Рабочая программа ОБЖ 5-8 классы
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности) на тему

Гесс Дмитрий Юрьевич

Данная программа разработана с учетом базисного плана Тульской области и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_obzh_5-8_klassy.docx66.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

города Узловая Тульской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Руководитель ШМО_________________

Протокол от «____»________ 20_____ №___

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР _______________

«_____»__________ 20____

УТВЕРЖДЕНО

Директором ___________

Приказ от «____»______ 20___    № _____

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

5-8 класс

вторая ступень

Составитель программы:

                                                                               Гесс Дмитрий Юрьевич

                                                                    преподаватель организатор ОБЖ

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» для 5- 8 классов.

Учебник:

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.O. Хренников – М: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.O. Хренников – М: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.O. Хренников – М: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.O. Хренников – М: Просвещение, 2010.

Уровень программы: базовый

Характеристика особенностей  программы:

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев),  в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О безопасности дорожного движения»  и др.

Содержание программы выстроено по двум  линиям:

–основы безопасности личности ,общества и государства ;

–основы медицинских знаний и здорового образа жизни ;

Цели и задачи курса:

Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;  ответственного  отношения к  сохранению  окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;   необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведений в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из двух  разделов:

Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Раздел состоит из пяти обобщающих тем: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», «Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера», «Современный комплекс проблем безопасности», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из двух тем: «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Логичным продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

Программа завершается изложением Требований к уровню подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. Они соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются по трём базовым основаниям: « знать/ понимать», « уметь», « использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программным содержанием, а с другой - устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, оканчивающим основную школу.

        Тематический план программы но основам безопасности жизнедеятельности

                                                        (59 классы)

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

I

Основы безопасности личности, общества и государства

92

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

20

2

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

20

3

Обеспечение     безопасности    в     чрезвычайных    ситуациях природного, техногенного и социального характера

32

4

Современный комплекс проблем безопасности

8

5

Организация  защиты  населения  Российской  Федерации  от чрезвычайных ситуаций

12

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

48

6

Основы здорового образа жизни

32

7

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

16

Всего часов

140

                                                                                                   

       

                 

                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (5 КЛАСС)

                         Раздел I. Безопасность в защита человека в опасных ситуациях

1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

Система  обеспечения  жилища человека  водой,  теплом,   электроэнергией,  газом.   Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.).

Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком).

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

2.  Опасные ситуации техногенного характера

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения .Опасные ситуации на дороге. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и велосипедистов).

Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Поведение пассажиров в общественном транспорте Опасные ситуации на транспорте. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства (велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Основные правила  пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональным компьютерами и др. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

 3.   Опасные ситуации природного характера

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

 4.   Опасные ситуации социального характера

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.).

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах). Взрывное устройство на улице.

                                                                      Раздел II.   Чрезвычайные ситуации

5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на  пожаровзрывоопасных объектах аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Практическое занятие № 1

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Сигнал « Внимание всем»

Практическое занятие №2,

Организация эвакуации населения.

                             Раздел III.   Основы здорового образа жизни                                       

6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование

его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время

как основные' доставляющие здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных

качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья.

Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования

духовных и физических качеств.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей

человека и его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих.

Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

Алкоголь —  наркотический яд.   Влияние алкоголя на организм человека.   Возможные последствия

употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

I Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек».

Практическое занятие №3

Обсуждаемые вопросы:

1.   Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности

2.   Почему курение и употребление спиртных налитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом?                                                                                                                                                

3.   Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.

             Раздел IV.   Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7.   Первая медицинская помощь и правила ее оказания

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Практическое занятие №4,№5

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека.

Первая медицинская помощь при отравлениях, медикаментами, продуктами

Практическое занятие №6

Первой медицинской помощи при отравлении  препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами. Практическое занятие №7

Первой медицинской помощи при отравлении, никотином, угарным газом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (6 КЛАСС)

                                          Раздел 1  Безопасность человека в природных условиях

1.  Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Безопасное поведение человека в природных условиях, ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре. Определение необходимого снаряжения для похода.

2.   Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии

движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов.

Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж.

Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе.

Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация

человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к

жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение   личной   безопасности   при  следовании   к   местам   отдыха  наземным   видом   транспорта

(автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом

транспорта.

4.   Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

5.   Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

                                  Раздел II.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка.

Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Первая  медицинская  помощь при тепловом  и  солнечном ударах.  Первая  медицинская  помощь  при

отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах

насекомых.

7.  Здоровье человека и факторы, на него влияющие Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила

четырех «Нет!» наркотикам.

             СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (7 КЛАСС)

                     Раздел I.  Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1.   Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления и причины их возникновения.

Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.

Раздел П. Чрезвычайные ситуации природного характера

2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг,   магнитуда,   эпицентр,   интенсивность   землетрясения.   Определение   интенсивности   землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач,

решаемых РСЧС.  Прогнозирование землетрясений.  Определение наиболее сейсмоопасных районов на

территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия  сейсмических   волн.   Организация   оповещения   населения.   Обучение   населения   правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во

время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы.

Предвестники извержения вулканов.

Последствия извержения вулканов.

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов,

образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий

обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода

снежных лавин.

3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость

перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта,

определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их

перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий.

Организация оповещения населения об угрозе ураганов бурь. Рекомендации населению по правилам

поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его

возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка.

Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами

воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование

наводнений,   строительство   защитных   сооружений,   оповещение   населения,   организация   эвакуации   и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели   и  их  характеристика,   причины   возникновения   селей.   Защита  населения  от  селевых  потоков.

Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация

защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе

возникновения цунами, во время цунами и после него.

5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по

способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия,   ее   характеристика,   опасность  для   населения.   Эпидемический   процесс   и  факторы,   его

определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика.

Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

                     Раздел III.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.                                                        

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.

Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.

Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола, духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля

своего поведения с лицами противоположного пола.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

Значение   правового   воспитания   для   социального   развития   подростка.   Правонарушения,   совершаемые

подростками,  и  их  основные  причины.  Уголовная ответственность  несовершеннолетних,  предусмотренная

Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).

7. Первая медицинская помощь и   правила ее оказания

(практические занятия)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи.

Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую

помощь».

Первая медицинская помощь при незначительных ранах.

Первая медицинская помощь при кровотечении ( наружное, артериальное, венозное).

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавшего.

                           СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (8 КЛАСС)

              Раздел I.  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.   Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

2.   Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения.   Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

3.   Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

4.    Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

        Раздел II.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера н безопасность населения

5.   Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах.  Причины  их возникновения и возможные последствия.  Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

6.   Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия населения по сигналу « Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах. Эвакуация населения. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно - марлевой повязки, респираторов, противогаза.

                       Раздел Ш.   Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7.   Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком

            Требование к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен                знать /понимать:

•     Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

•     Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного характера;

•     Способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

•     Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов транспортных средств и велосипедистов).

Уметь:

•     Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

•     Соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

•     Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

•     Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно- марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

•     Вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

•     Действовать согласно установленному порядку по сигналу « Внимание всем!» , комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

•     Соблюдать правила безопасности дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

•     Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

•     Прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья ( своих и окружающих людей).

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

•     Соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

•     Пользоваться бытовыми приборами и инструментами;

•     Проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

Обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

                      Учебно - методический комплекс

ОБЖ, 5 класс. Под ред. А.Т. Смирнова Москва « Просвещение» 2010г

Программа по ОБЖ под ред. Смирнова 2008г Москва        « Просвещение» Сборник нормативных документов по ОБЖ . Мин. образования РФ. Дрофа 2008г.

Тесты по ОБЖ 5-9 кл. Учебно-методическое пособие, С. С. Соловьёв, Дрофа, Москва 2008г.

ОБЖ, 6 класс. Под ред. А.Т.Смирнова Москва «Просвещение» 2010г.

ОБЖ, планирование и организация занятий в школе 5-9 кл. В. Н. Латчук, Б. И. Мишин, С.К. Миронов, Дрофа, Москва 2008г.

Тесты по ОБЖ 5-9 кл. Учебно-методическое пособие, С. С. Соловьёв, Дрофа, Москва 2008г.

ОБЖ, 7 класс. Под ред. А.Т. Смирнова Москва « Просвещение» 2010г

ОБЖ, планирование и организация занятий в школе 5-9 кл. В. Н. Латчук, Б. И. Мишин, С.К. Миронов, Дрофа, Москва 2008г.

Тесты по ОБЖ 5-9 кл. Учебно-методическое пособие, С. С. Соловьёв, Дрофа, Москва 2008г

I

ОБЖ, 8 класс. Под ред. А.Т. Смирнова Москва « Просвещение» 2010г

ОБЖ, планирование и организация занятий в школе 5-9 кл. В. Н. Латчук, Б. И. Мишин, С.К. Миронов, Дрофа, Москва 2008г.

Тесты по ОБЖ 5-9 кл. Учебно-методическое пособие, С. С. Соловьёв, Дрофа, Москва 2008г

                                                                                   

Поурочное планирование программы ОБЖ

5 класс.

Наименование раздела, темы и урока.

Количество часов

Номер урока

Дата

урока

I.

Безопасность и защита человека в опасных  ситуациях.

16 часов

1.

Человек, среда его обитания, безопасность человека .

5  часов

1.1

Город как среда обитания человека

1

1.2.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

2

1.3.

Особенности природных условий в городе

3

1.4.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность

4

1.5.

Особенности безопасности жизнедеятельности человека. Основные службы безопасности нашего города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС, правила их вызова

5

2.

Опасные ситуации техногенного характера.

6 часов

2.1.

Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения. Дорога и ее составные части. Безопасность участников дорожного движения.

6

2.2.

Пешеход. Безопасность пешехода.

7

2.3.

Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Безопасность пассажира.

8

2.4.

Водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист- водитель транспортного средства. Правила поведении велосипедиста на дороге. Характеристика современных видов транспорта.

9

2.5.

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности при использовании различных приборов. Использование средств пожаротушения, способы эвакуации.

10

2.6.

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами.

11

3.

Опасные ситуации природного характера

2 часа

3.1.

Погодные условия и безопасность человека

12

3.2.

Особенности на водоемах. Правила поведения на воде. Особенности состояния водоемов. Опасные водоемы, оказание помощи.

13

4.

Опасные ситуации социального  характера

3 часа

4.1.

Ситуации криминального характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты. Криминогенные ситуации и личная безопасность.

14

4.2.

Обеспечение личной безопасности дома. Безопасность на улице, поведение при захвате террористами.

15

4.3.

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах скопления людей. Обеспечение личной безопасности на улицах нашего города «Островки безопасности»

16

II.

Чрезвычайные ситуации

6 часов

5.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Краткая характеристика их последствий.

5.1.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Характеристика, правила безопасного поведения.

17

5.2.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Характеристика, правила безопасного поведения.

18

5.3.

Пр.р №1 Организация защиты населения от ЧС. «Единая государственная система предупреждения и ликвидации РСЧС»

19

5.4.

Пр.р №2 «Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС. Сигнал «Внимание всем» и сопровождение речевой информацией»

20

5.5.

Пр.р. №3 «Организация эвакуации населения»

21

5.6.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно-загрязненной местности нашего региона.

22

III.

Основы здорового образа жизни

5 часов

6.

Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ. Режим дня.

6.1.

О здоровом образе жизни, как системе повседневного  поведения человека. Режимы труда и отдыха.

23

6.2.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

24

6.3.

Рациональное питание. Гигиена питания при проживании в экологически неблагоприятных районах, особенности питания в Тульской области.

25

6.4.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Причины и последствия.

26

6.5.

Пр.р №4 «ЗОЖ и профилактика вредных привычек»

27

IV.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

8 часов

7.

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

2 часа

7.1.

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию 1МП. Ситуации при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.

28

7.2.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома

29

8.

Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, порезах

6 часов

8.1.

Пр.р №5 «Последствия отработки навыков в оказании 1МП при носовом кровотечении»

30

8.2.

Пр.р №6 «Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания 1МП при отравлениях»

31

8.3.

Контрольная работа №1

32

8.4.

Пр.р №7 «Первая медицинская помощь при отравлениях медикаментами, продуктами.»

33

8.5.

Пр.р №8 «Первая медицинская помощь при отравлении препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами. Средства индивидуальной защиты»

34

8.6.

Пр.р №9 «Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом, никотином»

35

Поурочное планирование программы ОБЖ

7 класс.

Наименование раздела, темы и урока.

Количество часов

Номер урока

Дата

урока

Вводное занятие.

1

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, закономерности их проявления, способы защиты

3 часа

1.1

 Опасности водоемов Тульской области в разное время года. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания.

2

1.2.

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения человека при захвате его террористами.

3

1.3.

 Основные черты мошенничества. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила б/п в толпе, психологическая картина паники.

4

2.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного  и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность жизни. Защита населения от ЧС

16 часов

2.1.

Происхождение землетрясений. Основные параметры землетрясений. Защита населения от ЧС природного характера.

5

2.2.

Последствия землетрясений. Меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба.

6

2.3.

Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясений.

7

2.4.

Моретрясения. Цунами. Меры обеспечения безопасности при цунами.

8

2.5.

Происхождение обвалов и оползней. Последствия обвалов и оползней.

9

2.6.

Меры по снижению потерь ущерба от обвалов и оползней.

10

2.7.

Происхождение селей. прогнозирование и уменьшение селевой опасности.

11

2.8.

Рекомендации по действиям при угрозе схода оползней, селей, обвалов.

12

2.9.

Виды и последствия бурь, ураганов, смерчей.

13

2.10.

Меры по обеспечению безопасности при угрозе бурь, ураганов, смерчей.

14

2.11.

Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей.

15

2.12.

Виды наводнения и их оценка. Последствия наводнений.

16

2.13.

Меры при защите от наводнений. Рекомендации по действиям при угрозе наводнений.

17

2.14.

Виды лесных пожаров и их последствия. Причины возникновения лесных пожаров.

18

2.15.

 Профилактика  лесных и торфяных пожаров. Предупреждение природных пожаров в Тульской области.

19

2.16.

Меры безопасности в зоне лесных пожаров. Психологические основы выживания в ЧС природного характера.

20

3.

ПМП Основы медицинских знаний

3 часа

3.1.

Пр.р №1 «Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Способы остановки крови»

21

3.2.

Пр.р №2 «ПМП при переломах»

22

Правила и способы транспортировки пострадавших.

23

4.

ЗОЖ Понятия ЗОЖ

3 часа

4.1.

Вредные привычки и их профилактика.

24

4.2.

Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность.

25

5.

Единая государственная система (РСЧС), ее структура и задачи.

10 часов

5.1.

Защита населения от ЧС природного характера. Ознакомление с организацией защиты с/х объектов в зонах ЧС. Мероприятия проводимые по защите с/х животных и растений.

26

5.2.

Действия обучающихся в условиях ЧС мирного и военного времени. Подготовка  к проведению «Дня защиты детей».

27

5.3.

Пр.р №3 «Использование средств индивидуальной защиты».

28

5.4.

Пр.р №4 «Использование средств коллективной защиты. Правила поведения школьников».

29

5.5.

Пр.р №5 «Действия учащихся при пожаре. Экстренная эвакуация».

30

5.6.

Пр.р №6  «Отработка практических действий при возникновении аварии на хладокомбинате».

31

5.7.

Пр.р №7 «Действия учащихся при угрозе проведения теракта».

32

5.8.

Пр.р №8 «Безопасное поведение в парке».

33

5.9.

Пр.р №9 «Безопасность в школе».

34

5.10.

Закрепление пройденного материала и подведение итогов.

35

Поурочное планирование программы ОБЖ

8 класс.

Наименование раздела, темы и урока.

Количество часов

Номер урока

Дата

урока

Вводное занятие.

1

1.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, закономерности их проявления, способы защиты от них

6 часов

1.1

 Правила безопасного поведения в быту. Опасные вещества и средства бытовой химии, применяемые в быту.

2

1.2.

Действия различных опасных веществ на организм человека.

3

1.3.

Меры профилактики. Оказание ПМП при отравлениях и ожогах бытовой химией.

4

1.4.

 Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов.

5

1.5.

Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты.

6

1.6.

Как не стать преступником. Понятие преступления и виды преступлений. Возраст (наступления уголовной ответственности).

7

2.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного  и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность жизни. Защита от них.

15 часов

2.1.

Промышленные аварии, их характеристики и возможные последствия. Классификация ЧС по масштабам распространения.

8

2.2.

Пожары, взрывы, их характеристики и возможные последствия.

9

2.3.

Рекомендации населению по правилам безопасности поведения при пожаре и при угрозе возникновения взрывов.

10

2.4.

 Химически опасные объекты производства нашего региона.

11

2.5.

АХОВ, их характеристика и поражающие факторы.

12

2.6.

Правила поведения населения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

13

2.7.

Аварии на радиационно-опасных объектах. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.

14

2.8.

Понятие зоны радиоактивного загрязнения.

15

2.9.

 Правила поведения населения при радиоактивном загрязнении местности. Режим радиаций. Защита.

16

2.10.

Гидродинамические аварии. Общие понятия. Меры профилактики по снижению ущерба.

17

2.11.

Рекомендации населению при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

18

2.12.

Биосфера и человек. Экология и экологическая безопасность.

19

2.13.

 Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Загрязнения атмосферы, вод, почв.

20

2.14.

 Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия в нашем регионе. Охрана окружающей среды.

21

2.15.

Экологический контроль. Уголовная ответственность за экологические преступления.

22

3.

Единая государственная система (РСЧС), ее структура и задачи.

13 часа

3.1.

Пр.р №1 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и их использование (ГП-7, ПДФ-Ш)»

23

3.2.

Защита сооружения ГО, их предназначение.

24

3.3.

Организация эвакуации населения. Организация и проведение эвакуаций.

25

3.4.

Действия обучающихся в условиях ЧС мирного времени. Подготовка к участию в соревнованиях «Школа безопасности»

26

3.5.

Пр.р №2 «Безопасное поведение в школе»

27

3.6.

Пр.р №3 «Действия учащихся при угрозе проведения теракта».

28

3.7.

Пр.р №4 «Опасные ситуации социального характера, их прогнозирование и выход из них».

29

3.8.

Пр.р №5 «Самозащита от хулиганов».

30

3.9.

Пр.р №6 «Основные ситуации. Социальная характеристика, их прогнозирование и выход из них. Безопасности при попытке изнасилования».

31

3.10.

Пр.р №7 «Безопасное поведение на стадионе».

32

3.11.

Пр.р №8 «Безопасное поведение в парке».

33

3.12.

Обобщающий  урок практических занятий.

34

3.13.

Закрепление знаний по курсу ОБЖ за год.

35

Лист корректировки программы

Количество часов по программе

Фактически проведено

Причина расхождения

Способы корректировки прохождения учебного материала*

* Способы корректировки прохождения учебного материала

- уплотнение содержания учебного материала;

- самостоятельное изучение отдельных тем;

- разбор учебного материала на консультациях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...