Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) на тему

Баранников Дмитрий Борисович

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс, к учебнику под редакцией Латчук В. Н., календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_9_kl._2011-2012_uch.g.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №56»

п. Красково Люберецкого района Московской области

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия №56»

___________

«        » _________  2012 г.

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

 (базовый уровень)

9-а, 9-б, 9-в класс

Составитель: Баранников Дмитрий Борисович

учитель основ безопасности жизнедеятельности

2012 – 13 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ (8 класс) в МОУ «Гимназия №56» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

Ориентиром для разработки данной программы явилась программа разработанная авторским коллективом: В.Н.Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели : 

  1. воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
  2. развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  3. развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  4. освоение знаний:

- об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-  о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

5. овладение умениями:

- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Задачи:

В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  • освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 9 - го класса является органичным продолжением предыдущего изучения предмета в 8 - м классе. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»  будет изучаться по программе авторского коллектива под редакцией В. Н. Латчук  и соответственно учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс, базовый уровень,  авторский коллектив С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков.

Выбор учебной программы и УМК данного авторского коллектива обусловлен тем, что они наиболее полно соответствуют задачам курса, позволяют логично и последовательно и  с достаточной степенью сложности изучать учебный материал, который изложен в концепции базового уровня.

 Изучение ОБЖ на базовом уровне отвечает целям и задачам гимназического образования, расширяет научный кругозор учащихся и способствует дальнейшей их социализации.

Способы развертывания материала:

Развертывание материала происходит концентрическим способом. Такие учебные вопросы и понятия как правила безопасного поведения в различных ситуациях, защита от чрезвычайных ситуаций в конкретных условиях обстановки, оказание первой медицинской помощи при определенном ущербе здоровью человека, вопросы касающиеся здорового образа жизни, выживания        человека в различных условиях природной среды рассматриваются на уроках ОБЖ в 5-11 классах повторяются и рассматриваются в концентрации и объемах сообразно возрасту учащихся.

Материал рассматриваемый в 9 классе рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю.

В процессе преподавания будут использованы различные технологии и методические приемы, способствующие наибольшей активизации мыслительной деятельности учащихся и усиливающие их учебные умения и навыки.

В качестве развивающего компонента образования в 9 классе в обязательном порядке будут применяться:

- проектные методы, как средство, формирующее практическую направленность в обучении;

- групповые формы  работы: деловая игра, дискуссии и дебаты также будут являться обязательными элементами обучения;

Расширение содержания образования будет обеспечено использованием современных учебных технологий  и организацией дополнительных занятий для учащихся.

    Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- семинары и круглые столы;

- Комбинированный урок;

- Урок-лекция;

- Урок-практикум;

- Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

- индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГО и ЧС, ГИБДД, медицинскими работниками; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

          На учебных занятиях используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.

По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

Тематические зачеты;

Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

Итоговые контрольные работы;

Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Содержание  учебного материала

 Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 9  часов

Тема: Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – 5 часов

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - 1 час

Цели и задачи РСЧС- 1 час

Режимы функционирования РСЧС - 1 час

Определение международного гуманитарного права и сфера его применения - 1 час

Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, применение международного гуманитарного права - 1 час

Тема: Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. - 4 часа

Понятие преступления. Виды и категории преступлений - 1 час

Защита от мошенников. О безопасности девушек - 1 час

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях - 1 час

О безопасности девушек - 1 час

Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей - 8 часов

Тема: Профилактика травм в старшем школьном возрасте - 6 часов

Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения - 1 час

Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе - 2 часа

Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице - 1 час

Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика - 1 час

Травмы головы, позвоночника и спины - 1 час

Тема: Экстренная реанимационная помощь при травмах - 2 часа

Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины - 1 час

Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания. - 1 час

Раздел 3. Основы здорового образа жизни - 17 часов

Тема: Основные понятия о здоровом образе жизни - 5 часов

Здоровье человека - 1 час

Здоровый образ жизни -путь к достижению высокого уровня здоровья - 1 час

Современные методы оздоровления - 1 час

Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье. - 2 часа

Тема: Личная гигиена - 5 часов

Гигиена кожи - 1 час

Гигиена питания - 1 час

Гигиена воды - 1 час

Гигиена одежды - 1 час

Гигиена жилища - 1 час

Тема: Физиологические и психологические особенности развития организма подростка - 3 часа

Физиологическое и психологическое развитие подростков - 1 час

Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях - 1 час

Управление чувствами и эмоциями - 1 час

Тема: Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции - 1 час

Тема: Факторы разрушающие здоровье человека - 3 часа

Употребление табака и его влияние на здоровье человека - 1 час

Алкоголь, его влияние на организм - 1 час

Наркомания и токсикомания, их последствия для здоровья - 1 час

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

а)        знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

б)        уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни:        

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

в 9-а, 9-в, 9-г классе 2012 – 2013 учебный год.

Номера

уроков

Наименование разделов и тем

(количество часов)

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях - 9 часов

Тема: Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций –

5 часов

1

Цели и задачи РСЧС

1 час

2

Организация единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1 час

3

Режимы функционирования РСЧС

1 час

4

Определение международного гуманитарного права и сфера его применения

1 час

5

Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение,

применение международного гуманитарного права

1 час

Тема: Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.

4 часа

6

Понятие преступления. Виды и категории преступлений.

1 час

7

Защита от мошенников.

1 час

8

О безопасности девушек

1 час

9

Психологические основы

самозащиты в криминогенных ситуациях

1 час

Раздел 2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

8 часов

        Тема: Профилактика травм в старшем школьном возрасте

6 часов

10

Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения

1 час

11-12

Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе

2 часа

13

Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице

1 час

14

Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика

1 час

15

Травмы головы, позвоночника и спины

1 час

Тема: Экстренная реанимационная помощь при травмах

2 часа

16

Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины

1 час

17

Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания.

1 час

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

 17 часов

Тема: Основные понятия о здоровом образе жизни

5 часов

18

Здоровье человека

1 час

19

Здоровый образ жизни -путь к достижению высокого уровня здоровья

1 час

20

Современные методы оздоровления

1 час

21-22

Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье.

2 часа

Тема: Личная гигиена

5 часов

23

Гигиена кожи

1 час

24

Гигиена питания

1 час

25

Гигиена воды

1 час

26

Гигиена одежды

1 час

27

Гигиена жилища

1 час

Тема: Физиологические и психологические особенности развития организма подростка

3 часа

28

Физиологическое и психологическое развитие подростков

1 час

29

Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях

1 час

30

Управление чувствами и эмоциями

1 час

31

Тема: Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции

1 час

Тема: Факторы разрушающие здоровье человека

3 часа

32

Употребление табака и его влияние на здоровье человека

1 час

.

33

Алкоголь, его влияние на организм

1 час

34

Наркомания и таксикомания, их последствия для здоровья

1 час


Учебно-методический комплект

Рабочая программа составлена на основе   примерной государственной программы (авторский коллектив под рук. В. Н. Латчук) жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. II. Вангородский. — М. : Дрофа, 2010. — 107, [5] с. ISBN 978-5-358-08644-9

Учебный комплекс для учащихся:

- Основы безопасности жизнедеятельности,  учебник 9 класс, для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вингородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков,- М. : Дрофа,2010. – 207.

Методические разработки для учителя:

- Основы безопасности жизнедеятельности,  учебник 9 класс, для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вингородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков,- М. : Дрофа,2010. – 207.

- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.

- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе  “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.

- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.

- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 1990г.

- И.К. Топоров  “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.

- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.

- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.

- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.

                     

   

«Согласовано»

Протокол заседания ШМО

№          от    «        » _________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

__________________

«        » _________ 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...