ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОБЖ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
статья по обж на тему

Доклад учителя Данилова В.Н. на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: "Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса". Автор, опираясь на свой опыт, раскрывает возможности формирования практических навыков по ОБЖ у обучающихся в ходе проведения школьных туристических походов и краеведческих экспедиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОБЖ  И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

УЧАЩИХСЯ

Выступление учителя ОБЖ МОУ «Владыкинская СОШ» Данилова В.Н.

Вступление.     

Одним из направлений реформирования образования Российской Федерации является развитие культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения. Важную роль в этом процессе могут сыграть различные виды внеурочной деятельности, применяемые в образовательном учреждении.

В нашей школе внеурочная деятельность весьма разнообразна, но для формирования у учащихся практических навыков по основам безопасности жизнедеятельности наибольшее значение имеет туристско-краеведческая работа. Туристско-краеведческая работа у нас – это не только кружковые теоретические занятия, это и ежегодные многодневные походы и школьные краеведческие экспедиции. Походы мы проводим по реке Хопёр на самодельных катамаранах, а в [Слайд 2]экспедиции ходим или выезжаем на автотранспорте. Немного статистики:

- походами с детьми занимаюсь 29 лет;

- водными походами на катамаранах – 19 лет;

- краеведческими [Слайд 3] экспедициями - 6 лет…

Формирование практических навыков.

Каждый ребёнок в походе или экспедиции выполняет определённые функции, неся при этом определённый груз ответственности [Слайд 4]:

- из числа старшеклассников назначаются капитаны катамаранов и штурманы;

- в каждом катамаране по двое с каждого борта членов экипажа отвечают за швартовку судна, безопасную посадку и высадку команды;

- обязанности кострового ребята исполняют по графику;

- дети заранее распределены по палаткам и в каждой палатке есть старший. Старший палатки выбирает место и  руководит постановкой палатки;

- составлением меню и приготовлением пищи занимаются дежурные смены под руководством старшеклассниц и присмотром педагога;

- помимо этого есть штатные фотографы, поисковики и другие…

 

В походах и краеведческих экспедициях ребята отрабатывают следующие практические навыки:

Движение по азимуту [Слайд 5].

Метод[Слайд ] азимутального маршрутного поиска наиболее сложный в применении, особенно в лесу. Имея планшет с картой и компас, дети движутся по заданному азимуту и ищут интересующие их объекты. Обозначу следующие правила маршрутного поиска[Слайд 6]:

- идут в азимутальный маршрут только наиболее подготовленные поисковики;

- пред выходом на маршрут дети должны чётко усвоить ориентиры границ района поиска (С – дорога; Ю – склон речной долины; З и В – просеки.) и знать место сбора, обозначенное на карте;

- передвигаются дети парами или тройками.

При обнаружении объекта исследования, место фиксируется на карте и обозначается «вымпелом» (яркий лоскут ткани).

Глазомерная съёмка местности [Слайд 7]. При помощи глазомерной съёмки ребята фиксируют расположение курганов в курганных группах, конфигурации древних стоянок. Место нахождения объектов определяют с помощью электронного навигатора.

На практике осваивают [Слайд 8]:

- правила поведения на водоёмах;

- правила безопасного поведения в лесу [Слайд 9];

- правила поведения при встрече с гадюкой или обнаружении клещей;

Приобретают навыки:

- управления маломерными судами при помощи вёсел;

- организованной посадки и высадки из лодки;

- определения безопасного фарватера по характеру течения;

- организации походного лагеря;

- грамотной постановки палатки [Слайд 10];

- приготовления пищи на костре и обращения с огнём;

- не по учебникам, а в реальной обстановке наблюдают съедобные и ядовитые растения.

Таким образом, туристические походы и школьные краеведческие экспедиции являются прекрасным «полигоном» для формирования и отработки практических навыков по ОБЖ.

Практические навыки  в большей или меньшей степени отрабатываются по темам ОБЖ:

- «Пожарная безопасность» [Слайд 11];

- «Погодные явления и безопасность человека»;

- «Безопасность на водоёмах»;

- «Двигательная активность и закаливание организма»;

- «Рациональное питание. Гигиена питания»;

- «Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах.

Всё это ФГОС – 5 класс.

- «Ориентирование по компасу»;

- «Ориентирование по солнцу, луне, звездам»;

- «Ориентирование по местным признакам»;

- «Устройство временных укрытий»;

- «Добывание огня, разведение костра»;

- «Обеспечение бытовых потребностей»;

- «Обеспечение водой»;

- «Организация питания»;

- «Личная гигиена, уход за одеждой и обувью»;

- «Возможные опасности в пути»;

- «Аптечка, природные лекарственные средства».

Всё это ФГОС – 6 класс.

Такая внеурочная деятельность, как походы и экспедиции, тесно связана и с тематикой основ безопасности жизнедеятельности в старших классах.

Сохранение здоровья  

       Важнейшей составляющей туристических походов и школьных краеведческих экспедиций является сохранение здоровья их участников.

Для решения этого вопроса, помимо инструктажа по технике безопасности, нами разработан и применяется на практике целый ряд строго контролируемых и обязательных для исполнения мероприятий:

- каждый участник на случай дождя должен иметь с собой в наличии полиэтиленовый плащ;

- каждый участник должен иметь с собой в наличии НЗО – непромокаемый запас одежды. НЗО представляет собой комплект запасной одежды в герметичной упаковке, которую ребёнок может надеть только на время сна в палатке, если другая его одежда промокла. После сна ребёнок надевает, подсушенную на костре одежду, в которой в движении ему достаточно комфортно. А НЗО хранится до следующей ночёвки, ибо наибольшую опасность для здоровья представляет сон в мокрой одежде. В НЗО входят нижнее бельё, шерстяные носки, тёплое трико, рубашка и свитер;

- каждая палатка у нас оснащена полиэтиленовыми плёнками 2х2 м – под палатку и 3х6 м – сверху на палатку;

- во избежание воспламенения палатки от спичек или свечи, для каждой палатки имеются по два электрических фонарика;

- каждый ребёнок должен иметь с собой по два лёгких головных убора, мазь от загара и средство от комаров;

- каждый катамаран оснащён медаптечкой, спасательными кругами, альпийскими шнурами и плавательными жилетами.

Участие в походах и экспедициях кардинально меняют психологию их участников. Дети становятся более самодисциплинированными, уверенными в себе и своих способностях. В них «просыпается» исследовательский инстинкт и тяга к знаниям.

     Безусловно, в походах и экспедициях дети отдыхают – купаются, загорают на естественных пляжах, играют в различные игры в воде и на берегу. Наблюдают и фотографируют природные объекты. Шутят, смеются, поют песни. Впечатлений хватает на всю жизнь [Слайд 12]!

Обязан предупредить! Туристические походы и краеведческие экспедиции – не пик - ник в городском парке. Данные виды внеурочной деятельности требуют основательной подготовки, особенно по технике безопасности!

С методикой проведения этих мероприятий Вы можете познакомиться на моём сайте -  http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich. Вместо заключения предлагаю Вашему вниманию тройку видео фрагментов…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОБЖ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Слайд 2

Походы мы проводим по реке Хопёр на самодельных катамаранах

Слайд 3

В экспедиции ходим или выезжаем на автотранспорте

Слайд 4

Как в походах, так и в экспедициях ребята самостоятельно быстро и слаженно оборудуют стоянку

Слайд 5

На азимутальном поисковом маршруте

Слайд 6

Краеведческая экспедиция №2012.1 в работе

Слайд 7

Глазомерная съёмка группы курганов

Слайд 8

Каждый член экипажа катамарана выполняет свою функцию

Слайд 9

Безобидная и редкая ящерица веретеница

Слайд 10

Рыбу мы отвариваем в сетке, чтобы в ухе не было костей, а колбасу жарим на костре…

Слайд 11

Наши дети успешно справляются с речными перекатами и не боятся снегопадов.

Слайд 12

Обязан предупредить!!! Туристические походы и краеведческие экспедиции – не пик – ник в городском парке. Данные виды внеурочной деятельности требуют основательной подготовки, особенно по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ! С методикой проведения этих мероприятий Вы можете познакомиться на моём сайте http :// nsportal.ru / danilov-vladimir-nikolaevich .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских

Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....

Тема по самообразованию: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.

laquo;Физическое воспитание  - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физическ...

Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».

Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...