Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса
рабочая программа по обж (5 класс) по теме

Шаркова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_obzh.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Пояснительная записка

        Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 класса, разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Сроки реализации программы:

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 5 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности»  в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1.

Общая характеристика учебного предмета:

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу ОБЖ для 5 класса.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5-ом классе подразумевает:

приобретение учащимися теоретических и практических навыков; 

психологическая подготовка в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в жизни и быту; 

умения правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.

Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по безопасности, которая определяет решающую роль человека в выработке способностей и умения сохранить здоровье и жизнь в условиях различного рода экстремальных ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера. Более детальное рассмотрение вопросов безопасности в жизни и быту позволит обобщить накопленный, в том числе и на уроках ОБЖ, материал на основе анализа конкретных ситуаций, что значительно активизирует учебно-воспитательный процесс, станет побудительным фактором к творческому подходу в поиске правильных решений по выходу из чрезвычайных ситуаций.

Решение воспитательно-образовательных задач в области безопасности жизнедеятельности рациональнее проводить с учащимися пятых классов общеобразовательных учреждений. Получив первичные основы знаний по безопасности в начальной школе во время классных часов и факультативных занятий, они готовы к восприятию основных жизненных навыков по безопасному образу жизни. Пятиклассники уже в состоянии анализировать с помощью учителя различные экстремальные ситуации и делать необходимые выводы. Именно в этот период жизни следует донести до учащихся знания о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них.

Темы данного курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, умению ликвидировать их в начальной стадии, а, оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.

Место предмета в учебном плане:

Предмет  «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования  из расчета 1 час в неделю для каждой параллели.

Решением органов, осуществляющих управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из 4-х содержательных линий:

1.        безопасность и защита человека в опасных ситуациях;

2.        чрезвычайные ситуации;

3.        основы здорового образа жизни;

4.        основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-ом классе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; 
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; 
  • приобретение учащимися теоретических и практических навыков; 
  • психологическая подготовка при возникновении опасных ситуаций в автономных условиях существования;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

Методы обучения.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Предусмотрены различные типы и формы уроков:

  • изложение нового материала,
  • комбинированные уроки,
  • уроки – практикумы,
  • уроки – игры,
  • уроки-экскурсии,
  • обобщающие уроки.

 На уроках ОБЖ применяются следующие методы и приемы:

  • работа с учебником, раздаточным материалом,
  • беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
  • работа с помощью схем, наглядных пособий;
  • урок-игра, реферативная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

      Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Учащиеся должны   знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

уметь:

-действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

-оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

-пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

-правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

-действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

-соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

-пользования бытовыми приборами и инструментами;

-обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Личностные, метапредметные, предметные, планируемые результаты освоения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Личностные результаты:

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и  экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

-понимание необходимости  сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение оказать первую помощь пострадавшим;

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

 Планируемые результаты:

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.

Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.

Содержание программы учебного предмета.

    Содержание рабочей программы (35 часов).

Тема 1. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях (22 часа):

Глава 1. Человек, среда обитания, безопасность человека (9 часов).

Источники и зоны повышенной опасности в современной среде обитания человека.

Познакомить учащихся с городским и сельским жилищем и  их системами жизнеобеспечения; рассмотреть особенности строительных материалов; формировать психологическую устойчивость к стрессу. готовность к грамотному поведению во время аварийных ситуаций в жилище.

Учить правильно обращаться с электроприборами. Научить как уберечься от поражения электрическим током. Формировать готовность к грамотному поведению при поражении электрическим током.

Научить различать предметы бытовой химии, познакомить с опасными веществами бытовой химии, используемых в домашних условиях. Познакомить с действием опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Научить различать факторы определяющие природные условия в поселке (городе). Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв поселка (города).

Научить учащихся определять наиболее опасные места в криминальном отношении. Познакомить детей со службами, обеспечивающими безопасность населенного пункта, с правилами вызова служб.

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера (7 часов).

   Анализировать знания учащихся по изучению ПДД, полученные в начальной школе. Средства безопасности на дорогах. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и групп людей (детей).

   Рассмотреть причины возникновения дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте. Учить правилам безопасности на городском общественном транспорте и поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте, при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах.

   Познакомить с причинами пожаров в жилых помещениях. Учить быстро и грамотно действовать при возгорании электротехники, одежды. Научить ориентироваться в помещении и находить пути эвакуации. Познакомить с первичными средствами пожаротушения и способами их применения.

   Познакомить учащихся с различными видами газа, дать представление, чем опасен бытовой газ; учить, как избежать отравление газом и правильному поведению при утечке бытового газа.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа).

   Научить характеризовать основные опасные погодные условия в местах своего  проживания и их последствия. Различать меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гроза, гололед)

   Научить учащихся различать состояние водоемов в различное время года, правила отдыха на воде, учить не терять самообладание и правильно действовать в критической ситуации.

Глава 4. Опасные ситуации социального характера (4 часа).

   Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома и при общении с посторонними людьми в подъезде, перед домом, в лифте, в подъезде, на лестничной площадке.

   Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома (звонок в дверь, попытка открыть дверь силой и т.п.), при общении с посторонними людьми;

   Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что делать, если вы оказались заложником. Познакомить с мерами предосторожности, чтобы не попасть в заложники и  правилами поведения, если такая ситуация уже сложилась.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации (3 часа):

Глава 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (3 часа)

   Рассмотреть природные явления(землетрясение, наводнение, ураганы, бури, смерчи, оползни, сели, обвалы) которые могут привести к ЧС. Привести примеры наиболее опасных ЧС  на территории России. Научить учащихся различать ЧС техногенного характера .

    Дать  характеристику радиационно-опасным объектам, пожаровзрывоопасным объектам, химическим объектам. Рассмотреть на примере какие предприятия находятся близко от дома учащихся и какая опасность может возникнуть в случае производственной аварии.

Научить учащихся грамотно действовать при оповещении об угрозе возникновения ЧС Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Правила пользования противогазом. Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза.

Тема 3 Основы здорового образа жизни и медицинских знаний (11 часов):

Глава 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (7 часов)

   Основные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения чело века, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни.

   Двигательная  активность и ее влияние на организм подростка. Рассмотреть основные физические качества (выносливость, гибкость, скоростные качества, силовые качества человека). Рассказать о различных формах закаливания, солнечных ваннах и хождении босиком.

Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одежде, головным уборам, обуви. Характеристика сущности рационального питания.

   Объяснить учащимся о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

 Основные положения  здорового образа жизни. Виды  двигательной активности и закаливании.

  Выработать отрицательное отношение к курению и алкоголю.

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (4 часа):

   Домашняя медицинская аптечка, правильное  хранение  аптечки и проверка лекарственных средств. Познакомить с перевязочными и лекарственными средствами и правилами приема лекарственных средств.

   Дать общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Разъяснить понятие о травме (повреждении) и ране, открытых и закрытых травмах. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах

   Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах,  при отравлениях никотином, угарным газом.

                                                                                  Учебно-тематический план.

№ 

п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Тема

Раздел I. Основы комплексной безопасности

15

 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

2.

Опасные ситуации техногенного характера

6

3.

Опасные ситуации природного характера

2

4.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

7

1

                                                                                                                                                                      5.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

      3

                                                                                                                                                                      6.

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

     4

Раздел IV. Основы здорового образа жизни.

5

        7.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

      3

        8.

Факторы, разрушающие здоровье

      2

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

8

        9.

Первая помощь и правила ее оказания

     8

Всего часов:

35

Формы и средства контроля:

    Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), проведение тестирования по пройденному материалу, самостоятельные работы, фронтальное повторение, зачеты по практическим вопросам, сообщения учащихся по тематике (доклады), учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценка "5" выставляется, если ответ:

полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

Оценка "4" выставляется, если:

раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).

Оценка "3" выставляется, если:

усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.

Оценка "2" выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

                                                                                  Перечень учебно-методических средств обучения.

Пособия для учащихся:

Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хреников.; Под общей ред. А.Т. Смирнова. –7-е изд.- М.: «Просвещение», 2012.

Интернет – ресурсы:

 Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/ Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/ Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/ 

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/ 

Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия:

Технические средства обучения.

 1.Компьютер

 2.Мультимедийный проектор

 3.Экран

 4.DVD

Список литературы для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хреников.; Под общей ред. А.Т. Смирнова. –7-е изд.- М.: «Просвещение», 2012.
  2. Контрольно измерительные и дидактические материалы.
  3. Попова Л.П. поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс.-М.:ВАКО, 2012.
  4. Рабочие программы Основы безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.

5-9 классы, М., «Просвещение» 2012.

Дополнительная литература:

Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы» - 2004-2009 г.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...