Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
календарно-тематическое планирование по обж (8 класс) на тему

Лепешкин Николай Иванович

 

         Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся по программам основного общего образования (8 класс) и предполагает изучение курса основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне.

         Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_kl.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЖ

основного общего образования

8 класс

Составитель:

Лепешкин Н.И.

                                               

2015-2016 уч.год


Пояснительная записка

         Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся по программам основного общего образования (8 класс) и предполагает изучение курса основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне.

         Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа составлена в соответствии с  нормативными документами:

-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2004г.;

-Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011;

-Учебный план МБОУ СОШ № 1;

-соответствует учебнику Вангородского С.Н., Кузнецова М.И., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности». 8кл. «Дрофа», 2010-2012.

          Курс основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе входит в федеральный компонент обучения, и по учебному плану МБОУ СОШ № 1 на его реализацию отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

Изучение данного курса  направлено на подготовку подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности и основывается на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового  образа жизни, что соответствует требованиям образовательного Стандарта.

Методы, технологии и формы контроля.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

   Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- беседы, круглые столы.

        Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала, осуществляется в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Также для этого используются контрольные вопросы, разработанные к каждому параграфу учебника. Большое внимание уделяется практическим работам, которые проводятся в форме развернутых ответов на вопросы.

Оценивание ответов обучающихся производится по следующим критериям: 

Отметка «5» - ученик дает полный развернутый ответ по теме в письменном или устном виде, без наводящих вопросов , без ошибок выполняет тестирование, уверенно и правильно выполняет практическое задание.

Отметка «4» - ученик  дает не полный ответ (приблизительно 80 %) или дает ответ  с небольшими неточностями,  в тестировании допускает не более 1 ошибки, практическое задание выполняет правильно, но недостаточно уверенно или с небольшими неточностями.

Отметка «3» - ученик дает не полный ответ (приблизительно 50%) или дает ответ с существенными ошибками, в тестировании допускает 2-3 ошибки, практическое задание выполняет неуверенно  с недочетами, но не с грубейшими ошибками.

Отмека «2» - ученик не дает ответа вообще или дает неполный ответ (менее 30%), допускает в тестировании более 3 ошибок, практическое задание выполняет неправильно с грубейшими ошибками или не выполняет  вообще.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен                             знать/понимать:

-потенциальные опасности  техногенного  характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

-основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

-основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

-государственную политику противодействия наркотикам;

-основные меры по профилактике наркомании.

        Учащийся  должен                уметь:

-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

-принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

-активного отдыха в природных условиях;

-оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

-соблюдения норм здорового образа жизни.

                                                                                             

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 КЛАСС)

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера – 14 ч.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Взрывы и пожары.

Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах.

Профилактика пожаров.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах.

Аварии на химически опасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения.

Правила безопасного поведения при взрывах и пожарах.

 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных объектах.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по обеспечению защиты населения от их последствий.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия;

- потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

Уметь:

- перечислять последовательность действий при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера и во время данной ситуации;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Раздел 2.  Экологическая безопасность – 5 ч.

Загрязнение окружающей природной среды.

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения с неблагоприятной экологической обстановкой.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- перечень мероприятий, проводимых по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Уметь:

- находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской

помощи – 6ч.

Воздействие химических веществ на человека.

ПМП при поражении АХОВ удушающего действия.

ПМП при отравлении  АХОВ нейротропного действия.        

ПМП при ожогах химическими веществами.

ПМП при отравлении бытовыми химикатами.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных отравлениях АХОВ;

Уметь:

Раздел 4 . Основы здорового образа жизни – 2 ч.

Занятия физкультурой и спортом.

Закаливание организма.

- оказывать первую медицинскую помощь при отравлении АХОВ.

Вредные привычки и их профилактика.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека;

- основные правила закаливания;

-значение двигательной активности для здоровья человека.

Уметь:

- доступно объяснять значение здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности.

Раздел 5. Безопасность на водоёмах – 2 ч.

2.1. Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Уметь:

- оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде.

         

Раздел 6.   Дорожно-транспортная безопасность – 2ч.

Организация дорожного движения

Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста.

Организация дорожного движения.

Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров.

Виды и причины дорожно-транспортных происшествий.

Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- методику организации дорожного движения в городе;

- виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии;

- участников дорожного движения, общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Уметь:

- грамотно действовать в ситуациях при дорожно-транспортных происшествиях.

Литература для учителя:

Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М., 2005.

Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.


Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 8а-д классах

Соответствует учебнику Вангородского С.Н., Кузнецова М.И., Латчук В.Н. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности». 8кл. «Дрофа», 2010-2012.

Кол-во часов по учебному плану –  34 ч.

Фактически часов по календарю – 31 ч. (без 23.02, 08.03, 03.05)

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

I четверть– 9 часов

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1

01.09

Чрезвычайные ситуации техногенного   характера и их классификация.

2

08.09

Общие сведения о взрыве. Причины и последствия взрывов.

3

15.09

Общие сведения о пожаре. Пожары и паника.

4

22.09

Правила безопасного поведения при пожарах.

5

29.09

Правила безопасного поведения при взрывах.

6

06.10

Общие сведения об авариях на ХОО.

7

13.10

Причины и последствия аварий на ХОО.

8

20.10

Защита населения от АХОВ.

9

27.10

Общие сведения о радиации.

II четверть – 8 часов

10

10.11

Радиация вокруг нас.

11

17.11

Последствия радиационных аварий.

12

24.11

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

13

01.12

Гидродинамические аварии.

14

08.12

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях.

Раздел 2. Экологическая безопасность.

15

15.12

Состояние природной среды и жизнедеятельность человека.

16

22.12

Изменение состава атмосферы(воздушной среды).

17

29.12

Изменение состояния гидросферы(водной среды).

III четверть – 8 часов

18

19.01

Изменение состояния суши (почвы).

19

26.01

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

20

02.02

Воздействие химических веществ на человека.

21

09.02

ПМП при поражении АХОВ удушающего действия.

22

16.02

ПМП при отравлении АХОВ нейротропного действия.

23

01.03

ПМП  при ожогах химическими веществами.

24

15.03

ПМП при отравлении бытовыми химикатами.

25

22.03

ПМП при отравлении минеральными удобрениями.

IV четверть – 6 часов

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

26

05.04

Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма.

27

12.04

Вредные привычки  и их профилактика

Раздел 5. Безопасность на водоемах

28

19.04

Безопасность на водоемах в различное время года. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

29

26.04

Безопасность пассажиров морского и речного транспорта.

Раздел 6. Дорожно-транспортная безопасность.

30

10.05

Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Права и обязанности велосипедиста.

31

17.05

Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...