Некоторые вопросы здоровьесберегающей деятельности на уроках ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС
статья по обж на тему

Никульшина Татьяна Ивановна
Целью здоровьесбережения участников образовательного процесса является содействие школам в обеспечении достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей и особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые вопросы здоровьесберегающей деятельности на уроках ОБЖ  в соответствии с требованиями ФГОС.

Т.И. Никульшина, преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ № 94 имени генерала Лизюкова А.И.

        Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. С введением стандартов второго поколения появилось следующее описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области ОБЖ, в частности, выпускник должен:

- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО) [6];

- осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного

и экологически целесообразного образа жизни (СПОО) [7].

        Таким образом, роль здоровьесберегающей деятельности в школе и, в частности, на уроках ОБЖ повышается.

        Целью здоровьесбережения участников образовательного процесса является содействие школам в обеспечении достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей и особенностей.

        Задачи здоровьесберегающей деятельности в школе:

создать условия для сохранения и укрепления здоровья, личностного, интеллектуального, социального развития обучающихся, воспитанников и других участников образовательного процесса;

проводить диагностику и мониторинговые исследования уровня физического и психического развития, сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, состояния образовательной среды;

осуществлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательной

организации по выявлению, профилактике и преодолению отклонений в развитии, обучении и социализации ребенка в процессе реализации ФГОС;

осуществлять просветительскую деятельность по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

способствовать распространению и внедрению в практику образовательных организаций новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии, педагогики, физиологии с целью повышения эффективности реализации ФГОС [3].        

        В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [4]. Для воплощения этой идеи в жизнь, главный упор, который необходимо делать на уроках – это его рациональная организация, использование активных методов и активных форм обучения, что довольно легко осуществить на занятиях по ОБЖ.

Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Это позволит снять проблемы переутомления, отсутствие интереса к урокам [5].

Для проведения занятий, в особенности по  ОБЖ, целесообразно применять не только элементы здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнова, но и комбинировать их с элементами системы В.Ф. Базарного.

 По мнению доктора Базарного наиболее разрушающее воздействие на телесно-физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье детей оказывают следующие условия и факторы школьной жизни:

  1. поза учеников во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряжённо-неестественном положении.
  2. чрезмерное увлечение методиками “интеллектуального” развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному.
  3. ряд разрушающих факторов был привнесён в нашу школу в последние десятилетия. К ним относятся следующие “инновации”:

1) Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на стандартные столы с горизонтальной столешницей, что ещё больше усилило статичную напряжённость детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и рукописных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения, ухудшению осанки и разрушению телесной конституции.

2) Замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее  люминесцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения.

3) Резкое ограничение деятельностно - трудовых и конструктивно - рукотворческих принципов обучения. [1, 2].

Чем же отличаются воспитание и обучение по системе В.Ф. Базарного  от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

Как такие отличия  можно использовать на уроках ОБЖ?

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, поэтому альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение всего занятия сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, во время проведения уроков ОБЖ может стать режим смены динамических поз (чередование положений стоя-сидя, для работы стоя можно использовать конторки). Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка  основа энергетики человеческого организма.

Так же исправить ситуацию и помочь в оздоровлении детей могут давно забытые в среднем звене физкультминутки. Во время физкультминуток, которые необходимо возобновить на уроках, можно использовать упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки (Например, различные виды потягиваний и ходьба).

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.

В системе  В.Ф.Базарного важное значение имеет производительный труд. Дети совместно с педагогами и родителями могут создавать по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. На уроках же необходимо больше уделять внимания изготовлению различных моделей, макетов по разделам курса ОБЖ.

 Важная особенность перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий состоит в их простоте и доступности их внедрения в каждой школе и на любом уроке.

Литература

  1. Базарный В.Ф. Какие истины скрываются за строительством отечественной школы на так называемой «вербальной основе», или «Что значит знать?». Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть 1 – М.: Ключ–С, 2005, - 368с.
  2. Горячев В. О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного (по системе В.Ф. Базарного)
  3. Казин Э. М. , Касаткина Н. Э. , Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 443 с.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

В Концепции модернизации Российского образования определена  важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого проц...

Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...

Организация внеурочной деятельности в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.      Темпы об...

«Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование  творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках и...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация внеурочной деятельности по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО» ...