Рабочая программа по ОБЖ в 11 классе
рабочая программа по обж (11 класс) на тему
Приводится календарно-тематическое планирование и пояснительная записка для 11 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.33 КБ | |
| 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование в 11 классе
№ | Раздел. Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации познавательной деятельности | Формы контроля | Дата | Дата факт. |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 10 | |||||||
1 | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 4 | ||||||
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 | |||||||
1 урок | Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: Причины пожаров, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Уметь: Соблюдать правила пожарной безопасности в быту | Фронтальный опрос | Текущий, взаимоконтроль | ||
2 урок | Правила личной безопасности при пожаре | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила поведения при пожаре Уметь: правильно себя вести во время пожара | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
3 урок | Обеспечение личной безопасности на водоемах | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила поведения во время отдыха на водоемах Уметь: проводить безопасный отдых на водоемах, спасение утопающего. | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
4 урок | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила безопасного поведения в быту, порядок вызова спасательных служб. Уметь: безопасно вести себя в быту вызывать службы спасения | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
2 | Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. | 6 6 | ||||||
5 урок | Национальный антитеррористический комитет(НАК), его предназначение, структура и задачи | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: понятие о НАК, его задачи, проводимые им мероприятия. Уметь: работать с учебником, в сети интернет | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
6 урок | Контртеррористическая операция и условия ее проведения | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятие о контртеррористической операции и условия ее проведения. Уметь: работать в сети интернет | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
7 урок | Правовой режим контртеррористической операции | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: меры и временные ограничения во время контртеррористической операции. Уметь: вести себя во время контртеррористической операции | Проверочная работа на 10 минут | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
8 урок | Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: роль и место ГО в противодействии терроризму. Уметь: работать с учебником, в сети интернет | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
9 урок | Применение Вооруженных сил РФ в борьбе с терроризмом | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: Роль ВС РФ и их применение для пресечения террористических актов в РФ. Уметь: работать с учебником, в сети интернет, проводить операции анализа | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
10 урок | Участие Вооруженных сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: посредством чего ВС РФ осуществляют пресечение террористической деятельности за пределами страны | Проверочная работа на 10 мин | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 4. Основы здорового образа жизни Нравственность и здоровье. | 14 5 5 | |||||||
11 урок | Правила личной гигиены | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила личной гигиены, их значении в укреплении здоровья Уметь: соблюдать правила личной гигиены | Фронтальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
12 урок | Нравственность и здоровый образ жизни | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятие о нравственности, факторы, оказывающие вредное воздействие на гармонию семейной жизни Уметь: правильно формировать нравственное поведение | тест | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
13 урок | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятия об ИППП, их признаки, меры профилактики. Уметь: предупреждать заражение ИППП. | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
14 урок | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятие о ВИЧ-инфекции СПИДе, мерах профилактики и ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией Уметь: проводить профилактику ВИЧ-инфекции. | Проверочная работа на 10 мин | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
15 урок | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать понятия о браке и семье, положения Семейного кодекса РФ. Уметь работать с документами, проводить анализ прочитанного | Тест | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Первая помощь при неотложных состояниях | 9 9 | |||||||
16 урок | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: понятия об острой сердечной недостаточности и инсульте. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
17 урок | Первая помощь при ранениях | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: виды ран. кровотечения, меры асептики и антисептики Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ранениях | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
18 урок | Основные правила оказания первой помощи | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: последовательность в оказании ПМП. Уметь: последовательно и правильно оказывать ПМП | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
19 урок | Правила остановки артериального кровотечения | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: виды кровотечения, их признаки. Уметь: накладывать жгут, давящую повязку, закрутку | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
20 урок | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать правила иммобилизации и транспортировки пострадавшего. Уметь: оказывать ПМП при переломах, транспортировать пострадавших | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
21 урок | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: виды травм опорно-двигательного аппарата, меры профилактики. Уметь: оказывать ПМП при травмах опорно-двигательного аппарата | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
22 урок | Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: виды черепно-мозговой травмы, травмы груди, живота. Уметь: оказывать ПМП при данных травмах. | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
23 урок | Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника. | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: признаки, причины, последствия возникновения травм тазовой области, позвоночника, спины. Уметь: оказывать ПМП при данных травмах | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
24 урок | Первая помощь при остановке сердца | 1 | Практическое занятие | Обучающиеся должны Знать: признаки и причины клинической смерти. Уметь проводить сердечно-легочную реанимацию | Индивидуальная проверка умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
5 | Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства. Раздел 6. Основы обороны государства. Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства | 44 16 2 | ||||||
25 урок | Основные задачи современных Вооруженных сил России | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: задачи ВС и других войск в мирное время, в период непосредственной агрессии, в военное время. Уметь: работать с учебником, документами, производить анализ прочитанного. | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
26 урок | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: мероприятия международной миротворческой деятельности ВС РФ. Уметь: производить анализ прочитанного при подготовке сообщений | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
Символы воинской чести | 3 | |||||||
27 урок | Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: историю боевого знамени, статус боевого знамени. Уметь работать с дополнительным материалом, анализировать, делать выводы | Фронтальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
28 урок | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: государственные награды разных времен в России. Уметь: готовить доклады и сообщения, используя дополнительный материал | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
29 урок | Военная форма одежды | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: виды военной формы одежды, знаки различия. Уметь: различать воинские звания, виды и рода войск, используя знаки различия | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
7 | Воинская обязанность | 11 | ||||||
30 урок | Основные понятия о воинской обязанности | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные понятия, связанные с воинской обязанностью. Уметь: работать с дополнительным материалом, делать выводы, работать в сети интернет | тест | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
31 урок | Организация воинского учета | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: организацию воинского учета в РФ. Уметь: подготавливать документы для постановки на воинский учет | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
32 урок | Первоначальная постановка граждан на воинский учет | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: правила постановки на первоначальный воинский учет. Уметь: выполнять требования по постановке на первоначальный воинский учет | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
33 урок | Обязанности граждан по воинскому учету | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: обязанности граждан по воинскому учету. Уметь: выполнять данные обязанности | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
34 урок | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Уметь: вести подготовку к военной службе | Самостоят. работа с учебником по вопросам с.164 №4, * | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
35 урок | Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: требования воинских должностей. Уметь: формировать качества, согласно требованиям воинских должностей | Составление таблицы | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
36 урок | Подготовка граждан по военно-учетным специальностям | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: условия подготовки по военно-учетным специальностям. Уметь: осуществлять допризывную подготовку | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
37 урок | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: как осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе. Уметь: осуществлять добровольную подготовку граждан к военной службе | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
38 урок | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: как организуется медицинское освидетельствование Уметь: определять причины, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье, устранять их | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
39 урок | Профессиональный психологический отбор и его предназначение | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: как проводится профотбор. Уметь: пройти профотбор | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
40 урок | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: условия увольнения в запас, состав запаса, предназначение военных сборов. Уметь: определять состав запаса | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
Раздел 7. Основы военной службы | 28 | |||||||
8 | Особенности военной службы | 8 | ||||||
41 урок | Правовые основы военной службы | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: правовые основы военной службы. Уметь: использовать в случае необходимости законы, касающиеся военной службы | Индивиду-альный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
42 урок | Статус военнослужащего | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: понятия о статусе военнослужащих, их права и свободы. Уметь: использовать в случае необходимости законы, касающиеся военной службы | тест | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
43 урок | Военные аспекты международного права | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: военные аспекты международного права. Уметь: использовать изученные правила, в случае необходимости | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
44 урок | Общевоинские уставы | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: что определяют общевоинские уставы ВФ РФ. Уметь: работать с уставами при выполнении заданий | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
45 урок | Устав внутренней службы ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные положения устава. Уметь: работать с документами, использовать их при выполнении заданий | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
46 урок | Дисциплинарный устав ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные положения Дисциплинарного устава ВС РФ. Уметь: работать с документами, использовать их при выполнении заданий | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
47 урок | Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные положения Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ. Уметь: работать с документами, использовать их при выполнении заданий | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
48 урок | Строевой устав ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: основные положения Строевого устава ВС РФ. Уметь: работать с документами, использовать их при выполнении задания | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
9 | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества | 8 | ||||||
49 урок | Основные виды воинской деятельности | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: виды воинской деятельности. Уметь: различать основные виды воинской деятельности | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
50 урок | Основные особенности воинской деятельности | 1 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний | Обучающиеся должны Знать: общие виды и основные элементы воинской деятельности Уметь: сравнивать сходные воинские должности по трем видам ВС РФ | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
51 урок | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: общие требования воинской деятельности. Морально-психологические требования Уметь: вырабатывать в себе качества, соответствующие требованиям воинской деятельности | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
52 урок | Военнослужащий - патриот | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятие о патриотизме. Уметь: на основе примеров доказывать, что военнослужащий патриот | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
53 урок | Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: понятия о чести и достоинстве. Уметь: на основе примеров доказать, что военнослужащим ВС РФ присущи качества: честь и воинское достоинство | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
54 урок | Военнослужащий – специалист своего дела | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих. Уметь: готовиться к выполнению воинских должностей, производить неполную сборку и разборку автомата Калашникова | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
55 урок | Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов и приказы | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: значение воинской дисциплины, поощрений и наказаний, их сущность. Уметь: соблюдать дисциплину в повседневной деятельности, готовить сообщения | тест | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
56 урок | Основные обязанности военнослужащих | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: обязанности военнослужащих, их содержание. Уметь: выполнять обязанности повседневной деятельности, готовить сообщения | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
10 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 4 | ||||||
57 урок | Порядок вручения Боевого знамени воинской части | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок вручения Боевого знамени воинской части Уметь: проводить ритуал вручения Боевого знамени воинской части | Индивидуальная проверка практич. умений | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
58 урок | Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства) | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок приведения к военной присяге, текст военной присяги. Уметь: читать военную присягу наизусть | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
59 урок | Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Уметь: использовать дополнительный материал для подготовки сообщений | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
60 урок | Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ. Уметь: использовать дополнительный материал для подготовки сообщений | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
11 | Прохождение военной службы по призыву | 3 | ||||||
61 урок | Призыв на военную службу | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок осуществления призыва на военную службу, ответственность за уклонение от военной службы | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
62 урок | Порядок прохождения военной службы | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок прохождения военной службы, перечень составов и воинских званий военнослужащих ВС РФ. Уметь: различать состав и воинские звания военнослужащих по погонам. | тест | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
63 урок | Размещение и быт военнослужащих | 1 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок размещения и быта военнослужащих. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал. | Провер. работа | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
12 | Прохождение военной службы по контракту | 5 | ||||||
64-66 урок | Особенности военной службы по контракту. | 3 | Урок изучения и первичного усвоения новых знаний, комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок прохождения военной службы по контракту. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал. | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль | ||
67-68 урок | Альтернативная гражданская служба | 2 | Комбинированный | Обучающиеся должны Знать: порядок и правила прохождения альтернативной гражданской службы. Уметь: готовить сообщения, используя дополнительный материал. | Индивидуальный опрос | Текущий, взаимоконтроль, самоконтроль |
Преподаватель – организатор ОБЖ Медведева И.В.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Рабочая программа разработана по основам безопасности жизнедеятельности для 11 класса, составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования России № 241 от 20 августа 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования России № 1994 от 3 июня 2011 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312;
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3.Образовательной программы 8-11 классов на 2015-2019 учебные годы.
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской, на основе которой разработана данная рабочая программа)
4. Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2009 г».)
- приказ МО Ульяновской обл. от 05.08.2009 года №0402/4845 «О введении учебной программы курса «Основы военной службы» для обучающихся 10-11 классов в ОУ Ульяновской области».
- В курсе ОБЖ для 11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с приказом МО Ульяновской обл . от 05.08.2009 года №0402/4845 «О введении учебной программы курса «Основы военной службы» для обучающихся 10-11 классов в ОУ Ульяновской области», с Федеральным законом № 53 ФЗ от 28.03.1998г "О воинской обязанности и военной службе ", письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14. 07. 98 г. №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы". Раздел «Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.
Цели и задачи рабочей программы
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Место предмета в базисном учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классах в программе предусмотрены 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
В результате изучения программы ученик должен:
Знать:
- основы Российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил РФ;
- порядок призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- тактико-технические характеристики и боевые возможности вооружения и боевой техники ; -предназначение .структуру и задачи Гражданской обороны РФ.
уметь:
- практически использовать необходимые навыки в области Гражданской обороны;
- действовать в составе отделения, взвода в основных видах боя;
- оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и различных видах травм;
- владеть стрелковым оружием.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;
- владения навыками в области гражданской обороны;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- формирования психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву;
- формирования психологической, физической и профессиональной готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.
Содержание учебной программы
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства(10ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (4ч)
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(4ч)
- Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1..2. Правила личной безопасности при пожаре
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер
пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.3. Обеспечение личной безопасности на водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и не оборудованных местах. Безопасный отдых у воды.
1.4. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч)
Тема 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч)
2.1. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи
Понятие о НАК. Основные задачи комитета. Мероприятия по совершенствованию государственной системы противодействия терроризму.
2.2. Контртеррористическая операция
Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической операции. Окончание контртеррористической операции.
2.3. Правовой режим контртеррористической операции
Правовой режим контртеррористической операции .Меры и временные ограничения во время контртеррористической операции.
2.4. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму
Роль и место ГО в противодействии терроризму. Гуманитарная помощь пострадавшему населению. Руководство ГО.Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
2.5. Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом. Пресечение террористических актов. Концепция противодействия терроризму в РФ
2.6. Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны
Участие ВС РФ в пресечении террористической деятельности за пределами страны
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни(14 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни(5ч )
Тема 3.Нравственность и здоровье (5 ч)
3.1. Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
3.2. Нравственность и здоровый образ жизни.
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
3.3. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
3.4. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
3.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанность родителей.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(9 ч)
Тема 4. Первая помощь при неотложных состояниях.(9ч)
4.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
4.2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
4.3. Основные правила оказания первой помощи.
Действия первой медицинской помощи. Передвижения пострадавшего. Понятие о травматическом шоке.
4.4. Правила остановки артериального кровотечения
Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
4.5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.
4.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
4.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь.
Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.
Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.
4.8. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины
Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.
Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.
4.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации.
Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (44 ч)
Раздел 6. Основы обороны государства (16 ч)
Тема 5 . Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства (2 ч)
5.1. Основные задачи современных Вооружённых Сил России.
Задачи ВС и других войск в мирное время. Задачи ВС и других войск в период непосредственной угрозы агрессии. Задачи ВС и других войск в военное время. Военная доктрина РФ.
5.2. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации
Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях, как средство обеспечения национальной безопасности России.
Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.
Тема 6. Символы воинской чести ( 3ч)
6.1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
6.2.Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
6.3.Военная форма одежды .
Предназначение военной формы одежды и знаков различия
военнослужащих, их воспитательное значение.
Тема 7. Воинская обязанность (11ч)
7.1.Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
7.2.Организация воинского учета
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.
7.3.Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при
первоначальной постановке граждан на воинский учет.
7.4.Обязанности граждан по воинскому учету
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
7.5.Обязательная подготовка граждан к военной службе
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной
службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
7.6.Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.
7.7.Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям.
Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.
7.8.Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе
7.9.Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет
Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
7.10.Профессиональный психологический отбор и его предназначение
Профессиональный психологический отбор и его предназначение.
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к военной службе.
7.11.Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.
Раздел 7. Основы военной службы (28ч)
Тема 8. Особенности военной службы (8ч)
8.1.Правовые основы военной службы
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы.
8.2.Статус военнослужащего
Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего.
8.3.Военные аспекты международного права
Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов, которым международным правом войны предоставлена особая защита.
8.4.Общевоинские уставы
Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
8.5.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации и его общие положения.
8.6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
8.7. Устав гарнизонной,коменданской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
8.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
Тема 9. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества.(8ч)
9.l.Основные виды воинской деятельности
Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая деятельность; реальные боевые действия.
9.2.Основные особенности воинской деятельности
Зависимость воинской деятельности от вида Вооруженных Сил и
рода войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей. Общие виды и основные элементы воинской деятельности.
9.3.Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.
Общие требования воинской деятельности, устойчивость, внимание, быстрота и гибкость мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения.
Морально-психологические требования, психологическая совместимость военнослужащих.
9.4.Военнослужащий — патриот.
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
9.5.Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская честь и достоинство — неотъемлемые качества военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
9.6.Военнослужащий — специалист своего дела
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
9.7.Военнослужащий — подчиненный, выполняющий требования воинских уставов и приказы
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
9.8.Основные обязанности военнослужащих
Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сущность основных обязанностей военнослужащих и чем они определяются.
Тема 10. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации ( 4ч)
10.1.Порядок вручения Боевого Знамени воинской части
Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части.
10.2. Порядок приведения к Военной присяге(принесения обязательства)
Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего.
Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.
10.3. Порядок вручения личному составу вооружения , военной техники и стрелкового оружия
Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок закрепления военной техники и вооружения.
10.4. Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ
Предназначение ритуала подъема и спуска Государственного флага РФ порядок его проведения.
Тема 11. Прохождение военной службы по призыву (3ч)
11.1. Призыв на военную службу.
Порядок осуществления призыва на военную службу. Ответственность за уклонение от военной службы
11.2. Порядок прохождения военной службы по призыву.
Порядок прохождения военной службы. Внутренняя служба. Перечень составов и воинских званий военнослужащих ВС РФ.
11.3. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Размещение и быт военнослужащих. распределение времени и повседневный порядок жизни в воинской части. Книга почета воинской части (корабля).
Тема 12. Прохождение военной службы по контракту (5 ч)
12.1. Особенности военной службы по контракту
Основные условия прохождения военной службы по контракту.
12.2. Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту.
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.
12.3. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
12.4. Альтернативная гражданская служба (2 ч)
Альтернативная гражданская служба, порядок её прохождения, увольнение с альтернативной гражданской службы.
Раздел (тема) | Количество часов | к/р, л/р, п/р, экскурсии | Общее количество часов |
Основы комплексной безопасности | 4 | 4 | |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 6 | 6 | |
Основы здорового образа жизни | 5 | 5 | |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 9 | 9 | |
Основы обороны государства | 16 | 16 | |
Основы военной службы | 28 | 28 | |
Итого | 68 | 68 |
Учебно- методическое обеспечение рабочей программы
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.О. Хренников .,М.: Просвещение, 2012г.
«Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.И. Мишин, В.А. Васнев.- М.: Просвещение, 2009г.
Методическая литература:
«Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации». Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2007.-362с.
Раздаточные материалы по ОБЖ. 10-11 классы. М. «Дрофа», 2006г.
«Боевой устав сухопутных войск»,часть3 (взвод, отделение, танк).Министерство обороны РФ.-М.:Воениздат,2008.-320с .
«Курс стрельб(КС СО БМ и Т ВС РФ-2007)М.:Воениздат,2007-215с..
«Военная топография для курсантов учебных подразделений» /авт. сост. Б.Е. Бызов , А.Н.Коваленко,А.Ф.Лахин.-М.:Воениздат,2008.-224с.
Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных заведений Ульяновской области начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС часть 1.авторы:В.Н.Некрасов,В.В. Плехов. Ульяновск 2009г.
Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуационных задач.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
Средствами оснащения являются:
- Учебно-методическая литература.
- Аудио-видеоаппаратура, проекционная аппаратура.
- Тренажеры.
- Плакаты.
- Средства индивидуальной защиты.
- Аудиовизуальные пособия.
- Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
1.Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
- программа образовательных учреждений по ОБЖ для 10-11 классов, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; Москва, Просвещение, 2012г.
- «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.О. Хренников .,М.: Просвещение, 2012г.
- «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 класса/А.Т. Смирнов ,Б.И. Мишин, В.А. Васнев.- М.: Просвещение, 2009г
Методическая литература:
- Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных заведений Ульяновской области начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС часть 1.Авторы:В.Н.Некрасов, В.В .Плехов . Ульяновск 2009г.
- Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных заведений Ульяновской области начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС ,часть 2.Авторы:В.Н.Некрасов,В.В.Плехов. Ульяновск2009г.
- Общевоинские уставы ВС РФ.
- Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- учеб. пособие/Т.А.Берсенева, Т.В.Мельникова,А.М.Осокин.2-е издание ,Санкт-Петербург :2006г-70с.
- Федеральные законы РФ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности» и в/сл.», «О ГО», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
- Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: тестовый контроль.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник ситуационных задач.10-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
Учебные пособия:
- Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник Teach Proтм , - М., Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
- Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
- Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
- ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
- Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
- Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;
- Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.
Список литературы (дополнительной)
- Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
- Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
- Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
- Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
- На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
- Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
- Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
- Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
- Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
- Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
- Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
- Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.
2.Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
- Компьютер
- Проектор
- Экран настенный
3. Тренажеры
Робот-тренажёр для проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких
4. Плакаты
- Безопасность дорожного движения
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
- «Правила поведения в ЧС природного характера»
- «Правила поведения в ЧС техногенного характера»
- «Основы безопасности жизнедеятельности»
- «Факторы, разрушающие здоровье человека»
- «Правила оказания первой медицинской помощи»
- «Поведение в криминогенных ситуациях»
- Материальная часть автомата Калашникова
- «Пожарная безопасность
5.Средства индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания:
- Ватно-марлевые повязки
- Противопыльные тканевые маски
- Респираторы
- Противогазы (ГП-5 )
Средства защиты кожи:
- Фильтрующие средства защиты кожи (типа КИП-8 и др.)
Средства медицинской защиты:
- Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т.п.)
- Индивидуальный перевязочный пакет
- Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)
6.Аудиовизуальные пособия
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
- Пожарная безопасность
- Серия материалов «Уроки тетушки Совы»
- Серия материалов «Азбука Здоровья»
- Серия материалов «Азбука безопасности»
- В/К. «Первая помощь»
- В/К «Улица полна неожиданностей»
- В/К «Основы противопожарной безопасности»
- В/К «Первая медицинская помощь»
- В/К «Безопасность на воде»
- ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
- Пособие для проведения занятий по ОБЖ. «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»,ч.1-4 ( 91 ТЕМА по ОБЖ).,Видеостудия МЧС России,2009г.
- Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»,изд. «Учитель»,2007г
7. Использование Интернета для подготовки уроков ОБЖ
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
- http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
- http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
- http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
- http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
- http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
- http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
- http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
- http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
- http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
- http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
- http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
- http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
- http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
- http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
- http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
- http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
- http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
- http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
- http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
- http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
- http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
- http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
- http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
- http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
- http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
- http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
- http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
- http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
- http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
