методическая разработка урока ОБЖ "Уголовная отвественность несовершеннолетних"
методическая разработка по обж (9 класс) на тему

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о понятии «уголовная ответственность», юридических и моральных последствиях преступного поведения. Формируется понятие необходимости серьезно, обдуманно подходить к совершению каких-либо действий, продумывать последствия будущих поступков.
        Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ, классных часов по профилактике совершения преступлений несовершеннолетними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolovnaya_otvestvennost_nesovershennoletnikh.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Гимназия №56»

Методическая разработка урока ОБЖ

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Автор: Рассомахина Екатерина Владимировна,

учитель ОБЖ

г. Ижевск

2015 год

Содержание

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1. Методическое обоснование темы.

2.2.Методические рекомендации по проведению урока.

2.3.План урока.

3.Список использованных источников.

4. Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Главной целью образовательной области ОБЖ является формирование личности безопасного типа, которая не вредит себе, обществу, природе,способна к саморазвитию, самосохранению, самосовершенствованию в духовном и физическом плане, имеет общинно-коллективистские мотивы, побуждающие человека– гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи и исключающие получение им корысти из затруднений и слабости окружающих его людей, обладает знаниями, умениями и навыками самозащиты и защиты других, предвидения опасных ситуаций и выхода из них снаименьшими потерями для себя и окружающих.

В современных социально - экономических и социально - политических условиях России проблема преступности несовершеннолетних приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из различных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит все общество. По данным 2013 года Число совершаемых несовершеннолетними преступлений выросло в РФ на 5%

Статистика говорит о том, что каждое десятое преступление было совершено несовершеннолетними при их соучастии. Также повысился уровень групповых преступлений. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков. Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь. Очень важно на ранних этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за Формирование ответственности за себя, свою семью, за свою страну, за все человечество, за каждую мысль и каждый поступок - это одна из главных задач ОБЖ.

Методическое обоснование темы

Курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Основы комплексной безопасности» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания об ответственности за совершение преступлений, последствий нарушений закона для человека и общества.

Методические рекомендации по проведению урока.

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о понятии «уголовная ответственность», юридических и моральных последствиях преступного поведения. Формируется понятие необходимости серьезно, обдуманно подходить к совершению каких-либо действий, продумывать последствия будущих поступков.

        Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ, классных часов по профилактике совершения преступлений несовершеннолетними.

        Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений.

        Для достижения поставленных целей в своей работе использую игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

        Данный урок является пятым в разделе «Основы комплексной безопасности». Урок проводится с учащимися девятого класса.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Цель методической разработки: 

  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Уголовная ответственность несовершеннолетних»;
  • использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

Цель урока: дать учащимся представление об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  1.  познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;
  2. углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;
  3. создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;

2.Развивающие:

  1. научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);
  2. формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся;
  3.  проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;
  4. формулировать собственную позицию.

3. Воспитательные:

1. продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

2. воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

 3. способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;

4. акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.

4. Здоровье - сберегающая:

- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Основы безопасности жизненедеятельности. 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2004г.
  2.  Презентации  учителя.
  3.  Извлечения из Уголовного кодекса РФ, раздаточный материал.

Межпредметные и внутрипредметные связиОБЖ-обществознание, безопасное поведение в криминальной ситуации, профилактика употребления психоактивных веществ, разрешение конфликтных ситуаций.

Практическая часть

План урока:

1. Орг. момент, приветствие.

2. Актуализация знаний по теме урока:

Смягчающие и отягчающие обстоятельства уголовной ответственности.

3.Изучение нового материала

Причины совершения преступлений несовершеннолетними

Возраст наступления уголовной ответственности.

По каким статьям наступает ответственность с 14 лет.

Виды наказаний несовершеннолетних.

Меры воспитательного воздействия.

Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками полиции.

Социальные последствия совершения преступлений

4) Закрепление.

5) Подведение итогов урока, выставление оценок.

6) Домашнее задание.

Список литературы (источников) для учащихся.

Список использованных источников.

 Интернет – ресурсы:

Основные понятия урока: уголовная ответственность, состав преступления, наказание, несовершеннолетние.

Ход урока

l. Opr. момент. Приветствие учащихся, проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний  

        Суд, рассматривая материалы уголовного дела, должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и особенности личности правонарушителя и обстоятельства дела.

         Какие обстоятельства являются смягчающими, а какие отягчающими уголовную ответственность:

Обстоятельство

Смягчающее

Отягчающее

Наличие малолетних детей у виновного

+

Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств

+

Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления

+

Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления

+

Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести

+

Несовершеннолетие виновного

+

Рецидив преступлений

+

Совершение преступления в составе группы лиц

+

Обсуждение обстоятельств.

        Лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежат уголовной ответственности. Несмотря на то, что употреблениепсихоактивных веществ затуманивает рассудок, данные обстоятельства не является смягчающим вину обстоятельствами. Употребление психоактивных веществ не только вредит здоровью, но и под их воздействием человек не может отдавать отчет своим действиям.

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД «Статистические данные в УР»

        Начать наш сегодняшний разговор я бы хотела со статистических данных, представленных на слайде. Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с информацией и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Данные 2014 года по Удмуртии

  • Более половины преступлений, которые совершают несовершеннолетние, это кражи.
  •  Наблюдается рост тяжких преступлений – убийств, изнасилований и разбойных нападений.
  • Зачастую такие тяжкие преступления подростки совершают в состоянии алкогольного опьянения.
  • Более 52% преступлений несовершеннолетних это кражи. Каждая третья кража совершается подростками в группе, а каждая вторая – в вечернее или в ночное время.
  • На 40% увеличилось количество грабежей.

Целеполагание 

        Ребята  давайте определим круг  вопросов, на которые вы найдете  ответы сегодня на уроке (возраст, составы преступлений, виды наказания, причины, последствия совершения преступлений)

        РАБОТА С раздаточным материалом №1. Необходимо определить причины совершения подростками преступлений.  (Записать на листе раздаточного материала причины)

        Уголовная ответственность несовершеннолетних. Как вы считаете, с какого возраста человек считается совершеннолетним? – с 18лет

        С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? Почему? с 16 лет, по отдельным преступлениям с 14 лет(В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.)

        Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

        Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

Слайд    «Возраст наступления уголовной ответственности»

Два брата Алексей, 13 лет и Иван, 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее телефон. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, телефон отдала.

        Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность? (Братья  не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет.Возможно, их родители заплатят штраф.)

        Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности.

        При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.

        Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности по ст.20 УК РФ за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Всего 20 составов таких преступлений.

СЛАЙД «Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:»

  1. убийство (ст. 105 УК РФ),
  2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),
  3. похищение человека (ст. 126 УК РФ),
  4. изнасилование (ст. 131 УК РФ),
  5. насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ),
  6. кража(ст.158УКРФ),
  7. грабёж (ст. 161 УК РФ),
  8. разбой (ст. 162 УК РФ),
  9. вымогательство (ст. 163 УК РФ),
  10. неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),
  11. умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч.2 УК РФ),
  12. терроризм (ст. 205 УК РФ),
  13. захват заложника (ст. 206 УК РФ),
  14. заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ),
  15. хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч,2,3 УК РФ),
  16. вандализм (ст.214 УК РФ),
  17. хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ),
  18. хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 УК РФ),
  19. приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

ОТДЕЛЬНО РАССМОТРИМ ТАКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК:

 слайды:

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). К сожалению, в результате неумения разрешения конфликтов происходит умышленное причинение тяжкого вреда здоровья. Надо помнить, что ни один конфликт не разрешается с применением физической силы. В разрешении конфликтов со сверстниками могут помочь взрослые: родители, классный руководитель, психолог, социальный педагог, конфликтная комиссия школы.

Кража(ст.158УКРФ),грабёж (ст. 161 УК РФ),разбой (ст. 162 УК РФ). Кража – это тайное хищение имущества, грабеж – открытое хищение чужого имущества, разбой – нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

Вымогательство (ст. 163 УК РФ) - есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества…

Вандализм (ст.214 УК РФ)-осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. К сожалению подростки, увлекающиеся граффити, могут совершить преступление, осквернением зданий, памятников, монументов

Задание   2 в парах КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ:

 Ученикам раздаются 3 варианта карточек, идет обсуждение в парах. Затем обсуждение в классе.

Уголовная ответственность за  соучастие, групповые преступления.

Слайд «Совершение преступления группой лиц»

        Соучастие в преступлении, совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных   Уголовным кодексом РФ.

        Между двумя учениками 7 класса произошла ссора, которая перешла в драку: более рослый подросток наносил удары более слабому. За дракой наблюдали мальчики-одноклассники. Поскольку второй одноклассник авторитетом среди мальчиков не пользовался, за него никто не заступился. Более того, наблюдавшие со стороны одноклассники словами поддерживали наносившего удары, давали рекомендации. В результате мальчик пострадал: получил сотрясение мозга, ушиб мягких тканей, перелом руки. Родители обратились в полицию.

        Как оценить действия наблюдавших со стороны одноклассников? Прочтите статьи 32,33, 34, 35 УК и оцените их. Подростки являлись соучастниками преступления, так как бездействовали во время совершения преступления, содействовали советами, указаниями.

        Если на глазах у подростков совершается преступление, то они должны предпринять все меры для того, чтобы оно не произошло: позвать педагога, высказать свое негативное отношение к драке, разнять мальчиков… Тогда наблюдающие станут свидетелями преступления и не будут подлежать уголовной ответственности.

        Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

        К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, предусматривается два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания или применение мер воспитательного воздействия, (на доске схема)

Работа с раздаточным материалом по парам

СЛАЙД  «ВИДЫ НАКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

1.  Штрафназначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев;

2. Лишение права заниматься   определенной деятельностью назначается  в случае, если выполняемая несовершеннолетним  работа являлась одним из условий, способствовавших совершению преступлений. Например, если подросток работает посыльным или осуществляет уход за ребенком или помогает престарелым и это содействует либо его связям с лицами, склонными к вовлечению его в преступную деятельность, либо если он использует работу для выявления образа жизни конкретных лиц в целях совершения хищения и пр;

3. Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года;

4.   Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев. Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции);

5.Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года;

6.Лишение свободы несовершеннолетнего(на срок до  10 лет). Наказание отбывается: несовершеннолетним мужского пола, приговоренным впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола – во воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетним мужского пола, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, -в воспитательных колониях усиленного режима.

 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (чЛ ст.90 УК)

        За совершение ряда преступлений(например, причинение лёгкого вреда здоровью, вандализм, оскорбление, нарушение правил дорожного движения), т.е. преступления небольшой или средней тяжести, несовершеннолетний может быть освобождён судом от уголовной ответственности, если преступление совершено несовершеннолетним впервые.

         Если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, к подростку будут приняты такие меры.

Слайд«ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ч Л ст.90 УК)».

Принудительные меры воспитательного воздействия:

-   предупреждение;

-   передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

-   возложение обязанности загладить причиненный вред;

-   ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

        Перечисленные принудительные меры отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

- Как вы думаете, почему такие меры применяются? (Далеко не всегда пребывание в колонии благотворно влияет на подростка, совершившего преступление)

        Кроме этих мер, суд может освободить несовершеннолетнего от наказания, но при этом поместить его в специальное воспитательное учреждение - спецшколу или спецучилище закрытого типа.

Братья Максимовы - Николай, 14 дет; Игорь, 15 лет и Михаил, 13 лет, проникли в магазин, где похитили продукты питания на сумму 3 тыс. рублей. Булку и пакет молока они съели тут же, остальное принесли домой, чтобы прокормить меньших детей, которых было трое (5, 7,10 лет) и свою мать, которая не работала уже полгода.

- Решите вопрос об уголовной ответственности.

(14-летний и 15-летний братья будут нести ответственность за кражу ст. 158 УК РФ. 13-летний брат субъектом преступления не является.Наказание может быть не связано с лишением свободы, хотя преступление, которое они совершили тяжелое.)

-  Каковы основные причины преступности среди несовершеннолетних?  Работа в парах. В тетради написать причины, способствующие совершению преступления несовершеннолетним.(Преступлению всегда способствуют определенные причины и условия. Это неправильное воспитание и обращение с подростком в его семье, негативные явления внешней среды, нездоровая обстановка в нашем обществе, пьянство, наркомания. Отсутствие контроля и воспитания со стороны родителей порождает у подростков вседозволенность, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, под воздействием которых происходит совершение преступлений. Алкоголь и наркотики способствуют совершению краж, грабежей, вымогательств, причинению тяжкого вреда здоровья другого человека и т.д.)

СЛАЙД  «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМУ  ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ».

Задержание для выяснения личности – только на 3 часа.

Задержание по подозрению в совершении преступления – на 72 часа.

ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ НЕОБХОДИМО:

  1. Известить родителей.
  2. Все объяснения только в присутствии  родителей, а до этого  только  ФИО и  место проживания;
  3. При досмотре должны присутствовать понятые;
  4. Вести себя вежливо и подчиняться требованиям  сотрудников полиции.

Нельзя подписывать незаполненный протокол, его надо внимательно прочитать.

 Согласно ст.51 Конституции  никто не обязан свидетельствовать против  себя самого и родственников. Любой человек имеет право на защиту,   подавать жалобы  на действия при задержании.

Социальные последствия совершения преступлений.

        Психологический и нравственный ущерб,наносимый людям в результате убийства, причинения вреда здоровью,изнасилований и других сексуальных преступлений, истязаний, побоев и т.д. огромен. У многих жертв преступлений психологические раны не заживают до конца их дней и

становятся причиной психических расстройств, жизненных катастроф, крушенияпланов, суицидальных действий, утери какого-либо интереса к жизни  и т.д. никто не вправе оказывать подобного влияния на судьбу другого человека.

        Совершение преступления несовершеннолетним влечет за собой следующие последствия:

  1. Сложности в последующем устройстве на работу (работодатели проверяют потенциальных работников на предмет правопорядочности и вправе отказать в приеме на работу);
  2. Сложности в поступлении в определённые учебные заведения;
  3. Лишение возможности построения карьеры;
  4. Сложности в получении работы и построении карьеры родителями, так как они несут ответственность за действия их несовершеннолетних детей.

В современном обществе, чтобы добиться успеха, признания, воплотить свои мечты в реальность становится необходимым и обязательным соблюдать законы, иметь активную жизненную позицию, беречь свою репутацию. Не менее важно это и для подростков, поскольку основа для успеха в будущем закладывается задолго до наступления совершеннолетия человека.

Слайд «Последствия»

Закончить хотела бы цитатами:

  • Наши поступки следуют за нами.Поль Бурже
  • Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия. М.Ю. Лермонтов
  • Вы что-то совершаете, а потом расплачиваетесь за это, помните об этом, когда поступаете плохо. Когда вы изменяете, крадете, ненавидите, завидуете или что вы там делаете, планируете сделать или сделали. Будут лишь последствия. Будет лишь боль, чувство вины и горечь от осознания того кто вы и что вы сделали. Не делайте этого.

 Дэн Скотт

IY. Закрепление изученного.  Ответы на вопросы

ЗАДАНИЕ 3.  Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность     

Y .Подведение итогов урока

Дети в тетрадях записывают "Билет на выход":

3 - самых важных момента, которые я сегодня узнал (чему научился) на уроке

2 – трудности (проблемы), которые должен решить

1 – вопрос, который у меня остался после урока (на отдельномстикере и вывешивают на доске)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- выучить записи в тетради

- изучить статьи 87-96 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отметки обучающимся.

 Список использованной литературы:

1.Основы безопасности жизненедеятельности. 9кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2004г.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. - Юрайт-Издат, 2006 г.

3.Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - "Гардарика", "Правовая культура" 1996 г.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.)

1.РИА Новости http://ria.ru/incidents/20140210/994074948.html#ixzz3PUAsdNG4

2http://обж.рф/data/documents/Shershnev-Znachenie-kursa-OBZh.pdfЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИЛ.ИШершнев(доклад на Всероссийском совещании«Современное состояние и перспективы развитиякурса Основы безопасности жизнедеятельности» 19 декабря2000 года,г. Москва, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

3.http://www.ref.by/refs/38/7989/1.html Жертвы и социальные последствия преступлений

4..rus-info.ru/1151-chislo-prestupleniy-sovershennyh-nesovershennoletnimi-vyroslo-na-5.htmlЧисло преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло на 5%.

5 http://susanin.udm.ru/news/2015/01/15/435603 Уровень подростковой преступности в Удмуртии за 4 года снизился на 20%.

6.http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_8.html#p306
© КонсультантПлюс, 1992-2015

7.http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_18.html#p1038
© КонсультантПлюс, 1992-2015

Приложение

Раздаточный материал №1

Используя текст, сформулируйте причины детской преступности

ИЗ ОБРАЩЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ КОЛОНИЙ

К СВОИМ СВЕРСТНИКАМ

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялись, что поймают. Но когда увидел «живые деньги» - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.  Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и  отпустят.

Не отпустили ...

Остановиться не смогла ...

Впервые Оля попала на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних в возрасте 8 лет. Сейчас ей 15.  Она не училась и не работала, скиталась по притонам, совершала кражи, бродяжничала, узнала дорогу в медвытрезвитель. В последний раз ее задержали за кражу кошелька с деньгами из сумки женщины на рынке. Остановиться не смогла ...

Жадность затуманивает сознание.

Жизнь, связанная только с добыванием денег, влияет на подростковую преступность. Реклама, валютные счета, дорогая фирменная одежда это доступно взрослым. Это стало смыслом жизни многих. Они хотят жить богато, модно и престижно. Но каким путем достичь богатства?

Так некоторые ребята становятся профессиональными вымогателями.

Из обращения воспитанника Атлянской ВТК Евгения К. к своим сверстникам-землякам (15 лет, осужден на 4 года).

Мне дома покупали все, что я хотел, а мне казалось, что у других больше и лучше. Мне хотелось иметь все и  быть лучше других. Но половина из тех, кто сидит здесь, мало что имели.

Из рассказа судьи областного суда.

На суде подсудимые, обвинявшиеся в групповом изнасиловании и последующем убийстве девочки, вели себя так, будто содеянное ими ничем не отличалось от полученной «двойки» или пропущенных уроков .

... Откуда же они такие взялись? У некоторых были проблемы с психическим здоровьем.

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь  воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не осудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил с отсрочкой. Адвокат помог. Но  остановиться не смог.

Лист оценивания

1 вариант

Лист оценивания работы на уроке ОБЖ по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Фамилия, класс_____________________________

Цель урока________________________________________________________

На уроке я узнал/ла_________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка:

Задание 1_____

Задание 2 _____

Задание 3______

ЗАДАНИЕ  1.  ВПИСАТЬ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1

2

3

4

5

ЗАДАНИЕ 2.  КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  1. Схватил сумку у  прохожего и скрылся  -_________________________.
  2. Залез в школьную раздевалку и вытащил из кармана деньги  -__________________________.
  3. Угрожая ножом, забрал мобильный телефон - _____________________
  4. Вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл __________________
  5. Затащил  малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему завтра 100 рублей ___________________________

ЗАДАНИЕ 3 ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫБРАТЬ ТЕ, ЗА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

 2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

 3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

 4) На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

 5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

2 вариант

Лист оценивания работы на уроке ОБЖ по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Фамилия, класс_____________________________

Цель урока________________________________________________________

На уроке я узнал/ла_______________________________________________

Оценка:

Задание 1_____

Задание 2 _____

Задание 3______

ЗАДАНИЕ  1.  ВПИСАТЬ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1

2

3

4

5

ЗАДАНИЕ 2.  КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1. Из оставленной в коридоре кем-то из учеников сумки достал телефон - _________________________________________________________________

2.Нарисовал на стене школы краской - _______________________________

3.Потребовал вернуть долг в большем размере - _______________________

4.Во время ссоры стукнул по голове одноклассника, в результате чего возникла черепно-мозговая травма - _________________________________

5.Восьмиклассник выиграл спор у пятиклассника и присвоил себе плеер -_________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3 ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫБРАТЬ ТЕ, ЗА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. В городском транспорте не оплатил проезд.

2. В магазине  незаметно положил в карман 2 шоколадки.

3. Играя на балконе,  выбросил предмет, который упал на крышу автомобиля и помял ее.

4. Нецензурно выразился в присутствии сотрудников полиции.

5. В ночное время находился в состоянии опьянения на остановке.

3 вариант

Лист оценивания работы на уроке ОБЖ по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Фамилия, класс_____________________________

Цель урока________________________________________________________

На уроке я узнал/ла_________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка:

Задание 1_____

Задание 2 _____

Задание 3______

ЗАДАНИЕ  1.  ВПИСАТЬ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1

2

3

4

5

ЗАДАНИЕ 2.  КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1. Поджег деревянную дверь, в результате чего пожаром был уничтожен жилой деревянный дом - _________________________________________

2. В результате игры «в снежки» младший школьник получил серьезную травму- ________________________________________________________

3. Сел за руль в автомобиль соседа по дому с целью весело провести время с друзьями -______________________________________________________

4.Извлек из железнодорожных путей элемент - ________________________

5. Позвонил в школу и сообщил о заложенной бомбе - __________________

ЗАДАНИЕ 3 ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫБРАТЬ ТЕ, ЗА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. На подоконнике у кабинета математики увидел чей-то мобильный телефон, взял его себе.

2.Тайно взял ключи одноклассника, проник в квартиру с целью посмотреть телевизор.

3. Ударил одноклассника, в результате чего появился синяк.

4. Распивал с друзьями алкоголь в транспорте.

5. Угрожая игрушечным пистолетом требовал в магазине дорогой мобильный телефон.

приложение

Выдержки из Уголовного кодекса РФ

Глава 7. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Статья 32. Понятие соучастия в преступлении

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Статья 33. Виды соучастников преступления

1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

2. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Статья 34. Ответственность соучастников преступления

1. Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

2. Соисполнители отвечают по статье Особенной части настоящего Кодекса за преступление, совершенное ими совместно, без ссылки на статью 33 настоящего Кодекса.

3. Уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

4. Лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

5. В случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление. За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления.

Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)

1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

3. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

4. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

5. Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных статьями 205.4, 208, 209, 210 и 282.1 настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных статьями 205.4, 208, 209, 210 и 282.1 настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

6. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

7. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.




Цели урока/занятия: Создание  условий  для  совершенствования  ключевых  компетенций учащихся  через  освоение  знаний  об уголовной ответственности несовершеннолетних, последствиях преступного поведения.

Задачи урока/занятия как планируемые результаты обучения

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Определяют особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних.

Характеризуют последствия совершения преступления для взрослого человека и подростка.

Овладевают знаниями о том, какое уголовное наказание несут несовершеннолетние, каким мерам воспитательного воздействия подвергаются.

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи основных понятий.

2 уровень — воспроизведение полученных знаний.

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации.

Познавательные

Осуществляют поиск и отбор источников информации, систематизируют информацию, формулируют проблему, подводят итоги работы, формулируют выводы.

2 уровень — совместные (парные), выполняемые под руководством учителя действия учащихся.

3 уровень – самостоятельно умеют работать с различными источниками информации, совместные (групповые, парные).

Коммуникативные

Развить умениепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

2 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

3 уровень - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные

Осуществление учебных действий –  принимать учебную задачу; осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно;отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий.

Личностные

Развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием раздаточного материала.

3 уровень - проявляют активную жизненную позицию по отношению к совершению преступления, недопущение совершения действий, способных принести другому человеку горе, ущерб, разочарование; применяют знания и умения в повседневной жизни.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Задачи этапа

Формируемые УУД и предметные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, технологии и приемы

Организационныймомент.

2 мин.

Подготовка учащихся к работе

Регулятивные– принимать учебную задачу

Приветствуют учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Отвечают на приветствие, настраиваются на работу.

Словесные

Стадия вызова

5 мин

Мотивационно-целевая

Коммуникативные- Развить умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные:Самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий.

Учитель: задает вопросы, организует выполнение задания в тетради.

Формулирует тему урока. В раздаточном материале определить смягчающие и отягчающие обстоятельства уголовной ответственности.

Кратко даются статистические данные по подростковой преступности в УР.

Определение круга  вопросов, на которые  найдут  ответы на уроке (возраст, составы преступлений, виды наказания, причины, последствия совершения преступлений)

Слушают и взаимодействуют с учителем в соответствии с целевой установкой.

Отвечают на поставленные вопросы. Самостоятельно формулируют тему, цели урока

Словесные, диалог, наглядные, объяснительно – иллюстративные.

Стадия содержания

23 мин

Обеспечение восприятия, осмысление и первичного запоминания новых знаний о свойствах и классификации углеводов

Предметные:

Выделяют особенности углеводного состава растительных и животных клеток

Характеризуют строение углеводов;

Устанавливают взаимосвязи строения и функций молекул в клетке

Познавательные: осуществлять поиск и отбор источников информации, систематизировать информацию, формулировать проблему, подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Личностные:проявляют активную жизненную позицию по отношению к здоровому образу жизни, недопущение употребления алкоголя;

Учитель:

организуют деятельность учащихся через работу с раздаточным материалом, предоставляет материал через мультимедийную презентацию.

1.Необходимо определить причины совершения подростками преступлений.  (Записать на листе раздаточного материала причины). Обсуждение.

2. определение возраста наступления уголовной ответственности.

3. ознакомление учащихся со статьями УКРФ, по которым  наступает ответственность с 14 лет.

Отдельно остановиться на таких преступлениях, как кража, грабеж, разбой, вымогательство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вандализм. Дать им краткую характеристику. Задание   2 в парах КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

4.Дать понятие об уголовной ответственности за  соучастие, групповые преступления. Акцентировать внимание на суровом наказании.

  1. Виды наказаний несовершеннолетних, меры воспитательного воздействия. Рассказать об особенностях.Решение задачи.
  2. Каковы основные причины преступности среди несовершеннолетних?  Работа в парах. В тетради написать причины, способствующие совершению преступления несовершеннолетним.
  3. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками полиции, какие права у несовершеннолетних.
  4. Обсуждение Социальных последствий совершения преступлений
  5. ЗАДАНИЕ 3.  Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность     

Подведение  итогов,  дополнение информации.

1.Учащиеся делают записи в раздаточном материале.

2. слушают учителя, смотрят слайды.

3. выполняют задание №2. Ученикам раздаются 3 варианта карточек, идет обсуждение в парах. Затем обсуждение в классе.Обсуждают в парах социальные последствия, делают краткие записи.

4. слушают учителя, смотрят слайды.

5. слушают учителя, смотрят слайды.

6.Работают в паре, обсуждают, подводят итоги, делают записи в тетради.

7. слушают учителя, смотрят слайды

  1. Обсуждают последствия вместе с учителем.
  2. Делают записи в раздаточном материале.

Проблемное изложение (постановка проблемы перед учащимся при введении темы); Частично-поисковые (использование сведений из различных источников информации; выбор необходимой информации для выполнения заданий из предложенного материала);

Интерактивные: работа в паре (работа по обработке представленной информации)

Рефлексия

6 мин

Анализ и оценка успешности достижения цели

Анализ, построение логической цепочки рассуждений

Учитель:

Выполнение упражнения «Билет на выход»:

3 - самых важных момента,которые я сегодня узнал (чему научился) на уроке;

2 – трудности (проблемы), которые должен решить;

1 – вопрос, который у меня остался после урока

Выставление оценок

Выполняют структуру «Билет на выход», отвечают на поставленные вопросы. Делятся своими мнениями.

Словесные, диалог, наглядные, объяснительно – иллюстративные.

Заданиена дом

2 мин

Обеспечения понимания содержания и способа выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Словесные, диалог, наглядные, объяснительно – иллюстративные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по профилактике правонарушений несовершеннолетних "Твои права и обязанности"

В Российской Федерации по-прежнему сохраняются устойчивые негативные тенденции в состоянии и динамике преступности несовершеннолетних, в том числе обучающихся, воспитанников образовательных учре...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...