Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (девочки)
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (девочки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obzh_10_klass.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Базовый уровень / под общей редакцией А.Т.Смирнова - М.: Просвещение, 2008.
  • Авторская программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 классы А.Т.Смирнова - М.: Просвещение, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Примерная учебная программа для девушек 10–11 классов по основам медицинских знаний и здорового образа жизни разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе. Программа реализует положение о добровольной подготовке учащихся – граждан женского пола по основам военной службы и организации с ними отдельно от учащихся – граждан мужского пола занятий по углублённому изучению основ медицинских знаний.

Структурно программа состоит из 2 разделов и 11 тем.

I раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» состоит из шести тем и предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по разделу проводятся на факультативной основе в период, когда юноши проходят учебные сборы по основам военной службы. Количество занятий и темы из пяти предложенных определяются в образовательном учреждении при разработке расписания занятий.

II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» также состоит из пяти тем и предназначен для проведения занятий с девушками 11 классов. По итогам изучения данной программы в 11 классе учащимся выставляется оценка, которая учитывается при итоговой аттестации выпускников.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы

Планируемые результаты освоения рабочей программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения тематики рабочей программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждого раздела рабочей программы.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, в содержании планируемых результатов по основам безопасности жизнедеятельности описаны и характеризованы обобщённые способы действий с учебным материалом, которые позволят учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи.

В структуре планируемых результатов в рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности выделяются следующие уровни описания:

— Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной рабочей программы. Этот блок результатов характеризует основной вклад данной программы в развитие личности учащихся в формировании у них современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, чувства личной ответственности за обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и мотивации к военной службе в современных условиях.

— Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении основного (базового) учебного материала.

Планируемые результаты, характеризующие эту группу целей, приводятся в блоках «Ученик научится» к каждому разделу рабочей программы, они определяют уровень усвоения основного учебного материала, которого должен достигнуть выпускник.

В эту группу включена система таких знаний и учебных действий с ними, которые составляет необходимый минимум, характеризующий успешность обучения по данной ступени образования и может быть освоена в основном всеми учащимися.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую аттестацию.

— Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих основную (базовую) систему.

Планируемые результаты, характеризующие эту группу целей, приводятся в блоках «Учащиеся получат возможность научиться» к каждому разделу рабочей программы и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные наиболее способные учащиеся.

Цели-ориентиры:

1. Сформированность понятий о наиболее распространённых опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;

2. Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также используя различные информационные источники;

3. Знание основных мер защиты и правил безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

4. Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе об экологической культуре как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, способствующей повышению защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательно влияния человеческого фактора;

5. Знание правовых и организационных основ федеральной системы, направленных на защиту населения и территорий Российской Федерации от внешних и внутренних угроз;

6. Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

7. Осознание понятий об экстремизме и терроризме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу национальной безопасности России;

8. Знание факторов, способствующих вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность;

9. Сформированность гражданской духовно-нравственной позиции негативного отношения к экстремистской и террористической деятельности, а также к любым противоправным поступкам;

10. Осознание понятий о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека, способствующей обеспечению его духовного, физического и социального благополучия;

11. Сформированность потребности в постоянном соблюдении норм здорового образа жизни;

12. Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье;

13. Сформированность знаний о нравственности, о значении семьи в современном обществе, о ключевой роли семьи в обеспечении благополучной и безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства;

14. Сформированность убеждений в необходимости владеть умениями в оказании первой помощи при неотложных состояниях;

15. Сформированность гражданской позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе и выполнению конституционного долга по защите Отечества;

16. Сформированность начальных знаний в области обороны, о предназначении и задачах Вооружённых Сил Российской Федерации и гражданской обороны по обеспечению военной безопасности государства в современных условиях;

17. Знание составных частей воинской обязанности граждан Российской Федерации, предназначение воинского учёта граждан, содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, права и обязанности граждан до призыва, во время призыва и прохождения военной службы.

Учебный материал, обязательный для девушек

18. Углубление понятий по основам медицинских знаний, основам здорового образа жизни и оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении основного (базового) учебного материала и в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих основную (базовую) систему.

Раздел-5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (10 класс)

Ученик научится:

— Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.

— Последовательно выполнять приёмы при оказании первой помощи в различных неотложных состояниях.

— Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.

— Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

— Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.

— Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).

Ученик получит возможность научиться

— Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).

— Прогнозировать по характерным признакам возникновение инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

Место предмета в учебном плане школы

Учитывая специфику учебного заведения и потребности учащихся в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства, в учебном плане ГБПОУ «МССУОР №1» за счёт компонента образовательного учреждения в 10 классах с девушками данный курс изучается как отдельный предмет, на изучение предмета выделяется 35 часов из часов школьного компонента – из расчёта 1 час в неделю. Это даёт возможность увеличить количество часов на изучение отдельных тем.

Учебник

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с. : ил. -

Содержание программы «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (для девушек) 10 класс.

Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Основные кишечные инфекции. Инфекции дыхательных путей.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика

Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска их возникновения. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения.

Первая помощь при травмах и ранениях

Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.

Оказание первой помощи при ранениях, методы остановки кровотечения.

Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата.

Виды повязок и правила их наложения. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки.

Первая помощь при отравлениях

Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами, алкоголем и никотином, препаратами бытовой химии.

Оказание первой помощи при отравлении угарным газом и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

Первая помощь при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.

Правила оказания первой помощи при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.

Первая помощь при массовых поражениях

Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений. Медицинские средства защиты и профилактики.

Тематическое планирование

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни с девушками 10 классов

1

Темы

Число часов

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раздел 1 (10 класс)

(21 ч)

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи

1

Основные инфекционные заболевания, меры профилактики

(2 ч)

1.1. Основные кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез, ботулизм).

1.2. Инфекции дыхательных путей (дифтерия, грипп, туберкулёз).

Характеризовать причины возникновения дизентерии, симптома её проявления и методы распознавания.

Сформировать правила поведения для профилактики дизентерии.

Характеризовать основные причины заболевания сальмонеллезом, симптомы его проявления и меры профилактики.

Характеризовать основные причины, приводящие к заболеваниям ботулизмом, симптомы его проявления и меры профилактики.

Характеризовать дифтерию как острое инфекционное заболевание, симптомы её проявления и меры профилактики.

Характеризовать грипп как острое респираторное заболевание, причины его возникновения, симптомы проявления, профилактику.

Характеризовать туберкулёз органов дыхания, основные причины его возникновения, симптомы проявления и меры профилактики.

2

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика

(2 ч)

2.1. Основные неинфекционные заболевания, факторы риска их возникновения.

2.2. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения.

Характеризовать основные неинфекционные заболевания, факторы риска их возникновения и меры профилактики.

Характеризовать основные симптомы ишемической болезни сердца, факторы риска её возникновения и меры профилактики.

3

Первая помощь при травмах и ранениях

(6 ч)

3.1. Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего.

3.2. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.

3.3. Оказание первой помощи при ранениях. Методы остановки кровотечения.

3.4. Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата.

3.5. Виды повязок и правила их наложения.

3.6. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки.

Характеризовать значение оказания первой помощи пострадавшим для сохранения их здоровья.

Характеризовать основные признаки ушибов, вывихов и растяжений.

Отработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях.

Характеризовать основные виды кровотечений и методы остановки кровотечения.

Отработать приемы остановки артериального кровотечения.

Отработать приемы остановки венозного и капиллярного кровотечения.

Характеризовать травматические переломы опорно-двигательного аппарата.

Отработать порядок оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Характеризовать существующие виды повязок и правила их наложения.

Отработать приемы транспортно иммобилизации пострадавшего и правила его транспортировки.

4

Первая помощь при отравлениях

(5 ч)

4.1. Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами.

4.2. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем и никотином.

4.3. Оказание первой помощи при отравлении препаратами бытовой химии.

4.4. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом.

4.5. Оказание первой помощи при отравлении аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

Характеризовать последовательность оказания первой помощи при отравлении лекарственными препаратами.

Характеризовать симптомы отравления алкоголем и никотином.

Уяснить последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении алкоголем и никотином.

Отработать последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении различными препаратами бытовой химии.

Характеризовать признаки отравления угарным газом и порядок оказания первой помощи.

Характеризовать наиболее распространенные АХОВ и признаки отравления ими.

Уяснить последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении АХОВ.

5

Первая помощь при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током

(4 ч)

5.1. Оказания первой помощи при ожогах.

5.2. Оказания первой помощи при отморожении.

5.3. Оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах

5.4. Оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Характеризовать виды ожогов и их возможные последствия.

Уяснять последовательность действий при оказании первой помощи при различных видах ожогов.

Характеризовать причины отморожения различных частей тела. Классифицировать степень отморожения.

Характеризовать основную цель и порядок оказания первой помощи при отморожении.

Характеризовать основные причины возникновения теплового и солнечного ударов и признаки их проявления.

Отработать порядок оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Характеризовать причины и последствия поражения электрическим током.

Характеризовать меры безопасности, которые необходимо соблюдать при оказании первой помощи пострадавшему.

Уяснить и отработать последовательность и порядок оказания первой помощи пораженному электрическим током.

6

Первая помощь при массовых поражениях

(2 ч)

6.1. Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений.

6.2. Медицинские средства защиты и профилактики.

Анализировать причины возникновения массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Отрабатывать приемы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Характеризовать медицинские средства защиты и профилактики, их предназначение и порядок использования.

В программу внесены следующие изменения:

1. В тему 1 «Основные инфекционные заболевания, меры профилактики» и тему 2 «Основные неинфекционные заболевания и их профилактика» в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела добавлено по 2 часа.

2. Тема 3 «Первая помощь при травмах и ранениях» увеличена на 5 часов для отработки практических действий по оказанию первой помощи.

4. В тему 5 «Первая помощь при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током» добавлен 1 час для контроля знаний учащихся.

5. Тема 6 «Первая помощь при массовых поражениях» увеличена на 2 часа для отработки практических действий по оказанию первой помощи.

Результат освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися средней школы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения: 

  • умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
  • умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  • умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования;
  • умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.

Ученица научится

— Распознавать по внешним признакам основные, наиболее часто встречающиеся, инфекционные заболевания.

— Применять рекомендуемые меры профилактики возникновения инфекционных заболеваний на практике.

— Формировать знания об основных неинфекционных заболеваниях, факторах риска их возникновения и реализовать на практике рекомендации по профилактике возникновения неинфекционных заболеваний.

— Формировать знания и умения по оказанию первой помощи пострадавшим и при неотложных состояниях.

— Оказывать само- и взаимопомощь в зоне массовых поражений и пользоваться медицинскими средствами защиты и профилактики.

Контроль результатов обучения

Контроль результатов обучения осуществляется через использование различных видов оценки и контроля ЗУН. При этом используются  различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, тест, устный опрос.

Дополнительная литература

1. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Под общей редакцией С.К.Шойгу. – М., 2004.

2. Методический журнал «ОБЖ в школе»

3. Интернетресурсы.


Критерии оценки учебной деятельности

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4»- 82-67%;

«3» - 66 – 50%;

«2» - менее 50%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Технология 6 класс (девочки)

Рабочая программа по технологии составлена к учебнику В.Д. Симоненко "Технология. " (девочки) для 6 класса общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа «Технология» 5 класс (девочки)

Рабочая программа     «Технология» 5 класс (девочки) ФГОС...

Рабочая программа «Технология» 6 класс (девочки) ФГОС

Рабочая программа     «Технология» 6 класс (девочки) ФГОС...

Рабочая программа «Технология» 7 класс (девочки)

Рабочая программа     «Технология» 7 класс (девочки)...

Рабочая программа «Технология» 8 класс (девочки)

Рабочая программа     «Технология» 8 класс (девочки)...

Рабочая программа технологии 8 класс (девочки)

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС и предназначена для девочек 8 класса. Количество часов -34....

рабочая программа 5-8 класс девочки

рабочая программа по девочкам 5-8 класс...