Рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Окунь Василий Степанович

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс разработана  с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 5 класс ФГОС37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании РМО учителей ФК и ОБЖ :

Протокол №  3  от  26 августа 2014 г.

«Согласовано»

И.О.Заместитель директора по УВР :

 30 августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор школы:

Приказ №  от  29 августа 2014г.

Рабочая  программа учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5 класс

 2014-2015 учебный год

                              составитель:  учитель физической культуры Окунь В.С.

                                                 

                                                      С. Гуселетово 2014

                                                           

  Пояснительная записка

Учебная рабочая  программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для работы с учащимися 5 класса составлена на основе

-  ФГОС по ОБЖ;

-ООП МБОУ «Гуселетовская СОШ»

-Положения о текущем и промежуточном контроле МБОУ « Гуселетовская СОШ»

- Положения о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- Положения о рабочей программе МБОУ « Гуселетовская СОШ»,

-учебного плана МБОУ « Гуселетовская СОШ» на 2014-2015 учебный год

 - Федерального перечня учебников,

- Примерной программы по ОБЖ

- авторской рабочей  программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством общего образования РФ,  А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М. Просвещение, 2011года,  

при использовании учебника  для общеобразовательных учреждений: «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников(Москва «Просвещение», 2011год), с электронным приложением.

Состав УМК:

  • рабочая тетрадь
  • справочник для учащихся
  • сборник ситуативных задач
  • тестовый контроль
  • поурочные разработки
  • методические рекомендации
  • комплекты демонстрационных таблиц

Особенности  комплекта:

  • материал учебников структурирован по модульному принципу, что позволяет повысить уровень подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности
  • пособия для учащихся дополняют разделы учебников «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»
  • учебник содержит новый аппарат усвоения (подразделы «Проверьте себя», «После уроков», «Практикум»), который помогает учащемуся не зазубривать предлагаемый материал, а самостоятельно мыслить

Цели программы:

1.  Усвоение знаний:

              -об опасных и чрезвычайных ситуациях

              -о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

              -о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС

              -о здоровом образе жизни

              -об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

              -о правах о обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

2.  Развитие личных, духовных и физических  качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;

3.Формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

4.Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной общественной ценности;

5.Развитие умений:

         -предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

         -принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Задачи программы:

1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

2.Выработка умений предвидеть опасные  и ЧС природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

3.Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Специальными целями является формирование  коммуникативной, ценностно-смысловой, учебно- познавательной и информационной компетенций.

Коммуникативная компетентность- предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог.

Ценностно-смысловая компетентность-готовность осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно-познавательная компетентность-готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличить факты от домыслов,  использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетентность-готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Межпредметные связи:            география, химия, биология.

методы обучения:

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  • Лекция с элементами беседы;
  • Работа с документами;
  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме
  • Объяснительно-иллюстративный (использование индивидуальных приемов понимания и запоминания учебного материала,  работа с таблицами, схемами и др. наглядными средствами),
  • метод самостоятельной работы и работы под руководством
  • метод проблемного обучения,
  • исследовательский метод,
  •  метод стимулирования интереса к учению,
  •  метод контроля  и самоконтроля (самопроверка, взаимопроверка)

Используемые технологии: ЛОО,  Здоровьесберегающая,  ИКТ;

Виды контроля: фронтальный опрос, текущий, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, словарная работа,  тестирование, тематический, зачет, практическая работа.

Весь процесс работы по программе организую через классно-урочную и индивидуально- групповые формы занятий.

Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.        

Структура программы. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 классов общеобразовательных учреждений включает  в себя два модуля и четыре раздела.

Модуль1: Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел1 Основы комплексной безопасности

Раздел 2 Защита населения РФ от ЧС

Модуль 2 Основы медицинских знаний и ЗОЖ

Раздел 3  Основы ЗОЖ

Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание МПМ

Материал 5 класса представлен следующими разделами и темами:

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел                  Тема  

I

Основы комплексной безопасности

22

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

3

Опасные ситуации природного характера

2

4

Опасные ситуации социального характера

3

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

III

Основы здорового образа жизни

5

5

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

3

6

Факторы,  разрушающие здоровье.

2

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7

7

Первая медицинская помощь и правила её оказания

7

Всего часов

34

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (5класс)

№ урока

Тема урока

Краткое содержание по теме.

Характеристика видов деятельности учащихся

 дата проведения урока

1

Город как  среда обитания.

Что такое город,  и какими они бывают. Мегаполис. Опасные ситуации в городе.

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.

Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.

Различают предметы бытовой химии.

Заполняют дневник безопасности.

Характеризуют  наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Сходство и различие между городскими квартирами и деревенскими домами. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.  Правила пользования электроприборами.

3

Особенности природных условий в городе.

Особенности природных условий в городе. Необходимость лесопарков. Значение слов «экологическая обстановка».

4

Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность.

Города и социальная среда. Ваши взаимоотношения с окружающими людьми.

5

Особенности безопасности жизнедеятельности человека.

Опасные ситуации природного, техногенного и социального характера. Что такое ЧС и безопасность жизнедеятельности. Службы спасения и их вызов. Что необходимо для безопасного поведения.

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

Дорога и что мы понимаем под этим словом. Регулировка дорожного движения, дорожные знаки. Регулировщик и его роль.

Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.

7

Пешеход. Безопасность пешехода.

Общие обязанности пешехода. Меры безопасности которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дороге.

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

Пассажир и его обязанности и правила поведения во всех видах общественного транспорта. Возможные опасные ситуации в транспорте.

9

Водитель.

Кто такой водитель? Что является транспортным средством. Безопасность велосипедиста, его права и обязанности.

10

Пожарная безопасность.

Пожар и его последствия. Правила пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Пожар в кабине лифта.

11

Безопасность поведения в бытовых ситуациях.

Быт – что это такое? Безопасное обращение с электричеством, с бытовым газом, при пользовании в доме водой. Безопасность и компьютер.

12

Погодные условия и безопасность человека

Погодные явления и безопасность человека.

Гроза, гололёд, снежные заносы, метель и пурга.

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.

Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).

Различают состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила поведения на водоёмах.

Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

13

Безопасность на водоёмах.

Правила поведения на открытых водоёмах в летнее время. Безопасность на замёрзших водоёмах.

14

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Стихийные бедствия: землетрясение, наводнение, ураганы, бури, смерчи, оползни, сели, обвалы.

Различают ЧС по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного поведения той или иной чрезвычайной ситуации

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Радиационно - опасные объекты. Пожароопасные объекты. Химически опасные объекты

16

Антиобщественное  поведение и его опасность

Антиобщественные явления. Криминогенные ситуации: вор, грабитель, мошенник, хулиган, насильник. Общие правила личной безопасности.

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных ситуациях.

17

Обеспечение личной безопасности дома.

Соблюдение правил безопасности дома. Правила поведения в опасных ситуациях, которые могут произойти дома.

18

Обеспечение личной безопасности на улице.

Рекомендации по безопасному поведению на улице, в общественных местах где проводятся массовые мероприятия, в толпе.

19

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности.

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

20

Виды экстремистской и террористической деятельности.

21

Виды террористических актов и их последствия.

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

23

О здоровом образе жизни.

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.

Распознают виды двигательной активности и закаливания.

Характеризуют сущность  рационального питания.

24

Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья.

Движение – это здоровье. Основные двигательные качества. Закаливание и его необходимость.

25

Рациональное питание. Гигиена питания.

Углеводы. Белки. Жиры. Витамины. Вода -  источник жизни.

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Курение табака (никотинизм). Алкоголь. Наркомания и токсикомания.

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

ЗОЖ как основной способ профилактики вредных привычек.

28

29

ПМП при различных видах травм

Последовательность оказания первой помощи.  Вызов скорой медицинской помощи. Комплектация аптечки.

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.

Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

30

31

32

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах

Причины ушибов и ПМП при ушибах мягких тканей. Попадание инфекции в ссадины. (практические занятия).

33

34

35

ПМП при отравлениях

ПМП при отравлении никотином, угарным газом. (практические занятия).

Практическое занятие.

Система оценивания по ОБЖ

Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками . Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Методическое обеспечение:

1.    И.К. Торопов. «Основы безопасности жизнедеятельности».- М.: Просвещение,1996.

2. «Основы безопасности жизнедеятельности» / А. Т. Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов и др. – М.:ООО «Издательство Астрель»: 2011;

3.    « ОБЖ»  В.Н.Мошкин, АО «Полиграфист» пособие для 5-11кл.

4.  «Основы безопасности жизнедеятельности». поурочные планы/авт.-сост.Г Н. Шевченко.-Волгоград: Учитель,2007.

5. Интернет- ресурсы

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

Кабинет ОБЖ с количеством ученических мест – 14                                                    

Доска под мел -1

Средства индивидуальной защиты- 50

ОЗК – 1

Конституция РФ-1

Учебное пособие по основам медицинских знаний -1

Набор плакатов по ПМП, ЧС природного и техногенного характера, ГО, строевой подготовке, стрелковой подготовке.

Лист внесения изменений 5 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...