разработка урока по обж в 5классе на тему "Рациональное питание"
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме

Купцова Ирина Ефимовна

Один из уроков из раздела "Основы здорового образа жизни" - "Рациональное питание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ratsionalnoe_pitanie.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:           «Рациональное питание»  

Цель: познакомить учащихся с основами рационального питания, раскрыть

значение питания для здоровья человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основами рационального питания, исследовать питание с точки зрения рациональности, сбалансированности по составу белков, жиров и углеводов.

Развивающие: развитие логического мышления и умения анализировать рацион питания, развитие умения обобщать материал по данному вопросу, делать выводы, развитие умения работать с литературой.

Воспитательные: формирование позитивного отношения к собственному здоровью.: формирование ответственности за выполнение коллективной работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формирование УУД:

Личностные:

- Формирование понимания ценности здорового образа жизни;

-Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

- Определять свое место, степень участия, активности на уроке;

Метапредметные:

-Извлекать информацию из учебного текста;

- Получать новую информацию на основе анализа иллюстративной информации;

-Умение сравнивать, делать выводы;

-Организовывать самостоятельную деятельность в парах, группах;

- Умение договариваться, приходить к общему решению в команде

Предметные:

-Формирование убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни;

-Знание и умение применять правила питания в жизни.

                                                      Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверим все ли на партах в порядке: готовы ли к работе ручки, тетрадки?

Настраиваемся на рабочий лад.

2. Актуализация знаний

Ребята, посмотрите, на доске записана известная пословица:

«Деньги поте6рял – ничего не потерял,

Время потерял – много потерял,

А здоровье потерял – все потерял.»

- Как вы считаете, почему так говорят? ( ответы уч-ся)

Да, главное для человека – здоровье.

- А давайте вспомним, что такое здоровье? (ответы уч-ся)

- Здоровый образ жизни? (ответы  уч-ся)

- А какие составляющие здорового образа жизни вы знаете? (ответы уч-ся)

- Здоровье самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм, и если мы с легкостью можем заменить испортившуюся вещь, то заменить свой заболевший организм человек не в силах.

Мы должны бережно относиться к своему здоровью, постоянно заботиться, чтобы

на долгие годы оставаться здоровыми.

3. Постановка учебной задачи

Ребята , посмотрите на доску (на доске картинки с изображением различных продуктов питания) и  попробуйте сформулировать тему урока (ответы детей) .

Рациональное питание

(записываем в тетрадь)

- А теперь давайте поставим цели урока (ставят цели)

А что бы вы хотели узнать на уроке?

Проблема: Как нужно питаться, чтобы прожить долго и счастливо?

Проблемный вопрос: Какие питательные вещества необходимы организму для

полноценного развития? (ответы) белки, жиры, углеводы, витамины…

4. Творческая и практическая деятельность по реализации поставленных целей

С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества.

С помощью учебника заполните таблицу.

Питательные вещества

Названия веществ

Значение для организма

В каких продуктах содержится

Белки

Служат человеку основным строительным материалом для тела человека.

Творог, фасоль, яйца,

мясо, рыба, горох

Жиры

Обеспечивают организм энергией, а также служат строительным материалом тела.

Сливочное и

растительное масло,

маргарин, сметана

Углеводы

Главный поставщик энергии для тела

Сахар, хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты

Опрос учащихся по таблице.

А для чего еще нашему организму необходимо употребление пищи? (ответы уч-ся).

-Каково значение питания? Обобщаю ответы учащихся и записываю на доске:

                    Значение питания:

- источник строительного материала;

- источник энергии;

- сохранение физического здоровья;

- сохранение умственных способностей;

- сохранение эмоционального настроя;

- еда – повод для общения;

- еда – средство лечения от болезней;

- долголетие.

Отсюда мы видим, что пища затрагивает все стороны жизни человека.

Учитель: Какие пищевые продукты служат источником витаминов, нам расскажет доктор Айболит и его пациенты.(сценка «Пищевой рацион»)

Учитель: Кроме белков, жиров ,углеводов  и витаминов организму человека необходимы минеральные вещества и вода.

Минеральные вещества – служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.

Вода - один из наиболее важных компонентов человеческого организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости около 2 литров.

Физкульминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись

(наклоны вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Что сидеть нам было легче,

Чтоб читать, писать, считать

И совсем не уставать (рывки руками)

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево раз и два.

Думай, думай голова (вращение головой)

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка (садятся за парты)

Первичное закрепление

Ребята, а сейчас мы приступим к работе в группах и выполним практическую работу.

Напомню вам правила работы в группе.

В группе должен быть организатор обсуждения,

Каждый может высказать свою версию решения,

Когда один говорит, а остальные слушают,

Каждая версия обсуждается в группе,

В группе согласуется общее решение,

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Практическая работа

Инструкция:

1. Внимательно изучите этикетки на упаковках различных продуктов.

На этикетках указано, какие питательные вещества и в каком количестве

содержатся в этих продуктах.

2. Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.

3. Результат исследования занесите в таблицу. Укажите продукты, богаты

белками, жирами, углеводами.

4. Сделать вывод, какие продукты содержат белки, жиры, углеводы

                                  Состав продуктов

продукт

Состав %

белки

жиры

углеводы

Опрос (по одному человеку от группы)

1 группа – белки, 2 группа – жиры, 3 группа – углеводы.

Ребята, в вашем возрасте человек ежедневно должен принимать с пищей 90-100 грамм белка, 90-100 грамм жира и 350-400 граммов углеводов.

При этом в рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты:

Белок: молоко или кисломолочные, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Жиры: Сливочное масло, растительное мало, сметана

Углеводы: Хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.

Продукты, богатые витаминами: морковь, перец, зеленый лук и др.

Ребята, а все ли продукты полезны? (ответы, обсуждения по таблице)

5. Включение в систему знаний и повторение

игра «Полезные и вредные продукты» (разделить продукты питания, которые вы видите на доске на две группы- полезные и вредные для здоровья.

6. Самостоятельная работа и самоповторение

В вашем возрасте, для того, чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, обед, ужин, полдник. (спросить у ребят)

Завтрак – 25 % , обед 50%, полдник – 10 % и ужин – 15 % от общего количества приема пищи.

_ Какое питание называется правильным (рациональным) -?  (ответы уч-ся)

Да, когда в пище, которую мы употребляем, содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. А еще когда организм получает с пищей столько энергии, сколько  тратит в течении суток.

- А сейчас  выполним небольшой тест, проверим, как внимательно вы  работали на уроке. (раздаю тесты)

_Выполнили, теперь поменялись работами и проверили друг у друга (правильные ответы на доске), поставили оценку:  «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ош,; «3» - 3-4 ош.; «2» - более4ош.

Проверили, теперь поднимите руки кто справился на «5», «4» и т.д. (комментарии учителя)

7. Домашнее задание

1. Проанализировать завтрак, обед или ужин вашей семьи: каких полезных веществ больше поглощает семья, является ли питание разнообразным, не забывают ли об употребление витаминов.

2. Нарисовать памятку или сочинить небольшое стихотворение, в каких продуктах, какие полезные вещества.

Оценки.

8. Рефлексия

Итак, ребята, наш разговор о питании подходит к концу. Вспомним, какие задачи ставились перед нами в начале урока (ответы уч-ся). Как вы считаете, выполнили мы эти задачи? (ответы уч-ся).И закончить наш урок мне бы хотелось словами одного известного диетолога «Одно только поколение правильно  питающихся людей возродит человечество и сделает болезнь столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное. Будем надеяться, что и вы примените на практике все то, о чем мы с вами говорили на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Гигиена питания"

В данном уроке использован системно-деятельностный подход с элементами проектной деятельности. Итог групповой работы учащихся - презентация....

Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"

Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока:  Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...

Разработка урока Творческая-мастерская "Муму" 5класс

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в форме творческой мастерской...