Урок по ОБЖ «Международное гуманитарное право и сфера его применения».
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) по теме

Пыхтин Владимир Николаевич

Данный урок даёт понятие "Международное гуманитарное право", сферу его распространения и применения, права и обязанности стран по соблюдению прав человека в мирное и военное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanitarnoe_pravo.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Тема урока: «Международное гуманитарное право и  

                        сфера его применения».

 

   Тип урока - урок закрепление изученного материала.

                                                 Подготовил: преподаватель - организатор ОБЖ

                                                                         Пыхтин Владимир Николаевич.

Курск - 2013

«Международное гуманитарное право и сфера его применения».

Подготовил: преподаватель - организатор ОБЖ

Пыхтин Владимир Николаевич.

Цель урока: закрепить знания, полученные на занятиях, посвященных    Международному гуманитарному праву.

Задачи:

1.Дать более широкое представление о нормах и законах предусмотренных в международном гуманитарном праве.

2.Какими статьями регламентируется защита прав человека в мирное и военное время.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

Учитель: На уроках мы рассматривали темы по международному гуманитарному праву и касались вопросов по защите прав человека.

Так скажите, пожалуйста, откуда берёт свои корни международное гуманитарное право?

Ученик: Из истории известно, что люди воюют на протяжении всего существования человечества. В это же время формировались правила ведения военных действий, которые часто называют «законы и обычаи войны», они представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств.

Учитель: Какие первоочередные вопросы рассматривались в процессе норм международного гуманитарного права?

Ученик: Первая, самая старая линия, связана с вопросами защиты прав человека во время вооружённого конфликта. Именно этот вопрос в международном гуманитарном праве оказался наиболее разработанным в связи с тем, что требовалось защищать человека во время вооружённого конфликта. Кстати, ещё в 19 веке было принято несколько конвенций, которые касались, в частности, защиты раненых и больных в случае вооружённого конфликта. Существуют конвенции, которые были подписаны в Гааге. Это Гаагские конференции 1890 года и 1907 года. И большая часть из них тоже была посвящена положению личности и защите прав в случае вооружённого конфликта. Конвенции регулируют положение раненых, больных, военнопленных и мирного гражданского населения.

Учитель: Когда были приняты положения по защите личности в мирное время?

Ученик: После второй мировой войны государства, под влиянием событий войны, приняли в 1949 году Конвенции, получившие название Женевских

Конвенций о защите жертв войны. Естественно, на содержание послевоенных конвенций, касавшихся международного гуманитарного права, большое влияние оказал Нюрнбергский процесс. Как известно, Нюрнбергский процесс был связан с судом над главными нацистскими преступниками. После допроса огромного количества свидетелей и анализа различного рода документов, главным военным преступникам были предъявлены совершенно чёткие обвинения в нарушении мира, в нарушении законов и обычаев войны и в преступлениях против человечности. Именно такая формула была использована - «преступления против человечности». Именно эта линия в конечном итоге стала обозначаться термином: « Международное право прав человека». Вторая линия связана уже с положением и защитой личности не в период вооружённых конфликтов, а в мирное время.

Учитель: Кто же несёт ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права?

Ученик: Договор, касающийся прав человека, заключённый государством, накладывает обязательства на государство, договор подписавшее и введшее в действие. Договор в области прав человека начинает эффективно действовать только тогда, когда государство предпримет все необходимые для реализации этого договора меры. Это меры двух типов.

Первый тип - это меры, которые должны приниматься во исполнение международного договора на межгосударственном уровне. Второй тип мер тоже связан с реализацией международных обязательств, но на внутригосударственном уровне. Это - принятие государствами собственных мер по реализации данного международного договора.

Учитель: Кто мне скажет, сколько существует групп соглашений в области прав человека?

Ученик: Некоторые авторы подразделяют международные соглашения в области прав человека на три группы. В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, и другие, которые содержат принципы нормы, касающиеся прав человека главным образом в условиях мира. Вторая группа включает в себя международные конвенции о защите прав человека в период вооружённых конфликтов. К ним относятся в первую очередь отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г. Третью группу составляют международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооружённых конфликтов. К названной группе относятся Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Статус Международного Уголовного Суда.

Учитель: Спасибо. Из сообщения мы видим, что в области прав человека принято много важных документов. Как вы думаете имеют ли право государства - участники соглашений вносить свои изменения или приостанавливать действия тех или иных документов?

Ученик: Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закреплённых во всех трёх указанных ранее группах международных документов. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооружённых конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения. Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны специально запрещают следующие действия в отношении лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях:

1) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

2)  взятие заложников;

3)посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

4) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

Учитель: Большое спасибо за подготовленные сообщения. И в завершении нашего урока хочу сказать, что несмотря на то, что практически все страны мира входят в организацию ООН и обязаны соблюдать соглашения и договоры, но в результате периодически возникающих конфликтов, происходит нарушение прав человека. Поэтому между противоборствующими сторонами вводят войска ООН «миротворцев».

Соблюдение норм международного гуманитарного         права в ходе миротворческой операции является одним из основных факторов, способствующих достижению её целей. Там, где военнослужащие миротворческого контингента действуют согласно установившимся международным правилам, явно просматривается либо позитивное разрешение конфликта, либо прекращение его эскалации. Там же где происходит нарушение норм международного гуманитарного права, установление мира в районе конфликта находится под большим вопросом, а личный состав Миротворческих Сил несёт неоправданные потери. Наглядным примером этому может служить ситуация, сложившаяся в Афганистане и Ираке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основные нормы и значение Международного Гуманитарного Права"

Урок "Основные нормы и значение МГП", способствует пониманию учащихся необходимости соблюдения норм МГП, содействует формированию у учащихся таких качеств личности, как уважение к человеческому достои...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Презентация к урокам по теме Международное Гуманитарное право

Презентации к элективному курсу Международное Гуманитарное право. В презентации отражены основные компоненты Международного Гуманитарного права,основные вооруженные  конфликты проходившие в мире ...

Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"

  Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...

Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"

Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...