Дополнительная образовательная программа «Школа безопасности» (для учащихся 12-17 лет)
рабочая программа по обж на тему

Юрочкин Анатолий Николаевич

Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_bezopasnosti.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ЦВР Богородского района Нижегородской области

                                                         

Дополнительная образовательная программа

«Школа безопасности»

(для учащихся 12-17 лет)

Срок реализации: 1 год

                        Автор программы:

                                                   Преподаватель-организатор ОБЖ

              Юрочкин А.Н.

С.Алешково

2012 Г.

  1.  Пояснительная записка

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.         

Цель:

- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;

- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи:

Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие  умений работать в группе, коллективе;

Знания, умения и навыки: получение знаний  о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Школа выживания» один год.

Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен

•        знать:

  1.  правила выживания в условиях автономии;
  2.  правила выживания при ЧС;

•        уметь:

  1.  действовать при возникновении ЧС;
  2.  действовать в условиях автономии;

•        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  1.  для избегания попадания в стрессовые ситуации;
  2.  правильных действий при попадании в ЧС.

Время проведения занятий:

1-й час: 15.00 – 15.45

2-й час: 15.55 – 16.40

II. Учебно-тематический план

Название темы

Общее кол-во часов

Теоретич. часть

(час.)

Практич. часть

(час.)

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

Автономное существование

22

2.

Понятие об автономном существовании человека

1

1

3

План действия

1

1

4

Сигналы бедствия

4

2

2

5

Жилище

2

1

1

6

Добывание огня

3

1

2

7

Добывание пищи и воды

5

3

2

8

Лечение заболеваний. Лекарственные растения

6

3

3

Пожарная безопасность

5

9

Пожар

1

1

10

Средства пожаротушения

3

2

1

11

Природные пожары

1

1

Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона

4

12

Действия при ЧС природного характера

4

4

Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

13

Психика человека в экстремальных ситуациях

2

2

14

Саморегуляция

3

2

1

Топография

31

15

Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле

1

1

16

Топографические условные знаки

3

1

2

17

Рельеф местности и его изображение на картах

3

1

2

18

Приборы для ориентирования на местности

3

1

2

19

Топографические карты

3

1

2

20

Определение расстояний на местности и на карте

3

1

2

21

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту

5

2

3

22

Ориентирование на местности

5

1

4

23.

Изготовление картосхем маршрута

5

1

4

Общая физическая подготовка

5

24.

Бег по пересеченной местности

2

2

25.

Преодоление препятствий

2

2

26.

Силовые упражнения

1

1

                                                                   Всего

72

34

38

III. Содержание программы

Структурно программа состоит из шести разделов.

               Раздел 1: Автономное существование (22 часа)

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение времени дня.

 Подача сигналов бедствия.

 Оборудование жилища.

Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.

Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел  2:  Пожарная безопасность (5 часов)

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома.

Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.         

 Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях (4 часа)

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.

        Раздел  4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (5час)

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Раздел 5: Топография (31 час)

Понятие  о  топографии.  Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.

 Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования  на местности.

Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.

 Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение  на  местности  по азимуту.

Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута

Раздел 6: Общая физическая подготовка

Бег по пересеченной местности.

Преодоление препятствий.

         Силовые упражнения

IV. Методическое обеспечение программы

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.

Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы и оборудование: компасы, штативы,  цветные таблицы и карты.

Y. Список литературы.

  1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.
  2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
  3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
  4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
  5. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
  6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
  7. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
  1. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
  2. Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
  3. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
  4. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...

Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"

Дополнительная образовательная  программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской  и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...

Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".

        Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...

дополнительная образовательная программа "Школа лидеров"

Развитие самоуправления в образовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Актуальность развития ученическог...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа безопасности"

Программа дополнительного образоазания социально - гуманитарной направленности предназначена для обучающихся 11-14 лет. Ее цель - создание условий для развития и самореализации личности, готовой...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"

Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...