Рабочая программа ОБЖ 10-11 классы
рабочая программа по обж (10 класс) по теме

Гесс Дмитрий Юрьевич

Данная программа составлена с учетом базисного плана Тульской области и соответствует федеральному образовательному стандарту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obzh_10-11_klassy.docx77.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

города Узловая Тульской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Руководитель ШМО_________________

Протокол от «____»________ 20_____ №___

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР _______________

«_____»__________ 20____

УТВЕРЖДЕНО

Директором ___________

Приказ от «____»______ 20___    № _____

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

10-11  класс

третья ступень

Составитель программы:

                                                                                                    Гесс Дмитрий Юрьевич

                                                                           преподаватель организатор ОБЖ

Пояснительная записка

 Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» для 10- 11 классов.

Учебник:

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.O. Хренников – М: Просвещение, 2009.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.O. Хренников – М: Просвещение, 2009.

Уровень программы: базовый

Характеристика особенностей  программы:

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев),  в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения»  и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;

– государственная система обеспечения безопасности населения;

– основы обороны государства и воинская обязанность

Цели и задачи курса:

Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;  ответственного  отношения к  сохранению  окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;   необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведений в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из четырех  разделов:

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из трех тем.

Раздел III «Основы обороны государства» предусматривает изучение истории создания Вооруженных сил Российской Федерации, функции и задачи современных Вооруженных Сил России, боевые традиции, символы воинской чести. Раздел состоит трех тем.

Раздел IV «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из трех тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Тематический план программы по основам безопасности жизнедеятельности

                                                       10-11 класс

№  раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

Р1

Основы комплексной безопасности

21

1

Обеспечение личной безопасности в повседнев-

ной жизни

10

2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных

ситуаций

5

3

Современный комплекс проблем безопасности

социального характера

6

Р2

Защита населения Российской Федерации от чрез-

вычайных ситуаций

5

4

Нормативно-правовая база Российской  Феде-

рации по обеспечению безопасности личности,

общества и государства

2

5

Организационные основы борьбы с террориз-

мом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

Р 3

Основы здорового образа жизни

11

6

Здоровый образ жизни и его составляющие

5

7

Нравственность и здоровье

4

8

Основы медицинских знаний и профилактика

инфекционных заболеваний

2

Р 4

Основы медицинских знаний и оказание первой ме-

дицинской помощи

9

9

Первая медицинская помощь при неотложных

состояниях

9

Р 5

Основы обороны государства

36

10

Гражданская оборона — составная часть

обороноспособности страны

7

11

Вооруженные Силы Российской Федерации —

защита нашего Отечества

3

12

Вооруженные Силы Российской Федерации —

основа обороны государства

3

13

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации

и рода войск

7

14

Боевые традиции Вооруженных Сил России

2

15

Символы воинской чести

3

16

Воинская обязанность

11

Р 6

Основы военной службы

58

17

Особенности военной службы

8

18

Военнослужащий — вооруженный защитник

Отечества. Честь и достоинство воина

8

19

Ритуалы Вооруженных Сил РФ

4

20

Прохождение военной службы по призыву

3

21

Прохождение военной службы по контракту

4

22

Размещение и быт военнослужащих

3

23

Суточный наряд, общие обязанности лиц  суточ-

ного наряда

3

24

Организация караульной службы

3

25

Строевая подготовка

6

26

Огневая подготовка

2

27

Тактическая подготовка

3

Резервное время

11

Учебные сборы

40

7

Всего часов

140 + 40

Содержание курса

Раздел I.   Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.1.        Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

 Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2.        Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

 Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.3.        Уголовная ответственность несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4.        Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5.        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.6.        Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.)- Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

2.1.        Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2.        Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3.        Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4.        Организация  инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5.        Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6.        Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7.        Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

Раздел II.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3.        Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3.1.        Сохранение и укрепление здоровья важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2.        Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4.        Основы здорового образа жизни

4.1.        Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека.   Пути   обеспечения   высокого   уровня   работоспособности.
Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2.        Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3.        Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4.4.        Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

      4.5.  Правила личной гигиены и здоровье

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

4.6.  Нравственность и здоровье.  Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

4.7.   Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

4.8   СПИД и его профилактика

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

  4.9 Семья в современном обществе. Законодательство и семья Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

 5.Оказание первой медицинской помощи

5.1.         Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия)

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

5.2.         Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

5.3.         Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

      5.4.         Первая медицинская помощь при остановке сердца(практические занятия)
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел III.   Основы обороны государства

6.        Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

6.1.        История создания Вооруженных Сил Российской  Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

6.2.        Организационная   структура   Вооруженных   Сил.   Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-морской флот, история создания, предназначение.

Отдельные рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

6.3.        Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.

      6.4. Другие войска, их состав и предназначение
Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

7.        Боевые традиции Вооруженных Сил России

7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

7.2.        Памяти поколений дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

7.3.        Дружба,   войсковое  товарищество основа  боевой  готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

8.        Символы воинской чести

8.1.        Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

8.2.        Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

Раздел IV.   Основы военной службы

9.        Воинская обязанность

9.1.               Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

        9.2.Организация воинского учета и его предназначение
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

  1. Обязательная подготовка граждан к военной службе
    Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

9.4.             Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные   направления   добровольной   подготовки   граждан   к военной службе.

Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

9.5.        Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

9.6.        Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

10.   Особенности военной службы

10.1.        Правовые основы военной службы

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.

10.2.        Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации закон воинской жизни

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.

10.3.        Военная присяга клятва воина на верность Родине России

Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

10.4.        Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военная форма одежды.

10.5.        Прохождение военной службы по контракту
Основные условия прохождения военной службы по контракту.

Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

10.6.        Права и ответственность военнослужащих

Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

10.7.        Альтернативная гражданская служба
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».
Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой
 деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.

Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

11. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил

11.1.        Военнослужащий патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

11.2.        Военнослужащий специалист,  в совершенстве  владеющий оружием и военной техникой

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

11.3.        Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным,    индивидуально-психологическим   и   профессиональным качествам гражданина

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

11.4.        Военнослужащий подчиненный,   строго   соблюдающий Конституцию  и  законы   Российской   Федерации,   выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

11.5.        Как стать офицером Российской армии

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

11.6.        Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

                 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•        предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
  • показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
  • рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования  по  назначению лекарственных  препаратов  и средств бытовой химии;
  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
  • подготовки  к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

                     Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия:

-Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М: Просвещение, 2009.

-Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М: Просвещение, 2009.

- Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

-Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

-Федеральные законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,  «Об охране окружающей природной среды»,  «О пожарной безопасности»,  «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения» и др.

-Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2008;

-Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2008;

-Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2010.

-Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2008.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по основам безопасности жизнедеятельности

для 10 классов

преподаватель-организатор: Гесс Дмитрий Юрьевич

Автор программы: А.Т. Смирнов

Учебник и автор: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности  10 класс»

I полугодие 1 час в неделю

II полугодие 1 час в неделю

Всего 35 часов

Учебные сборы для юношей: 40 часов

В том числе плановых

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольных работ

Практических работ

0

2

1

0

31 на учебных сборах

3

31 на сборах

Тестирование

1

1

1

1

4

Поурочное планирование программы ОБЖ

10 класс.

Наименование раздела, темы и урока.

Количество часов

Номер урока

Дата

урока

Вводный занятие

1

I.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1.

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

6 часов

1.1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

2

1.2.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

3

1.3.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

4

1.4.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5

1.5.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

6

1.6.

Законы и другие нормативно- правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

7

2.

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

7 часов

2.1.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

8

2.2.

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

9

2.3.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

10

2.4.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

11

2.5.

Средства индивидуальной защиты.

12

2.6.

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

13

2.7.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

14

Наименование раздела, темы и урока.

Количество часов

Номер урока

Дата урока

II.

Основы медицинских знаний и здорового

образа жизни.

3.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

3 часа

3.1.

Сохранение   и   укрепление   здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

15

3.2.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

16-17

4.

Основы здорового образа жизни.

7 часов

4.1.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

18-19

4.2.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

20-21

4.3.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

22

4.4.

Вредные   привычки,   их  влияние   на  здоровье. Профилактика вредных привычек.

23-24

III.

Основы военной службы

5.

Вооруженные  Силы   Российской  Федерации — защитники нашего Отечества.

6 часов

5.1.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

25-26

5.2.

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.

27-28

5.3.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе   обеспечения    национальной    безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.

29

5.4.

Другие войска, их состав и предназначение.

30

6

Боевые традиции Вооруженных сил России

3 часа

6.1.

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

31

6.2.

Памяти поколений — дни воинской славы России.

32

6.3.

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.

33

7.

Символы воинской чести.

3 часа

7.1.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.

34

7.2.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

35

8.

Основы подготовки граждан к военной службе.(практические занятия проводятся во время учебных сборов)

40 часов

8.1.

Начальная военная подготовка в войсках.

36

Занятия проводятся во время учебных сборов

8.2.

Размещение и быт военнослужащих.

37-39

8.3.

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

40-43

8.4.

Организация  караульной  службы,  обязанности часового.

44-47

8.5.

Строевая подготовка.

48-51

8.6.

Огневая подготовка.

52-65

8.7.

Тактическая подготовка.

66-70

8.8.

Физическая подготовка.            

71-75

Всего часов

35+40

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2012-2013 учебный год

по Основам безопасности жизнедеятельности

для 11  класса

преподаватель-организатор: Гесс Дмитрий Юрьевич

Автор программы: А.Т. Смирнов

Учебник и автор: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс»

I полугодие 1 час в неделю

II полугодие 1 час в неделю

Всего 35 часов

В том числе плановых

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольных работ

Практических работ

2

2

2

2

8

Тестирование

1

1

1

1

4

Поурочное планирование программы ОБЖ

11 класс.

Наименование раздела, темы и урока.

Количество

Номер урока

Дата урока

Вводное занятие

1

I

Основы медицинских знаний и здорового

образа жизни.  (10 часов)

1

Основы здорового образа жизни.

6 уроков

1.1

Правила личной гигиены и здоровье.

2

1.2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

3

1.3

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

4

1.4

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции.

5-6

1.5

Семья в современном обществе. Законодательство и семья.

7

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4 урока

2.1

Первая медицинская помощь при ранениях.

8

2.2

Первая медицинская помощь при травмах.

9

2.3

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности.

10

2.4

Первая медицинская помощь при остановке сердца.

11

II

Основы военной службы (25 часов)

3

Основы обороны государства

2 урока

3.1

Функции и основные задачи современных

Вооруженных Сил России

12

3.2

Международная деятельность Вооруженных Сил России

13

4

Воинская обязанность.

8 уроков

4.1

Основные понятия о воинской обязанности.

14

4.2

Организация воинского учета и его предназначение.

15

4.3

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

16

3.4

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

17

3.5

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

18

3.6

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

19-21

Наименование раздела, темы и урока.

Количество

Номер урока

Дата урока

5

Особенности военной службы.

 8 уроков

5.1

Правовые основы военной службы

22

5.2

Общевоинские уставы  Вооруженных Сил  Российской Федерации — закон воинской жизни.

23

5.3

Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России.

24

5.4

Порядок прохождения военной службы по призыву.

25-26

5.5

Прохождение  на военную службу по контракту.

27

5.6

Права и ответственность военнослужащих

28

5.7

Альтернативная гражданская служба, общие понятия.

29

6

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил.

6 уроков

6.1

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

30

6.2

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

31

6.3

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина.

32

6.4

Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской

Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказов командиров и начальников

33

6.5

Как стать офицером Российской армии

34

6.6

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

35

Всего часов

35

Лист корректировки программы

Количество часов по программе

Фактически проведено

Причина расхождения

Способы корректировки прохождения учебного материала*

* Способы корректировки прохождения учебного материала

- уплотнение содержания учебного материала;

- самостоятельное изучение отдельных тем;

- разбор учебного материала на консультациях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...