"Игровые технологии на уроках ОБЖ"
методическая разработка по обж на тему

Мокрицкая Елена Евгеньевна

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения

                                                                                                    Ян Коменский

Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги многих стран исследуют сущность игры, ее происхождение, развитие и значение.Представители зарубежных теорий игры (Бюхер, Спенсер, Калоцца, Гросс, Шиллер, Торндайк и др.) объясняли сущность игры с идеалистических позиций. Например, как форму реализации избытка энергии (Бюхер, Спенсер), как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни (Калоцца, Гросс), как удовольствие (Шиллер), как наследственный инстинкт, строго лимитирующий воспитательные возможности (Торндайк) и др. В работе даётся краткое описани теории игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_obzh.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии на уроках ОБЖ ГБОУ СОШ № 4 Кусто Василеостровского района СПб Учитель ОБЖ Мокрицкая Е.Е.

Слайд 2

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения Ян Коменский

Слайд 3

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра глубоко уходит корнями в культуру каждого отдельно взятого народа. Его культурную самобытность можно выявить по тем играм, в которые он играет и которые придумывает.

Слайд 4

Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги многих стран исследуют сущность игры, ее происхождение, развитие и значение. Представители зарубежных теорий игры ( Бюхер , Спенсер, Калоцца , Гросс, Шиллер, Торндайк и др.) объясняли сущность игры с идеалистических позиций. Например, как форму реализации избытка энергии ( Бюхер , Спенсер), как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни ( Калоцца , Гросс), как удовольствие (Шиллер), как наследственный инстинкт, строго лимитирующий воспитательные возможности ( Торндайк ) и др.

Слайд 5

В русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка, игре придавалось большое значение. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , Г.К. Селевко и др.

Слайд 6

К лассификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

Слайд 7

По мнению известного теоретика и практика игровой деятельности С.А. Шмакова, лучшая классификация игр была сделана Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым. Эти авторы, в частности, предлагают различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие). Именно Добринская и Соколов выделяют игровые методы обучения.

Слайд 8

Классификация игр по Р.Кайюа по стратегическому принципу

Слайд 9

Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни. Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли , виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. Игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе.

Слайд 10

Вывод Игра является моделью игры как таковой. Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

Слайд 11

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы .

Слайд 12

Основные направления: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи ; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 13

В структуру игры как деятельности личности входят этапы : целеполагания ; планирования ; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Слайд 14

Преимуществами игровых технологий являются: Активизация и интенсификация процесса обучения; Воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях; Гибкое сочетание разнообразных приёмов и методов обучения: от репродуктивных до проблемных; Моделирование практически любого вида профессиональной деятельности; Творческое саморазвитие обучаемых.

Слайд 16

Цели : Д и д а к т и ч е с к и е : расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков . В о с п и т ы в а ю щ и е : воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности . С о ц и а л и з и р у ю щ и е : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция ; обучение общению; психотерапия.

Слайд 18

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. И митационные технологии

Слайд 20

Принципы построения имитационной игры: Принцип наглядности – структура игры и информационная база варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.д.). Принцип автономности – отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют игру направить для конкретного состава участников, дают возможность построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Принцип сбалансированности игровой деятельности – от этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация целей образования. Принцип насыщения – наличие технических средств для передачи и обработки информации. Принцип сбора, систематизации и обобщения экспертной информации – цель проведения имитационной игры в полной мере достигается тогда, когда в составе материала содержится методика экспертного оценивания.

Слайд 21

Педагогические задачи имитационных технологий: -формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме; - приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности; -формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников; -создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.

Слайд 22

К неигровым имитационным методам относятся: -ситуационные задачи и упражнения; -анализ конкретных и случайных технологий; -игровое проектирование; -информационный лабиринт; -групповые дискуссии; -психодиагностика; -моделирование конкретных проблем; -просмотр видеозаписей игр, ситуаций, с обсуждением поведения участников и др. К игровым имитационным методам относятся: -«инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях; -ролевые игры; -тренинг; -деловые игры (дидактические); -креативные интерактивные технологии; -компьютерные игровые имитационные технологии и др.

Слайд 23

Приведем некоторые примеры : Пример 1. Ситуативная задача. Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией. Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки. Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду . Приведем некоторые примеры : 5 класс Пример 1. Ситуативная задача. Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией. Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности. 1. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети. 2.Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки. 3.Вова , посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Слайд 24

Пример 2. Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд других людей. Задание: Скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его. 1.У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера до рассвета что-то колит, забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына. 2.Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме – залог здоровья. 3.Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки… - Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он .

Слайд 25

Пример 3 11 класс Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы ? Ответ : отказом. К прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

Слайд 26

Основные требования к характеристикам общения в системе имитационных технологий : - доброжелательность, неагрессивность и т.д .; -возможность свободного проявления чувств, что будет способствовать развитию уверенности и творческих способностей; -акцентирование на хорошем, приемы доверия, авансирования похвалы и т.д.; -развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации ; -развитие умений воспринимать ситуации не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т.е. воспринимать их как проблемные ситуации .

Слайд 27

Этап подготовки - Описание игры; Инструктаж; Материальное обеспечение. Ввод в игру Постановка проблемы (цели); Регламент, правила; Распределение ролей; Формирование групп; Консультации. Этап проведения Групповая работа Работа с источниками; Мозговой штурм; Тренинг. Межгрупповая работа - Выступление групп; - Защита результатов; - Работа экспертов. Этап итогов (анализа, обобщения) Вывод из игры Анализ, рефлексия; Оценка, самооценка; Анализ, обобщение; Рекомендации.

Слайд 28

Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, учащиеся усваивают знания, правила безопасного поведения в повседневной жизни, вырабатывают особый взгляд на безопасность жизнедеятельности .

Слайд 29

Приложение

Слайд 30

Разгадай анаграмму уеиьлчт онпссотезабь Анаграммы способствуют развитию мозга, внимания, мышления

Слайд 31

В 3 4 5 2 Задание 1. Решите кроссворд. Обратите внимание,что фамилии полководцев оканчиваются на букву "В". 1 Ответы: 1. (Суворов); 2. (Жуков); 3. (Кутузов); 4. (Нахимов); 5. (Ушаков). Кроссворд Тема: « Основы военной службы » 10 класс. Кроссворд « Полководцы России » Задание: Решите кроссворд. Обратите внимание, все фамилии полководцев заканчиваются на букву « В » . 1. Русский полководец, не проигравший ни одного сражения. 2. Выдающийся советский военачальник, четырежды Герой Советского союза. 3. Главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812 года. 4. Русский флотоводец, адмирал один из руководителей героической обороны Севастополя в 1854-1855 г.г . 5. Русский флотоводец, адмирал один из создателей Черноморского флота.

Слайд 32

Карточка игры « ОБЖ – лото »

Слайд 33

Найди название каждому знаку

Слайд 34

Кто нарушил правила дорожного движения,

Слайд 35

Эвакуация, улица Решите ребус

Слайд 36

Литература: Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67 Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос , 1992. - Кукушин В.С., Болдырева- Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С . Кукушина . – М.: ИКЦ « МарТ »; Ростов н\Д: Издательский центр « МарТ », 2005. – 592 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

«Использование игровых технологий на уроках (на уроках английского языка)».

«В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»Ф. Шиллер...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

использование игровых технологий на уроках технологии

использование на уроках технологии...

Теоретические основы игровых технологий на уроках технологии.

Игровые технологии на уроках, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Финальным структурным компонентом игры становится результат....