Как и зачем развивать нестандартное мышление у школьников
статья по обж по теме

Бобрешова Валентина Сергеевна

 

В данной статье рассматриваются  формы и приемы, которые можно использовать для развития у учеников  логического мышления и способа выполнения задания для решения жизненно важных задач.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как и зачем развивать нестандартное мышление у школьников

на уроках ОБЖ?

Доклад

на районном семинаре преподавателей-организаторов ОБЖ

Бобрешова Валентина Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №14 п. Приэтокского

Георгиевского района

Ставропольского края

 

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды...Короче говоря, навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость. И прививать их надо как можно раньше.

Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.

Все мы понимаем, сколь важно уметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления, но как, отбросив общепризнанные пути разрешения определенной задачи, научить ребенка мыслить нестандартно?

Отойти от шаблонного мышления сразу очень сложно, тем более что существует множество операций, которые выполняются механически, "по инерции". Вспомните такую банальную ситуацию: при ремонте квартиры настенные часы и выключатель перенесли на новые места. Но еще долгое время мы будем искать глазами часы на старом месте или пытаться нащупать выключатель там, где его уже нет. Действительно, не задумываемся же мы, когда надо завязать шнурок на ботинке или нарезать хлеб к ужину.

Сам процесс обучения в школе - это и есть выработка определенных стереотипов мышления. Но одно дело математика или русский язык, где дважды два - всегда четыре, а "цыпленок" - всегда пишется через "ы". Совсем иная ситуация в обучении безопасности поведения на уроках ОБЖ. Здесь шаблонное мышление (другими словами - психологическая инерция) не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения, не отвечающие общепризнанным стандартам.

Нестандартное мышление — это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить — это решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определённый образ, от которого надо суметь отойти при решении. С помощью нестандартного мышления, можно находить выход из любой ситуации, даже из той, из которой большинство людей не сможет выйти.

                 В любом случае, нестандартное мышление всегда приходят на выручку в любой жизненной ситуации, при возникновении каких-либо проблем.

                 Развиваете ли вы нестандартное мышление? Могли бы вы привести примеры нестандартного мышления из ваших наблюдений?

                 Развивающее образование отдает предпочтение развитию когнитивных способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию. Одной из проблем развития такой модели является потеря многими учащимися интереса к учению. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.  Для осмысления усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность.
                Занимательность  рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, способствующее переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.
Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, - сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выходы из создавшейся ситуации.
                При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:
- занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д.,

- занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета,
- решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях,
- ограниченное количество по предметам вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала,
- важен последовательный переход от простых задач к сложным,
- учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности,
- при неправильном поиске ответа учитель должен дать ученику правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ,
- после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
                Занимательные задания побуждают работать мысли учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.

         Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у школьников различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.

         Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ определяет самостоятельность в выборе решения, повышает ответственность школьника за свой выбор и в конечном итоге способствует формированию личности безопасного типа.

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

        На уроках ОБЖ учащиеся должны быть в меньшей степени слушателями (зачастую отдельные педагоги большой упор делают на малопродуктивное вербальное обучение – лекции, рассказы, снижающие мотивацию учащихся к обучению), а больше заняты деятельностью, в частности, решая ситуационные задачи.

        Для уроков ОБЖ были подобраны и адаптированы для школьников ситуационные задачи по темам программы: «Экстремальные ситуации и выживание человека в природных условиях», «Поведение детей с незнакомыми и малознакомыми людьми на улице, в подъезде, лифте», «Поведение школьника в доме, когда нет взрослых», «Действия детей при пожаре в жилище».

        Ситуационные задачи базового уровня ограничиваются требованиями образовательного стандарта и представляют прямое преобразование текста учебного пособия. Ключевыми к этим задачам можно считать вопросы: кто? что? в виде текстовых заданий. Задачи основного уровня сложности предназначены для понимания учащимися ситуации, умения логически мыслить и действовать в ней, использовать средства защиты в экстремальных ситуациях. Ситуационные задачи продвинутого уровня предназначены для развития у учащихся умений выбрать средства и способы защиты в экстремальных ситуациях, прогнозировать их дальнейшее развитие, а также выявлять ошибочные действия и их последствия. С помощью таких заданий воспитываются волевые качества, вводится ограничение времени на выполнение задания. Такой прием используется для повышения внимания и сообразительности школьников. При изучении темы «Оказание помощи при травмах», используется анализ конкретных ситуаций, взятых из жизни детей.

        Ситуационные задания можно использовать как для обучения, так и для контроля знаний, который необходим не только для получения информации, но и для возможной корректировки содержания занятий.

        Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств. В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, "в умозаключении... знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".

Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности производственного характера, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышления, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание же такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

В теории решения изобретательских задач большое, если не основное, внимание уделяют тому, как научить детей мыслить творчески, используя необычные приемы и ресурсы. Воображение, фантазия — это основные инструменты для развития творческих способностей и мышления ребенка.

Игра - это нечто более сложное, чем простая забава, которая может потешить наше эго и пощекотать нервы. В игре человек развивает свой ум, обучаясь взаимодействовать с окружающими и соперничать с ними, а также исследовать окружающий его мир и изобретать новые вещи. Если головоломка действительно удачна, читатель, сам того не замечая, погружается в нее с головой, - и это роднит лучшие образцы математического творчества с проблемами, которые ставит перед нами жизнь. И это замечательно!

Под головоломками подразумевается особый тип проблемных задач, построенных с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей, - предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, чем у других людей, развито продуктивное и творческое мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, обычно при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании головоломок как раз и призваны сослужить здесь добрую службу.

Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, с которыми нам приходиться сталкиваться в повседневной жизни. Но в этом как раз и состоит одно из главных их достоинств – решение головоломок способствует развитию таких качеств, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание же такими обобщенными качествами позволяет учащемуся решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

В заключение необходимо заметить, что не следует чересчур придирчиво оценивать предложения детей. Главное, чтобы они мыслили, фантазировали, применяли необычные приемы для решения поставленных задач, используя различные, невидимые на первый взгляд, ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие нестандартного мышления.Презентация.

Мышление - это познавательная деятельность человека."Я мыслю,следовательно, я существую", - утверждал Декарт.Развитие нестандартного мышления помогает учащимся в решении олимпиадных, конкурсных, иссле...

"Зачем я учусь?" Материалы для школьников и их родителей

Презентация, позволяющая выявить причины трудностей в учёбе, включает в себя опросник "Я и школьные знания"....

Зачем развивать творческие способности.

Во многих профессиях ценится способность создавать что-то новое и оригинальное: для сотрудников готовят тренинги креативности и активного воображения. А нужно ли Вам развивать это качество, если вы не...

Программирование нестандартных задач для школьников. О.Ф. Михеева

Привлечение интереса старшеклассников общеобразовательных школ к  изучению программирования на базовых учебных языках, таких как Паскаль или Бейсик, является в наше время достаточно сложной задач...

Естествознание. Развиваем системное мышление в школе

Повсюду слышим слова о том, что мир состоит из сложных систем, что все в мире взаимосвязано, поэтому нужно уметь системно мыслить. Делаем вывод: учить системному мышлению нужно со школьной скамьи, пот...

Презентация к докладу "Нестандартное мышление и современный ученик"

Данная презентация была подготовлена для выступления с докладом на тему "Нестандартное мышление и современный ученик"...

Статья на тему: "Развитие нестандартного мышления через кроссворды и ребусы на уроках музыки".

Кроссворды и ребусы незаменимы при обучении ребенка, разгадывая музыкальные задания, ребенок закрепляет слова и понятия изучаемой предметной области....