Программа военно-патриотического воспитания
материал по обж (10 класс) на тему

Программа для учителей ОБЖ, ОВС и физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._voenno-patr._vospitaniya.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Программа

военно-патриотического воспитания

на 2013 - 2015 годы

Пояснительная записка

к Программе «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы».

 

Введение:

2. Пояснительная записка

Программа «Военно-патриотическое воспитание обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинская средняя общеобразовательная школа на 2011–2015 годы» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г.».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа военно-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания обучающихся. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

Поэтому  военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

 

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи:

        В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма

Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, возникло стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

Можно говорить и о резком снижении уровня практической подготовки юношества к армии, защите Отечества, падении престижа военной профессии, защитника России. Из года в год ухудшаются качественные характеристики молодого пополнения, степень его готовности к выполнению воинского долга.

Наблюдается рост числа наркоманов среди молодежи.

В то же время размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины привело к тому, что более 40% подростков с трудом называют основные события Великой Отечественной войны.

Таким образом, анализ поведения молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, усилению социальной патологии, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи разработка и принятие городской программы  являются крайне актуальным и необходимым.

       В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории села, жителей села в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в военно-патриотическом воспитании и разработана данная Программа.

 

 

Цель и задачи Программы:

      Целью Программы является  создание системы военно-патриотического воспитания школьников, обеспечивающей формирование морально-психологической и физической готовности и способности молодежи к военной службе и успешной социализации в обществе.

   Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1. Создание условий для овладения обучающимися основ военной службы.

2. Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.

3.Создание условий для приобретения учащимися навыков безопасности жизнедеятельности, эмоционально волевой устойчивости в экстремальных условиях.

4. Воспитание у подростков ответственности, сознательности и коммуникативности.

5. Формирование интереса к истории и традициям Вооруженных Сил.

     Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти с. Устье, ГГОВД, ОГИБДД ОМВД, ВУС, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

 

 

Механизм реализации Программы:

      Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет педагогический совет школы. Педагогический совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

      Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители, работники соответствующих учреждений города.

     Данная Программа соответствует учебной программе по курсу изучения ОБЖ и физической культуры. Программа «Военно-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ УСОШ на 2011–2015 годы»  может быть применена преподавателями ОБЖ и физической культуры  филиалов в адаптированном варианте для соответствующего филиала, классными руководителями, руководителями кружков социально-гуманитарного направления.

 

 

Результативность реализации Программы.

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

Реализация Программы в тесной взаимосвязи с органами исполнительной власти, военным комиссариатом, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать в патриотическом воспитании школьников, обеспечению безопасности обучающихся.

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины, повышение авторитета школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления реализации программы

«Военно-патриотическое воспитание обучающихся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы

на 2011–2015 годы»

 

1.     Совершенствование процесса патриотического воспитания школьников.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

обогащение содержания патриотического воспитания;

развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

 

2. Развитие научно-теоретических и методических основ

патриотического воспитания обучающихся.

Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:

продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;

разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности школьника как патриота России;

разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;

разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий обучающихся;

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его  внедрения в практику патриотической работы.

 

3. Координация деятельности общественных организаций

(объединений) в интересах патриотического воспитания обучающихся.

Системой мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания предусматривается:

создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию обучающихся школы;

развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания обучающихся школы.

  

4. Информационное обеспечение в области

патриотического воспитания обучающихся.

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания учащихся предусматривается:

поддержка и содействие расширению патриотической тематики в школьной газете, содействие развитию творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания.

  

5. Использование государственных символов России

в патриотическом воспитании обучающихся.

В целях изучения государственных символов России в патриотическом воспитании  предусматривается:

Участие в различных конкурсах школьного, муниципального и федерального уровня  на знание государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации;

проведение школьных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания с использованием государственных символов России;

организация изучения на уроках и внеклассных мероприятиях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе.

 

Список использованной литературы

 

1. «Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;

2.     "Об  утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;

3.     Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

4.     Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

5.     Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программа курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений – А.Т.Смирнов, 2010 г.;

6.      Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс, Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. - Москва, «Просвещение», 2007 г.

7.     Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2007;

8.     «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - учебно-методический журнал;

9.  «Основы подготовки к военной службе» - Методические материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2007г.;

10.  Символы России и Вооруженных Сил: 13 плакатов. - М.: Армпресс, 2001.

     11. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.

12. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.- В.И.Лях,  2010 г.

 

 

Мероприятия по реализации Программы

 

 


№п/п

Мероприятие

Период 
исполнения

Ответственные

1

2

3

4

1

   Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета с повесткой дня «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»

Сентябрь

2013 г.

Директор школы,

педколлектив,

администрация школы,

Совет школы

 

2

   Заседания педагогического совета школы по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий

1 раз 
в четверть

2013-2015 гг.

Председатель Совета, директор школы, члены Совета

3

   Привлечение родителей обучающихся и работников соответствующих учреждений и организаций к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты, соревнования и др.)

2013-2015 гг.

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

4

   Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы

2013-2015 гг.

Руководители методических объединений, учителя-предметники

5

  Проведение конкурса методических разработок на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России», «Ветераны живут рядом», «Я - Гражданин России» и др.

2013-2015 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

6

 Обеспечение организованного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах (совместно с ВУС)

Огневая подготовка

Строевая подготовка

Тактическая подготовка

Физическая подготовка

Гражданская Оборона

Изучение Уставов

Ежегодно

Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры

7.

Предоставление отчетов по призывникам в ВУС

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

8.

Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися

2013–2015 гг.

Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры

9.

Организация работы «Дружины Юных пожарных» - ДЮП

2013–2015 гг.

Ежегодно

Преподаватель-организатор ОБЖ, вожатая

10.

Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы

2013-2015гг.

раз в четверть

Преподаватель-организатор ОБЖ

11.

Организация работы отряда Юных Инспекторов Движения - ЮИД

2013–2015 гг.

Преподаватель-организатор ОБЖ, вожатая, сотрудники ГИБДД

12.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы

2013-2015 гг.

 

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, педагоги доп. обр.

13.

Проведение конкурсов обучающихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам

2011–2015 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, классные руководители

14.

Подготовка и проведение воспитательных мероприятий и игр:

- Урок Мужества

- соревнования среди допризывников «К защите Родины готовы!»;

- военно-патриотическая игра на местности игра «Зарница»;

- конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

-  смотр строя и песни;

- соревнования по военно-прикладным видам спорта;

- праздник, посвященный Дню защитника Отечества;

- День Защиты Детей.

Ежегодно

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, классные руководители, вожатая

15.

  Подготовка и участие в районном соревновании «Туристический слёт»

2013–2015 гг.

ежегодно

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры

16.

  Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам

2013–2015 гг.

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры

17.

  Проведение конкурса военно-патриотической инсценированной песни

2013–2015 гг.

Музык.руководитель

18.

   Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам

2013–2015 гг.

Зам.директора по восп.

работе, музык.руководитель, пед.доп.образования, МО учителей литературы

19.

  Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами локальных войн - Чечня, Афганистан

2013–2015 гг.

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры, классные руководители, вожатая,

20.

  Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне

2013–2015 гг.

Заведующий библиотекой

21.

  Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы

2011–2015 гг.

Классные руководители

22.

  Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

2011–2015 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе

 

 

 

План

военно-патриотических и спортивных мероприятий

на 2013-2014 учебный год

 

 

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Классы

Ответственные

1.

Подготовка и проведение учебно-полевых сборов

июнь

11

Преподаватель-организатор ОБЖ

2.

 

Подготовка, участие в районном туристическом слете

 

май

 

8-11

Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физкультуры

3.

Предоставление отчетов по призывникам в ВУС

В течение года

8-11

Кл.руковод.

4.

Подготовка и проведение тактических учений по эвакуации учащихся и работников школы из здания школы

 

Ежемесячно 

 

1-11

Преподаватель-организатор ОБЖ

5.

 

Внутришкольный  легкоатлетический кросс

 

сентябрь

 

5-11

Учителя физкультуры, уч.нач.классов,

кл.руковод.

6.

Районный легкоатлетический кросс в зачет спартакиады школьников

май

 

5-11

Учителя физкультуры

7.

Определение уровня физической подготовленности школьников

В течение года

 

1-11

Учителя физкультуры, Уч.нач.классов

8.

Районные соревнования по волейболу

 

октябрь

 

Учителя физкультуры

9.

Районные соревнования по баскетболу

февраль

9-11

Учителя физкультуры

10.

                «Веселые старты»

В течение года

1-4, 5-6

7-8

Учителя физкультуры, уч.нач.классов

 

11.

Организация мед.обследования юношей, первоначальная постановка на воинский учёт

 

январь

 

9-11

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл.руков.

 

 

12.

Подготовка и проведение оборонно-спортивного месячника, посвященного «Дню Защитника Отечества»

(согласно плану)

 

Январь-

февраль

 

 

2-11

Учителя физкультуры, уч.нач.классов, вожатая

 

13.

Подготовка и проведение внутришкольного конкурса «Безопасное колесо»

 

март

 

4-5

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл.руков., вожатая

 

14.

 

Лыжные гонки «Быстрая лыжня»

 

март

 

5-11

Учителя физкультуры

15.

Районный конкурс «Безопасное колесо»

Июнь

4-5

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл.руков., вожатая

16.

Районные соревнования по лыжным гонкам

 

Март

Сб.обучающихся школы

Учителя физкультуры

 

17.

 

Конкурс «Смотра строя и песни»

посвящённый Дню Победы

 

 

Май

 

 

10-11

Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов,

вожатая., кл.руков.

 

18.

Конкурс военно-патриотической инсценированной песни, посвящённой Дню Победы

 

Май

1-4, 5-7

Муз.руков,, уч.нач.классов,

вожатая., кл.руков

 

 

19.

Районный легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы

 

Май

 

Сб.

учащихся школы

Учителя физкультуры

 

20.

 

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

 

Май

 

 

1-11

 Директор школы, кл.руководители

II.                                                        Классные часы

1.

«Битва под Москвой»

 

5-11

Кл.руковод.

2.

«Сталинградская битва»

 

5-11

Кл.руковод.

3.

«День Защитника Отечества»

 

5-11

Кл.руковод.

4.

«Блокада Ленинграда»

 

5-11

Кл.руковод.

5.

«Курская битва»

 

5-11

Кл.руковод.

6.

«Взятие Берлина»

 

5-11

Кл.руковод.

7.

Уроки Мужества

 

1-11

Кл.руковод.

III.                                                           Встречи

1.

С воинами-интернацианалистами, участниками военных действий.

В течение учебного года

 

1-11

Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов,

вожатая., кл.руков.

 

2.

 

С ветеранами ВОВ.

В течение учебного года

 

1-11

Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов,

вожатая., кл.руков.

 

3.

 

С работниками  ОГИБДД ОМВД.

В течение учебного года

 

1-11

Преподаватель-организатор ОБЖ, уч.нач.классов,

вожатая., кл.руков.

IV.                                              Учебно-материальная база

1.

Изготовление и обновление стендов

  • «Лучшие спортсмены школы»
  • «Гражданская оборона школы»
  • «Противопожарная безопасность»
  • «Уголок по безопасности»
  • «Первая медицинская помощь»

 

В течение учебного года

 

 

 Преподаватель-организатор ОБЖ, уч. технологии

2.

Подготовка и участие в конкурсе-смотре учебой базы кабинетов ОБЖ

январь

 

Преподаватель-организатор ОБЖ

 

V.                                           Занятия спортивных секций

 

1.

 

Волейбол-баскетбол

Понедел.

среда

Пятница

Учащиеся

среднего,

старшего звена

Учитель физкультуры

 

2.

 

Футбол

Вторник

 Четверг

Суббота

 

Учащиеся среднего, старшего звена

Учитель физкультуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Программа военно-патриотического воспитания

Программа разработана для школьных Музеев Боевой Славы, предназначена для общеобразовательных школ....

Программа военно-патриотического воспитания "Патриот"

Программа «Патриот» срок реализации: 2 года возраст: 15-17 лет тип программы - модифицированная. Автор - составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1» Бурыгин Ришат Миркатович, п...

Программа военно- патриотического воспитания "ПАТРИОТ"

Программа расчитана на учащихся 1-9 классов. Программа состоит из пояснительной записки, плана мероприятий, ожидаемых результатов от данной программы. Программа разработа на 3 года....

Программа военно-патриотического воспитания МБОУ "Мишковская СОШ"

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собир...

Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»

Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...