Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) на тему
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс, к учебнику под редакцией Латчук В. Н., календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №56»
п. Красково Люберецкого района Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ «Гимназия №56»
___________
« » _________ 2012 г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
(базовый уровень)
9-а, 9-б, 9-в класс
Составитель: Баранников Дмитрий Борисович
учитель основ безопасности жизнедеятельности
2012 – 13 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ (8 класс) в МОУ «Гимназия №56» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
Ориентиром для разработки данной программы явилась программа разработанная авторским коллективом: В.Н.Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели :
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
5. овладение умениями:
- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Задачи:
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
- освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 - го класса является органичным продолжением предыдущего изучения предмета в 8 - м классе. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» будет изучаться по программе авторского коллектива под редакцией В. Н. Латчук и соответственно учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс, базовый уровень, авторский коллектив С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков.
Выбор учебной программы и УМК данного авторского коллектива обусловлен тем, что они наиболее полно соответствуют задачам курса, позволяют логично и последовательно и с достаточной степенью сложности изучать учебный материал, который изложен в концепции базового уровня.
Изучение ОБЖ на базовом уровне отвечает целям и задачам гимназического образования, расширяет научный кругозор учащихся и способствует дальнейшей их социализации.
Способы развертывания материала:
Развертывание материала происходит концентрическим способом. Такие учебные вопросы и понятия как правила безопасного поведения в различных ситуациях, защита от чрезвычайных ситуаций в конкретных условиях обстановки, оказание первой медицинской помощи при определенном ущербе здоровью человека, вопросы касающиеся здорового образа жизни, выживания человека в различных условиях природной среды рассматриваются на уроках ОБЖ в 5-11 классах повторяются и рассматриваются в концентрации и объемах сообразно возрасту учащихся.
Материал рассматриваемый в 9 классе рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю.
В процессе преподавания будут использованы различные технологии и методические приемы, способствующие наибольшей активизации мыслительной деятельности учащихся и усиливающие их учебные умения и навыки.
В качестве развивающего компонента образования в 9 классе в обязательном порядке будут применяться:
- проектные методы, как средство, формирующее практическую направленность в обучении;
- групповые формы работы: деловая игра, дискуссии и дебаты также будут являться обязательными элементами обучения;
Расширение содержания образования будет обеспечено использованием современных учебных технологий и организацией дополнительных занятий для учащихся.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- семинары и круглые столы;
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-практикум;
- Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);
- индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГО и ЧС, ГИБДД, медицинскими работниками; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
На учебных занятиях используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.
По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
Тематические зачеты;
Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
Итоговые контрольные работы;
Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Содержание учебного материала
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 9 часов |
Тема: Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – 5 часов |
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - 1 час |
Цели и задачи РСЧС- 1 час |
Режимы функционирования РСЧС - 1 час |
Определение международного гуманитарного права и сфера его применения - 1 час |
Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, применение международного гуманитарного права - 1 час |
Тема: Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. - 4 часа |
Понятие преступления. Виды и категории преступлений - 1 час |
Защита от мошенников. О безопасности девушек - 1 час |
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях - 1 час |
О безопасности девушек - 1 час |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей - 8 часов |
Тема: Профилактика травм в старшем школьном возрасте - 6 часов |
Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения - 1 час |
Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе - 2 часа |
Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице - 1 час |
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика - 1 час |
Травмы головы, позвоночника и спины - 1 час |
Тема: Экстренная реанимационная помощь при травмах - 2 часа |
Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины - 1 час |
Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания. - 1 час |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни - 17 часов |
Тема: Основные понятия о здоровом образе жизни - 5 часов |
Здоровье человека - 1 час |
Здоровый образ жизни -путь к достижению высокого уровня здоровья - 1 час |
Современные методы оздоровления - 1 час |
Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье. - 2 часа |
Тема: Личная гигиена - 5 часов |
Гигиена кожи - 1 час |
Гигиена питания - 1 час |
Гигиена воды - 1 час |
Гигиена одежды - 1 час |
Гигиена жилища - 1 час |
Тема: Физиологические и психологические особенности развития организма подростка - 3 часа |
Физиологическое и психологическое развитие подростков - 1 час |
Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях - 1 час |
Управление чувствами и эмоциями - 1 час |
Тема: Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции - 1 час |
Тема: Факторы разрушающие здоровье человека - 3 часа |
Употребление табака и его влияние на здоровье человека - 1 час |
Алкоголь, его влияние на организм - 1 час |
Наркомания и токсикомания, их последствия для здоровья - 1 час |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
а) знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
б) уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
- с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
- при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
в 9-а, 9-в, 9-г классе 2012 – 2013 учебный год.
Номера уроков | Наименование разделов и тем (количество часов) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях - 9 часов | |||
Тема: Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – 5 часов | |||
1 | Цели и задачи РСЧС 1 час | ||
2 | Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 1 час | ||
3 | Режимы функционирования РСЧС 1 час | ||
4 | Определение международного гуманитарного права и сфера его применения 1 час | ||
5 | Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, применение международного гуманитарного права 1 час | ||
Тема: Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. 4 часа | |||
6 | Понятие преступления. Виды и категории преступлений. 1 час | ||
7 | Защита от мошенников. 1 час | ||
8 | О безопасности девушек 1 час | ||
9 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях 1 час | ||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей 8 часов | |||
Тема: Профилактика травм в старшем школьном возрасте 6 часов | |||
10 | Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения 1 час | ||
11-12 | Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе 2 часа | ||
13 | Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице 1 час | ||
14 | Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика 1 час | ||
15 | Травмы головы, позвоночника и спины 1 час | ||
Тема: Экстренная реанимационная помощь при травмах 2 часа | |||
16 | Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины 1 час | ||
17 | Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания. 1 час | ||
Раздел 3. Основы здорового образа жизни 17 часов | |||
Тема: Основные понятия о здоровом образе жизни 5 часов | |||
18 | Здоровье человека 1 час | ||
19 | Здоровый образ жизни -путь к достижению высокого уровня здоровья 1 час | ||
20 | Современные методы оздоровления 1 час | ||
21-22 | Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье. 2 часа | ||
Тема: Личная гигиена 5 часов | |||
23 | Гигиена кожи 1 час | ||
24 | Гигиена питания 1 час | ||
25 | Гигиена воды 1 час | ||
26 | Гигиена одежды 1 час | ||
27 | Гигиена жилища 1 час | ||
Тема: Физиологические и психологические особенности развития организма подростка 3 часа | |||
28 | Физиологическое и психологическое развитие подростков 1 час | ||
29 | Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях 1 час | ||
30 | Управление чувствами и эмоциями 1 час | ||
31 | Тема: Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции 1 час | ||
Тема: Факторы разрушающие здоровье человека 3 часа | |||
32 | Употребление табака и его влияние на здоровье человека 1 час | . | |
33 | Алкоголь, его влияние на организм 1 час | ||
34 | Наркомания и таксикомания, их последствия для здоровья 1 час |
Учебно-методический комплект
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы (авторский коллектив под рук. В. Н. Латчук) жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. II. Вангородский. — М. : Дрофа, 2010. — 107, [5] с. ISBN 978-5-358-08644-9
Учебный комплекс для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности, учебник 9 класс, для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вингородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков,- М. : Дрофа,2010. – 207.
Методические разработки для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности, учебник 9 класс, для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вингородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков,- М. : Дрофа,2010. – 207.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 1990г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
«Согласовано»
Протокол заседания ШМО
№ от « » _________ 2012 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УМР
__________________
« » _________ 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...