Главные вкладки

    разработка урока по ОБЖ "Современный транспорт - зона повышенной опасности", 5 класс
    план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

    Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.
    Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.
    Задачи.
    1.Обучающие: знакомство с понятиями «общественный транспорт», «виды транспорта»; изучение опасных и аварийных ситуаций на дорогах и улицах, а также правил безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.
    2.Воспитательные: формирование сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; привитие навыков дисциплины и культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте.
    3.Развивающие: формирование умения самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.
    Учебно-наглядные пособия: плакаты «Общественный транспорт», «Причины ДТП»; видеофильм «Улица полна неожиданностей»; рисунки учащихся.
     
    Ход урока.
    I Вступительное слово учителя.
       Тема урока: современный транспорт – зона повышенной опасности. Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их, познакомимся с различными видами автомобилей, изучим опасные ситуации на улицах и дорогах и сформулируем правила безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.
       Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом. 
    II Изложение нового материала.
    1.Работа со схемой.
       Наши улицы и дороги заполняют разнообразные виды транспорта. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью. Автомобили можно классифицировать следующим образом.
    Схема нарисована на доске.
     
     
     
                                    
                                     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.Беседа.
    А теперь посмотрим, как выглядят эти автомобили.
    Показ автомобилей на плакате «Транспортные средства».
    - Какие автомобили относятся к специальным?
        (Автокраны, пожарные, медицинские и др.)
    - Какие автомобили включает пассажирский транспорт?
        (Легковые, трамваи, троллейбусы, автобусы).
    - Для чего служат легковые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы?
    - (Легковые – для перевозки пассажиров; автобусы – для массовой перевозки            пассажиров, они бывают городские, пригородные и междугородные; трамваи и  троллейбусы – для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию).
    А теперь послушаем загадки про автомобили, которые вы нарисовали, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.
    1.Не летает, не жужжит,
       Жук по улице бежит.
       И горят в глазах жука 
       Два блестящих огонька. (Автомобиль)
    2.Дом по улице идет,
       На работу всех везет.
       Не на курьих ножках,
       А в резиновых сапожках. (Автобус)
    3.Мчится огненной стрелой,
       Мчится вдаль машина,
       И зальет пожар любой
       Смелая дружина. (Пожарная машина)
    4.Бывают ли у дождика
       Четыре колеса?
       Скажи, как называются
       Такие чудеса? (Поливальная машина)
    5.Силач на четырех ногах,
       В резиновых сапогах,
       Прямиком из магазина
       Притащил нам пианино. (Грузовик)
    6.Спозаранку за окошком
       Стук, и звон, и кутерьма.
       По прямым стальным дорожкам
       Ходят красные дома. (Трамвай)
    7.Поднимает великан
       Груды груза к облакам.
       Там, где встанет он потом,
       Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)
    8.Я мчусь, держусь за провода,
       Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)
     
       Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.
       Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.
       По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.
    3.Просмотр фрагмента фильма.
    (Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).
       Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП?
    4.Чтение плаката «Причины ДТП».
       А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП.
    5.Чтение записи на доске:
    - переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
    - переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
    - невнимательность при переходе улиц – 17%;
    - нетрезвое состояние пешехода – 14%;
    - неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
    - прочие причины – 6%.
    Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.
    6.Просмотр фрагмента фильма.
    (Примерные ответы детей: 1.Ждать автобус нужно на остановке. 2.Нельзя баловаться на остановке и стоять на краю проезжей части. 3.Улицу нужно переходить по пешеходному переходу. 4.Нужно уступать место инвалидам и пожилым людям. 5.Нужно вести себя спокойно в общественном транспорте, не ходить без дела, не шуметь. 6.Когда садишься в трамвай или выходишь из него, убедись, все ли машины остановились. 7.Переходи улицу перед трамваем по пешеходному переходу.) 
       Молодцы, ребята. Вы правильно сформулировали правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. А теперь посмотрим, к чему могут привести нарушения правил безопасного поведения.
    7.Просмотр фрагмента фильма «Опасные шалости».
       Итак, что же нельзя делать на улице?
    (Примерные ответы ребят: кататься на роликах по дороге, прыгать с высоты, быть невнимательным на дороге, ездить на велосипеде и роликах рядом с дорогой, отвлекаться, катаясь на велосипеде, играть в футбол в арках домов, кататься на санках с горки на дорогу, садиться в машину с незнакомым человеком.)
    - А кто нам поможет, если произошел несчастный случай? (Милиция).
    - По какому телефону нужно позвонить? (01).
    III Закрепление.
       А теперь закрепим полученные на уроке знания. Покажите, чему вы сегодня научились.
    1.Практическое занятие – ролевые игры.
    1-я ситуация. «На остановке». Две девочки толкают друг друга на остановке. Подходят ребята из отряда ЮИД и делают им замечание.
    2-я ситуация. «В автобусе». Ребята ставят стулья, садятся, изображая пассажиров.
    Заходит пожилая женщина – ребята уступают место.
    3-я ситуация. «На перекрестке». Ребята переходят дорогу по пешеходному переходу.
    4-я ситуация. «Похищение ребенка». Подъезжает «машина», из нее выходит мужчина и пытается затащить ребенка. Ребенок сопротивляется, кричит, зовет на помощь.
    2.Заключительное слово учителя.
       Итак, что нового мы узнали на уроке?
    (Ответы ребят: 
    1. Виды транспорта. 
    2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
    3. Причины ДТП.
    4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте).
       Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.
    3.Оценивание ответов учащихся.
    4.Домашнее задание
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennyy_transport.docx17.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.

    Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.

    Задачи.

    1.Обучающие: знакомство с понятиями «общественный транспорт», «виды транспорта»; изучение опасных и аварийных ситуаций на дорогах и улицах, а также правил безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.

    2.Воспитательные: формирование сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; привитие навыков дисциплины и культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте.

    3.Развивающие: формирование умения самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.

    Учебно-наглядные пособия: плакаты «Общественный транспорт», «Причины ДТП»; видеофильм «Улица полна неожиданностей»; рисунки учащихся.

    Ход урока.

    I Вступительное слово учителя.

       Тема урока: современный транспорт – зона повышенной опасности. Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их, познакомимся с различными видами автомобилей, изучим опасные ситуации на улицах и дорогах и сформулируем правила безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.

       Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

    II Изложение нового материала.

    1.Работа со схемой.

       Наши улицы и дороги заполняют разнообразные виды транспорта. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью. Автомобили можно классифицировать следующим образом.

    Схема нарисована на доске.

                                   

                                     

    2.Беседа.

    А теперь посмотрим, как выглядят эти автомобили.

    Показ автомобилей на плакате «Транспортные средства».

    • Какие автомобили относятся к специальным?

        (Автокраны, пожарные, медицинские и др.)

    • Какие автомобили включает пассажирский транспорт?

        (Легковые, трамваи, троллейбусы, автобусы).

    • Для чего служат легковые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы?
    • (Легковые – для перевозки пассажиров; автобусы – для массовой перевозки            пассажиров, они бывают городские, пригородные и междугородные; трамваи и  троллейбусы – для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию).

    А теперь послушаем загадки про автомобили, которые вы нарисовали, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.

    1.Не летает, не жужжит,

       Жук по улице бежит.

       И горят в глазах жука

       Два блестящих огонька. (Автомобиль)

    2.Дом по улице идет,

       На работу всех везет.

       Не на курьих ножках,

       А в резиновых сапожках. (Автобус)

    3.Мчится огненной стрелой,

       Мчится вдаль машина,

       И зальет пожар любой

       Смелая дружина. (Пожарная машина)

    4.Бывают ли у дождика

       Четыре колеса?

       Скажи, как называются

       Такие чудеса? (Поливальная машина)

    5.Силач на четырех ногах,

       В резиновых сапогах,

       Прямиком из магазина

       Притащил нам пианино. (Грузовик)

    6.Спозаранку за окошком

       Стук, и звон, и кутерьма.

       По прямым стальным дорожкам

       Ходят красные дома. (Трамвай)

    7.Поднимает великан

       Груды груза к облакам.

       Там, где встанет он потом,

       Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)

    8.Я мчусь, держусь за провода,

       Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)

       Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.

       Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.

       По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.

    3.Просмотр фрагмента фильма.

    (Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).

       Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП?

    4.Чтение плаката «Причины ДТП».

       А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП.

    5.Чтение записи на доске:

    • переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
    • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
    • невнимательность при переходе улиц – 17%;
    • нетрезвое состояние пешехода – 14%;
    • неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
    • прочие причины – 6%.

    Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.

    6.Просмотр фрагмента фильма.

    (Примерные ответы детей: 1.Ждать автобус нужно на остановке. 2.Нельзя баловаться на остановке и стоять на краю проезжей части. 3.Улицу нужно переходить по пешеходному переходу. 4.Нужно уступать место инвалидам и пожилым людям. 5.Нужно вести себя спокойно в общественном транспорте, не ходить без дела, не шуметь. 6.Когда садишься в трамвай или выходишь из него, убедись, все ли машины остановились. 7.Переходи улицу перед трамваем по пешеходному переходу.)

       Молодцы, ребята. Вы правильно сформулировали правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. А теперь посмотрим, к чему могут привести нарушения правил безопасного поведения.

    7.Просмотр фрагмента фильма «Опасные шалости».

       Итак, что же нельзя делать на улице?

    (Примерные ответы ребят: кататься на роликах по дороге, прыгать с высоты, быть невнимательным на дороге, ездить на велосипеде и роликах рядом с дорогой, отвлекаться, катаясь на велосипеде, играть в футбол в арках домов, кататься на санках с горки на дорогу, садиться в машину с незнакомым человеком.)

    • А кто нам поможет, если произошел несчастный случай? (Милиция).
    • По какому телефону нужно позвонить? (01).

    III Закрепление.

       А теперь закрепим полученные на уроке знания. Покажите, чему вы сегодня научились.

    1.Практическое занятие – ролевые игры.

    1-я ситуация. «На остановке». Две девочки толкают друг друга на остановке. Подходят ребята из отряда ЮИД и делают им замечание.

    2-я ситуация. «В автобусе». Ребята ставят стулья, садятся, изображая пассажиров.

    Заходит пожилая женщина – ребята уступают место.

    3-я ситуация. «На перекрестке». Ребята переходят дорогу по пешеходному переходу.

    4-я ситуация. «Похищение ребенка». Подъезжает «машина», из нее выходит мужчина и пытается затащить ребенка. Ребенок сопротивляется, кричит, зовет на помощь.

    2.Заключительное слово учителя.

       Итак, что нового мы узнали на уроке?

    (Ответы ребят:

    1. Виды транспорта.
    2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
    3. Причины ДТП.

    4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте).

       Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.

    3.Оценивание ответов учащихся.

    4.Домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный транспорт – зона повышенной опасности.

    Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об ...

    Разработка урока географии с использованием ИКТ в 7 классе на тему "Природные зоны Африки"

    природные зоны материка Африка, растительный и животный мир...

    План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".

    План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в средеобитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде....

    презентация "Современный транспорт - зона повышенной опасности".

    презентация "Современный транспорт - зона повышенной опасности"....

    Маршрутная игра "Дорога - зона повышенной опасности"

    Игра, направленная на профилактику ДДТТ...

    Памятка_Железная дорога - зона повышенной опасности

    Памятка для родителей на тему "Железная дорога - зона повышенной опасности"...