Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Неверов Андрей Михайлович

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по ОБЖ 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_prog_5_klass_obzh.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, с приказом Минобрнауки от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ, учебного плана МБОУ СОШ №17 на 2014-2015 учебный год.

Реализация рабочей программы способствует достижению следующих целей и задач:

 • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

• овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета, обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации не предусматривает обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе.   35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю отведен из компонента образовательного учреждения. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год ,1учебный час в неделю.                                                                                                                  

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Учебно-тематический план

Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс (35 часов)

№ раздела, модуля, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества, государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности

17

Глава 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Глава 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Глава3

Опасные ситуации природного характера

2

Глава 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

4

Р-3

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7

Глава 5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

Глава 6

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

4

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

Р-4

Основы здорового образа жизни

5

Глава 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Глава 8

Факторы, разрушающие здоровье

2

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Глава 9

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

4

Итоговое повторение

2

Основное содержание учебного предмета (35 часов)

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства – 24 часа

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

      Роль городов  в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения   современных городов. Опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

      Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электричеством, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Меры профилактики опасных и аварийных ситуациях. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат  города. Особенности социальной среды в городе  с учетом его предназначения (город - столица, город-порт  и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения.      

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.

    Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход - участник дорожного движения Общие обязанности пешехода. Меры безопасности поведения пешеходов на дороге. Пассажир. Общие обязанности пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом. Транспортное средство и водитель.  Общие обязанности водителя. Велосипедист -  водитель транспортного средства. Требования к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста. Правила поведения на дороге.  Пожар  в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность. Основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

       Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть  в жилище в повседневной жизни. Общие правила поведения  в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Профилактика травм при занятии физической культурой и спортом.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера.

      Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасной природных явлений.  Водоемы  в черте города. Состояние водоемов в различное время года.  Меры безопасного поведения  на водоемах.   Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего (поселка)  города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу,  знание расположения  безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.) Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного  характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы.  Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

  Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно- опасно объекте, аварии на пожаро -взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных  ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.      

             Раздел  3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ. 

 Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Решение ситуативных задач.

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и

Государства.

Экстремизм и терроризм, основные понятия, причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 9 часов

  Раздел  4. Основы здорового образа жизни.

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни как  система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.

Значение двигательной  активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, вода.  Гигиена питания.

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье.

 Потенциальные возможности человека, значение образа  жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровья.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на  организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека.  Как уберечь себя от курения.

Алкоголь  - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия алкоголя.  Алкоголь и преступность. Собеседования на тему « Основы здорового образа жизни  и профилактика вредных привычек ».

     Раздел   5.   Основы медицинских знаний и оказание  первой медицинской помощи.

  Глава 9. Первая медицинская  помощь и правила ее оказания.

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской

помощи. Ситуации,  при которых следует немедленно вызвать « Скорую помощь ».

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Отравления, пути попадания токсических  веществ в  организм  человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях (практические занятия).

Итоговое повторение - 2 часа

Требования подготовки, учащихся по предмету

Знать/понимать

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;  пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;  вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
  2. рабочие программы
  3. рабочая тетрадь
  4. поурочные разработки, 5-6 классы
  5. электронное приложение к учебнику (CD)
  6. справочник для учащихся
  7. комплекты демонстрационных таблиц
  8. - Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  9. - Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 класс

Тема урока

Дом. задание

Дата проведения

План/факт

Основы безопасности личности, общества и государства – 24 часа

1

Город как среда обитания

1.1

6.09

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1.2

13.09

3

Особенности природных условий в городе

1.3

20.09

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1.4

27.09

5

Безопасность в повседневной жизни

1.5

4.10

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

2.1

11.10

7

Пешеход. Безопасность пешехода

2.2

18.10

8

Пассажир. Безопасность пассажира

2.3

25.10

9

Водитель

2.4

1.11

10

Пожарная безопасность

2.5

15.11

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

2.6

22.11

12

Погодные условия и безопасность человека

3.1

29.11

13

Безопасность на водоемах

3.2

6.12

14

Чрезвычайные ситуации природного характера

4.1

13.12

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

4.2

20.12

16

17

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)

27.12

18

Антиобщественное поведение и его опасность.

5.1

17.01

19

Обеспечение личной безопасности дома

5.2

24.01

20

Обеспечение личной безопасности на улице

5.3

31.01

21

Экстремизм и терроризм, основные понятия, причины их возникновения.

6.1

7.02

22

Виды экстремистской и террористической деятельности.

6.2

14.02

23

Виды террористических актов и их последствия.

6.3

21.02

24

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

6.4

28.02

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 9 часов

25

О здоровом образе жизни

7.1

7.03

26

Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья

7.2

14.03

27

Рациональное питание. Гигиена питания

7.3

21.03

28

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

8.1

4.04

29

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

8.2

11.04

30

31

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

9.1

18.04

32

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

9.2

25.04

33

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

9.3

16.05

Итоговое повторение  2 часа

34

Итоговое обобщение

23.05

35

Итоговое обобщение

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...