Рабочая программа ОБЖ 7 по Смирнову
рабочая программа по обж (7 класс) на тему

Разенков Сергей Михайлович

Рабочая программа ОБЖ 7 по Смирнову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obzh_7.docx51.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  Большенагаткинская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области

Рабочая программа

     Наименование учебного предмета: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)

     Класс  7 а,б,в

    Уровень общего образования: основное общее

     Учитель     Разенков Сергей Михайлович

     Срок реализации программы, учебный год:  1 год,   2014-2015

     Количество часов по учебному плану:

     всего     35   часов в год; в неделю 1  час

     Планирование составлено на основе: Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников

 под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

2-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.

    Учебник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

     Рабочую программу составил (а)___________________________________________Разенков С.М._________________________

подпись                                                 расшифровка  подписи


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

– Федерального  закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

– Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

–  Образовательной программы МОУ Большенагаткинская  СОШ;

– Учебного плана МОУ Большенагаткинская  СОШ;

– Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

– Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде — природной, техногенной и социальной.

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
  •  направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
  • обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

В классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа с ними строится на принципах дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из заключения  городской психолого-медико- педагогической комиссии (ГПМПК). Обеспечивается эмоциональный комфорт и контроль за динамикой  успешности (неуспешности) ученика. Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классе являются: усиление роли практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка, соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности, активизация познавательной деятельности.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕДМЕТА

Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной  школе (5-9 классы) предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
  • Приобретение учащимися  способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
  • Формирование у учащихся антиэкстремистского  и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Структура предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя  два учебных модуля и пять разделов.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую  в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Разделы

1

Основы комплексной безопасности

  4

Основы здорового образа жизни

2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

-

-

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1  «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

–   «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

–   «Об охране окружающей природной среды»;

–   «О пожарной безопасности»;

–   «О гражданской обороне»;

–   «О безопасности дорожного движения» и др.

Описание места предмета в учебном плане

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах в программе предусмотрено 175 часов на 5 лет обучения (1 час в неделю во всех классах). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-5 программы).

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 7 классе за счет часов федерального учебного плана. Программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Освоение знаний в области национальной безопасности России;

Освоение знаний по предупреждению и ликвидации ЧС природного характера;

Знание основных мероприятий ГО по защите населения, проводимые в мирное время;

Изучение правил поведения во время ЧС природного характера;

Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;

Изучение правил   поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой помощи, основ здорового образа жизни;

Знание основных правил дорожного движения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения  в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий  и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование  коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное  и заботливое отношение к членам своей семьи;

Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы  и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Формирование  и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;

Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Умение оказывать первую помощь пострадавшим;

Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;

Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной  ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность

Безопасность на дорогах

Безопасность в быту

Безопасность на водоёмах

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Подготовка к активному отдыху на природе

Активный отдых на природе и безопасность

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

ЧС природного характера. ЧС техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел  2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Организация защиты населения РФ от ЧС.

Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС  мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм -  чрезвычайные опасности для общества и государства.

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

Положения Конституции РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в РФ.

Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Ответственность несовершеннолетних  за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической  и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произощёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Семья в современном обществе.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Оказание первой помощи.

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Первая помощь при массовых поражениях.

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату. В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются: 
1. Учебно-методическая литература. 
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура. 
3. Средства программного обучения и контроля знаний. 
4. Макеты, муляжи, модели. 
5. Тренажеры. 
6. Стенды, плакаты. 
7. Средства индивидуальной защиты. 
8. Аудиовизуальные пособия.

1. Учебно-методическая литература. 

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.


Нормативно-правовые документы*: 

- Закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Закон "О безопасности".

- Конституция Российской Федерации. 
- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом - Российской Федерации 5 октября 2009 г.). 
- Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116). 
- Постановление Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". 
- Постановление Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (от 21 мая 2007 г. № 304). 
- Правила дорожного движения Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). 
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Указ Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" (от 15 февраля 2006 г. № 116). 
- Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя".
- Федеральный закон "О гражданской обороне".
- Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
- Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".
- Федеральный закон "О пожарной безопасности".
- Федеральный закон "О противодействии терроризму".
- Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности".
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Периодические издания.

Подшивки журналов и газет "Гражданская защита", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Российское военное обозрение", "Служба спасения 01", "Спасатель" и др.

Учебная литература.
- Пособие для учителя "Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы";
- Пособие для учителя "Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы";
- Пособие - для учителя "Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 классы";
- Пособие для учащихся "Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы";
- Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности;
- Справочник для учащихся "Основы безопасности жизнедеятельности";
- Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях.

*     Все нормативные документы необходимо иметь в последней редакции.

2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура 
- Телевизор;
- DVD-плеер; 
- DVD-рекордер;
- Кодоскоп;
- Мультимедиапроектор;
- Экран настенный;
- Комплект аппаратуры по демонстрации ЭОИ.

3. Средства программного обучения и контроля знаний. 
- Компьютерные программы и пособия по учебному разделу "Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций"; 
- Компьютерные программы и пособия по учебному разделу "Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи";
- Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях;
- Компьютерное учебное пособие "Безопасность на улицах и дорогах";
- Компьютерная обучающая программа "Действия при авариях на химически опасных объектах".

4. Макеты, муляжи, модели.
- Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ и т. п. 
- Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием;
- Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудования;
- Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе;
- Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения;
- Муляжи тела человека.

Нормативно-правовые документы, пособия для учащихся и учебники рекомендуется иметь исходя из количества учеников в классе, пособия для учителя - в 1 экземпляре.

5. Тренажеры. 
- Робот-тренажер "Гоша";
- Куклы-тренажеры для искусственного дыхания;
- Фантомы-тренажеры искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца.

6. Стенды, плакаты. 
Стенды: 
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); 
- Безопасность на улицах и дорогах; 
- Криминогенные ситуации; 
- Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи; 
- Правила поведения при землетрясениях; 
- Пожары, взрывы; 
- Наводнения и затопления; 
- Правила оказания первой помощи; 
- Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации; 
- Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта; 
- Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации; 
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями): 
- Дорожные знаки; 
- Пожарная безопасность; 
- Безопасность в быту; 
- Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях; 
- Активный отдых на природе;
- Опасные ситуации в природных условиях; 
- Безопасность на воде; 
- Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения; 
- Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий; 
- Правила безопасного поведения при землетрясении; 
- Правила безопасного поведения при наводнении; 
- Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте; 
- Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте; 
- Безопасность дорожного движения; 
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций; 
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи; 
- Первая помощь при массовых поражениях; 
- Правила транспортировки пострадавших.

7. Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество. 
Средства защиты дыхания: 
- Ватно-марлевые повязки; 
- Противопылевые тканевые маски; 
- Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.); 
- Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.); 
- Средства защиты кожи: Фильтрующие СЗК (типа КИП-8); Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.).

Медицинское имущество. 
- Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.); 
- Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.); 
- Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.); 
- Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи; 
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см; 
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см; 
- Вата медицинская компрессная; 
- Косынка медицинская (перевязочная); 
- Повязка медицинская большая стерильная; 
- Повязка медицинская малая стерильная; 
- Булавка безопасная; 
- Шина проволочная (лестничная) для ног; 
- Шина проволочная (лестничная) для рук; 
- Шина фанерная длиной 1 м; 
- Жгут кровоостанавливающий эластичный; 
- Манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; 
- Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная); 
- Носилки санитарные; 
- Знак нарукавного Красного Креста; 
- Лямка медицинская носилочная; 
- Флаг Красного Креста.

8. Аудиовизуальные пособия. 
Учебные видеофильмы:

 - Действия учащихся по сигналам ГО.

 - Средства индивидуальной защиты. 
- Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия).

-  Гидродинамические аварии. 
- Автономное существование человека в природных условиях. 
- Оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи, наводнения. 
- Лесные и торфяные пожары. 
- Электробезопасность. 
- Безопасность на улицах и дорогах. 
- Безопасность на воде. 
- Безопасность на природе. 
- Правила безопасного поведения в быту. 
- Поведение при ситуации криминогенного характера. 
- Правила безопасного поведения при землетрясениях. 
- Правила поведения при угрозе возникновения взрывов. 
- Первая помощь при травмах. 
- Первая помощь при кровотечениях. 
- Первая помощь при переломах. 
- Первая помощь при ожогах. 
- Применение огнетушителей и правила пользования ими.

-  Противошоковые и реанимационные мероприятия.

-  Вредные привычки.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В  результате  изучения  основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

–        основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

–        потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

–        наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

–        организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

–        права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

–        рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

–        приемы и правила оказания первой помощи;

уметь:

–        доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

–        предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

–        соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда);

–        действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

–        соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

–        перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

–        пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

–        оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

–        выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

–        обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

–        безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

–        проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

–        оказания первой помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОБЖ на основе программы А.Т.Смирнова

Рабочая программа  разработана на основе программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М.В.Ма...

рабочая программа по геометрии по учебнику И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, 7 класс

рабочая программа составлена  с учётом методических рекомендаций к учебнику "Геометрия" авторов И.М.Смирновой и В.А.Смирнова  для 7 класса...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Смирновой И.М., Смирнова В.А.

рабочая программа по геометрии составлена в соответствии ФГОС...