Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по обж на тему

Поляков Николай Иванович

Представленная рабочая программа разработат для 1-ых курсов  СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_114s_odb.09_obzh.docx112.27 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим советом

 Протокол № 4

 от  27  марта  2014 года

             Утверждено

             приказом  №107- од

             от 03 апреля 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

для специальности 49.02.01  Физическая культура

                                              код                                          наименование

наименование цикла  Базовые дисциплины

(согласно учебному плану)

Номер группы:114 С

Максимальная учебная нагрузка обучающихся ,ч. 110

Самостоятельная работа ,ч.                                          40

Обязательная учебная нагрузка (всего),ч.           70

в том числе, ч.:

теоретическое обучение,ч.                              50

практические занятия, ч.                           20

лабораторные занятия,ч.

курсовая работа(проект),ч.

г. Нижневартовск

Рабочая программа учебной дисциплины разработана  в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного  стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура  и с учетом  Примерной программы учебной дисциплины  Основы безопасности жизнедеятельности,   одобренной  Директором     Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО) 10.04 2008, утвержденной  Директором   Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования  Минобрнауки  России  16.04.2008 г.

Разработчик:  

Поляков Н.И.   преподаватель  высшей  квалификационной  категории

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)

Естественных дисциплин

Руководитель методической комиссии (кафедры)

Каземирова В.Р.

 преподаватель высшей  квалификационной категории           ___________                                                                

«_2__» сентября 2014 года

Эксперт: БУ НСГК      преподаватель        _____________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

             22

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

             24

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная  дисциплина  Основы безопасности жизнедеятельности относится  к  базовым дисциплинам общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося  40 часов.

1.5. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теор. обучение

Лаб. и пр.занятия

Курс проект

1

1

40

19

34

26

8

2

70

21

36

24

12

Дифференцированный зачёт

Итого

110

40

70

50

20


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

           110

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия

20

     контрольные работы

курсовая работа (проект) (при наличии)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме                                                дифференцированный зачёт


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

11ч.

Введение

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

1

2

Тема 1.1.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала

1

1

Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№1

Учись управлять собой.

Тема 1.2.

Факторы, способствующие укреплению здоровья

Содержание учебного материала

1

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

3

Лабораторные работы

*

Практическое  занятие №1. Двигательная активность и закаливание организма.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №2

Самовоспитание физических качеств.

Тема 1.3.

Вредные привычки

Содержание учебного материала

1

1

 Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

3

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№3

Причины наркомании в России.

Тема 1.4.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека

Содержание учебного материала

1

1

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №4

Причины алкоголизма.

Тема 1.5.

Курение и его влияние на состояние здоровья

Содержание учебного материала

1

1

Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№5

Влияние курения на спортивные результаты.

Тема 1.6.

Наркотики.

Содержание учебного материала

           

1

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

3

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №2 Профилактика наркомании.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 1.7.

Репродуктивное здоровье.

Содержание учебного материала

1

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие.№3 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №6

Закаливание организма.

Тема 1.8.

Основные инфекционные болезни.

Содержание учебного материала

1

1

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

3

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№7

Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

Тема 1.9.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях

Содержание учебного материала

1

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

3

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №4 Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№8  Виды повязок и правила их наложения.

Тема 1.10.

Первая медицинская помощь при заболеваниях сердца.

Содержание учебного материала

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

3

Лабораторные работы

*

Практическое занятия №5Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №9

Причины сердечной недостаточности.

Раздел 2.

 Государственная система обеспечения безопасности населения.

17 ч.

Тема 2.1.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Содержание учебного материала

1

1

 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

……….

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№10

Правила поведения при ЧС в образовательном учреждении.

Тема 2.2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Содержание учебного материала

1

1

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№11

Что должен знать и уметь каждый студент при ЧС.

1с.

Тема 2.3.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Содержание учебного материала

1

1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№12

История создания Гражданской обороны в России.

Тема 2.4.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Содержание учебного материала

1

Структура и органы управления гражданской обороной

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №6. Структура и управление гражданской обороной.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №13 Медицинские силы ГО

Тема 2.5.

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Содержание учебного материала

1

1

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№14

История создания атомного и химического оружия.

Тема 2.6.

Оповещение и информирование населения об опасностях

Содержание учебного материала

1

1

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№15

Сигналы воздушной радиационной и химической тревоги.

1с.

Тема 2.7.

Организация инженерной защиты населения.

Содержание учебного материала

1

1

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.  

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№16

 Виды средств коллективной защиты населения. Правила поведения в СКЗ.

Тема 2.8.

Защитные сооружения гражданской обороны

Содержание учебного материала

1

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие. №7 Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№17

Простейшие виды укрытия.

1с.

Тема 2.9.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Содержание учебного материала

1

1

 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №18

Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ

Тема 2.10.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Содержание учебного материала

1

1

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.11.

Основные направления защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала

1

Основные направления  деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №8 Правила поведения при эвакуации

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.12.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Содержание учебного материала

              1

1

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.13.

Правовые основы организации защиты населения

Содержание учебного материала

1

1

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.14.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Содержание учебного материала

1

1

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.15.

Полиция в Российской Федерации

Содержание учебного материала

1

1

Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.16.

Другие государственные службы в области безопасности.

Содержание учебного материала

1

1

 Служба скорой медицинской помощи.Другие государственные службы в области безопасности.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.17.

Проверочная работа по разделам 1 и 2.

Содержание учебного материала

1

1

Проверочная работа по разделам 1 и 2

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Раздел 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность.

35 ч.

Тема 3.1.

История создания Вооруженных Сил России.

Содержание учебного материала

1

1

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.………….

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.

.

*

Тема 3.2.

Создание советских Вооружённых сил.

Содержание учебного материала

1

1

Создание советских Вооружённых сил, их структура и предназначение.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.3.

Вооруженные Силы Российской Федерации

Содержание учебного материала

1

1

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

1

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.4.

Организационная структура Вооруженных Сил

Содержание учебного материала

1

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

1

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.5.

Сухопутные войска

Содержание учебного материала

1

1

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся  №19  Основные виды вооружения видов и родов войск ВС РФ.

Тема 3.6.

Военно-Воздушные Силы

Содержание учебного материала

1

1

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №20  Структура ВВС РФ

Тема 3.7.

Военно-морской флот.

Содержание учебного материала

1

1

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№21

Летчики-герои Великой отечественной войны. Презентация.

Тема 3.8.

Ракетные войска стратегического назначения

Содержание учебного материала

1

1

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №22 Состав и структура РВСН

Тема 3.9.

Космические войска

Содержание учебного материала

1

1

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся № 23 Космические войска РФ. Структура. Образование.

Тема 3.10.

Воздушно-десантные войска

Содержание учебного материала

1

1

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№24

История создания краповых беретов.

Тема 3.11.

Другие войска.

Содержание учебного материала

1

1

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№25

Воины-интернационалисты Нижневартовска. Презентации.

Тема 3.12.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.

Содержание учебного материала

1

1

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №26 Угрозы национальной безопасности России.

Тема 3.13.

Воинская обязанность.

Содержание учебного материала

1

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

2

Лабораторные работы

*

Практическое  занятие № 9 Составление таблицы категорий годности призывника.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.№27

Составить кроссворд на тему «Вооружённые силы России».

              1с.

Тема 3.14.

Обязанности граждан по воинскому учёту.

Содержание учебного материала

1

 Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №10 Составление алгоритма действий при подготовке призывника к первоначальной постановке на воинский учет.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся № 28 Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Состав комиссии.

Тема 3.15.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Содержание учебного материала

1

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие № 11 Составление таблицы мероприятий  обязательной подготовки гражданина к военной службе.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№29 Музейная  педагогика, назначение и роль в обязательной подготовке граждан к ВС

Тема 3.16.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Содержание учебного материала

1

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия №12

 Составление  сравнительной таблицы мероприятий  обязательной и добровольной  подготовки гражданина к военной службе.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №30 Подготовка офицеров на военных кафедрах ВУЗов

Тема 3.17.

Призыв на военную службу.

Содержание учебного материала

1

1

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №31 Организация призыва на военную службу.

Тема 3.18.

Основные условия прохождения военной службы по контракту

Содержание учебного материала

1

1

Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №32 Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Тема 3.19.

Альтернативная гражданская служба

Содержание учебного материала

1

1

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №33 Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Тема 3.20.

Общие права и обязанности военнослужащих

Содержание учебного материала

1

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №13 Соотнесение  прав и обязанностей военнослужащих

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся № 34 Виды наказаний военнослужащих за совершенные правонарушения

Тема 3.21.

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Содержание учебного материала

1

1

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№35

Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых сил Российской Федерации.

Тема 3.22.

Военнослужащий – защитник своего Отечества

Содержание учебного материала

1

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №14 Составление  таблицы боевых традиций ВС РФ

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№36 Боевые традиции ВС РФ

Тема 3.23.

Военнослужащий – специалист

Содержание учебного материала

1

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие №15 Соотнесение видов воинской деятельности их содержанию

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихсся

*

Тема 3.24.

 Требования воинской деятельности к гражданину.

Содержание учебного материала

1

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия № 16  Соотнесение видов и родов войск ВС РФ их назначению.

1п

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.25.

Виды воинской деятельности

Содержание учебного материала

1

1

Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся №37 Новинки вооружения современных ВС РФ . Презентация.

Тема 3.26.

Требования к  качествам призывника.

Содержание учебного материала

1

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие № 17

 Соотнесение требований к военнослужащим по родам и видам ВС РФ

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.27.

Военнослужащий –

подчинённый.

Содержание учебного материала

              1

1

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.28.

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Содержание учебного материала

1

1

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.29.

Воинская дисциплина

Содержание учебного материала

1

1

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3. 30.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы

Содержание учебного материала

1

1

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№38

Сообщениена тему «Понятие о чести и достоинстве военнослужащего, в чём они проявляются».

Тема 3.31.

Как стать офицером Российской армии.

Содержание учебного материала

1

Как стать офицером Российской армии.

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия № 18  Составление алгоритма действий при поступлении в высшие военно-учебные заведения на основании предъявляемым требованиям.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.32.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Содержание учебного материала

1

1

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Дни воинской славы России – дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.33.

Символы воинской чести.

Содержание учебного материала

1

Символы воинской чести.

Боевое Знамя воинской части –  символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена –  почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

2

Лабораторные работы

*

Практическое занятие № 19 Соотнесение орденов и медалей ВС РФ их статуту.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.34.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Содержание учебного материала

1

1

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 3.35.

Проверочная работа по разделу 3.

Содержание учебного материала

1

1

Проверочная работа по разделу 3.

3

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Раздел 4.

Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни.

7 ч.

Тема 4.1.

Социальная роль женщины в современном обществе

Содержание учебного материала

1

1

Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся № 39 Неблагоприятные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины.

Тема 4.2..

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Содержание учебного материала

1

1

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.

1

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.

*

Тема 4.3.

Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

Содержание учебного материала

1

Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья.

2

Лабораторные работы

*

Практическое  занятие № 20 Составление режима дня подростка.

1п

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся№40

Изучение Семейного кодекса РФ.

Тема 4.4..

Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Содержание учебного материала

1

1

Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 4.5.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Содержание учебного материала

1

1

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».  Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

2

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся.

*

Тема 4.6.

Дифференцированный зачёт

Содержание учебного материала

2

1

Дифференцированный зачёт

3

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Всего:

110

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Требования  к  минимальному  материально-техническому обеспечению

Реализация  рабочей программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета «Безопасность жизнедеятельности» и тира.

 Оборудование учебного кабинета:

- рабочие столы и стулья по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- плакаты, стенды;

- противогазы (ГП-5, ГП-7), респираторы (Р-2)

- индивидуальные аптечки (АИ-1, АИ-2)

- комплект мультимедийных презентаций к урокам.

- автоматы Калашникова (АК-74)

Оборудование тира:

- пневматические винтовки (МП-512);

- комуфляжная форма.

 Технические средства обучения:  ПК телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

3.2. Информационное обеспечение обучения, перечень  рекомендуемых  учебных  изданий,  Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223с. - (Академический школьный учебник.)

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223с. - (Академический школьный учебник.)

Дополнительная литература

  1. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / И.К. Топоров. – 6-е изд. – М.: Просещение, 2008. – 256с.

          Интернет-ресурсы

  1. http://www.nv-study.ru/ -  Официальный сайт БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
  2. http://www.ucheba.com/ -  Образовательный портал «Учёба».
  3. http://www.school.edu.ru -  Российский общеобразовательный портал - официальный сервер российского школьного образования.  

3.3. Используемые образовательные технологии

При реализации рабочей программы используются образовательные технологии, обеспечивающие выполнение требований ФГОС СПО, работодателей к результатам и условиям реализации основной профессиональной образовательной программы. Используются активные  и интерактивные  формы  проведения  занятий  ( деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и решение педагогических задач, психологических и иных  тренингов,  групповых  дискуссий, строевая подготовка, сборка-разборка АК)  в  сочетании  с  внеаудиторной работой  для  формирования  и  развития  общих  компетенций обучающихся.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и  тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Практические

занятия, решение педагогических задач, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, тренинговые занятия, строевая подготовка, сборка-разборка АК.

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

Практические

занятия, решение педагогических задач, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, тренинговые занятия, строевая подготовка, сборка-разборка АК.

Аннотация рабочей программы

дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

              для специальности  050141            Физическая культура

                                         код                                наименование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы учебной дисциплины, одобренной  Директором     Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО) 10.04 2008, утвержденной  Директором   Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования  Минобрнауки  России  16.04.2008 г.

     Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 110 часов , в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 70 часов, самостоятельная работа – 40  часов.

Вид промежуточной аттестации -  дифференцированный зачет.

Наименование разделов дисциплины:

  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
  2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
  3. Основы обороны государства и воинская обязанность.
  4. Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для всех специальностей СПО технического профиля

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей СПО технического профиля...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 101101 Гостиничный сервис и с учетом Примерной прог...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...