Современные технологии обучения по предмету ОБЖ в связи с переходом на ФГОС
статья по обж на тему

В статье представлены современные педагогические технологии, цель которых - помочь ученику сориентироваться в обилии информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии обучения

по предмету ОБЖ в связи с переходом на ФГОС

Глубокина Леонора Геннадьевна

МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова» муниципального образования г. Братска

Мы живем в постоянно изменяющемся мире, который требует от нас умения решать возникающие новые, порой нестандартные проблемы и задачи. В современном мире на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности.

Часто учитель приходит в класс с уже сформулированными и продуманными целями. А у учеников, возможно, сформированы определенные представления о новой теме, разная степень интереса к ней. Но это во внимание обычно не берется. Тогда изучение нового материала происходит как с чистого листа. Учитель представляет свое видение материала, оказывая влияние на мысли и действия своих учеников. В такой ситуации, казалось бы, даже хорошо усвоенная тема, вскоре забудется. Важно, чтобы при изучении нового материала, новая информация накладывалась бы на имеющиеся у учеников знания. И если знаний не хватает, то можно помочь сформулировать вопросы и предположения.

Нам, педагогам, бывает порой сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы склонны критиковать учеников, поправлять их действия, переформулировать ответы, тем самым, резко снижая активность учащихся на уроке. Избежать этих действий – вот одна из главных задач современного педагога.

Современный учитель предлагает учащемуся не роль объекта, которым он управляет, а роль полноправного субъекта учения, тем самым позволяя ученику творчески самореализоваться. Современный урок – это предметные знания и умение применять эти знания в практической деятельности.

Сейчас мы, педагоги, и наши учащиеся стоим перед проблемой выбора информации. Важно не только уметь добыть необходимую информацию, но и оценить ее, осмыслить и применить. Сама жизнь устанавливает приоритеты – мало добыть и знать информацию, важно пользоваться этой информацией.

По моему мнению, очень важно, чтобы ученики смогли реализовать теоретические знания, т.е. информацию, полученную на уроках ОБЖ, в сложных жизненных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

Поделюсь некоторыми наработками.

Активизация. Порой складывается такая ситуация, что некоторые ученики не прикладывают на уроке значительных усилий, предпочитая дождаться момента, когда одноклассники решат предложенную мной ситуационную задачу. Поэтому очень важно для учителя каждому дать возможность принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Например, при изучении темы «Транспорт» в 5 классах применяю индивидуальную и групповую работу. При групповой работе коллектив выбирает определенный вид транспорта. Предлагаю каждому вспомнить о том, что уже известно по изучаемой теме, записать ключевые слова. Сначала обсуждается информация в группе, а затем с учителем. Важно не критиковать детские ответы, даже если отмечена неточность, а помочь им самим разобраться, давая возможность поразмышлять. Итогом урока может стать защита рисунков по теме, алгоритм поведения, инсценировки.

Умение систематизировать информацию рассмотрим на примере изучения темы «Пожар» в 5 классах. Предлагается учащимся дома подготовить информацию по теме. Урок начинаю с систематизации всей добытой информации, которую ученики высказывают в свободной форме. Информация принимается со всеми противоречиями и мнениями. Ученики имеют возможность высказать свою точку зрения, не боясь ошибиться, понимая, что любое высказывание важно для дальнейшей работы по теме. Здесь важно умело соединить индивидуальную и групповую работу, чтобы, изложив свою точку зрения, дети могли услышать мнения друг друга. Умение слушать друг друга приводит к возникновению интересных вопросов, порой довольно неожиданных. Поиск ответов часто стимулирует учащихся к изучению нового материала по данной теме. Работа в группах помогает раскрыться тем ученикам, которые некомфортно чувствуют себя, отвечая индивидуально. По итогам обуждения составляем таблицу «Огонь – друг, огонь – враг» и делаем вывод.

Если педагог грамотно организует работу класса, он побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, предположения и идеи, то у них возникает естественное желание узнать новое. Знакомясь с текстом, слушая объяснение учителя, просматривая фильм, ученики стараются найти ответы на свои вопросы. Это называется осмыслением содержания. Учитель, тем самым, уменьшает долю своего участия во время изучения учениками нового материала.

В курсе ОБЖ, конечно, есть темы, незнакомые учащимся, порой даже трудные для восприятия. При изучении таких тем ребята сталкиваются с нехваткой определенных знаний и отсутствием жизненного опыта. Как построить урок в данной ситуации? Можно предложить изучение текста самостоятельно. Но ведь, даже если, ученик, прочитав текст, сможет его воспроизвести, это не говорит о том, он понял смысл прочитанного и усвоил материал. Поэтому по окончании чтения текста можно предложить обсуждение проблемных вопросов, обмен мнениями, выборку интересных фактов. Учитель может сам стать источником новой информации. Но здесь наша задача состоит в том, чтобы выдаваемая информация была четкой, доступной и интересной.

На стадии рефлексии учитель и ученики сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше, систематизируют и оценивают новую информацию. Некоторые суждения учеников могут оказаться приемлимыми, другие могут вызвать потребность в дискуссии. В процессе рефлексии ученики формулируют выводы в разной форме, но могут задавать новые вопросы, выдвигать предположения, выявлять пробелы в своих знаниях.

Самое важное – создать на уроке условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им выбрать маршрут и с помощью разнообразных технологий и приемов сопровождать их по выбранному маршруту.

Для обеспечения эффективности педагогического процесса необходимо рассматривать систему «ученик – учитель», в которой учитель организует образовательный процесс, и выступают в качестве партнера ученика.

В принципе в рамках школьного курса ОБЖ можно совмещать любые приемы, технологии и формы работы, если они направлены на достижение поставленных целей обучения.

Источники:

  1. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль администрации образовательного учреждения в организации деятельности в связи с переходом на ФГОС НОО

2011 год стал  для российского образования, в некотором смысле,  знаменательным. Ведь именно с 1 сентября 2011 года все первые классы всех общеобразовательных учреждений страны осуществили п...

Требования, предъявляемые к оборудованию кабинета физики в связи с переходом на ФГОС второго поколения

Данная презентация демонстрирует рекомендации к оборудованию кабинета физики по ФГОС второго поколения...

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования

В статье описываются современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС....

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Выступление на Методическом Совете школы с обзором педагогических технологий и наработок педагогами за учебный год...

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования...