Организация проектной деятельности учащихся
статья по обж на тему

КОСАЧЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод проектов, позволяющий  каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_proektnoydeyatelnosti.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация проектной деятельности учащихся».

Кто не знает, в какую гавань он плывет,

для того нет попутного ветра.

Сенека

       Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. В этих условиях образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

      Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию.

      Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшие и перегруженное содержание школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за освоение нынешних учебных программ.

      Поэтому ориентация образования должна быть не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

     Надо менять содержание образования, чтобы оно помогало школьнику найти свое место в мире, обеспечивало существование, давало социальную защиту, открывало перспективы в дальнейшем. Тогда оно будет жизненной необходимостью. В современном быстро меняющемся мире, где никто не может указать, что и как делать, в лучшем положении оказались те, кто в школе, помимо воли учителя, научился приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Значит, менять нужно не содержание материала, а способы овладения им и его применения. Но овладение способами возможно только в деятельности, т.е. когда ученик становится субъектом в учебном процессе.

    В связи с обновлением отечественного образования в середине 90-х годов прошлого века российские педагоги вновь обратились к методу проектов как одному из способов обучения, позволяющему реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки ее к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин,  важной составной частью.

     Под проектом  понимается творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Впервые метод проектов в образовании был предложен американскими педагогами в конце XJX и. и рассматривался ими как способ обучения решению практических задач и возникающих при этом проблем.

    В нашей стране в 20 - 30 годы XX в. этот метод связывали, прежде всего, с всесторонним развитием личности учащихся и стали внедрять как универсальный метод обучения, что привело к постепенному разрушению классно-урочной системы и в конечном итоге к снижению уровня научной подготовки школьников. Поэтому от него отказались.

     Проекты можно разделить по числу участников на индивидуальные и групповые, по продолжительности работы - на краткосрочные, выполняемые на одном или нескольких занятиях, и долгосрочные, рассчитанные на полугодие, год и даже более длительный срок.

       Работать над проектом учащиеся могут на стандартных уроках, занятиях по проектной деятельности, уроках-экскурсиях, уроках-конференциях, интегрированных или бинарных уроках, на факультативных занятиях и т.д. Особенностью проектного метода обучения является реализация межпредметных связей. Как показывает практика, наиболее эффективны, с этой точки зрения, интегрированные уроки, т. е. такая форма организации уроков, при которой достигаются цели и реализуются задачи по двум и более предметам.

     Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:

  • выдвижение идей, выбор темы и планирование работ;
  • оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
  • сбор и обработка информации;
  • организация и поэтапное выполнение проекта с учетом требований экологии, дизайна и эргономики;
  • оценка проекта;
  • защита проекта.

Работу над проектом можно представить в виде алгоритма, блок-схема которого показана на рисунке

     Многие коллеги иногда испытывают трудность в организации проектной деятельности. Надеюсь, что предложенный курс поможет им ответить на многие вопросы.

Занятие 1.

    Тема: Объекты и модель окружающего мира

  Цели:

  • освоить содержание понятия «объект»;
  • освоить содержание понятия «модель»;
  • иметь представление о понятии «система» и «системный анализ»;
  • уметь выделять в окружающей действительности объекты соответствующие поставленной задаче.

    Ход занятия:

  • Мотивационный этап.
  •  Постановка учебной задачи
  • Теоретическая часть
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

На первом этапе урока предлагается ответить на вопрос: С какой целью Вы решили посещать предложенный курс?

 Ответы фиксируются па доске, выбираются вопросы, которые интересуют большинство. Формулируется цели занятия.

 Теоретическая часть может быть лекционной или организована групповая работа, т.е. в группы раздается текст, который нужно понять выписать смыслы.  В процессе обсуждения между группами каждый участник занятия еще раз понимает текст и фиксирует его тезисами.

Рефлексия. Это заключительный этап занятия, на котором подводится итог. Каждый аз участников занятия отвечает на вопрос: Что нового я узнал на этом занятии.

    Домашнее задание: построить модель своего класса

Занятие 2.

    Тема: Основные этапы моделирования

  Цели:

  • освоить виды моделей;
  • освоить этапы моделирования;
  • уметь строить информационные модели различных объектов.

    Ход занятия:

  • Рефлексия
  • Постановка учебной задачи
  • Теоретическая часть
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

На первом этапе урока предлагается ответить на вопрос: Что нового я узнал на прошлом занятии и с какими трудностями столкнулся при выполнении дом. задания. В результате обсуждения формулируется цель занятия.

   Теоретическая часть может быть лекционной или организована групповая работа, т.е. в группы раздается текст, который нужно понять выписать смыслы.  В процессе обсуждения между группами каждый участник занятия еще раз понимает текст и фиксирует его тезисами.

Рефлексия. Это заключительный этап занятия, на котором подводится итог. Каждый аз участников занятия отвечает на вопрос: Что нового я узнал на этом занятии.

  Домашнее задание: Выбрать тему для проекта (тему урока). Подготовить содержательную часть с графическими иллюстрациями для описания проекта.

Занятие 3.

    Тема: Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint.

  Цели:

  • освоить интерфейс приложения Microsoft PowerPoint;
  • иметь представление о технологии создания слайдов и презентации;
  • овладеть способами деятельности с различными информационными объектами.

    Ход занятия:

  • Рефлексия
  • Постановка учебной задачи
  • Теоретическая часть
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

На первом этапе урока предлагается ответить на вопрос: Что нового я узнал на прошлом занятии и с какими трудностями столкнулся при выполнении дом. задания. В результате обсуждения формулируется цель занятия.

    Данное занятие проводится с применением компьютера и желательно, чтобы у каждого участника был текст с описанием действий при работе в среде Microsoft PowerPoint.

Рефлексия. Это заключительный этап занятия, на котором подводится итог. Каждый аз участников занятия отвечает на вопрос: Что нового я узнал на этом занятии.

  Домашнее задание: продолжить работу над  проектом  урока по выбранной теме.

Занятие 4.

    Тема: Разработка проекта в среде MS PowerPoint

  Цели:

  • освоить   и   закрепить   основные   возможности   работы   в   среде PowerPoint;
  • освоить этапы над проектом с использованием программной Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint.

    Ход занятия:

  • Рефлексия
  •  Актуализация знаний
  • Практическая работа» Создание  проекта на основе шаблона оформления »
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

На первом этапе урока предлагается ответить на вопрос: Что нового я узнал на прошлом занятии и с какими трудностями столкнулся при выполнении дом. задания. В результате обсуждения формулируется цель занятия.

    Данное занятие практическое, участники курсов работают над собственными проектами. Учителю информатики придется отвечать на вопросы и помогать своим коллегам, если возникнет необходимость.

Рефлексия. Это заключительный этап занятия, на котором подводится итог. Каждый аз участников занятия отвечает на вопрос: Что нового я узнал на этом занятии.

  Домашнее задание: продолжить работу над  проектом  урока по выбранной теме.

Занятие 5.

    Тема:  Демонстрация презентации. Защита проекта

Цели урока:

  • закрепить основные приемы работы с презентацией;
  • научиться сопровождать свое выступление компьютерной презентацией;

    Ход занятия:

  Каждый участник показывает и рассказывает об итогах своей работы

 

     Предложенные занятия помогут учителю в дальнейшем выступать руководителем и организатором проектной деятельности учащихся, т.е. обеспечивать учебно-материальную базу, распределять и координировать работу учеников, ориентировать на достижение конечного результата и  при необходимости вмешаться в деятельность.

Это требует от учителя больших затрат времени, так как приходится пополнять свои знания в той или иной области, связанной с конкретным проектом, организовывать для учащихся консультации специалистов, часто согласовывать свою работу с работой ведущих другие предметы учителей, анализируя учебные планы и предлагая внести корректировку практических заданий в соответствии с тематикой проекта для тех учащихся, которые его выполняют. Особенно велика роль учителя в организации и управлении работой над групповыми проектами, поскольку от него требуется дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам с разным уровнем знаний, умений и готовности к творческой деятельности. Учитель должен помочь им объединить в единое целое составные части групповых проектов, увидеть недостатки, вместе с учащимися проанализировать их и исправить.

   При планировании проектной деятельности необходимо:

  • определить время работы над проектом;
  • определить тему проекта с учетом того, что проект должен соответствовать обязательному минимуму содержания
  • выяснить знания и умения учащихся, которыми они владеют для выполнения проекта;
  • наметить, какие знания и умения должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;
  • определить материальные возможности   при создании проекта;
  • определить число разработчиков проекта;
  • продумать варианты использования межпредметных связей;
  • разработать методические рекомендации по выполнению проекта;
  • поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу.

      Литература :

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года
  2. А.Х. Шелепаева, Поурочные разработки по информатике // Москва «ВАКО» 2011
  3. О.Б. Ставрова, Использование компьютеров в школьных проектах //Москва «Интеллект-центр» 2005
  4. Г.К. Селевко, Технологии развивающего обучения

Приложения 1

Занятие 1.

      Теоретическая основа занятия

Объект. Рассмотрим все возможные представления об объекте как понятии.            В философии  объектом называют любую вещь, предмет, т. е. материали зованную часть внешнего мира. Он может быть представлен в виде данных, тогда его называют пространственный объект, когда описанию подлежит не только сам объект, но и его местоположение, совокупность характеристик и свойств. Различают четыре основных типа пространственных объектов: то-чечные, линейные, площадные (полигональные), контурные.

     В  информатике объектом является либо любой адресуемый элемент, который предоставляет определенный сервис (например, в информационных системах), либо предмет, система, процесс, явление, событие, факт, которым мы дали имя с целью их анализа. В информационных сетях объектами являются: прикладные процессы, пользователи, клиенты, серверы, функциональные блоки, операционные системы, информационные системы. В объектно-ориентированном программировании - элемент системы или среды, который характеризуется свойствами (параметрами объекта) и методами (действиями, изменяющими свойства, поведение или состояние объекта).

        В учебном процессе, когда внимание учеников должно быть направлено на изучение окружающей действительности понятие «объект» выступает совершенно в ином ракурсе. В этом случае, более подходящим будет использование определения использующегося в теории познания.

    Объект - это предмет, явление, процесс, отношение, на что обращена наша познавательная деятельность. Характеризуется целостностью, состоянием (определяющим его статические и динамические свойства), поведением (характеризуется изменением его состояния в процессе взаимодействия с другими объектами посредством передачи сообщений), идентичностью (то есть отличиями от других объектов).

      Ученик как субъект познавательной деятельности изучает объект, выделяя все существенные связи с другими объектами, т. е. рассматривает все внутри определенной системы. Необходимость рассмотрения внутренних свойств, переводит объект в категорию системы. Целью познания может выступать и сам человек, тогда субъект становится объектом. Набор характеристик, описывающий измеримые параметры, объекта описывают его свойства. А действия, которые могут быть выполнены самим объектом или над ним будем называть методами.

          Мы уже отмечали, что объектом называют предметы, явления или процессы, на которое обращено наше внимание с целью их изучения. Для чего нам нужно познавать окружающий мир? Для лучшего к нему приспособления, т. е. мы не просто живем в этой окружающей действительности, но и познавая, наиболее лучшим образом организуем свою жизнь. При этом речь идет не только о приспособлении к природе, но и к обществу, окружающим людям, техносфере. И каждый раз, прежде чем, мы приступаем к решению какой либо задачи, мы должны ответить на вопрос, с какой це-лью для чего мы должны решить ту или иную задачу?!

      Рассмотрим на примере. Пусть объектом изучения будет урок информатики. Мы должны ответить на вопрос: для чего нужны уроки информатики? (Здесь слушатели должны высказать свое мнение по данному поводу.) В современном мире владение компьютером, информационными технологиями является необходимым личностным качеством каждого гражданина общества. Какими путями или средствами мы можем достичь этой цели?

  1. Освоив основные понятия, теорию курса;
  2. Научившись работать на компьютере, освоив информационные и коммуникационные технологии;
  3. Сумев использовать имеющиеся навыки в других сферах деятельности.

     Фактически мы очертили круг необходимых вопросов, решение которых позволит нам освоить наш предмет - информатику. Другими словами, мы построили необходимую модель знаний урока информатики: теоретические знания, практические навыки, использование знаний в других областях. Успешное освоение какой-либо части данной модели не приведет к положительному решению поставленной задачи. Значит, выделенные элементы достаточны и необходимы для нашего объекта изучения.

     Появилось новое для вас понятие «модель». Но сначала мы должны освоить понятие система. В энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия система: «Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». Рассмотрим характерные для системы свойства, для того чтобы иметь возможность выявления обладает некоторый объект данной совокупностью свойств или нет. Подобный анализ позволит выделить из рассматриваемой совокупности объектов, те которые могут быть причислены к системам.

Существует пять свойств, которыми должен обладать объект, чтобы ею можно было считать системой:

  • Целостность. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.
  • Связность. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегра-тивные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, в противном случае система не сможет существовать.
  • Структурность. Наличие системообразующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.
  • Интегративность. Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
  • Функциональность. Система имеет целевую, функциональную направленность, что предполагает существование определенной цели.

Рассмотрим это на примере компьютера. Компьютер состоит из различных функциональных частей, каждая из которых выполняет определенную

роль, но отдельно друг от друга данные элементы функционировать не могут. Они связаны между собой и имеют жесткую, хотя и открытую структуру. Каждому элементу присуще определенные свойства, но только в комплексе они становятся тем, что принято называть компьютером. Данная совокупность элементов в системе выполняют определенную функцию, т. е. являются устройством хранения и обработки информации. Отсюда вытекает, что рассматриваемый нами объект (компьютер) является системой.

      На данном примере мы провели системный анализ, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

     Системный анализ не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования. Сущность системного подхода, отчетливо проявляется при сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем. Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно.

     На первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем, затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

       В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда, в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя системное познание и преобразование мира, состоящие из нескольких этапов:

  1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т. е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
  2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.
  3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных.
  4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.
  5. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Существует несколько разновидностей системного анализа:

  1. Комплексный (изучается только состав системы, нет отношений между элементами, элементами и целым);
  2. Структурный (состав, отношения между элементами, нет отношения элементов и целого);
  3. Целостный  (рассматриваются все отношения)

Конечным результатом проведенного системного анализа является модель рассматриваемого объекта. Модель - объект-заменитель, знак, символ, слово, реальный предмет, теоретическое (абстрактное) построение, состояние объекта, процесса, явления и т. д., представляющий собой какую-либо характеристику, свойство, признак или совокупность характеристик, признаков или свойств. Модель - это всегда упрощенное отражение объекта-оригинала. Для одного и того же объекта-оригинала можно построить множество моделей, в зависимости от цели моделирования. Моделью может быть физический материальный объект, система математических зависимостей, программа, имитирующая структуру или функционирование имитируемого объекта. Основное требование к модели - ее адекватность объекту-оригиналу относительно моделируемых характеристик.

Подводя итог

  • То, на что обращено внимание человека, с целью ее изучения, называется объектом.
  • Для решения любой задачи необходимо построение модели заданного объекта.
  • Для создания модели необходимо воспользоваться системным анализом.
  • В процессе выполнения системного анализа выделяются необходимые элементы системы и связи между ними, наиболее подходящие для решения поставленной задачи.

.

Занятие 2.

      Актуализация знаний

  • Что мы называем объектами?
  • Для чего нужна модель рассматриваемого объекта?
  • Когда объект рассматривается как система?
  • Перечислите основные моменты системного анализа.имитируемого объекта.

Теоретическая основа занятия

      Урок необходимо начать с обсуждения домашнего задания. В процессе выполнения домашнего задания слушатели должны были прийти к мысли, что, исходя из имеющихся у них знаний, они не в состоянии самостоятельно построить модель класса.

       Для решения задачи необходимо построение модели того объекта, относительно которого и рассматривается проблема, т. е. различные задачи

предполагают построение различных моделей одного и того же объекта. Соответственно могут различаться и виды моделей. Процесс построения моделей для решения поставленной задачи, т. е. выделение основных элементов рассматриваемого объекта и связей между ними называется моделированием. Рассмотрим процесс моделирования, а для этого нам необходимо определиться с какими видами моделей нам придется сталкиваться в курсе школьной информатики.

        В процессе моделирования должны присутствовать как минимум три «участника»: моделирующий субъект (человек), моделируемый объект (объект-оригинал) и объект-заменитель - собственно модель. Создание модели с целью познания - это итерационный процесс, при котором модель сравнивается с оригиналом и уточняется, что происходит в условиях постоянного изменения объекта-оригинала. В информатике используется два метода моделирования - информационное моделирование и математическое моделирование, но видов моделей будет больше.

Для классификации возьмем в качестве основания способы представления

МОДЕЛЬ

         физическая (натурная)                       абстрактная (знаковая)

                                                       Информационные модели

Математические           Компьютерные            Описательны

     Физическом модель отображает внешние, наглядные свойства объекта в реальном, материальном объекте-копии. Абстрактные модели отображают сущностные свойства объекта, используют для описания какие-либо знаковые системы. Абстрактная модель - это описание объекта с использованием естественного или искусственного языка, графики, чертежа, схемы, фа-фа, таблицы, формулы и т. д.

        Модель информационная - набор величин, характеризующих какой-либо объект в соответствии с целью моделирования; в информационной модели отражены информационные аспекты моделируемого объекта: структура, элементный состав, отношения между элементами и пр. Информационная модель не имеет внешнего сходства с оригиналом, поскольку представлена в виде знаков, символов, слов, теоретических (абстрактных) построений, теорий, учений, таблиц, алгоритмов, описаний и т. д. Способ представления информационной модели зависит от цели моделирования. Одним из наиболее распространенных видов информационной модели являются формулы (см. модель математическая), таблицы, графики, диаграм-мы, символические описать и т. д.

      Модель математическая - модель объекта-оригинала, в которой отражены информационные аспекты моделируемою объекта (теории, учения, функции, зависимости) в виде формализованных знаковых конструкций -формул. Любая формула, отражающая какую-либо закономерность - это математическая модель. Математическая модель в отличие от информационной отражает совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процессов) и связей между ними, представленных на языке математики.

    Модель компьютерная - компьютерная программа, обеспечивающая имитацию характеристик или поведения моделируемого объекта; результат исполнения компьютерной программы, в которую заложена возможность изменения параметров моделируемого объекта.

     Модель описательная - свободное изложение о предметах, явлениях и процессах на естественном или искусственном языках.

Этапы моделирования:

  1. Выявление проблемы;
  2. Постановка задачи;
  3. Изучение объекта;
  4. Создание модели;
  5. Проверка соответствия модели поставленной задаче;
  6. Решение задачи с использованием модели;
  7. Анализ полученных результатов.

Построим модель класса исходя из полученных знаний.

  1. Необходимо выделить ту проблемную область, которую будем рассматривать. Возьмем успеваемость класса.
  2. Ставим задачу: Проследить динамику успеваемости класса за 1 и 2 четверть.
  3. Изучаем объект. Класс состоит из учащихся, которые идентифицируются по фамилии и именам. Оценки необходимо знать по итогам четверти и по каждому предмету.
  4. Строим модель. Возьмем для примера трех человек и три предмета. Нагляднее всего, будет использование таблицы.

  предмет           

фио  

Русский язык

Математика

Физика

1

11

1

II

1

II

1

II

1

Пианов

Иван Иванович

4

4

4

3

3

4

2

Петров

Сергей Михайлович

5

4

4

4

5

3

3

Сидоров

Петр Петрович

4

4

4

4

4

4

  1. Проверяем соответствие. По данной таблице можно проследить уровень успеваемости учеников. Модель составлена правильно.
  2. По таблице можно определить, сколько учащихся учатся на «4» и «5» и по каким предметам; есть ли неуспевающие и т. д.

7. Проанализировать, почему снизилась успеваемость у некоторых учащихся, по каким предметам, что повлияло на снижение успеваемости и т. д.

       Процесс моделирования в других предметных областях еще называют проектированием, т. е. разработка какой-либо проблемы предполагает описание цели, способов ее разрешения и ожидаемого результата. Тогда проектированием будем называть сам процесс разработки какой-либо программы, в то время как моделированием будет являться лишь процесс создания модели для заданного проекта. Закрепим знания с использованием работы над проектом. В качестве программной среды можно будет использовать программу для создания презентаций.

      Практическое задание

Выбрать тему для проекта. Подготовить содержательную часть с графическими иллюстрациями для описания проекта. В качестве основной проблемы, возьмем возможности наглядного представления рассматриваемых объектов.

Использование данных тем позволит повторить пройденный материал без лишних усилий с привлечением дополнительного материала.

Занятие 3.

Актуализация знаний

  • Перечислите виды моделей.
  • Перечислите этапы моделирования.

 Теоретическая основа урока

      Одним из средств наглядного представления информации, сопровождающих выступление, доклад или знакомство с каким-либо объектом, является презентация. Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, использующиеся для показа на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада. Под презентацией подразумевается именно передача,

представление аудитории новых для нее идей, планов, разработок. Компьютерная презентация - это файл, в котором собраны эти материалы.

    PowerPoint - графический пакет подготовки презентаций и слайд фильмов. Он предоставляет пользователю все необходимое - мощные функции работы с текстом, средства для рисования, построение диаграмм, широкий набор стандартных иллюстраций и т. п. Минимальным элементом презентации, в пределах которой осуществляется информационное наполнение, является слайд.

   Слайд - фотографическое изображение на светочувствительном слое пленки для рассматривания на просвет или проецирования на экран. Слайды изготавливаются в виде отдельных кадров или серии кадров на одной пленке, объединенных общей темой (слайд-фильм). В каждый слайд могут входить различные объекты: заголовки, текст, графика, таблицы, диаграммы, рисунки, звук, видеосюжеты. Каждый слайд в презентации выводится на отдельной странице, представленной в виде белого прямоугольника на сером фоне.

    Запуск осуществляется через Панель задач: Пуск / Программы / Microsoft PowerPoint

 Программная среда включает:

  • строку заголовка;
  • строку меню;
  • панель инструментов;
  • область задач;
  • полосу прокрутки;
  • область просмотра слайда;
  • строку состояния.

Горячие клавиши:

Ctrl + N        Создание новой презентации;

Ctrl + М        Добавление слайда;

Ctrl + D        Создание копии выбранного слайда;

Ctrl + О        Открытие презентации:

Ctrl + W        Закрытие презентации;

Ctrl + Р        Печать презентации;

Ctrl + S        Сохранение презентации;

F5        Запуск презентации;

Alt + F4        Выход из PowerPoint;

Esc        Отмена выбора выпадающего меню или диалогового окна.

  • Параметры слайда:
  • цвет фона (одиночная, градиентная заливка, заготовка, текстура, узор, рисунок);
  • оформление (готовые шаблоны оформления);
  • звуковое сопровождение;
  • анимационные эффекты отображения информационных объектов;
  • •        способы смены слайдов (по щелчку, автоматическая, нет перехода).
         Процесс создания презентации в
    Microsoft PowerPoint состоит из сле
    дующих действий:
  • •        выбора общего оформления;
  • добавления новых слайдов и их содержимого;
  • выбора разметки слайдов;
  • изменения при необходимости оформления слайдов;
  • изменения цветовой схемы;
  • применения различных шаблонов оформления;
  • создание эффектов анимации при демонстрации слайдов.

     Цветовая схема представлена набором из восьми гармонично подобранных цветов, применяемых к слайдам, страницам заметок или раздаточным материалам. Цветовая схема включает цвет фона, цвет линий и текста, а также шесть других цветов, способствующих повышению удобочитаемости слайда. Макет - образец, задающий оформление различных элементов, таких как заголовки, подзаголовки, списки и позволяющий вставлять рисунки, таблицы, диаграммы, автофигуры и видеофрагменты на слайде. Шаблон оформления содержит различные стили презентации, включая типы и размеры маркеров и шрифтов, размеры и положение рамок, параметры оформления фона, цветовые схемы, образец слайдов и дополнительный образец заголовков.

Варианты создания презентаций:

а)        ручной ввод необходимых элементов презентации с использованием
минимальных элементов оформления (команда Файл/Создать);

б)        с использованием имеющейся презентации, когда стиль, фон, спосо
бы оформления полностью совпадают с предыдущей презентацией;

в)        с использованием готовою шаблона, задающего основные элементы
оформления, шрифты и цветовую схему.

     Кроме слайда презентация включает заметки и выдачи. Заметки - это отдельная страница (часть рабочего поля), на которой отображается уменьшенная копия слайда и отведено место для заметок докладчика. Страницы заметок используются в тех случаях, когда наряду со слайдами требуется представить и заметки докладчика. Выдачи включают краткое содержание презентации, напечатанное по два, три или шесть слайдов на одной странице, которое помогает следить за ходом презентации.

Программа PowerPoint имеет несколько режимов отображения программной среды. Для простоты управления ими выделены специальные кнопки, которые необходимо показать.

    Два основных режима: обычный и режим сортировщика слайдов. В обычном режиме отображаются три области: область структуры, область слайда и область заметок. Эти области позволяют одновременно работать над всеми аспектами презентации. Размеры областей можно изменять, перетаскивая их границы.

    В режиме сортировщика слайдов заложены следующие возможности:

  • настройка эффектов перехода слайдов;
  • перестановка слайдов, с использованием мыши;
  • удаление слайдов, выделяя их и нажимая клавишу Delete;
  • скрытие слайдов на время демонстрации.

      Два других режима (слайда и структуры) отображают соответственно содержание аналогичных областей. В области структуры презентация изображается в сокращенном виде: только заголовки слайдов и содержащийся

в слайдах текст. Структуру можно ввести в PowerPoint, создать с помощью мастера автосодержания или импортировать из другого приложения. В режиме слайда выделяется слайд, который можно редактировать в более комфортном режиме. Тогда в области структур отображается только нумерация слайдов, когда можно удалять, перемещать и заменять без выделения всего содержимого слайда.

Возможности контекстного меню в режиме демонстрации:

  • Вперед - происходит переход к следующему объекту на слайде;
  • Назад - происходит переход к предыдущему объекту на слайде;
  • Перейти - вызывается Навигатор слайдов, с помощью которого можно указать следующий слайд, на который надо перейти;
  • Записная книжка - появляется диалоговое окно, в котором можно прочитать заметки или замечания, приготовленные заранее, или вспомнить о тех действиях, которые необходимо предпринять;
  • Хронометр - в правом нижнем углу экрана появляется окно, где программа отмечает время, понадобившееся для демонстрации каждого слайда (эту команду необходимо использовать при подготовке выступления, а не во время самого выступления);
  • Стрелка - после завершения анимации всех объектов на слайде вызывается указатель мыши, который можно применить вместо указки;
  • Карандаш - на слайде появляется «карандаш», им можно делать пометки: что-то подчеркивать, обводить и т. д. После окончания демонстрации след карандаша пропадает, и он не портит презентацию;
  • Указатель - позволяет спрятать стрелку-указатель на некоторое время, или убрать ее совсем, или изменить цвет карандаша;
  • Экран - позволяет остановить демонстрацию, вызвав паузу (тогда на экране зафиксируется текущий слайд) или черный экран (чтобы информация на экране не отвлекала зрителей от выступления докладчика). Продолжить демонстрацию можно командой Вперед;
  • Завершить демонстрацию - демонстрация завершается.

Практическое задание

  1. 1 Открыть программу PowerPoint и познакомиться с основными инструментами, расположенными на панели.
  2. Раскрыть справочник и познакомиться с основными возможностями программного продукта.
  3. Познакомиться с содержанием вложенных меню.

Лабораторная работа

«Создание презентации с помощью мастера автосодержання»

1шаг. Выбор мастера автосодержания

  • в области задач выбрать команду Создание/Из мастера автосодержания;
  • следовать указаниям мастера;
  • выбрать тему «Обзор проекта»:

2шаг. Познакомиться с содержанием готовой презентации

3шаг. Определить соответствие слайда содержанию учебного плана курса

Занятие 4

Актуализация знаний

  • Для чего предназначена программа PowerPoint?
  • Что такое презентация?
  • Что такое слайд?
  • Какие режимы просмотра встроены в систему PowerPoint?
  • Как запустить программу PowerPoint?
  • Как определить назначение элементов меню и кнопок панелей инструментов?
  • Как пользоваться справочной системой PowerPoint?
  • Как завершиь работу с PowerPoint?

Лабораторная работа

«Создание презентации на основе шаблона оформления»

1шаг. Открытие программы

  • выполнить команду Пуск/Программы/ PowerPoint.

2шаг. Оформление слайда

  • выполнить команду Соэдание/Из шаблона оформления;
  • просмотрен, предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки;
  • задать оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону.

3шаг. Наполнение первой с границы

  • задать заголовок презентации (название проекта);
  • задать подзаголовок презентации (ФИО авторов проекта).

4шаг. Создание нового слайда

  • выполнить команду Вставка/Создать слайд.

5шаг. Выбор разметки слайда

  • выполнить команду Формат/Разметка слайда;
  • выбрать подходящие макеты для текста, либо макеты, с графическими элементами, либо с совмещенными возможностями;
  • создать необходимое количество слайдов.

6шаг. Сохранение программы

  • выполнить команду Файл/Сохранить как...;
  • задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».

7шаг. Использование эффектов

  • выделить текст или рисунок;
  • выполнить команду Показ слайдов/Эффекты анимации.
  • выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.

8шаг. Просмотр презентации

  • нажать кнопку Показ слайдов.

9шаг. Редактирование презентации

Практическая работа

Создать презентацию на основе собственного проекта с использованием встроенных возможностей программы PowerPoint .

Занятие 5

Каждый слушатель показывает и рассказывает об итогах своей работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Итоговое тестирование

  1. Информация в семиотическом аспекте звучит, как...

а)результат познавательной деятельности человека;

б)процесс и результат отражения реального мира, выражаемого в знаках;

в)сведения, сообщения, несущие знания;

г)текст, взятый в событийном аспекте;

д)смысл или содержание, заключенное в сообщении.

  1. Знак стал использоваться, как...

а)средство описания окружающего мира;

б)        один из возможных способов коммуникации;

в)        средство хранения информации;

г)        способ отражения информации;

д)        средство обработки информации.

  1. Видеопроцессор оперирует...

а)        числовой информацией;

б)        символьной;

в)        музыкальной информацией;

г)        текстовой.

д)        графической;

  1.         К устройствам вывода графической информации относятся...
    а) принтеры;        б) графопостроители;

в) дисплей;        г) сканеры;

д) внешняя память

  1. Пиксель не может рассматриваться как знак, т. к. ...

а)        не несет смысловую нагрузку;

б)        является световым лучом;

в)        не является информацией;

г)        не сравнимые понятия;

д)        не является текстом.

  1. Какие знаки отражают графическую информации?
    а) индексы;        б) символы;

в) буквы;        г) иконические знаки;

д) слова.

  1. Какие знаки отражают текстовую информации?

а) индексы;        б) символы;

в) буквы;        г) иконические знаки;

д) слова.

  1. Какие знаки отражают числовую информации?

а)  индексы;        б) символы;

в) буквы;        г) иконические знаки;

д) слова.

  1. Какие знаки отражают текстовую информации, описывающие свойства
    предметов, явлений, процессов или отношения между ними?

а) индексы;                    б) символы;

в) буквы;                     г) иконические знаки;

д) слова.

  1. Для чего используются знаки?

а)        обмена, обработки, представления;

б)        только хранения;

в)        хранения, обмена, обработки, представления;

г)        представления информации;

д)        ни для чего.

  1. Какая из прикладных программ является средством обработки графической информации?

a)  Word;              б) Paint;

в) Access;               г) Excel;

д) PowerPoint.

  1. Какая из прикладных программ является средством обработки текстовой информации?

a) Word;               б) Paint;

в) Access;               г) Excel;

д) PowerPoint.

  1. Какая из прикладных программ является средством обработки числовой информации?

a) Word;                   б) Paint;

в) Access;                    г) Excel;
д) PowerPoint.


14.Пиктограммы являются знаками - ...

а)  индексы;        б) символы;

в) буквы;                   г) иконические;
д) слова.

  1. Базы данных оперируют информацией...

а) структурной;              б) системной;

в) аксиологической;        г) семиотической;

д) технической.

  1. В качестве основания деления семиотического аспекта информации ис
    пользуется ...

а)        форма восприятия;

б)        способ описания;

в)        способ представления;

г)        область использования;

д) характер функционирования.

  1. Носителем графической информации является ...

а) знак;              б) пиктограмма;

в) сигнал;              г) пиксель;

д)        видеоизображение.

  1. Информация, представленная в виде, пригодном для обработки компьютером, называют...

а) знаком;             б) сведениями;

в) блоком;             г) данными;

д) кодом.

  1. Условное изображение информационного объекта или операции назы
    вают ...

а) сигналом;        б) пикселем;

в) файлом;                   г) знаком;

д) пиктограммой.

  1. Что из перечисленных объектов не может являться носителем информа
    ции ...

а) знак;                  б) сигнал;

в) пиксель;                   г) палитра;

д) пиктограмма.

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

+

+

+

+

+

+

б

+

+

+

+

+

в

+

+

+

г

+

+

+

+

д

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся

Выступление на методическом объединении учителей истории об организации проектной деятельности в школе...

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Организация проектной деятельности учащихся

Проектная работа проводилась по теме “City”( “Город” ) в 9-м классе физико-математической  лицея № 470 города Санкт-Петербурга.  Работа велась в течение  нескольких недель по всем видам...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...