Статья "Военно-патриотическое воспитание обучающихся в школе"
статья по обж (10 класс) на тему

Чистякова Лидия Федоровна
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, уважения к страницам прошлого, к великим свершениям своего народа. В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Это направление педагогической деятельности я считаю одним из главных. Военно-патриотическое воспитание должно проводиться комплексно, с учётом возрастных особенностей учащихся. Роль школы в воспитании этих чувств невозможно переоценить. Формирование качеств патриота и гражданина в образовательных учреждениях осуществляется через учебные предметы, внеклассную работу, внешкольные мероприятия. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voenno.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-патриотическое воспитание обучающихся в школе

Чистякова Лидия Фёдоровна 

 преподаватель-организатор ОБЖ

ГБОУ СОШ№266 г.Санкт-Петербург

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, уважения к страницам прошлого, к великим свершениям своего народа.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Это направление педагогической деятельности я считаю одним из главных. Военно-патриотическое воспитание должно проводиться комплексно, с учётом возрастных особенностей учащихся. Роль школы в воспитании этих чувств невозможно переоценить. Формирование качеств патриота и гражданина в образовательных учреждениях осуществляется через учебные предметы, внеклассную работу, внешкольные мероприятия. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать ребятам знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определённые действия, а не только описывать их.

Проблема патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной школе и молодёжной политике, ведь важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Ещё одной проблемой общества и школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном процессе и во внеурочное время. Главная задача здоровьесберегающего воспитания – это формирование положительной мотивации у детей и системы мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников и здорового образа жизни.

 Целью преподавания ОБЖ в школе считаю подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

При организации работы по военно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой и решаем следующие задачи:

  1. формирование и развитие высоких духовно-нравственных и морально-психологических качеств личности обучающихся;
  2. создание условий для формирования социально активной позиции гражданина и патриота;
  3. формирование и развитие у обучающихся  долга и ответственности за порученное дело, инициативы и находчивости, взаимовыручки, физической выносливости;
  4. совершенствование у обучающихся теоретических и практических навыков действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
  5. вовлечение подрастающего поколения в систематические занятия физической культурой и спортом, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование стремления к здоровому образу, жизни, профилактика и преодоление вредных привычек.

Выполнение воспитательных задач служат мероприятия, проводимые во внеурочное время. Среди них – городская и районная спартакиада по военно-прикладным видам спорта. Она проходит в течение всего учебного года, включает различные виды соревнований: лыжные гонки, кросс на 1000 метров, подтягивание, стрельба из малокалиберной винтовки, плавание на 50 метров, городошный спорт, военно-спортивное ориентирование, сборка и разборка автомата АКМ-74.

В нашей школе с этой целью используются следующие внеурочные формы военно-патриотического воспитания:

  • игры, упражнения, тесты, конкурсы, сплачивающие детский коллектив;
  • участие в районных и городских военно-прикладных видах спорта: (соревнования в рамках Спартакиады молодёжи допризывного возраста);
  • участие в районных и городских военно-прикладных соревнованиях по стрельбе,  КСУ (комплексно-силовые упражнения);
  • туристические слёты и соревнования;
  • участие в конкурсах «Дорога без опасности» и «Безопасное колесо»;
  • участие в смотре-конкурсе «Овеянные славой флаг наш и герб»;
  • участие в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта «Пожарный дозор»;
  • участие в районных и муниципальных военно-спортивных играх «Зарница», «Полигон»;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Наиболее интересной и продуктивной игрой, в которой за сравнительно небольшой промежуток времени возможно обыграть практически все изучаемые в программе ситуации, является военно-спортивная игра «Зарница» в полевых условиях. В играх ребята развиваются физически, познают пространство, учатся общаться и договариваться друг с другом. Именно здесь, в условиях наибольшего эмоционального подъема проявляются все лучшие качества обучающегося и формируются наиболее важные поведенческие схемы.

«Зарница», «Полигон», «Пожарный дозор», «Безопасное колесо» – это игра, которая развивает лидерские качества, глазомер, ловкость, выносливость, учит взаимопомощи, воспитывает решительность, сплачивает ребят, то есть формирует у обучающихся систему ценностей, которая будет положена в основу их поступков в дальнейшей жизни.

Эти мероприятия можно проводить как в течение учебного года, так и в конце его с подведением итогов.