаливании как необходимых полезных факторах здорового образа жизни;

 

        уметь:

- выполнять мероприятия по защите от пожаров и взрывов, от поражающих факторов аварий на ХОО, на РОО, гидродинамических аварий;

- правильно использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;

-предвидеть, распознавать и оценивать ЧС и их опасное влияние;

    использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни  для:

-безопасности и минимизации отрицательных последствий в ЧС техногенного характера;

- ведения здорового образа жизни.

 .

 

                         Учебно-тематическое планирование

по  основам безопасности жизнедеятельности

           

Класс  8 «А», 8«Б», 8 «В», 8 «Г»

Учитель  Архипова Е.Н.

Количество часов:

всего 34 часа;  в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков –     ,   тестов -      ,  

Планирование составлено на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования : пособие для учащихся  8-х классов /М.Ю.     по  основам безопасности жизнедеятельности

                                                                             

  • Учебник

 Основы  безопасности жизнедеятельности .                                                           Учебник для 8 класса  /  В.В. Марков,  В.Н. Латчук,  С.К. Миронов ,                 С.Н. Вангородский . – 12-е изд. – Москва , ДРОФА, 2012 год.  

Дополнительная литература

  1. Основы безопасности жизнедеятельности:  методическое пособие / В.Н. Латчук , В.В. Марков –М. : Дрофа, 2010 .  
  2.  Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады  8-9 классы . Учебное пособие / А.В. Клюев –Ростов-на-Дону, Легион, 2011

3.  Здоровый образ жизни.Михайлина, М,В. Лысогорская, М.А. Павлова- КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея», 2006  

     4.  Основы безопасности жизнедеятельности . Учебник для 8   класса/Ю.В. Воробьёв-М.: Астрель,2011.

     5.   Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 8 класса -А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников-М.: Просвещение, 2012.

     6.  Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания                          

          предмета 5-11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И. Хабнер-

          М.: ВАКО, 2011


№ урока

п/п  

Наименование разделов и тем

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню

подготовки учащихся

Учебно-

методическое

обеспечение

Календарные сроки

 8 «А»

8 «Б»

8 «В»

 

8 «Г»

   Раздел 1.    Безопасность и защита человека в чрезвычайных

                                    ситуациях техногенного характера  

                                         

1

  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.  

 Понятие   о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии и катастрофе.  Опасности аварий и катастроф и их динамика на территории РФ. Понятие о потенциально опасных объектах, основные причины аварий и катастроф тех. х-.ра

 Знать , что такое чрезвычайная ситуация техногенного характера.                         Иметь чёткое представление о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, наиболее вероятных для данного региона.

Презентация  

« ЧС Саратовской области»

2

 Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

 Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при техногенных авариях в местах проживания. Выяснение степени потенциальной опасности  в местах проживания. Принятие заблаговременных мер по защите от ЧС и их предупреждению. Действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

 Знать  правильные действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!».

 

3

  Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Понтие о пожаро- и взрывоопасном объекте.

Знать определение пожаро- и взрывоопасного объекта.                           Иметь представление о видах аварий на пожаро- и взрывоопасном объекте.

4

  Общие сведения о взрыве. Общие сведения о пожаре.

 Особенности и классификация взрывов и пожаров. Сущность процесса горения.

  Знать условия возникновения и прекращения процесса горения.                           Иметь представление о видах взрывов и пожаров.

 

5

  Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. Основные поражающие факторы пожаров и взрывов.

.Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях. Основные и вторичные поражающие факторы пожара и взрыва.

 Иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, о мерах, принимаемых по защите населения от них.

 

6

 Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

 Использование первичных средств пожаротушения  при небольшом загорании. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном здании, при эвакуации, при панике. Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда.

  

  Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах Основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов.

Уметь владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров и взрывов.

 Презентация « Пожар в школе», видеоролик «Пожар в квартире»

7

  Виды аварий на химически опасных объектах.

 Понятие об АХОВ,  о химически опасном объекте, о химической аварии. Виды аварий с выбросом АХОВ.      

Знать, что такое АХОВ. Иметь представление о видах аварий  на химически опасном объекте.

 

8

  Опасные химические и аварийно химически опасные вещества, их поражающее действие на организм человека.

 Классификация опасности веществ по степени воздействия на  организм.

 Иметь представление  о поражающем действии химически опасных веществ на организм человека.

 

9

 Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

 Основные причины и последствия аварий на ХОО. Понятие об очаге химического поражения и зоне химического заражения.

 Знать причины аварий на ХОО.                            Иметь представление о последствиях  аварий на ХОО.

 

10

  Защита населения от  аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ.

 Основные способы защиты населения от АХОВ; способы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты . Изготовление и использование ватно-марлевой повязки. Герметизация жилых помещений. Правила безопасного поведения. 

 Знать основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на ХОО; правила безопасного поведения при авариях на ХОО; способы оповещения об авариях на ХОО.

 Видеоролик «Авария на химическом предприятии»

11

  Радиация вокруг нас. Виды аварий на радиационно  опасных объектах (РОО)

Ионизирующее излучение и его составляющие. Естественные и искусственные  источники ионизир. излучения.  Внешнее и внутреннее облучение. Понятие о РОО. Классификация аварий. 

  Иметь представление об ионизирующем излучении и его составляющих; о видах аварий; о внешнем и внутреннем облучении.

 

12

  Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия  радиационных аварий.

 Специфические свойства  радиоактивных веществ.   Особенности радиоактивного загрязнения местности при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных при радиационных авариях.

Знать специфические свойства радиоактивных веществ.                                 Иметь представление о фазах аварий на АЭС, об особенностях радиоактивного загрязнения при авариях на объектах атомной энергетики.

 Видеофрагмент из док. Фильма «Чернобыль »

13

  Особенности радиоактивного загрязнения (заражения) местности.

Характер поражения людей и животных Заражение сельхозрастений и продуктов питания.

  Характеристика радиоактивного загрязнения с/х растений и продуктов питания. Механизм загрязнения.  

 Иметь представление о радиоактивном загрязнении  с\х растений и продуктов питания, воды.

 

14

  Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

 .

Действия населения по сигналу оповещения об аварии на РОО при эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности, при проживании на загрязненной местности. 

  Знать правила безопасного поведения при авариях на РОО.

 

15

 Защита населения при радиационных авариях.

 Мероприятия по защите населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Проведение йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.  

 Знать основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на РОО.

 

16

  Виды аварий на гидродинамическом опасном объекте.

Причины гидродинамических аварий и их последствия.

Понятие о гидродинамической аварии. Виды , основные и вторичные поражающие факторы, причины и последствия гидродинамических аварий  .

Иметь представление  о поражающих факторах , причинах и последствиях гидродинамической аварии  .

   

17

 Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила  безопасного поведения при гидродинамических авариях.

 Мероприятия , направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения. Правила безопасного поведения при затоплении местности; после  схода воды; при вынужденной самоэвакуации.

 

  Знать правила безопасного поведения при гидродинамических авариях; основные мероприятия по уменьшению последствий аварий на ГДОО.

Уметь выполнять мероприятия по защите от поражающих факторов  гидродинамичеких аварий

 

18

  Возможные чрезвычайные ситуации в Саратове и Саратовской области.

 Аварии на ХОО : «Саратоворгсинтез», МУПП «Саратовводоканал», НПЗ им.Кирова ; на РОО: Балаковская АЭС;. Гидродинамические аварии.

  Иметь чёткое представление о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, наиболее вероятных для данного региона.

Знать правила безопасного поведения в ЧС, характерных для района проживания.

 

19

  Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Изменение состава атмосферы.

 Понятие об  антропогенных изменениях в природе. Формы воздействия человека на природу. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Изменение климата и прозрачности атмосферы.

Иметь представление о формах воздействия человека на природу; источниках загрязнения окружающей среды; о последствиях  загрязнения атмосферы.                      

 

20

 Изменение состояния гидросферы. Изменение состояния суши .

Вода в жизнедеятельности человека. Причины ухудшения качества природных вод.

Почва как важнейший элемент биосферы. Причины загрязнения почвы

 Иметь представление о последствиях загрязнения почвы; ухудшения качества  природных вод .

 

21

 Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

Меры, направленные на  уменьшение влияния вредных экологических факторов на здоровье человека.

 Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ. Основные рекомендации по снижению влияния вредных экологических факторов на здоровье человека в местах проживания.

 Знать правила поведении при нарушении экологического равновесия в местах проживания.

   

Раздел 2.       

22

 .Воздействие химических веществ на человека. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего действия.  

Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления.  Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами.  

 Иметь представление о признаках химического отравления; об общих принципах неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами.

23

  Первая медицинская помощь  при  поражении АХОВ общеядовитого действия, удушающего и общеядовитого действия.

 Признаки поражения синильной кислотой, сероводородом. Первая неотложная помощь.

Иметь представление о правилах оказания  первой неотложной помощи при  поражении опасными химическими веществами.  

 

24

  Первая медицинская помощь при отравлении   АХОВ    нейротропного действия, при  поражении удушающими и  нейротропными АХОВ.  

 Признаки отравления сероуглеродом, аммиаком и первая неотложная помощь.

Иметь представление о правилах оказания  первой неотложной помощи при  поражении сероуглеродом, аммиаком.  

 

25

 Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами, при отравлении солями тяжёлых металлов и мышьяка, при ожогах химическими веществами.

Особенности отравления соединениями тяжёлых металлов (медь , ртуть, свинец) и мышьяка. Оказание первой неотложной помощи.

 

 

26

   Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.

 Признаки отравления и оказание первой неотложной помощи при бытовых отравлениях.

 

 

27

 Итоговый урок.

 

   

   

Раздел 3.       

28

Занятия физической культурой и спортом.

Занятие физической культурой и спортом -обязательное условие здорового образа жизни. Оценка своей физической подготовленности. Развитие силовых качеств, выносливости и гибкости.

 

 

29

 Закаливание организма.

 Понятие о закаливании организма. Принципы закаливания. Общее и местное закаливание. Роль закаливания в профилактике  простудных заболеваний.

 

 

   30

     

 Закаливание воздухом

  Воздушные ванны. Режим закаливания воздухом.

 

 

   31

Солнечные ванны.

 

Эффективность солнечного воздействия. Режим приёма солнечных ванн.

32

Закаливание водой.

 Закаливание носоглотки; стоп; ножные ванны; обтирание; обливание; купание в открытых водоёмах; использование повышенной температуры бани.    

 Иметь представление о международных отличительных знаках, используемых во время вооружённых конфликтов.

 Презентация «Международные отличительные знаки МГП»

33

  Основы репродуктивного  здоровья подростков.

Влюблённость и эротика.  

Чувства и отношения с окружающими у человека в подростковом возрасте. Зарождение способности любить. Влечение к противоположному полу.

Иметь представление об особенностях взаимоотношений между девочками и мальчиками в подростковом возрасте.

 

34

  Итоговый урок.

Основы здорового образа жизни.

 

 

   


Список литературы

Литература для учителя

  1.  Основы безопасности жизнедеятельности . 11 кл. : методическое пособие/   В.Н. Латчук, В.В. Марков-  М. : ДРОФА , 2010.  
  2.  Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. : учебник для  общеобразоват. учреждений/ В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский . – 12-е изд. – М.: ДРОФА ,2012.

 

Литература для учащихся.

  1.  Основы безопасности жизнедеятельности . Учебник для 11 класса/ В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 12-е изд. – М. : ДРОФА , 2012.

 

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-х классов

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»  10 кл. для общеобразовательных учреждений/В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородс...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 А (Б) класса (базовый уровень)

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситу...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов  разработана на базе федерального компонента государственного стандарта средне­го (полного) общего образования, она яв...

"Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10 классов"

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности содержит в себе: титульный лист, пояснительную записку, тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение и предназначена в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности ДЛЯ 5 – 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо основам безопасности жизнедеятельности  ДЛЯ 5 – 9 КЛАССА...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...