Формирование познавательного интереса учащихся при изучении темы « Здоровый образ жизни» 5 класс
презентация к уроку по обж (5 класс) по теме

Пудовкина Елена Александровна

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

Целью исследования является выяснение следующих вопросов,: какие интересы имеются у подростков, их отношение к технологии и обучению, какие факторы влияют на возникновение и развитие интереса, как интерес влияет на успеваемость подростков. Предметом исследования является познавательная деятельность. Объектом исследования будут подростки, учащиеся 7 – 8 классов.

Задача исследования: изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким – нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

В связи с этим интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием Эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obraz_zhizni_i_ego_sostavlyayushchie_atestatsiya.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательного интереса учащихся при изучении темы « Здоровый образ жизни» 5 класс Преподаватель-организатор ОБЖ

Слайд 2

Содержание работы - Пояснительная записка - Цели и задачи темы - Значение темы и ее место в курсе ОБЖ - Психолого – педагогические особенности учащихся 5 класса - Ожидаемые результаты темы - Методы и технологии используемые в образовательном процессе - ИКТ на уроке ОБЖ - Используемые ресурсы ИКТ - Система знаний - Система деятельности - Поурочное планирование темы - План конспект урока - Цели урока - Этапы деятельности учеников на уроке - Выводы

Слайд 3

Цель и задачи работы Цель Создание условий для формирования познавательных УУД на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Задачи Разработать систему уроков по разделу «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Разработать систему заданий для достижения планируемых результатов формированию познавательных УУД Сделать вывод о возможности развития познавательных УУД на различных этапах урока в разделе «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Слайд 4

Пояснительная записка -Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. -Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Слайд 5

Актуальность работы В связи с переходом на ФГОС основного общего образования с 2015-2016 учебного года, где основным результатом освоения основной образовательной программы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (обеспечение компетенции «научить учиться»), а не только получение конкретных предметных знаний в рамках отдельных предметов курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет основополагающее значение.

Слайд 6

Задачи изучения раздела «Основы здорового образа жизни» Личностные: - Воспитывать коммуникативные качества личности (умение общаться в процессе парного и группового взаимодействия); - Рефлексивные качества личности; - Сформировать убеждение о необходимости вести здоровый образ жизни Предметные: - Сформировать знания о здоровом образе жизни, его составляющих; - Познакомить учащихся с понятиями «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Режим дня», «Рациональное питание», «Двигательная активность»; - Научить учащихся составлять режим дня и рацион питания. Способам правильного закаливания. Метапредметные: - Продолжить развитие познавательных УУД учащихся (умение выделять главное, анализировать) - Формировать умение работать с текстом и выделять главное - Развивать логические универсальные действия(выдвигать гипотезы, приводить доказательства и опровержения) - Развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе изучаемого материала

Слайд 7

Психолого-педагогическая характеристика учеников 5 класса любознательность Познавательный интерес к уроку Содержание урока Использование разнообразных методов с учетом возрастных особенностей ИКТ Наблюдение и анализ ситуации Игра,конкурс,викторина Практические занятия Самостоятельная работа учащихся

Слайд 8

Ожидаемые результаты освоения темы Метапредметные : ученик умеет работать с текстом, составляет по нему схемы, планы;умеет анализировать и сравнивать, делать выводы под руководством учителя Предметные: знает понятия «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Режим дня», «Рациональное питание», «Двигательная активность»; Личностные: Умеет составлять режим дня и рацион питания. Знает способы правильного закаливания.

Слайд 9

Методы и технологии используемые в образовательном процессе - Не стандартные формы уроков - Комбинированные уроки - Проблемное обучение - Уроки – общения - Демонстрационные уроки - Применение ИКТ - Метод проектов - Не стандартные темы уроков Для учения c увлечением

Слайд 10

ИКТ на уроках ОБЖ

Слайд 11

Используемые ресурсы ИКТ

Слайд 12

Система деятельности

Слайд 13

Поурочное планирование темы « Основы здорового образа жизни»

Слайд 14

План конспект урока Уровень учащихся 5 класса Тема урока: О здоровом образе жизни Место урока в теме: Сформировать знания о здоровом образе жизни и его состовляюших Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. экран Дидактические материалы: компьютерная презентация « Здоровый образ жизни и его составляющие», интернет-сайт: zdorovyiy-obraz…sostavlyayushie.html

Слайд 15

Цели урока Цели: Предметные: Сформировать знания о здоровом образе жизни, его составляющих; Познакомить учащихся с понятиями «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Режим дня»; Научить учащихся составлять режим дня Метапредметные: Продолжить развитие познавательных УУД учащихся (умение выделять главное, анализировать) Личностные: Воспитывать коммуникативные качества личности (умение общаться в процессе парного взаимодействия); сформировать убеждение о необходимости вести здоровый образ жизни

Слайд 16

Этапы деятельности учеников на уроке 1.Организационный 2.Актуализация. Целеполагание. Ставят цели урока: Узнать. Что такое здоровье. ЗОЖ и его составляющие. Научиться составлять режим дня 3. Основная часть *«мозговой штурм»- что такое здоровье?- ключевые слова выписываются на доску. *Умение составлять текст - из ключевых слов составить определение «Здоровье» *Умение сравнивать, самооценка - сравнить с определением в учебнике. *приём «Ладошка»( работа в парах) – вписать 5 самых важных факторов для сохранения здоровья. * умение, опираясь на теоретические данные, составлять план действий (режим дня)

Слайд 17

Подготовка к усвоению нового материала На этом этапе я использую фронтальный опрос и беседу с целью активизации имеющихся знаний. Необходимых доя изучения нового материала, концентрация внимания, включения учащихся в активную и продуктивную работу. Вопросы для фронтальной беседы «Что самое главное для человека? Как сохранить и укрепить здоровье? Что такое здоровье ?

Слайд 18

Этап усвоения новых знаний Составляющие здорового образа жизни. Рациональное питание Отказ от вредных привычек Высокая двигательная активность Благоприятный психологический климат Организация быта Повышение защитных сил организма

Слайд 19

Рациональное питание Умеренность в питании Регулярность и своевременность питания Правильный выбор продуктов питания с целью выведения из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов. Пища, сбалансированная по углеводам, белкам, жирам, витаминам, макро- и микроэлементам; правильный баланс в рационе питания Растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон.

Слайд 20

Этап проверки и закрепления новых знаний Тест. Задание: убрать не характерные позиции для здорового образа жизни. 1. Курение 20. Сон 2. Витамины 21. Регулярность питания 3. Алкоголь 22. Овощи и фрукты 4. Плавание 23. Режим дня 5. Жирная пища 24. Гиподинамия 6. Массаж 25. Азартные игры 7. Физкультура 26. Сауна 8. Токсикомания 27. Спортивные секции 9. Активный отдых 28. Чистый воздух 10. Спорт 29. Низкий материальный достаток 11. Неблагоприятная экология 12. Наркомания 13. Умеренность питания 14. Прогулки 15. Туризм 16. Компьютерные игры 17. Солнечные ванны 18. Закаливание 19. Утренняя гимнастика

Слайд 21

Тест. Задание: убрать не характерные позиции для здорового образа жизни. (выполненное, для проверки) 1. 20. Сон 2. Витамины 21. Регулярность питания 3. 22. Овощи и фрукты 4. Плавание 23. Режим дня 5. 24. 6. Массаж 25. 7. Физкультура 26. Сауна 8. 27. Спортивные секции 9. Активный отдых 28. Чистый воздух 10. Спорт 29. 11. 12. 13. Умеренность питания 14. Прогулки 15. Туризм 16. 17. Солнечные ванны 18. Закаливание 19. Утренняя гимнастика

Слайд 22

Пословицы и поговорки на тему «Здоровый образ жизни» В здоровом теле – здоровый дух. Мы едим, для того, чтобы жить, а не живем, для того, чтобы есть. Здоровье дороже денег. Было бы здоровье – остальное будет. Будь здоров на сто годов. Ум да здоровье всего дороже. Береги честь смолоду, а здоровье под старость. Живи с разумом, так и лекарей не надобно. Не до жиру, быть бы живу. В добром житье кудри вьются, а в худом секутся. Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест. Закаляй свое тело с пользой для дела. Смолоду закалишься – на весь век сгодишься. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

Слайд 23

Подведение итогов урока. Ознакомились со здоровым образом жизни и его составляющими. Научились как нужно обращаться со своим организмом. В современном мире очень важно уметь сделать много полезного для своего организма самому обучающемуся. Применение в дальнейшем обучающимися полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Материал по 7-10 классам, акцентируется внимание на логичность изложения МКТ, полготовке к её изучению....

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Развитие познавательного интереса учащихся, при изучении темы «Площади фигур»

данная методичнская разработка поможет педагогам в преподавании темы "Площади фигур"...

Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики

Существует необходимость в разработке мотивационного компонента процесса обучения физике,т.к.в существующей практике обучения занимательность занятий в классе способствует поддержанию интереса в обуче...

Формирование познавательного интереса учащихся средствами ИКТ при изучении темы «Письмо и его типы»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПИСЬМО И ЕГО ТИПЫ»...

Статья "Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД учащихся при изучении темы «Африка» в 7 классе"

Статья "Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД учащихся при изучении темы «Африка» в 7 классе"...