Разработка занятия по ОБЖ "Типы укрытий"
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему

Кызыл-оол Любовь Сергеевна

        Каждый человек должен уметь найти безопасное и удобное место для сооружения временного укрытия в любую погоду, в любой местности. Знать, как строить из подручных материалов разные типы укрытий, учитывая характер окружающей местности, погодные условия и географическую широту. Никогда не надо сражаться с силами природы, надо работать в гармонии с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_ukrytiy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна

Республики Тыва»

Разработка урока-практикума по ОБЖ

«Автономное существование человека в природной среде»

Типы укрытий

10 класс

Разработку составила учитель

ОБЖ и географии МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат

с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна

Кызыл-оол Любовь Сергеевна

Чаа-Холь, 2012

Тема: «Типы укрытий»

Образовательная цель: познакомить учащихся с основными типами укрытий, со строительством укрытий из подручных материалов во время экстремальных ситуаций.

Воспитательная цель: воспитание силы воли, терпения, мужества, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Развивающая цель: развитие умения адаптироваться к ситуации, умения жить в одиночестве и в коллективе, умение жить в гармонии с природой, развить мышление, находчивость.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, сравнительный.

Оборудования: рисунки, фотографии, видеоматериалы, подручные средства личного снаряжения и подручные природные средства.

Ход занятия

Организационный этап. (Приветствие, подготовка учащихся к общению, к предстоящему занятию, организация внимания).

Этап проверки знаний.

- назовите долговременные и временные жилища человека.

- найдите укрытия северных народов, народов стран Африки, Латинской Америки,  Муссонной и Центральной Азии из предложенных рисунков (На доске вывешены рисунки жилищ разных народов мира).

- приходилось ли вам ночевать на открытых пространствах без палатки?

- строили ли вы укрытия из природных материалов?

- от чего нас защищают укрытия?

Этап усвоения новых знаний (Ученики записывают в тетрадях тему урока. Учитель объясняет вышеназванные цели и задачи предстоящего занятия).

Укрытие –  это жилище человека. А жилище –  это дом, очаг, родной уголок каждого человека. Укрытия бывают разными: долговременные, в которых люди живут постоянно, и временные, чтобы укрыться в непогоду, в жару и в холод, или защититься от зверей и от насекомых. Их  строят  из  различных материалов –  древесины, камня, кирпича, глины, веток, листьев, снега и т.д. Человек независимо от возраста, от профессии может попасть в различные экстремальные ситуации. И чтобы выжить в таких ситуациях, нам необходимо знать, где и как строить временные укрытия в любую погоду, в любой местности, в разных географических широтах и знать, как строить из подручных материалов разные типы укрытий. Важным элементом является выбор места. Если вы выберете место неправильно, вам придется строить новое убежище в другом месте или же можете попасть в еще худшее положение (Можно привести пример выбора места ночлега из личной жизни).

Познакомимся с правилами выбора места:

- нельзя выбирать место под обрывистым берегом, под нависшим снегом из-за     возможности обвала;

- на вершине холма, там будет ветрено и холодно;

- в глубокой низине, овраге или на долине, там влажно летом;

- на склонах холмов, где имеются подземные пустоты, там сыро;

- вблизи промоин и оврагов, ведущих к воде, там, как правило, пролегают звериные тропы к водопою;

- возле деревьев с осиными гнездами;

- возле сухих деревьев, которые могут обрушиться;

- под одиноко стоящим деревом в грозу, оно может привлечь молнию;

- рядом со стоячими водоемами, там много комаров, ос, пчел;

- рядом с муравейниками;

- места, где пролегают пути ливневых дождей;

- летом в густом лесу, из-за опасности возникновения лесного пожара

(записывают в тетрадях правила).

В разное время года можно использовать несколько типов укрытий (объяснение идет параллельно с показом рисунков):

1. Укрытие-навес из  любой ткани: плащ-накидки, одеяла, простыни. Ткань следует натянуть под углом 45-50 градусов на двух или трех кольях. Под получившийся навес кладут подстилку: трава, сено, солома, лапник.

2. При отсутствии накидки, одеяла и другой ткани можно изготовит укрытие, например шалаш, заслон-навес из подручных материалов. Навес обычно стараются  сделать вблизи деревьев: они играют роль опор, на которые укрепляют горизонтальную обрешетку. При отсутствии подходящих деревьев используется два жерди с рогатинами на концах. Шалаш удобнее и лучше навеса защищает от непогоды. Для его изготовления необходимо несколько жердей и большое количество лапника.

3. «Ледяной купол». Строят его, свалив в кучу сучья, кору и накрыв все покрывалом. Затем свалить сооружение снегом, оставив отверстие для выхода. Когда снег слежится и замерзнет, удалить через отверстие входы набивки и покрывало. Дверь убежища сделать из куска материи, набитого ветками и плотно завязанного. Пол выстелить лапником.

4. «Снежная пещера». Строится на открытом пространстве, покрытым плотным снегом. Надо прорыть тоннель в нижнюю камеру пещеры, где  будет скапливаться холодный воздух. Здесь можно готовить пищу, хранить снаряжение, провизию. Обитаемый отсек должен находиться выше и имеет высоту, чтобы можно было сидеть. Свод пещеры надо сделать в виде арки, чтобы влага стекала вниз по стенкам. Вход закрыть снежным блоком или рюкзаком и сделать два вентиляционных отверстия –  на крыше и на входе.

5. «Желоб». Вырезают блоки из плотного снега, соорудить стену и крышу, выскребить аркообразной вход, сделать два отверстия для вентиляции. Убежища данного типа не должно использоваться в качестве долговременного.

6. «Колодец у дерева». Надо выбрать дерево с мощными, низкими ветвями (например, ель), окруженное глубоким снегом. Расширить естественный снежный колодец вокруг дерева. Сделать крышу из нарубленного лапника и ветвей, стены и пол колодца покрыть теми же материалами.

Этот вид укрытия  подходит для кратковременного использования  в лесной зоне. В процессе его постройки не рекомендуется тревожить снег на ветвях выбранного дерева.

7. Укрытие с каркасом из ивняка. Сооружают каркас из ивняка, покрывают снизу вверх лапником. Зимой дополнительно покрыть снегом.

8. «Нора». Роют нору в глубоком снегу (Записывают в тетрадях типы укрытий).

 Вот такими укрытиями человек может воспользоваться в безвыходной ситуации.

9. «Иглу». Жилище эскимосов, делают его из снежных блоков. Используется  уже в течение многих столетий, как долговременное жилище в полярных широтах. Показ презентации из Интернета www.uchportal.ru/load/82-10-25-180

Работа в тетради. Ученики записывают в тетради типы укрытий.

        Практическая часть урока. Ученики делятся на четыре группы и сооружают миниатюрные укрытия из заранее приготовленных природных материалов:

        а) из искусственного плотного снега-пенопласта   «Иглу»

        б) из искусственного плотного снега-пенопласта   «Желоб»

        в) из жердей и рогатин, сены, соломы или мха «Шалаш»;

        г) из куска материи, веревки «Навес».

        Этап проверки знаний.

        - Вспомните, от чего нас защищают укрытия?

        - Перечислить правила выбора места для укрытий.                                                                                                                                              

        - Какие типы укрытий вы знаете?

        -Назовите природные подручные средства, которые могут пригодиться в строительстве временного укрытия.

          - Какие типы укрытий наиболее приемлемы для нашей Республики Тыва?

        Выставление оценок с комментарием.

        Этап информации о домашнем задании.

        а) выписать, какие типы укрытий наиболее приемлемы для нашего кожууна, для нашей местности.

        в) подготовиться к выходу на природу, чтобы практиковать строительство укрытий. Взять мешки, ковши.

        Выводы. Каждый человек должен уметь найти безопасное и удобное место  для сооружения временного укрытия в любую погоду, в любой местности. Знать, как строить из подручных материалов разные типы укрытий, учитывая характер окружающей местности, погодные условия и географическую широту. Никогда не надо сражаться с силами природы, надо работать в гармонии с ним (ученики делают вывод сами).

Заключительное слово учителя. Сооружая убежище, надо помнить следующее: никогда не кладите инструмент на снег, чтобы не потерять, не спешите, экономьте энергию, держитесь поближе к костру, пейте как можно больше жидкости во избежание обезвоживания организма, во время работы снимите часть одежды, а одежда, пропитанная потом, перестанет защищать от холода, не спите на голой земле, используйте еловый или сосновый лапник, стружки, сено, мох или листву. Желательно избегать живых веток, растений. А в безвыходных ситуациях, когда существует угроза жизни, надо мысленно попросить прощения у природы, используя тувинскую народную поговорку «Кезер дээш кеспедим, хереглээш кестим». В таком случае даже природа позаботиться о вас. А еще лучше оплатить ей добром, посадив дерево. И, покидая место ночлега, всегда сохраняйте чистоту и порядок, будьте осторожны с огнем!

Литература

1.Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебник, 6 класс.-М.: АСТ, Астрель, 2004.

2. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебник, 9 класс.-М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии: Учебно-методическое пособие. М.,ДРОФА, 2003.

4. Питер Дарман. Выживание человека в экстремальной ситуациях. М., «Формула- Пресс», русское издание, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...