Психология преступника и жертвы
учебно-методический материал по обж на тему

Суханов Михаил Владиславович

Материалы к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Журналист – сбор статистической информации по теме из различных СМИ.
  2. Психолог – составление социально-психологического портрета преступника.
  3. Виктимолог – составление социально-психологического портрета жертвы.
  4. Криминалист – составление описания внешности преступника.
  5. Литератор – образ преступника в литературе.
  6. Следователь – специалист в области юриспруденции.

Преступник и его жертва

  • Личность преступника - совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступления. Личность преступника отличает от законопослушного человека общественной опасностью поступков, деформацией общечеловеческих ценностей, нарушение эмоционально-волевых качеств личности, преступная мотивация и влияние негативных социальных интересов. Жертва (потерпевший) – лицо, в отношении которого совершается преступление.
  • Ученые утверждают, что причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности (внешний облик). Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества, отсюда наблюдается его внешняя схожесть с гомосапиенс (череп, скулы, глубокие глазницы).
  • Наблюдая и сравнивая личности преступников и его жертв, психологи и криминологи пришли к выводу, что существуют типичные (общие) признаки личности преступника и его жертвы. Их условно можно разделить на три группы:  физиологические (внешность), социально-психологические признаки (характер, возраст, пол, образование и т.д.), психологические (мотив).
  • Ученые криминалисты выделяют ряд особенностей внешности человека, склонного к криминогенному поведению. По их мнению, девиантность поведения (отклонение от социальной нормы) можно заметить по аномалиям во внешности человека. В числе таких признаков маленькие уши, маленькие носы, большие губы, необычно маленький рост или, наоборот, очень высокий,  маленькая голова и большое (широкое) лицо, низкий и наклонный лоб (проявление низкого интеллекта), высокие скулы, пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами, кривой или плоский нос, выдающаяся вперед челюсть, ярко выраженные резцы, тонкая (втянутая) шея и т.д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось, поэтому данная теория неоднократно подвергалась сомнению.  
  • Социальные признаки являются неврожденными,  а представляют  собой  продукт  взаимодействия  с социальной  средой.  Проведенный эксперимент с близнецами (двух близнецов-сирот поместили в разные семьи: одного в благополучную, интеллигентную семью; другого – отправили в приют. В результате близнец, выросший в приюте, был склонен к девиантному поведению) показал, что социальная среда накладывает отпечаток на личность преступника, мотивацию его поведения, деформирует мировоззрение и отношение к общечеловеческим ценностям. Люди, находящиеся в тяжелых социальных условиях, чаще совершают преступления, чем люди, живущие в благополучных социальных условиях.
  • Анализируя интеллектуальный и образовательный уровень преступников, ученые установили закономерность, что наиболее часто совершают преступления люди с низким уровнем интеллекта и образованности, как следствие низкого уровня культуры.  По признаку профессиональной принадлежности наблюдается доминирование лиц рабочих профессий.
  • Изучая личностные качества преступника, психологи выявили, что чаще всего совершают преступления эгоцентричные, слабохарактерные, недисциплинированные, внушаемые, конфликтные  люди с неустойчивой психикой и эмоционально-волевой сферой, имеющие неадекватную самооценку
  • Существует классификация типов жертв по критерию желания (воли): волеизъявление, желание, отсутствие желания.

1) Иногда сама жертва может стать участником преступления. Пример: половое сношение или действия сексуального характера совершеннолетнего с несовершеннолетним лицом; вовлечение несовершеннолетнего в аморальное и преступное деяние. Психологи и криминологи спорят между собой, можно ли в подобной ситуации назвать лицо жертвой, которое соглашается на совершение над ним преступных действий. В тоже время, они сходятся во мнении, что виктимологическая составляющая таких ситуаций имеет ряд общих черт: жертвами зачастую становятся безнадзорные дети из неблагополучных семей. В характере личностей есть схожие черты: слабохарактерность, истеричность, пессимистичность, демонстративный или застревающий тип личности, замкнутость, низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие целей в жизни.

2) Некоторые специалисты в области виктимологии утверждают, что жертва сама подсознательно желает, чтобы над ней совершили преступление. Таким образом, подсознательно она провоцирует преступника на совершение преступления (пример, изнасилование, побои). Жертва сама ищет место возможного преступления (темные переулки, ночное время, криминогенное общество и т.д.). Мотивацией такого странного желания может быть потребность в подчинении кому-либо, ощущение адреналина. Жертв объединяет отсутствие жизненных целей, инфантилизм, конфликтность и  склонность к авантюрам.

3) Особый тип жертвы – это жертва по принуждению.  Преступник сам выискивает такой объект своего преступления. Как правило, это категория лиц, отличается слабой психологической и социальной защищенностью (малолетние дети, дети из неблагополучных семей, старики, душевнобольные люди). Жертв преступников отличает рассеянность внимания, недисциплинированность, инфантильность, доверчивость, эмоциональная чувствительность и психическая неустойчивость. Именно этими качествами пользуются мошенники и грабители.

  • Наибольший вопрос криминологов вызывает изучение мотивации преступления. Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом (т.е. осознанное действие или бездействие). Поскольку материальные и духовные потребности у преступников формируются в условиях, неблагоприятных для нормального развития и воспитания, они также приобретают социально-ущербный характер. К основным мотивам преступления можно отнести: мотив улучшения материального благосостояния (кража, грабеж), мотив разрушения стереотипов (осознанное неподчинение закону), мотив мести или ревности (убийство, изнасилование), мотив сострадания (эвтаназия), мотив получения удовольствия от самого процесса совершения преступления (мошенничество, кража, грабеж).
  • Мотив мести – самый разрушительный мотив. Приравнивается к такому психологическому понятию как одержимость, когда стирается значение сознания (осознания) своих действий и способность проанализировать свое поведение. Таким преступникам характерна эмоциональная неустойчивость или наоборот гипертрофированная «холодность» разума, т.е. снижение эмоциональной чувствительности.
  • Знание мотивации человека к преступлению поможет избежать ситуаций, в которых можно запросто оказаться жертвой преступника. Так, если вы знаете, что человек мстительный и агрессивный, то не стоит его провоцировать на агрессию или месть. Если ваш знакомый склонен к авантюризму, оградите его от информации о вашем благосостоянии. Любителям драгоценностей и предметов роскоши стоит опасаться воров и грабителей.

Заполните таблицу во время докладов

Преступник

Жертва

Мотивы

Социально-психологический портрет

Внешность

Поведение

Социально-психологический портрет

 



Предварительный просмотр:

Агентство «след»

Написать на карточках функциональные обязанности сотрудников агентства, чтобы понимали, кто что делает. Разграничить схожие отрасли (психология, криминология, криминалистика, виктимология) 

Сотрудники:

  1. Журналист – сбор статистической информации по теме из различных СМИ.
  2. Психолог – анализ мотивации преступного поведения.
  3. Криминолог – анализ социально-психологического портрета преступника.
  4. Виктимолог – анализ социально-психологического портрета жертвы.
  5. Криминалист – анализ фоторобота преступника (его внешность).
  6. Литератор – образ преступника в литературе.
  7. Следователь – специалист в области юриспруденции, ведет расследование урока, готовит дело в суд (делает общие выводы по уроку).

Далее мое видение части урока (предложение).

  1. Текст получился большой, но я не знаю, что из него можно убрать. Все вертится вокруг: кто может стать жертвой, какое поведение жертвы провоцирует преступника, какие люди склонны к совершению преступления, как себя обезопасить от этого.
  2. Текст рассчитан на 4 доклада по специфике деятельности сотрудников.
  3. Доклад будет не долгим, т.к. состоит из тегов, т.е. слов и словосочетаний, а не предложений, как в тексте.
  4. Как закрепление полученных знаний в этой части мне видится логичным переход к литературным героям. Интересно и полезно. И все в тему урока.

Работа с текстом. Памятка к заданию

1. Прочитайте тезисы.

2. Определите, какие тезисы подходят для психолога, какие для криминалиста и криминолога, какие для виктимолога.

3. Выделите теги (ключевые слова/словосочетания) в соответствии со спецификой вашей деятельности.

4. Опираясь на теги (существительные, прилагательные слова, словосочетания) создайте:

  • криминолог –  психологический портрет преступника.
  • виктиолог – психологический портрет жертвы.
  • Криминалист – типологию образа внешности преступника и жертвы. Сюда можно картинки с лицами, как пример.
  • психолог – мотивационная характеристика преступного поведения.

Задание командам

Заполните таблицу во время докладов

Преступник

Жертва

Мотивы

Социально-психологический портрет

Внешность

Поведение

Социально-психологический портрет

Преступник и его жертва

  • Личность преступника - совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступления. Личность преступника отличает от законопослушного человека общественной опасностью поступков, деформация общечеловеческих ценностей, нарушение эмоционально-волевых качеств личности, преступная мотивация и влияние негативных социальных интересов. Жертва (потерпевший) – лицо, в отношении которого совершается преступление.
  • Ученые утверждают, что причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности (внешний облик). Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества, отсюда наблюдается его внешняя схожесть с гомосапиенс (череп, скулы, глубокие глазницы).
  • Наблюдая и сравнивая личности преступников и его жертв, психологи и криминологи пришли к выводу, что существуют типичные (общие) признаки личности преступника и его жертвы. Их условно можно разделить на три группы:  физиологические (внешность), социально-психологические признаки (характер, возраст, пол, образование и т.д.), психологические (мотив).
  • Ученые криминалисты выделяют ряд особенностей внешности человека, склонного к криминогенному поведению. По их мнению, девиантность поведения (отклонение от социальной нормы) можно заметить по аномалиям во внешности человека. В числе таких признаков маленькие уши, маленькие носы, большие губы, необычно маленький рост или, наоборот, очень высокий,  маленькая голова и большое (широкое) лицо, низкий и наклонный лоб (проявление низкого интеллекта), высокие скулы, пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами, кривой или плоский нос, выдающаяся вперед челюсть, ярко выраженные резцы, тонкая (втянутая) шея и т.д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось, поэтому данная теория неоднократно подвергалась сомнению.  
  • Социальные признаки являются неврожденными,  а представляют  собой  продукт  взаимодействия  с социальной  средой.  Проведенный эксперимент с близнецами (двух близнецов-сирот поместили в разные семьи: одного в благополучную, интеллигентную семью; другого – отправили в приют. В результате близнец, выросший в приюте, был склонен к девиантному поведению) показал, что социальная среда накладывает отпечаток на личность преступника, мотивацию его поведения, деформирует мировоззрение и отношение к общечеловеческим ценностям. Люди, находящиеся в тяжелых социальных условиях, чаще совершают преступления, чем люди, живущие в благополучных социальных условиях.
  • Анализируя интеллектуальный и образовательный уровень преступников, ученые установили закономерность, что наиболее часто совершают преступления люди с низким уровнем интеллекта и образованности, как следствие низкого уровня культуры.  По признаку профессиональной принадлежности наблюдается доминирование лиц рабочих профессий.
  • Изучая личностные качества преступника, психологи выявили, что чаще всего совершают преступления эгоцентричные, слабохарактерные, недисциплинированные, внушаемые, конфликтные  люди с неустойчивой психикой и эмоционально-волевой сферой, имеющие неадекватную самооценку
  • Существует классификация типов жертв по критерию желания (воли): волеизъявление, желание, отсутствие желания.

1) Иногда сама жертва может стать участником преступления. Пример: половое сношение или действия сексуального характера совершеннолетнего с несовершеннолетним лицом; вовлечение несовершеннолетнего в аморальное и преступное деяние. Психологи и криминологи спорят между собой, можно ли в подобной ситуации назвать лицо жертвой, которое соглашается на совершение над ним преступных действий. В тоже время, они сходятся во мнении, что виктимологическая составляющая подобных ситуаций имеет ряд общих черт: жертвами зачастую становятся безнадзорные дети из неблагополучных семей. В характере личностей есть схожие черты: слабохарактерность, истеричность, пессимистичность, демонстративный или застревающий тип личности, замкнутость, низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие целей в жизни.

2) Некоторые специалисты в области виктимологии утверждают, что жертва сама подсознательно желает, чтобы над ней совершили преступление. Таким образом, подсознательно она провоцирует преступника на совершение преступления (пример, изнасилование, побои). Жертва сама ищет место возможного преступления (темные переулки, ночное время, криминогенное общество и т.д.). Мотивацией такого странного желания может быть потребность в подчинении кому-либо, ощущение адреналина. Жертв объединяет отсутствие жизненных целей, инфантилизм, конфликтность и  склонность к авантюрам.

3) Особый тип жертвы – это жертва по принуждению.  Преступник сам выискивает такой объект своего преступления. Как правило, это категория лиц, отличается слабой психологической и социальной защищенностью (малолетние дети, дети из неблагополучных семей, старики, душевнобольные люди). Жертв преступников отличает рассеянность внимания, недисциплинированность, инфантильность, доверчивость, эмоциональная чувствительность и психическая неустойчивость. Именно этими качествами пользуются мошенники и грабители.

  • Наибольший вопрос криминологов вызывает изучение мотивации преступления. Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом (т.е. осознанное действие или бездействие). Поскольку материальные и духовные потребности у преступников формируются в условиях, неблагоприятных для нормального развития и воспитания, они также приобретают социально-ущербный характер. К основным мотивам преступления можно отнести: мотив улучшения материального благосостояния (кража, грабеж), мотив разрушения стереотипов (осознанное неподчинение закону), мотив мести или ревности (убийство, изнасилование), мотив сострадания (эвтаназия), мотив получения удовольствия от самого процесса совершения преступления (мошенничество, кража, грабеж).
  • Мотив мести – самый разрушительный мотив. Приравнивается к такому психологическому понятию как одержимость, когда стирается значение сознания (осознания) своих действий и способность проанализировать свое поведение. Эмоциональная неустойчивость или наоборот гипертрофированная «холодность» разума, т.е. снижение эмоциональной чувствительности.
  • Знание мотивации человека к преступлению поможет избежать ситуаций, в которых можно запросто оказаться жертвой преступника. Так, если вы знаете, что человек мстительный и агрессивный, то не стоит его провоцировать на агрессию или месть. Если ваш знакомый склонен к авантюризму, оградите его от информации о вашем благосостоянии. Любителям драгоценностей и предметов роскоши стоит опасаться воров и грабителей.

Закрепление полученных знаний

Используя заполненную таблицу, проанализируйте представленных нашим литератором художественных героев-преступников.

Красные (опасность) – социально-психологический образ литературного преступника (черты характера, внешность, поведение, манеры и т.д.)

Желтые (внимание) – проанализируйте личность жертвы преступников, дайте виктимологическую характеристику причин совершения преступлений (т.е. чем жертва могла спровоцировать преступника).

Зеленые (действие) – проанализируйте причины, толкнувшие героев на преступления.

Следователь – дать уголовную характеристику совершаемого преступления с опорой на УК.

Рефлексия урока

Ответ на вопрос: Как не стать жертвой.

Красные (опасность) – Советы: На что стоит обратить внимание при контакте с человеком: поведение, личность, внешность преступника.

Желтые (будьте внимательны) – Советы: каких действий нужно избежать, чтобы не стать жертвой. Контактов, с какими людьми необходимо избегать.

Зеленые (действие) – Советы: какие действия необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя от преступного посягательства.

Следователь ведет конспект урока, в конце урока анализирует расследование, которое провел и делает общие выводы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Суд над опасным преступником из мира насекомых"

Данная разработка предназначена для детей 4 - 5 классов с целью выяснения как отрицательного так и положительного влияния Колорадского жука на нашу природу.Данное мероприятия является примером использ...

Показательные судебные процессы над главными военными преступниками. Нюрнбергский и Токийский процессы.

Статья  по  Новейшей истории на тему " Показательные судебные процессы над главными военными преступниками. Нюрнбергский и Токийский  процессы"....

Виртуальные мошенники и другие преступники Интернета

Полезные советы подросткам по использованию Интернета, безопасные правила поведения на различных сайтах Интернета и тест на их знание. Рекомендации по защите от вирусов и вредоносных программ....

Виртуальные мошенники и другие преступники Интернета

Полезные советы подросткам по использованию Интернета, безопасные правила поведения на различных сайтах Интернета и тест на их знание. Рекомендации по защите от вирусов и вредоносных программ....

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"

Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку...

Можно ли с помощью специальной системы воспитания воспитать гения? Преступника?

В психологии давно существует понятие, что человек рождается как чистый лист бумаги, и от того, что жизнь напишет на этом листе, зависит его дальнейшая судьба. Этому утверждению есть сотни и тысячи пр...

Урок литературы "Раскольников - преступник или жертва?" (по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок - исследование, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...