Рабочая программа по ОБЖ в 10 классе
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Медведева Инна Васильевна

Приводится календарно-тематическое планирование и пояснительная записка для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_10_kl.docx26.88 КБ
Файл poyas_10_kl.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование в 10 классе

Раздел. Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Формы организации познавательной деятельности

Формы контроля

Дата

Дата факт.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

24

1

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

10

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4

1

урок

Автономное пребывание человека в природной среде

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: виды, причины автономного существования человека в природной среде. Уметь: обеспечивать безопасность в условиях автономного существования в природной среде

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль

2

урок

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: правила подготовки к походу и во время него. Уметь: готовить снаряжение, организовывать привал, проходить КТМ, ориентироваться, определять азимут, разводить костер.

Индивидуальная проверка практических умений во время похода

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

3

урок

Обеспечение личной безопасности на дорогах

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров, основные задачи Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Уметь: обеспечивать свою безопасность на дорогах

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

4

урок

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь соблюдать их в повседневной жизни

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

4

5

урок

Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: определения ЧС природного характера и их последствия.

 Уметь: определять их последствия

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

6

урок

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: правила поведения при ЧС природного характера.

 Уметь: соблюдать данные рекомендации

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

7

урок

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: Определения ЧС техногенного характера, аварии, промышленной катастрофы.

Уметь: определять последствия данных ситуаций

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

8

урок

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: правила поведения при ЧС техногенного характера.

Уметь выполнять данные рекомендации

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

2

9

урок

Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: понятия о национальной безопасности и национальной обороне.

 Уметь: производить анализ прочитанного, делать выводы

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

10

урок

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать виды и характеристику современных войн.

Уметь: работать с документами, производить анализ прочитанного, делать выводы

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

2

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2

4

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2

11

урок

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: основные положения нормативно- правовой базы в области обеспечения безопасности населения в РФ.

Уметь: производить анализ прочитанного, делать выводы, работать с документами

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

12

урок

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: основные положения о РСЧС, ее состав, мероприятия, проводимые ей, свои права и обязанности по защите от ЧС природного и техногенного характера.

Уметь: пользоваться своими правами, выполнять свои обязанности в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

12

5

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

4

13

урок

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: понятия о терроризме, террористической деятельности, её содержание и особенности.

 Уметь: находить нужные материалы в СМИ, интернете, обосновывать и доказывать.

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

14

урок

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: качества, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, нравственные позиции.

Уметь: формировать нравственные позиции, убеждения противодействия терроризму

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

15

урок

Экстремизм и экстремистская деятельность

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: понятие об экстремизме м экстремистской деятельности.

Уметь: находить нужные материалы в СМИ, интернете, обосновывать и доказывать.

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

16

урок

Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: понятие об основных принципах и направлениях террористической и экстремистской деятельности.

Уметь: подбирать материал из СМИ и готовить сообщения

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

6

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ

2

17

урок

Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности»

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».

Уметь: подбирать материал из СМИ и готовить сообщения

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

18

урок

Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать: основные положения «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.»

 Уметь: работать с документами, с учебником

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

7

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

2

19

урок

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: значение нравственных позиций и личных качеств при формировании антитеррористического поведения.

Уметь: формировать эти качества

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

20

урок

Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: способы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Уметь: формировать культуры безопасности жизнедеятельности

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

8

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности

2

21

урок

Уголовная ответственность за террористическую деятельность

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: основные положения об уголовной ответственности за террористическую деятельность.

Уметь: формировать ответственность за совершенные преступления

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

22

урок

Ответственность за осуществление экстремистской

деятельности

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: основные положения об ответственности за участие в экстремистской деятельности.

Уметь: решать проблемы не прибегая к участию в экстремистской деятельности

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

9

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

23-24

урок

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта

2

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: правила поведения при террористических актах.

Уметь: правильно себя вести при угрозе и во время теракта

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

Модуль 2. Основы  медицинских знаний и ЗОЖ.

Раздел 4. Основы ЗОЖ.

6

6

10

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

25

урок

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юношей к военной службе и трудовой деятельности

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: мероприятия по укреплению и сохранению здоровья допризывников. Уметь: выполнять мероприятия по укреплению и сохранению своего здоровья

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

26

урок

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: основное понятие об инфекционных болезнях, их классификацию. Уметь: проводить мероприятия по профилактике инфекционных болезней, формировать иммунитет

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

11

ЗОЖ и его составляющие

4

27

урок

Здоровый образ жизни

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: определения здоровья и ЗОЖ.

 Уметь: формировать ЗОЖ

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

28

урок

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: влияние биологических ритмов на работоспособность человека.

 Уметь: учитывать воздействие биоритмов в повседневной деятельности

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

29

урок

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: значение физкультуры и двигательной активности для здоровья человека.

Уметь: рационально распределять занятия физической культурой и учебные занятия

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

30

урок

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: понятие о вредных привычках, их влияние на здоровье человека.

Уметь: отказаться от вредных привычек

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства

Раздел 6. Основы обороны государства

40

19

12

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

7

  31

урок

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать историю возникновения ГО, ее задачи на современном этапе.

Уметь работать с учебником, дополнительным материалом

Индивидуальный порос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

32

урок

Основные виды оружия и их поражающие факторы

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать поражающие факторы современного оружия.

 Уметь: использовать средства защиты от ОМП.

тест

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

33

урок

Оповещение и информирование населения ЧС мирного и военного времени

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: способы  оповещения и информирования.

 Уметь: правильно действовать после подачи сообщения

тест

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

34

урок

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: устройство инженерных сооружений.

Уметь: правильно пользоваться ПРУ, оборудовать их

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

35

урок

Средства индивидуальной защиты

1

Практическое

занятие

Обучающиеся должны

Знать правила пользования СИЗ.

Уметь: пользоваться противогазами

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

36

урок

Организация проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ в зоне ЧС

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: назначение АСиДНР, их содержание

Уметь: работать с дополнительной литературой, в сети интернет

тест

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

37

урок

Организация ГО в ООУ

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать назначение комиссии по ЧС в школе, ее состав.

 Уметь: выполнять обязанности членов невоенизированных формирований учащихся в школе

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

13

ВС РФ – защитники нашего Отечества

3

38

урок

История создания ВС РФ

1

Урок изучения и первичного усвоения новых знаний

Обучающиеся должны

Знать историю создания ВС РФ.

 Уметь: работать с дополнительным материалом, готовить сообщения

тест

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

39

урок

Памяти поколений – дни воинской славы России

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: Дни воинской славы России.

Уметь: работать с дополнительным материалом, готовить сообщения

тест

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

40

урок

Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: состав  и назначение видов и родов войск ВС РФ.

 Уметь: работать с дополнительным материалом и готовить сообщения

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

14

Виды и рода ВС РФ

7

41

урок

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать состав сухопутных войск, их назначение, вооружение и военную технику. Уметь: распознавать вооружение и военную технику на таблицах, готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

42

урок

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: предназначение, состав вооружение и военную технику ВВС. Уметь: распознавать вооружение и военную технику на таблицах, готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

43

урок

Военно-морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: предназначение, состав вооружение и военную технику ВМФ. Уметь: распознавать вооружение и военную технику на таблицах, готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуаль-ный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

44

урок

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: предназначение, состав вооружение и военную технику РВСН. Уметь: распознавать вооружение и военную технику на таблицах, готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуаль-ный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

45

урок

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: предназначение, состав ВДВ. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуаль-ный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

 46

урок

Космические войска, их состав и предназначение

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: предназначение, состав космических войск. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуаль-ный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

47

урок

Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: предназначение других войск. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуаль-ный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

15

Боевые традиции ВС России

2

48

урок

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: значение патриотизма, долга и чести для военнослужащих. Уметь: формировать чувство патриотизма

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

 49

урок

Дружба и войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: понятия о дружбе, войсковом товариществе, уголовной ответственности за неуставные взаимоотношения. Уметь: формировать в себе коллективизм, товарищество

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

50

урок

Размещение военнослужащих

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: порядок размещения военнослужащих, проходящих службу по призыву. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

51

урок

Распределение времени и повседневный порядок

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: распорядок дня в воинской части. Уметь: составлять и выполнять распорядок дня

тест

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

52

урок

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: мероприятия по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, Уметь:  формировать ЗОЖ

Фронтальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

17

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

3

53

урок

Суточный наряд. Общие положения

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: общие положения о суточном наряде.

 Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

54

урок

Обязанности дежурного по роте

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать обязанности дежурного по роте.

 Уметь: формировать ответственность и дисциплинированность

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

55

урок

Обязанности дневального по роте

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать обязанности дневального по роте.

Уметь: выполнять обязанности дневального по роте

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

18

Организация караульной службы

3

56

урок

Организация караульной службы. Общие положения

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: общие положения караульной службы.

 Уметь: формировать ответственность и дисциплинированность

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

57

урок

Часовой и его неприкосновенность

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: понятия о часовом, его неприкосновенности.

.Уметь: формировать ответственность и дисциплинированность

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

58

урок

Обязанности часового

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать обязанности часового.

 Уметь: выполнять обязанности часового

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

19

Строевая подготовка

6

59

урок

Строи и управление ими

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: виды строя, его составные части.

Уметь: определять виды строя, его составные части

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

60

урок

Строевые приемы и движение без оружия

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: строевые приемы и движение без оружия. Уметь: выполнять строевые приемы и движение без оружия

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

61

урок

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: правила выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Уметь: выполнять воинское приветствие

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

62

урок

Выход их строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: правила выхода из строя и возвращение в него, подход к начальнику и отход от него. Уметь: выполнять данные строевые приемы

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

63

урок

Строи отделения, развернутый строй, походный строй

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать правила построения в развернутый и походный строй. Уметь: строиться в развернутый и походный строй

Фронтальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

64

урок

Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: правила выполнения воинского приветствия.

Уметь: выполнять их

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

20

Огневая подготовка

4

65

урок

Назначение и боевые свойства Автомата Калашникова

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: назначение и боевые свойства АК.

 Уметь: показать основные части и механизмы АК

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

66-67

урок

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова

2

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: порядок неполной разборки и сборки АК 47.

 Уметь: выполнять неполную разборку и сборку АК 47

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

68

урок

Приемы и правила стрельбы из автомата

1

Практическое занятие

Обучающиеся должны

Знать: приемы и правила стрельбы  из автомата.

Уметь: принимать положения для выполнения стрельбы из автомата

Индивидуальная проверка умений

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

21

Тактическая подготовка

2

69

урок

Современный бой

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: особенности современного боя

Уметь: формировать моральные и физические качества, необходимые в современном бою

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

70

урок

Обязанности солдата в бою

1

Комбинированный

Обучающиеся должны

Знать: обязанности солдата в бою.

Уметь: выполнять данные обязанности

Индивидуальный опрос

Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

Преподаватель – организатор ОБЖ                                             Медведева И.В.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа разработана по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса, составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования России № 241 от 20 августа 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства образования  Российской Федерации  от  9 марта  2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования России № 1994 от 3 июня 2011 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта  2004 года  № 1312;
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3.Образовательной программы 8-11 классов на 2015-2019 учебные годы.

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской, на основе которой разработана данная рабочая программа)

4. Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 10-11  классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2009 г».)

  • приказ МО Ульяновской обл. от 05.08.2009 года №0402/4845 «О введении учебной программы курса «Основы военной службы» для обучающихся 10-11 классов в ОУ Ульяновской области».
  • В курсе ОБЖ для 10  классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с приказом МО Ульяновской обл . от 05.08.2009 года №0402/4845 «О введении учебной программы курса «Основы военной службы» для обучающихся 10-11 классов в ОУ Ульяновской области», с Федеральным законом № 53 ФЗ от 28.03.1998г  "О воинской обязанности и военной службе ",  письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14. 07. 98 г.  №1133/14-12  в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11  классов введен раздел "Основы военной службы". Раздел «Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.

                                                                                 

   

Цели и задачи рабочей программы

    Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • воспитание  ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе  в количестве 70 часов (+ 35 часов учебные сборы). Программа ОБЖ  в 10 классе  рассчитана на 105 часов в год (из них 35 часов –учебные  сборы), по 2 часа в неделю.

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Учащиеся должны   знать/понимать:

● потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;

● основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;

● социально-демографические процессы, происходящие в России и их влияние на безопасность государства; перспективы развития ядерной энергетики в стране и обеспечение радиационной безопасности населения;

 ● индивидуальные меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника и при освобождении заложников спецподразделениями;

 ● основные источники опасностей в природе, техносфере и социуме;

 ● основные чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификация;

 ● организацию в Российской Федерации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

 ● основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

 ● права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

 ● рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 ● правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

 ● основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;

 ● основное положение Военной доктрины Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства;

 ● предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, основные функции и задачи Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности государства. Виды и рода войск Вооруженных Сил. Их состав и предназначение. Другие войска и их предназначение;

 ● историю Вооруженных Сил Российской Федерации и дни воинской славы России;

 ● основные составляющие воинской обязанности граждан Российской Федерации; организацию воинского учета и его предназначение;

 ● организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет;

 ● правовые основы военной службы (основные положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего»);

 ● основные виды воинской деятельности;

 ● содержание начальной военной подготовки военнослужащих в войсках;

 ● строи отделения и порядок управления ими;

 ● назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

 ● правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения;

 ● правила подготовки автомата к стрельбе;

 ● приемы и правила стрельбы из автомата;

 ● основы современного общевойскового боя;

 ● общие обязанности солдата в бою;

 ● основные способы передвижения солдата в бою;

 ● способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

 ● ориентирование на местности по карте и определение своего местонахождения;

 ● государственные и военные символы Российской Федерации;

 ● боевые традиции Вооруженных Сил России;

 ● классы сходных воинских должностей;

 ● общие требования к безопасности военной службы;

 ● порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

 ● об организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

●  о современных средствах поражения и их поражающих факторах;

● об основах здорового образа жизни и основных его составляющих;

● о способах выживания в природных условиях, в различных климатических зонах;

●о воинской обязанности и военной службе, о порядке организации элементов управления отделением, расчетом или экипажем;

●об истории и боевых традициях Вооруженных Сил России и символах воинской чести;

● о требованиях Уголовного кодекса Российской Федерации при нарушении норм поведения в повседневной жизни и при выполнении обязанностей военной службы;

● о требованиях, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина;

● об основах военной службы.

      уметь:

● перечислять комплекс основных мероприятий, проводимых в регионе проживания,по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

● правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

● перечислять основные положения Военной доктрины Российской Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;

● выполнять строевые приемы на месте и в движении;

● выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

● выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

● готовить автомат к стрельбе;

● вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

● определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов;

● ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

● пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

   использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

● выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;

● формирования в себе качеств хорошего семьянина;

● владения навыками в области гражданской обороны;

● оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

● формирования психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву;

● формирования психологической, физической и профессиональной готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования;  

● выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.

                                                               

Содержание учебной программы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства(24ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (10ч)

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(4ч)

         1.1. Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

        1.2. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.3..        Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.4.        Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Тема  2.  Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций(4ч)

 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

      2.2.        Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

    2.3.        Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера,  причины их возникновения и возможные последствия.

    2.4.        Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в  условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема 3.Современный комплекс проблем безопасности военного характера(2ч)

      3.1.        Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

3..2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

 Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера(2ч)

Тема 4. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

4.1. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

      4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

      РСЧС история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые' по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуации.

              Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства(12ч)

                  Тема 5.Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства(4ч)

       5.1. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.

         Терроризм, террористическая деятельность, её содержание, особенности.

       5.2. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

         Качества, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, нравственные позиции.

        5.3. Экстремизм и экстремистская деятельность.

         Понятие об экстремизме м экстремистской деятельности.

        5.4. Основные принципы и направления действия террористической и экстремистской деятельности

       Понятие об основных принципах и направлениях террористической и экстремистской деятельности

Тема 6.  Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ(2ч)

        6.1. Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности»

          Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ, ФЗ «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».

       6.2.Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.

       Национальные интересы РФ, система силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Тема7. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.(2ч)

        7.1. Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

         Нравственные позиции и личные качества при формировании антитеррористического поведения, их формирование в молодежной среде

       7.2.  Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

         Формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.(2ч)

8.1.        Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

8.2. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

   Извлечения из ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», УК РФ.

Тема 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.(2ч)

9.1.        Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни. (6 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни(6ч)

Тема 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний(2ч)

 10.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

10.2.Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема 11.  Здоровый образ жизни и его составляющие.(6ч)

11.1.Здоровый образ жизни .

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

     11.2.        Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
     Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

11.3.Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

11.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.(40ч)

Раздел6. Основы обороны государства.(19)

Тема 12. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны(7ч)

        12.1. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

         Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

       12.2.Основные виды оружия и их поражающие факторы.

       Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

12.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военногоо времени

     Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

12.4. Инженерная защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

      Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

12.5. Средства индивидуальной защиты

      Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

12.6. Организация проведения аварийно-спасательных  и других неотложных работ в зоне чрезвычайной  ситуации

     Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

12.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

      Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Тема 13. Вооруженные Силы  Российской Федерации – защитники нашего Отечества(3ч)

13.1.        История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства
вXIV—XVвв.

Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

13.2.        Память поколений — дни воинской славы России.

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

13.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации..

Тема 14. Виды и рода ВС РФ(7ч)

14.1.Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

СВ, назначение и состав. Рода СВ. Их вооружение и военная техника

14.2. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

ВВС, их предназначение, состав вооружение и военная техника.

14.3. Военно-морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

ВМФ, состав, предназначение, вооружение и военная техника.

14.4. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.

РВСН, состав, предназначение, вооружение и военная техника.

14.5. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

ВДВ, состав, предназначение.

14.6. Космические войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначениею

14.7. Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внут¬ренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Тема 15. Боевые традиции Вооруженных Сил России.(2 ч)

15.1.        Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

15.2.        Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Раздел 7. Основы военной службы(21ч)

Тема 16. Размещение и быт военнослужащих(3ч)

16.1.Размещение военнослужащих.

Размещение военнослужащих, проходящих службу по призыву.

16.2.Распределение времени и повседневный порядок.

Распорядок дня в воинской части.

16.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Охрана здоровья военнослужащих, цели и мероприятия.

Тема 17. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда(3ч0

17.1. Суточный наряд. Общие положения.

Суточный наряд, состав, обязанности.

17.2. Обязанности дежурного по роте.

Дежурный по роте, его обязанности.

17.3. Обязанности дневального по роте.

Тема 18. Организация караульной службы(3ч)

18.1. Организация караульной службы. Общие положения.

Караул, несение караульной службы, состав караула.

18.2. Часовой и его неприкосновенность.

Часовой, пост, неприкосновенность часового. Оборудование постов, ограждение объектов.

18.3. Обязанности часового.

Тема 19. Строевая подготовка.(6ч)

19.1. Строи и управление ими.

Строевая подготовка. Виды строя, составные части строя.

19.2. Строевые приемы и движение без оружия.

Строевая стойка, выполнения команд в строю без оружия на месте, в движениию

19.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

Воинское приветствие, правила его выполнения.

19.4. Выход их строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

19.5. Строи отделения, развернутый строй, походный строй.

Развернутый строй, Походный строй.

19.6. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.

Воинское приветствие в строю, на месте и в движении.

Тема 20. Огневая подготовка(3ч)

20.1. Назначение и боевые свойства Автомата Калашникова. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка.

20.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки АК 47.

20.3. Приемы и правила стрельбы из автомата

Приемы и правила стрельбы из автомата.

Тема 21.Тактическая подготовка(2ч)

21.1. Современный бой.

Тактическая подготовка. Современный бой. Особенности современного боя.

21.2. Обязанности солдата в бою.

Обязанности солдата в бою.

Раздел (тема)

Количество часов

к/р, л/р, п/р, экскурсии

Общее количество часов

Основы комплексной безопасности 

10

10

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2

2

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

12

12

Основы здорового образа жизни

6

6

Основы обороны государства

19

19

Основы военной службы  

21

21

итого

70

70

Учебно- методическое обеспечение рабочей программы

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:

«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 10 класса/А.Т. Смирнов ,Б.О. Хренников .,М.: Просвещение, 2012г.

«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 10 класса/А.Т. Смирнов ,Б.И. Мишин, В.А. Васнев.- М.: Просвещение, 2009г.

Методическая литература:

«Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации». Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2007.-362с.

Раздаточные материалы по ОБЖ. 10-11 классы. М. «Дрофа», 2006г.

«Боевой устав сухопутных войск»,часть3(взвод, отделение, танк).Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2008.-320с .

«Курс стрельб(КС СО БМ и Т ВС РФ-2007)М.:Воениздат,2007-215с..

«Военная топография для курсантов учебных подразделений» /авт. сост. Б.Е. Бызов , А.Н.Коваленко,А.Ф.Лахин.-М.:Воениздат,2008.-224с.

Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных заведений Ульяновской области начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС часть 1.авторы:В.Н.Некрасов,В.В. Плехов. Ульяновск 2009г.

Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуационных задач.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.

      Средствами оснащения являются:

  1. Учебно-методическая литература.
  2. Аудио-видеоаппаратура, проекционная аппаратура.
  3. Тренажеры.
  4. Плакаты.
  5. Средства индивидуальной защиты.
  6. Аудиовизуальные пособия.
  7. Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ

                    1.Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  • программы  образовательных учреждений по ОБЖ  для 10-11 классов ,  под общей редакцией А.Т. Смирнова (авторы:  А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников , Москва,  «Просвещение»,  2012 г.).
  • Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 10 класса/А.Т. Смирнов ,Б.О. Хренников .,М.: Просвещение, 2012г.
  • «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 10 класса/А.Т. Смирнов ,Б.И. Мишин, В.А. Васнев.- М.: Просвещение, 2009г.
  • Методическая литература:
  • «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации». Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2007.-362с.
  • Раздаточные материалы по ОБЖ. 10-11 классы. М. «Дрофа», 2006г.
  • «Боевой устав сухопутных войск»,часть3(взвод, отделение, танк).Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2008.-320с .
  • «Курс стрельб(КС СО БМ и Т ВС РФ-2007)М.:Воениздат,2007-215с..
  • «Военная топография для курсантов учебных подразделений» /авт. сост. Б.Е. Бызов , А.Н.Коваленко,А.Ф.Лахин.-М.:Воениздат,2008.-224с.
  • Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных заведений Ульяновской области начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС часть 1.авторы:В.Н.Некрасов,В.В. Плехов. Ульяновск 2009г.
  • Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуационных задач.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник Teach Proтм , - М., Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей.  2004-2008 - №№ 1-12;
  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;
  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.

Список литературы (дополнительной)

  1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
  3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
  4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
  5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
  6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
  7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
  8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
  9. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
  10. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
  11. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
  12. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
  13. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвещение, 1999.
  14. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвещение, 1997.
  15. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.

                                                       2.Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран

                                                                   3.  Тренажеры

Робот-тренажёр для проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких

                                                                              4.  Плакаты

  1. Безопасность дорожного движения
  2. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
  3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
  4. «Правила поведения в ЧС природного характера»
  5. «Правила поведения в ЧС техногенного характера»
  6. «Основы безопасности жизнедеятельности»
  7. «Факторы, разрушающие здоровье человека»
  8. «Правила оказания первой медицинской помощи»
  9. «Поведение в криминогенных ситуациях»
  10. Материальная часть автомата Калашникова
  11. «Пожарная безопасность»

 5.Средства индивидуальной защиты

Средства защиты органов дыхания:

  1. Ватно-марлевые повязки
  2. Противопыльные тканевые маски
  3. Респираторы
  4. Противогазы (ГП-5 )

Средства защиты кожи:

  1. Фильтрующие средства защиты кожи (типа КИП-8 и др.)

       Средства медицинской защиты:

  1. Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т.п.)
  2. Индивидуальный перевязочный пакет
  3. Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)

                                                                          6.Аудиовизуальные пособия

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
  2. Пожарная безопасность
  3. Серия материалов «Уроки тетушки Совы»
  4. Серия материалов «Азбука Здоровья»
  5. Серия материалов «Азбука безопасности»
  6. В/К. «Первая помощь»
  7. В/К «Улица полна неожиданностей»
  8. В/К «Основы противопожарной безопасности»
  9. В/К «Первая медицинская помощь»
  10. В/К «Безопасность на воде»
  11. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
  12. Пособие для проведения занятий по ОБЖ. «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»,ч.1-4  ( 91 ТЕМА по ОБЖ).,Видеостудия МЧС России,2009г.
  13. Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»,изд. «Учитель»,2007г

                                                                       

7.   Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
  13. http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
  14. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
  2. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
  3. http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
  4. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
  5. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
  6. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
  7. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
  8. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
  9. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
  10. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
  11. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
  12. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
  13. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
  14. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
  15. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...