Образовательная программа «БОС-Здоровье»
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Кто же  будет поднимать Россию? Кто приведет ее к успеху? Кто накормит пенсионеров в старости? В конце концов, кто будет принимать решения, направленные на процветание России?

Вопрос в том, как это сделать, а путь к здоровью открыт: технология здоровья существует – это технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья. Она разработана в нашей стране, нашими учеными! И она не просто создана, она действует.

Уникальный метод БОС помогает здоровым людям оставаться здоровыми, продлевает жизнь, борется с болезнями без лекарств. Сегодня там, где эта технология применяется массово, в течение полугода-года достигаются ощутимые результаты.

Начать борьбу за здоровье жителей нашего города необходимо в  школе.. Система образования – фундамент, на котором строится будущее страны.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bos_zdorovya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа «БОС-Здоровье»

Введение.

Кто же  будет поднимать Россию? Кто приведет ее к успеху? Кто накормит пенсионеров в старости? В конце концов, кто будет принимать решения, направленные на процветание России?

Вопрос в том, как это сделать, а путь к здоровью открыт: технология здоровья существует – это технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья. Она разработана в нашей стране, нашими учеными! И она не просто создана, она действует.

Уникальный метод БОС помогает здоровым людям оставаться здоровыми, продлевает жизнь, борется с болезнями без лекарств. Сегодня там, где эта технология применяется массово, в течение полугода-года достигаются ощутимые результаты.

Начать борьбу за здоровье жителей нашего города необходимо в  школе.. Система образования – фундамент, на котором строится будущее страны.                

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе:

- программы А.А.Сметанкина БОС-Здоровье ЗАО «БИОСВЯЗЬ» 2003 год  «Учебников здоровья» для младшего ,среднего и старшего возраста» А.Н.Межевалов, С.И.Сметанкина Дизайн-студия»Грани» 2006 год.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

  В настоящее время под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи (акустической, визуальной или тактильной) предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией как в медицине, так и в образовании. Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи А.А. Сметанкин.  

Преимущества метода биологической обратной связи: не имеет абсолютных противопоказаний к применению, он физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма ребенка. Кроме того, эффективность этой методики связана с быстрым формированием у ребенка условно-рефлекторной связи системами организма и адекватной нагрузкой, учитывающей адаптивные резервы каждого обучаемого. Это позволяет выработать согласованное взаимодействие всех систем, что сопровождается переходом всего организма на более оптимальный режим функционирования.

Разработка метода биологической обратной связи проводилась по нескольким направлениям. Одно из них – отражение внутренней структуры движения, изменений функционального состояния мышц, обеспечивающих движение при помощи программноаппаратного комплекса по электромиограмме. Это направление получило наибольшее развитие и распространение благодаря физиологической обоснованности.

Биологическая обратная связь по электромиограмме – обучение управлению функцией с помощью специальных устройств, которые регистрируют биопотенциалы тренируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи: световые, звуковые, комбинированные.

Возможности и перспективы применении новой технологии БОС первыми по достоинству оценили специалисты, занимающиеся движением, которые давно применяют приемы обратной связи для развития и восстановления двигательных навыков. Например: применение зеркал в хореографии, гимнастике, лечебной физкультуре; упражнения с надавливанием на звучающую игрушку в лечебной физкультуре и т.д.

Целью биологической обратной связи по электромиограмме является: коррекция и профилактика двигательных функций за счет нормализации физиологических взаимоотношений между центральной нервной системой и опорно-двигательным аппаратом. Для этого ребенку в виде сигналов обратной связи оперативно предъявляется информация о процессах, происходящих в его мышцах, контроль над которыми нарушен. В ходе тренировок отрабатываются отдельные элементы движения, закладывается своего рода физиологический базис- возможность восстановления сложных моторных актов.

Другое направление – управление дыхательной аритмией сердца с помощью метода биологической обратной связи. В данной методике произвольные изменения дыхания служат основой для обучения детей отклонениями в развитии дошкольного возраста новому типу дыхания – диафрагмально - релаксационному с одновременным контролем систематических изменений частоты сердечных сокращений. При этом произвольный акцент, внимание, уделяется выдоху. На высоте выдоха ребенок должен достигать минимальной величины частоты сердечных сокращений.  

Диафрагмально - релаксационное дыхание по методу биологической обратной связи дает возможность ребенку по изменению определенных физиологических параметров контролировать выполнение дыхательных упражнений. В результате маленький человек, сознательно регулируя дыхание, опосредованно оказывает нормализующее воздействие на сердечный ритм, на формирование грудной клетки, на работу лимфатического центра, который отвечает за общее оздоровление организма и повышение иммунитета.

Программа объединения рассчитана на один  года обучения с детьми   10 -16 лет.

В группе занимается 8 человек. В соответствии с обёмом часов, загруженностью кабинета набирается 4 группы.Получив необходимые навыки диафрагмально - релаксационного дыхания по методу биологической обратной связи набирается следующие 4 группы. Объем часов в год составляет: 72 часа.

 В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 занятий в неделю. Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Форма занятий – это постоянное сочетание теории с практикой. Большое значение  и место уделяется практической работе по закреплению полученных знаний, умений и навыков.

Занятие в обязательном порядке начинается с повторения изученного материала, далее следует работа по плану. Занятия проводятся в соответствии с санитарными нормами и учебным планом. Длительность занятий по системе БОС-Здоровье  зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, продолжительностью от 30-40 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического), содержат чередование периодов отдыха и работы; количество тренингов (оздоровительного курса) – 2 раза за учебный год.            

Актуальность данной программы.

Уникальный метод БОС помогает здоровым людям оставаться здоровыми, продлевает жизнь, борется с болезнями без лекарств. Сегодня там, где эта технология применяется массово, в течение полугода-года достигаются ощутимые результаты.

Начать борьбу за здоровье жителей нашего города необходимо в  школе.. Система образования – фундамент, на котором строится будущее страны.                

Предлагаемая для внедрения в современную школьную жизнь  программа может рассматриваться  как уникальное, неповторимое средство развития индивидуальных способностей, которые значительно поднимают общий уровень здоровья  подрастающего поколения. Основной задачей программы является научить учащихся – правильному дыханию. Также это дополнительный стимул к освоению ПК, так как занятия проходят на компьютере где установлена программа «Дыхание 2.12».Эта программа основана на биологически обратной связи, ,позволяющей научиться правильному дыханию. Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.

Преимущества метода ИКТ "БОС-здоровье":  

  • Ребенок сознательно участвует в процессе своего оздоровления, хорошо понимая это;  
  • Занятия проводятся систематически, что позволяет выработать и хорошо закрепить у детей навыки правильного дыхания.  
  • Овладение данной методикой позволяет ребёнку меньше волноваться, успокоить нервную систему; помогает справиться со страхами, стрессами, неудачами, застенчивостью, гиперактивностью;  
  • Дети, прошедшие курс дыхания в кабинете БОС-Здоровье, быстро засыпают, менее утомляются, отмечается высокая степень работоспособности.  
  • Занятия проходят в игровой форме, что особенно привлекает детей.

Новизна программы.

Новизна программы заключается, прежде всего, в том, что  она рассматривается как система Использованию увлекательных игровых компьютерных сюжетов,       повышающих интерес к урокам здоровья как детей, так и педагогов.

Эффективной безлекарственной профилактики расстройств нервной системы, связанных с высокими учебными нагрузками, сезонных заболеваний дыхательной системы (ОРВИ, бронхиты и др.)

Продуктивной работе с детьми из группы часто и длительно болеющих детей.

Цель учебной программы:

  • повысить свои резервные и адаптационные возможности
  • развить высшие психические функции (внимание, память, восприятие)
  • получить навыки здорового образа жизни
  • овладеть надежным навыком синхронизации фаз дыхания и работы сердца
  • снизить уровень психо-эмоционального напряжения
  • повысить свои адаптационные возможности
  • обучиться навыкам саморегуляции и самореализации (повышение академической успеваемости)
  • Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;  
  • Регулировать гармоничность работы сердечнососудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;  
  • Сформировать стойкий навык диафрагмальнорелаксационного дыхания  с максимальной дыхательной аритмией сердца;
  • Использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении         мониторинга         учащихся.
  • Воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);  
  • Знание детьми о дыхательной системе человека, газообмене; о способах  дыхания и расслабления по методу БОС;
  • Знание техники навыка диафрагмальнорелаксационного дыхания;
  • Знание ТБ при работе с компьютером;
  • Умение  расслабляться, дышать диафрагмой (животом); 
  • Умение снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания;  
  • Умение использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;
  • Умение анализировать результаты, проведенного сеанса.

Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесозидающей технологии " БОС-Дыхание".

Задачи программы.

  • реализации образовательной программы «Здоровье», связанной с получением знаний о физиологии человека, познание возможностей собственного организма ребенка, привития навыков здорового образа жизни
  • использованию увлекательных игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к урокам здоровья как детей, так и педагогов
  • эффективной безлекарственной профилактики расстройств нервной системы, связанных с высокими учебными нагрузками, сезонных заболеваний дыхательной системы (ОРВИ, бронхиты и др.)

продуктивной работе с детьми из группы часто и длительно болеющих

Структура сеанса 

Сеанс состоит и чередующихся между собой периодов работы (игры) и отдыха. Продолжительность периодов работы варьирует от 2 до 4 минут. Периоды отдыха имеют одинаковую продолжительность -1 мин.

Сеанс ведется по готовым шаблонам (фиксированная в программе последовательность периодов работы и отдыха). В программу заложено 12 шаблонов - по числу практических уроков. Сеанс начинается с минуты записи фоновых показателей работы сердца, дыхательной системы и показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС).

Далее автоматически запускается последовательность «работа - отдых».

Заканчивается сеанс выводом на экран результатов (график изменения частоты сердечных сокращений, таблица с цифровыми значениями ДАС и частоты дыхания) и оценок за периоды работы и за периоды отдыха. Результаты сеанса автоматически сохраняются в его персональной карточке ребенка. Информация о проведенном сеансе передается в ПК педагога для формирования группового отчета (журнал здоровья).

 

Техническая оснащенность БОС позволяет оценить уровень здоровья с помощью регистрации дыхательной аритмии сердца (ДАС). ДАС - это разница пульса (частоты сердечных сокращений) на вдохе и выдохе. ДАС определяет качество взаимной работы двух основных систем: сердечно - сосудистой и респираторной. Необходимым условием реализации технологии БОС на занятиях в ДОУ является включение игры с целью повышения мотивации воспитанника.

Учебно-тематический план к программе

                                     «БОС – Здоровье»

п/п

Тема занятий

1 год обучения

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Вводный инструктаж

1

1

0

2

Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного дыхания.        

5

5

0

3

Освоение процесса диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем программы «Дыхание 2.12».

8

2

6

4

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания

1

1

0

5

Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания

12

0

12

6

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

19

0

19

7

Закрепление  навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

25

0

25

8

Теоритический тест

1

1

0

Итого:

72

46

98

Содержание программы.

В программу включен теоретический курс и практический. Практический курс позволяет реализовать технику дыхания при помощи установленой программы «Дыхание 2.12»

1 год обучения

Вводный инструктаж. 1 ч.

Техника безопасности при работе с компьютером, оргтехникой. Правила поведения при пожаре и чрезвычайных ситуациях.

Тема №1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного дыхания.        

Осмысление и понимание принципа дыхания животомЧто такое воздух.

Зачем мы дышим.         Знакомство с дыханием,  Знакомство ребенка с клетками организма Как дышит человек.        .Знакомство ребенка с дыхательной системой человека ипроцессом газообмена: вдох- кислород, выдох - углекислый .(5ч)

Тема №2 Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного дыхания. Очень важный секрет.         Обучение технике дыхания животом.Знакомство с понятием напряжение-расслабление Дыхание животом. .Знакомство с диафрагмальным типом дыхания. .Обучение технике расслабления.

 Научиться выставлять пороги изменения ДАС или самостоятельно задавать условия проведения урока. Научиться делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.(8ч)

Тема №3 Освоение процесса диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем программы «Дыхание 2.12». Начинаем знакомство с тренажером биологической обратной связи. Формирование понятий «измерение», «прибор». Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС .(1ч)

Тема №4 Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания. Сформировать понятие «паспорт здоровья»

Формирование и закрепление  ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха Формирование и закрепление  ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха.(12ч)

Тема №5  Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье».

Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек (напряжение, стресс, предболезнь, болезнь). 4Сформировать понимание того, что плохая оценка легко исправляется на хорошую, при этом уровень здоровья повышается.

.Объяснить, что если человек любого возраста получил оценку «отлично», значит уровень его здоровья высокий. Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда

Достижение гармонии работы дыхания и работы сердца. Увеличение ДАС до возрастных показателей. Снижение частоты дыхания. Использование приобретённого навыка дыхания без сигналов обратной связи.(19ч)

Тема №6. Увеличение ДАС до возрастных показателей. Снижение частоты дыхания. Использование приобретённого навыка дыхания без сигналов обратной связи.

 Закрепление  навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Закрепление понимания взаимосвязи работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. 5.Закрепление навыка дыхания животом.

Воспроизведение полученного навыка без прибора БОС (25ч)

Тема №7 Теоритический тест. (1ч) Уровень теоретических знаний Цель  занятия заключается в закреплении и систематизации знаний о дыхании, как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы.

Содержание программы.

В программу включен теоретический курс и практический. Практический курс позволяет не просто запомнить «понятие», но и реализовать свой творческий потенциал в конкретной разработке рекламы школьного мероприятия. Работа программы в режиме ДАС-БОС-тренинга начинается с периода «ОТДЫХ».

В это время звучит спокойная приятная мелодия, помогающая настроиться на проведение урока БОС, ученик смотрит тематические слайды, а программа настраивается на фоновые показатели ЧСС ученика.

Затем, в соответствии с шаблонами, чередуются периоды «РАБОТА» и «ОТДЫХ». В периоды «РАБОТА» ученик, согласно ранее полученной инструкции, воспроизводит диафрагмально-релаксационное дыхание, учитывая сигналы БОС. Их изменение связано с работой сердца.

Задача ученика – подстраивать свое дыхание под сигналы ОС. Таким образом происходит постепенная синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.

В периоде «ОТДЫХ», во время первых занятий пациент отдыхает от выполнения инструкции (дышит привычным для себя способом) и просто смотрит слайд-шоу. В дальнейшем он пытается выполнять Инструкцию по дыханию и в периодах «ОТДЫХ» тоже.

Сигналы обратной связи не предъявляются. В период отдыха компьютер в скрытом режиме продолжает запись текущих величин пульса. Это позволяет получить сравнительную картину изменения величин пульса, частоты дыхания и ДАС в периоды, когда есть обратная связь, и в периоды, когда она отсутствует. Сравнивая результаты периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

Этапы обучения.

 

Первый этап. Отработка техники дыхания животом. Ребенок должен ее понять, а затем и легко воспроизводить. Прежде всего, он должен почувствовать, что на вдохе живот округляется, будто бы наполняется воздухом, а на выдохе медленно втягивается. Вдох делается через нос, а выдох через рот, через чуть приоткрытые губы, создающие легкое сопротивление выдыхаемому воздуху.  

Второй этап. Освоение навыков проведение дыхательного тренинга под контролем прибора БОС. Отработка правильной установки датчиков на грудную клетку; включение ПК и вход в программу, запуск сеанса и знакомство с правилами его проведения. Получение первого результата. Выявление начального уровня здоровья ребенка (первый «паспорт здоровья»).  

Третий этап. Проведение сеансов БОС. Выработка и формирование навыка ДРД с максимальной ДАС. Обсуждение с педагогом полученных за урок оценок. 

Четвертый этап. Закрепление и совершенствование навыка правильного дыхания (ДРД). Анализ педагогом оценок каждого ребенка, выявление детей с низким уровнем здоровья и консультации с родителями. Выдача детям итоговых «паспортов здоровья»

Критерии оценки.

Программа Дыхание 2.12 расчитана на выставление оценок по пятибалльной системе. По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки: за работу и отдых, которые автоматически выставляет компьютер.  Сравнивая оценки периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

Оценки позволяют быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья.  

Для оценивания промежуточных результатов  используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6-8 дых./мин).

Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные детей фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты занятий. Далее результаты всех детей обрабатываются в программе «Журнал здоровья 2.0», позволяющей получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ребенка или группы детей, в ходе курса оздоровительных уроков.  

По паспортам здоровья воспитатель анализирует изменение уровня здоровья каждого ребенка, составляет сравнительный анализ эффективности работы группы БОС «Здоровье», прослеживает уровень влияния занятий на состояние успеваемости и коррекцию речи учащихся.  

Оценка элементарного пользования компьютерным манипулятором осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении. Принята пятиуровневая оценка, где:

 

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - ребенок самостоятельно справляется с заданием.  

ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ - ребенку требуется минимальная помощь педагога (в виде подсказки, правильности направления)

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок справляется с помощью педагога или после повторного повторения задания, показа способа действия или разъяснения педагога.

НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ – ребенок частично справляется с выполнением задания, не может обойтись без помощи педагога.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок не справляется с заданием, даже после обучающего этапа.

 

Планируемые результаты обучения

  • Знание детьми о дыхательной системе человека, газообмене; о способах  дыхания и расслабления по методу БОС;
  • Знание техники навыка диафрагмальнорелаксационного дыхания;
  • Знание ТБ при работе с компьютером;
  • Умение  расслабляться, дышать диафрагмой (животом); 
  • Умение снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания;  
  • Умение использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной овладеть надежным навыком синхронизации фаз дыхания и работы сердца
  • снизить уровень психо-эмоционального напряжения
  • повысить свои адаптационные возможности
  • обучиться навыкам саморегуляции и самореализации (повышение академической успеваемости)
  • повысить свои резервные и адаптационные возможности
  • развить высшие психические функции (внимание, память, восприятие)
  • получить навыки здорового образа жизни

Методические рекомендации к организации занятий по программе.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих школьных мероприятий. Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога — создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Крайне важно бережно относиться к         воспитанникам - подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростком связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими  членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений с товарищами по группе. Педагог, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором, активистами, исполнителями были удовлетворены, т.е. все были «втянуты»  в общее дело.

Методика проведения занятий

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с работой по отработке навыков БОС-Дыхание на компьютере.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог - ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Учебно-материальная база.

  1. ПК с установленными  программами «Дыхание 2.12»
  2. Медиапроектор и экран, для трансляции электронных наглядных пособий;

Список литературы.

1.Учебник Здоровья для младшего школьного возраста.для младшего, среднего и старшего возраста» А.Н.Межевалов,С.И.Сметанкина Дизайн-студия  «Грани» 2006 год

2. «Открытый урок здоровья» А.А Сметанкин «Питер» 2005 год

3.Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2005

4.Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных общеобразовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005

5.Программа "Истоки": Базис развития ребенка-дошкольника/Т.И.Алиева,

Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А.Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2003

6.Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н. и др. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.

9.Сметанкин А.А., Афанасьев Д.В., Аверьянов В.В., Захаров С.Я. Оценка эффективности "Уроков БОС-здоровье". - СПб, 2006.

11.Сметанкин А.А. "Будь здоров, малыш!" // Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2006.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Духовное здоровье человека"

Программа "Духовное здоровье человека" разработана в 2009 году. Рассчитана на 7 лет реализации. Направленность программы - социально -педагогическая. Главная цель - формирование духовного здоровья мол...

Рабочая дополнительная образовательная программа "Мир здоровья"

Рабочая дополнительная образовательная программа "Мир здоровья"  внеурочной деятельности для работы с детьми 1-4 классов. Направленность: спортивно-оздоровительная....

Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"

Программа «Уроки здоровья» относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формировани...

дополнительная образовательная программа "Слагаемые здоровья"

Программа предназначена подросткам с целья воспитания у них здорового образа жизни....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ступени здоровья» для учащихся 1-4 классов

Представлены содержательный и технологический компоненты программы....