Азбука безопасности
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чухалдина Любовь Семеновна
Формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_bezopasnosti_programma.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное казенное учреждение –  «Детский дом с.Вольно-Надеждинское»

        Рекомендовано к утверждению                                                                «Утверждаю»

   Методическим объединением                                                                    Директор КГОКУ «Детский дом с. В-Надеждинское

   Воспитателей детского дома                                                                          ____________Т.А.Шакирзянова

   №____от «____»___________2014г.                  Приказ №_________

                                                                                                                          от «_25___»_августа__2014г.

Рабочая программа кружка

 «Азбука безопасности»

(Научно-познавательное направление)

           Срок реализации программы: 2 года  

             Возраст воспитанников: 10-14 лет

         Автор-составитель:

                                                                                            Чухалдина Любовь Семеновна

                                                                    2014-2016  уч. год

        

Программа кружка «Азбука безопасности»

                             Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в подростковом возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость создания кружка «Азбука безопасности» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения воспитанников актуальна и имеет острую социальную значимость.  Педагогов тревожит проблема безопасного поведения подростков на улице, дома, в природе. Важно, чтобы просвещение воспитанников  было своевременным, необходимо вовремя сформировать ответственность за своё поведение и здоровье. В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей

                            Работа кружка «Азбука безопасности для воспитанников  10-14лет  посвящен одной из главных проблем - формирование у подростков  сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

                             Акцент делается на формирование грамотного участника дорожного движения, на овладение навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил , чтобы не допустить пожара и предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, в том числе теми, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни на улице. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, дорогах и улицах.

Основные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод;

в воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Цель: формирование у воспитанников  сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи:

  • Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, привить основные знания, умения и навыки по пожарной безопасности.
  • Пропаганда правил пожарной безопасности и правил дорожной безопасности.
  • Закрепление навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Занятия  проводятся с периодичностью 1 час в неделю.

Количество занятий - 68.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Темы занятий.

Количество часов.

Дата

теории.

практики.

1

Вводное занятие.

1

Раздел1.  Противопожарная безопасность

2

Изучение истории пожарного дела.

1

 

3

Треугольник огня.

1

 

4

Огонь-друг человека. Развитие творческих умений Рисунки на тему «Огонь не игра».

1

 

5

Огонь враг человека. Развитие творческих умений Конкурс рисунков «Спички детям не игрушки»

1

 

6

Причины возникновения пожара.

1

 

7

Опасные факторы, возникающие при пожаре.

1

 

8

Противопожарная безопасность в школе. Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации

1

1

9

Первичные средства пожаротушения.

1

 

10

Занятие -практикум "Твои действия при пожаре".

1

11

Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Развитие творческих умений Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

1

 1

12

Оказание первой медицинской помощи.

1

1

13

Лесные пожары.

1

 

14

Выступление перед  дошкольниками и учащимися начальных классов

1

1

Раздел 2 .Дом, в котором мы живём

15-17

Опасности, подстерегающие человека дома

3

Раздел 3. Правила дорожного движения

18

Правила дорожного движения, их история. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов

1

19

Наш безопасный путь в школу. Рейд по проверке маршрутных листов.

20

Дорожные знаки. Их классификация.

1

1

21

Назначение разметки проезжей части улиц и дорог.

2

 

22

Правила движения транспортных средств по сигналам светофора. Правила движения пешеходов по сигналам светофора для пешеходов.

1

 

23

Движение в одиночку, группами, колоннами. Правила перехода дорог. Сигналы регулировщика.

1

 

24

Поведение учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи.

1

1

25

Транспортировка пострадавших.

1

1

26

Велосипед как транспортное средство. Фигурное вождение велосипеда. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

1

1

27-28

Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором ГИБДДпо практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

 

1

28

Акция «Письмо водителю»

1

 1

Раздел 4.  Лесные опасности

29

Какая вас ждёт погода

1

30

Гроза в лесу.

1

31

Дикие животные. Конкурс рисунков «С кем встреча в лесу нежелательна».

1

 1

32

Ядовитые змеи и насекомые Аткарского района

1

33

Ядовитые растения и грибы наших лесов. Развитие творческих умений Создание портретной галереи

 «Их надо знать в лицо»

1

1

34

Если человек заблудился в лесу.. Организация ночлега. Добывание пищи, воды и огня.

1

1

35

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?

1

Раздел 5. Опасные привычки (4 часа)

36

Что мы знаем о курении? Зависимость.

1

1

39

Умей сказать нет. Как сказать нет. Почему вредной привычки ты скажешь нет?

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Волевое поведение.

1

1

40

Алкоголь. Алкоголь-ошибка. Алкоголь - сделай выбор.

1

1

41

Наркотик. Наркотик- тренинг безопасного поведения.

1

1

42-43

Компьютерная зависимость

1

44

Создание презентаций по разделу.

1

Раздел 6. Стихийные бедствия и возможные опасности для жизни и здоровья человека.

45-

Наводнение

1

46

Ураган

1

47

Лесные пожары

1

48

Снежные заносы, бураны, лавины.

1

Раздел 7. Производственные аварии и возможные опасности для жизни  и здоровья человека.

49

Опасности химического производства

1

50

Опасность объектов ядерной энергетики.

1

Раздел 8. Как не стать жертвой преступления

51

Знал бы где упасть – соломки постелил.

1

52-53

15 заповедей для подростка. Создание памятки

1

1

Раздел 10. Терроризм

54

Общие правила Общие рекомендации

55

Терроризм в России

56

Поведение в толпе

57

При угрозе теракта

58

Подозрительный предмет

59

Вам угрожают

60

Безопасность в транспорте

61

При захвате в заложники

 Если похищен родственник

62

Как уберечься от угрозы взрыва

63

Если взрыв произошел

64

Если вас завалило

65

При похищении

Раздел  11. Общая физическая подготовка

66

Бег по пересеченной местности

67

Преодоление препятствий

68

Силовые упражнения 

ИТОГО: 68 часов

                                                                      СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1 Изучение истории пожарного дела.

Историческая справка о пожарной службе. О создании движения дружины юных пожарных. Изучение истории пожарного дела.

Тема 2 Огонь-друг человека.

Как человек научился добывать огонь. Управлять огнем. Огонь - помощник человека в доме и на работе.

Тема 3 Огонь-враг человека.

Какой вред наносит огонь. Последствия огня - врага. Меры предосторожности при обращении с огнем.

Тема 4 Треугольник огня.

Три составляющие огня: источник тепла, горючие, кислород.

Тема 5 Причины возникновения пожара.

Отчего происходят пожары. Причины возникновения пожаров. Ваши действия при обнаружения пожара.

Тема 6 Опасные факторы, возникающие при пожаре.

Знакомство с опасными факторами пожара: открытый огонь, дым, продукты горения.

Тема 7 Противопожарный режим твоего дома. Кухня.

Потенциальные опасности на кухне. Правила пожарной безопасности при использовании газовых и электрических плит. Бытовой химии.

Тема 8 Противопожарный режим твоего дома. Спальная комната.

Потенциальные опасности в спальной комнате. Правила пожарной безопасности при пользовании электроприборов.

Тема 9 Первичные средства пожаротушения.

Знакомство первичными средствами пожаротушения.

Тема 10 Занятие - практикум "Твои действия при пожаре".

Практическое занятие по применению первичных средств тушения.

Тема 11 Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

Знакомство с пожарной техникой, с экипировкой пожарного, с пожарным оборудованием

Тема 12 Оказание первой медицинской помощи.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

Тема 13 Лесные пожары.

Низовые и верховые лесные пожары. Подземные (торфяные) пожары. Меры осторожности в лесу.

Тема 14 Занятие - практикум "Эвакуация из горящего здания".

Практическое занятие по эвакуации из здания школы.

Тема 15 Правила дорожного движения, их история.

История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история.

Тема 16 Наш безопасный путь в школу. Рейд по проверке маршрутных листов.

Оформление стенда "Безопасный маршрут в школу". Проверка маршрутных листов у учащихся с 1 по 6 класс.

Тема 17 Дорожные знаки. Их классификация.

Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков.

Тема 18 Назначение разметки проезжей части улиц и дорог.

Правила дорожного движения. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды.

Тема 19 Правила движения транспортных средств по сигналам светофора. Правила движения пешеходов по сигналам светофора для пешеходов.

Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке.

Тема 20 Движение в одиночку, группами, колоннами. Правила перехода дорог.

Правила движения пешеходов, групп, колонн по тротуарам и обочине дороги. Особенности движения пешеходов по загородной дороге.

Тема 21 Сигналы регулировщика.

Сигналы регулировщика для автомобилей и пешеходов. Практическое занятие на школьном перекрестке.

Тема 22 Поведение учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь пострадавшим в ДТП. Виды кровотечений. Остановка кровотечения.

Тема 23 Транспортировка пострадавших.

Транспортировка пострадавших при несчастных случаях на дороге.

Тема 24 Велосипед как транспортное средство.

Способы безопасной эксплуатации велосипеда. Дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки велосипедных дорожек.

Тема 25 Правила движения для велосипедистов.

Практическое занятие вождения на велосипеде.

Тема 26 Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горбачева Л.А. "Роль познавательной игры в процессе формирования навыков осторожного обращения с огнем у младших школьников". - Екатеринбург, 2006.
  2. Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991.
  3. Дорохов А.А. "Зеленый,..Желтый.. .Красный!"- М.: Детская литература, 1984г.
  4. Коваленко В.И. "Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу"- М: ВАКО, 2008.
  5. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ - Волгоград, 1994.
  6. Отряд юных пожарных в летнем оздоровительном лагере, -Екатеринбург, 1993.
  7. Пожарная безопасность и меры по ее обеспечению. - Екатеринбург, 2006.
  8. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов/сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н.Шевченко.-Волгоград: Учитель, 2006.
  9. Скрипник Л.Ю. "Пожарная безопасность в школе". - М: Айрис-пресс, 2006.
  10. Уроки жизни для детей. - Екатеринбург, 1998.
  11. Учителю о правилах дорожного движения/сост. Н.А.Извекова.-М: Просвещение, 1982.
  12. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе - Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"

Данная программа содержит пояснительную записку, описание содержание занятий, учебно-тематическое планирование и используемую литературу....

Азбука безопасности

Мультфильм для детей....

«Азбука безопасности» (внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения)

Представлен конспект к мероприятию по правилам дорожного движения.Данный ресурс предназначен для учащихся начальных классов.Для учащихся среднего звена ресурс тоже будет полезен....

Азбука безопасности

Праздник "Азбука безопасности". Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе.             Закрепить умение ок...

рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...

Открытый урок в 5 классе "Азбука безопасности на дороге - Безопасность на транспорте"

Данная разработка представляет собой материал для проведения урока с обучающимися 5 класса, работа на котором способствует закреплению представлений детей о Правилах дорожного движения. Сценарий мероп...