Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_rabochaya_programma_po_obzh.docx70.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основании следующих документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ

- Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).

- Приказа МО и НРФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312» и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

- Примерной программой по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 11 классы» под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. (М.: Просвящение, 2010).

- Приказа МО и НРТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования».

- Учебного плана МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год» Приказ №    __163__   о/д от « __12__»  ______08______   2017 г.

Предназначена для углубленного изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 5. Основы обороны государства.

Раздел 6. Основы военной службы.

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

* Усвоение  и закрепление учащимися знаний:

- об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера,

- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,

- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,

- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени,

- об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и ЧС, при угрозе террористического акта,

- о мерах профилактики наркомании,

- о роли здорового образа жизни для обеспечения демаграфической безопасности страны,

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

* Усвоение  учащимися содержания:

- основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,

- нормативно – правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

* Усвоение учащимися знаний:

- о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил РФ,

- о видах Вооруженных Сил РФ и родах войск,

- об участии вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,

- о государственных и военных символах Российской Федерации;  

* формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;

* развитие у учащихся:

- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,

- потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,

- потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,

- физических и морально – психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • Умение использовать элементы причинно – следственного и структурно функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • Умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
  • Умение вносить определенные коррективы в свое поведение  для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • Умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • Умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно – исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях ЧС;
  • Умение формировать навыки в поиске нужной информации в области жизнедеятельности в источниках различного типа;
  • Умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина РФ в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной  защите Российской Федерации;
  • Умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования.

В 10 классе предусмотрено проведение учебных сборов (40 ч), в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки (строевая, огневая и тактическая подготовка), а также знакомятся с бытом военнослужащих.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускники должны знать:

  • Основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
  • Организацию защиты населения в Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
  • Основные принципы здорового образа жизни;
  • Правила оказания первой медицинской помощи;
  • Основы обороны государства и военной службы;
  • Боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.

Выпускники должны уметь:

  • Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • Грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • Выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.)
  • Пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности.

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают

положительную оценку («3», «4», «5»).

Оценка «5» ставится, когда ученик:

  • Знает и умеет правильно анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера.
  • Знает способы оповещения населения при  возникновении опасных ситуаций.
  • Четко и правильно излагает основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
  • Четко и правильно излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
  • Четко знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности) и правильно излагает применение основных положений.
  • Имеет четкие представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
  • Имеет четкие представления об основных положениях ЗОЖ.
  • Умело пользуются подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
  • Владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
  • Владеет навыками в определении сторон горизонта различными способами, в разведении костра и приготовлении пищи.
  • Обоснованно излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.
  • Обоснованно излагает особенности прохождения военной службы, основные требования к призывнику на военную службу, военной специальности, обязанности воина.
  • Обоснованно излагает порядок организации первоначальной постановки на воинский учет.
  • Имеет четкие представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье.
  • Владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
  • Владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
  • Владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
  • Интересуется учебным предметом.
  • Полностью овладел программным материалом.

Оценка «4» ставится, когда ученик:

  • Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, но допускает незначительные (несущественные) ошибки.
  • Знает некоторые способы оповещения населения при  возникновении опасных ситуаций.
  • Допускает незначительные (несущественные) ошибки при изложении основных правил поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
  • С небольшими затруднениями излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
  • Знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности).
  • Имеет представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
  • Имеет представления об основных положениях ЗОЖ.
  • Умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
  • Умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
  • Способен оказать ПМП при различных видах травм.
  • Способен определить стороны горизонта, развести костер и приготовить пищу.
  • С небольшими затруднениями излагает основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. Допускает незначительные (несущественные) ошибки.
  • С небольшими затруднениями излагает особенности прохождения военной службы, основные требования к призывнику на военную службу, военной специальности, обязанности воина.  Допускает незначительные (несущественные) ошибки.
  • С небольшими затруднениями излагает порядок организации первоначальной постановки на воинский учет. Допускает незначительные (несущественные) ошибки.
  • Имеет представление об организации РСЧС.
  • Имеет представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них.
  • Имеет представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье.
  • С небольшими затруднениями в основном владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
  • В основном владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
  • С небольшими затруднениями в основном владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
  • Интересуется учебным предметом.
  • Полностью овладел программным материалом.

Оценка «3» ставится, когда ученик:

  • Рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют одна – две темы в изученном разделе.
  • Имеет слабые представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
  • Подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.
  • Индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.
  • Слабые навыки в оказании ПМП при различных видах травм.
  • Слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи.
  • Основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя.
  • Знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при изложении.
  • Имеет слабое представление об организации РСЧС.
  • Имеет слабое представления о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них.
  • Имеет слабое представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье.
  • Слабые навыки в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
  • Слабые навыки в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
  • Слабые навыки в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
  • Интересуется учебным предметом.
  • Полностью овладел программным материалом.

Оценка «2» ставится, когда ученик:

  • Не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
  • Не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
  • Не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.
  • Не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.
  • Не владеет  навыками оказания ПМП при различных видах травм.
  • Не владеет навыками в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи. 
  • Основной материал не знает, отвечает неуверенно, часто на поставленный вопрос  ответить  не может.
  • Рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют более трех тем в изученном разделе.
  • Имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий.
  • Не имеет представление об организации РСЧС.
  • Не имеет представление о современных средствах поражения, их поражающих факторах и способах защиты от них.
  • Не имеет представления о здоровье, ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье.
  • Не владеет навыками в приемах проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.
  • Не владеет навыками в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости, устойчивости к гипоксии.
  • Не владеет навыками в подготовке и правилах поведения в туристическом походе.
  • Не интересуется учебным предметом.

Формы отчетности  учащихся по выявлению уровня знаний, умений и навыков на уроках Основ безопасности жизнедеятельности.

  1. Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.
  2. Подготовка и ответ у доски по вопросам домашнего задания.
  3. Письменный ответ по вопросам индивидуального задания (карточки).
  4. Письменный ответ на вопросы тестового задания.
  5. Самостоятельная работа с учебником.
  6. Самостоятельная работа (проверочная по домашнему заданию или заданию в классе).
  7. Контрольная работа (по теме ли разделу).
  8. Отработка практических действий (практические занятия) по правильности и нормативам.
  9. Написание и защита рефератов.
  10. Защита проектов.
  11. Подготовка и выступление с сообщением на тему урока (по желанию учащегося).
  12. Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос.
  13. Ведение конспекта урока.

Итоговая тестовая работа

  1. Дополни предложение.

Выживание человека – это…

  а. активное существование в среде себе подобных;

  б. способ существования белковых тел;

  в. активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;

  г. Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.

2. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?

  а. не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;

  б. перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  в. покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

  г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

3. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

  а. местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

  б. место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

  в. сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

  г. Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

  д. нет связи только в течении трёх суток.

4. При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?

  а. когда точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него не велико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

  б. когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;

  в. когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);

  г. Когда люди не обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности; в течении трёх суток нет связи;

  д.  когда авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности.

5. Какие известны основные способы ориентирования на местности?

  а. по памяти;

  б. по растениям;

  в.  по небесным светилам;

  г.  По компасу;

  д. по местным признакам.

6. Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?

  а.  наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;

  б. температуру воздуха и насекомых;

  в. наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;

  г. количество и физическое состояние потерпевших бедствие.

7. Какие известны основные виды костров?

  а. опознавательные;

  б. сигнальные;

  в. пламенные и простейшие очаги;

  г. жаровые.

8. Для чего предназначается опознавательный костёр?

  а. такого не существует;

  б. для опознавания людей;

  в. для подачи сигналов;

  г. для обозначения границ лагеря.

9.Для чего предназначается сигнальный костёр?

  а. такого не существует;

  б. для обеспечения своего местонахождения;

  в. для опознавания людей;

  г. для подачи сигналов внутри лагеря.

 10. Для чего предназначается пламенный костёр?

  а. такого не существует;

  б. для приготовления пищи;

  в. для просушки вещей;

  г. для освещения поляны лагеря;

  д. для подачи сигналов.

11. Для чего предназначается простейший очаг?

  а. для приготовления большого количество пищи;

  б. для приготовления пищи;

  в. для просушки вещей;

  г. для согревания людей, если они ночуют около костра.

12. Для чего предназначается жаровой костёр?

  а. для оповещения и обогрева лагеря;

  б. для приготовления большого количества пищи;

  в. для просушки вещей;

  г. для согревания людей, если они ночуют у костра.

13. Что может послужить основными источниками пищи в условиях автономного            выживания?  

  а. насекомые и их личинки;

  б. дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;

  в. пища животного происхождения;

  г. крупные волосатые гусеницы и черви 

14. Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?

  а. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;

  б. не считать деньги на виду у всех;

  в. избегать мест большого скопления народа;

  г. держаться подальше от рынков и любой толпы;

  д. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.

15.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?

  а. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;

  б. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;

  в. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;

  г. держаться поближе к стенам домов.

16.Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?

  а. согласиться и сесть в машину;

  б. посоветоваться с друзьями;

  в. согласиться, если водитель внушает доверие;

  г. не принимать предложение.

17.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?

  а. остановиться и выяснить, что надо преследователю;

  б. следует менять темп ходьбы;

  в. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;

  г. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.

18.Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?

  а. подальше от выхода, спиной к стене;

  б. поближе к выходу, спиной к стене;

  в. рядом со стойкой;

  г. подальше от стойки;

  д. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.

19.Как поступить, если необходимо поменять валюту?

  а. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;

  б. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;

  в. действовать по обстоятельствам;

  г. посоветоваться с прохожими;

20.Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?

  а. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;

  б. посоветоваться с друзьями;

  в. подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;

  г. не следует принимать приглашение.

21.Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?

  а. не следует садиться;

  б. следует сесть на заднее сидение;

  в. следует сесть, где понравиться;

  г. следует сесть поближе к водителю.

22.Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?

  а. рядом с подножкой;

  б. в проходе у выхода;

  в. в центральном проходе;

  г. там, где есть место;

23. Как необходимо обходить стоящий трамвай?

  а. как удобно пешеходу;

  б. сзади, как и автобус;

  в. спереди;

  г. как большинство других пешеходов;

  д. сзади и спереди.

24.Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?

  а. поблагодарить и выпить,

  б. поблагодарить и отказаться;

  в. посоветоваться с родственниками;

  г. выпить, если предлагающие внушают доверие.

25.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?

  а. не следует обращать на постороннего внимания;

  б. пропустить незнакомца вперёд;

  в. под любым предлогом задержаться у подъезда;

  г. войдя в подъезд побежать наверх.

26.Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?

  а. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;

  б. заговорить с незнакомцем;

  в. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;

  г. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.

27.Какие известны факторы воздействия (риска) на здоровье человека?

  а. гомеопатические;

  б. физические;

  в. химические и биологические;

  г. социальные и психические.

28.Какие известны виды микроорганизмов, влияющих на организм человека?

  а. сапрофиты;

  б. спорофиты;

  в. условно патогенные;

  г. болезнетворные (патогенные);

  д. безусловно патогенные.

29.Каковы внешние признаки большинства инфекционных заболеваний?

  а. снижение температуры тела;

  б. подъём температуры тела;

  в. озноб, разбитость во всём теле;

  г. головная боль.

30.Какими путями обычно передаются инфекции?

  а. фекально-оральным;

  б. фекально-капельным;

  в. воздушно-капельным и жидкостным;

  г. контактным или контактно-бытовым путём, а также переносчиками зоонозных инфекций.

31.Дополните предложение.

Иммунитет с биологической точки зрения-это…

  а. основа хорошего здоровья каждого человека;

  б. способ защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;

  в. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;

  г. способы защиты организма от живых существ и вредных веществ.

32.Дополните предложение.

Здоровый образ жизни-это…

  а. способ существования разумных существ;

  б. государственная политика, направленная на формирование у людей правильного поведения;

  в. индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

33.Перечислите основные составляющие тренированности организма человека?

  а. сердечно-дыхательная выносливость;

  б. сердечная сила и дыхательная выносливость;

  в. мышечная сила и выносливость;

  г. скоростные качества и гибкость.

34.Каковы основные признаки отравления человека никотином?

  а. покраснение лица, повышение температуры тела;

  б. кашель, тошнота;

  в. головокружение;

  г. горечь во рту.

35.На какие железы внутренней секреции алкоголь оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие?

  а. на щитовидную;

  б. на слюнные и лимфатические;

  в. на поджелудочную;

  г. на половую.

36.На сколько короче продолжительность жизни алкоголика по сравнению с непьющим человеком?

  а. на 5 лет                     в. на 10 лет

  б. на 2 года                   г. на 15 лет

37.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении?

  а. положить на живот горячую грелку;

  б. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок;

  в. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;

  г. дать понюхать вотку, смоченную нашатырным спиртом;

 38.Вчём заключается помощь пострадавшему при наркотическом отравлении?

  а. уложить пострадавшего на спину;

  б. очистить дыхательные пути пострадавшего;

  в. уложить пострадавшего на бок или живот;

  г. дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в нашатырном спирте и вызвать «скорую помощь»;

39.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?

  а. дать обезболивающие средство;

  б. вызвать «скорую помощь»;

  в. промыть пострадавшему желудок;

  г. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей.

40.Дополните предложение.

Боевые традиции-это…

  а. система межличностных отношений в воинских коллективах;

  б. народные обычаи, перенесённые в сферу военных отношений;

  в. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и населением воинской службы;

  г. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение уставные и неуставные взаимоотношения.

41.Что характерно для любого воинского коллектива?

  а. автономия, означающая определённую самостоятельность и проявляющаяся в выполнении функций, свойственных только этому коллективу;

  б. способность сохранять структуру и функции;

  в. минимальная численность и состав, позволяющие выполнять возложенные на коллектив функции;

  г. оптимальная численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств;

  д. способность быстро изменять организационную структуру.

42.Дополни предложение.

Ордена-это…

  а. почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;

  б. наградные государственные знаки за успехи на производстве;

  в. почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.

  г. почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине.

43.Какие государственные награды России и бывшего СССР сохранены в системе госнаград Российской Федерации?

  а. орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест;

  б. орден «За заслуги перед Отечеством»;

  в. военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова;

  г. орден и медаль « За заслуги перед отечеством».

44.На какие виды условно можно подразделить воинские ритуалы?

  а. парадной деятельности;

  б. боевой деятельности;

  в. учебно-боевой деятельности;

  г. повседневной деятельности;

  д. гарнизонной и караульной служб;

  е. боевой учёбы.


Литература

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общ. Ред. А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.

Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение 2011

100 вопросов – 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. – М.: Красная звезда, 2006

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (последняя редакция).

Федеральные законы «о статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России»// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1998; 2003 – 2007.

Интернет ресурсы.

  1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
  2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
  3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
  4. http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
  5. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет
  6. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
  7. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
  8. http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
  9. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
  10. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
  11. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
  12. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
  13. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
  14. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
  15.  info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  16. vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
  17. www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности

Учебно – тематическое планирование 10 класс.

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства ( ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности  (10 час)

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4

1.1

Автономное пребывание человека в природной среде.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки к автон. существованию

Текущий

Знать способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде

Задание стр.8

02.09

1.2

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

1

Комбинированный

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Индивид уальный опрос

Знать правила безопасности на дорогах пешеходов, пассажиров и водителей.

Задание стр.20

9.09

1.3

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.

Текущий

Знать правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Задание стр.24

16.09

1.4

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.

1

Комбинированный

Наиболее опасные террористические акты. Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта. Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.  

Индивид уальный опрос

Знать правила личной безопасности при возможной опасности взрыва.

Задание стр.112

23.09

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2

2.1

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера – геологического, метереологического, гидрологического и биологического происхождения

Текущий

Знать правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

Задание стр.36

30.09

2.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Комбинированный

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывоопасном, на гидротехническом объектах

Индивид уальный опрос

Знать правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Задание стр.46

07.10

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

2

3.1

Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

Текущий

Знать национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности.

Задание стр.54

14.10

3.2

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

1

Комбинированный

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

Индивид уальный опрос

Знать характеристику современной террористической деятельности в России.

Задание стр.70

21.10

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2 ч)

Тема 4. Нормативно – правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

4.1

Законы и другие нормативно – правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Положение Конституции РФ, основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан.

Текущий

Знать краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

Задание стр.58

28.10

4.2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

Комбинированный

РСЧС ее предназначение, структура и задачи. Права и обязанности граждан в области защиты при ЧС

Индивид уальный опрос

Знать о структуре РСЧС, ее задачах.

Задание стр.62

11.11

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни  (4ч)

Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

5.1

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.

Текущий

Знать основные критерии здоровья. Необходимость сохранения и укрепления здоровья.

Задание стр.130

18.11

5.2

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

Комбинированный

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете.

Индивид уальный опрос

Знать наиболее характерные инфекционные заболевания, механизмы передачи, профилактика.

Вопросы стр. 136

25.11

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие

2

6.1

Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям ФК.

Текущий

Знать общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека.

Задание стр.142,150

02.12

6.2

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1

Комбинированный

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

Индивид уальный опрос

Знать о вреде курения, алкоголя, наркомании.

Задание стр.156

09.12

МОДУЛЬ 2. Обеспечение военной безопасности государства ( 18 ч)

Раздел 6. Основы обороны государства  (18ч)

Тема 7. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности государства

6

7.1

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности государства.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и защиты населения от опасностей.

Текущий

Знать структуру управления и органы управления гражданской обороной.

Задание 3 стр.162

16.12

7.2

Основные виды оружия и их поражающие факторы

1

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое, бактереологическое оружие. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Индивид уальный опрос

Знать основные виды оружия и их поражающие факторы.

Задание 4 стр.168

23.12

7.3

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Текущий

Знать действия населения по сигналам оповещения о ЧС

Задание 3 стр.176

13.01

7.4

Средства индивидуальной защиты

1

Комбинированный

Пользование средствами защиты органов дыхания и кожи.

Индивид уальный опрос

Задание 1 стр.182

20.01

7.5

Организация проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Предназначение и организация аварийно – спасательных и других неотложных работ. Организация ГО в общеобразовательном учреждение, ее предназначение.

Индиви

д уальный опрос

Знать план гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Задание 3 стр.190

27.01

Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники своего Отечества

3

8.1

История создания Вооруженных сил Российской Федерации.

1

Комбинированный

Рождение регулярной армии России. Военные реформы Ивана Грозного в середине 16 в.,Петра 1 – создание регулярной армии. Военные реформы во второй половине 19 в. Советские Вооруженные Силы.

Текущий

Иметь представление об истории создания ВС России, о реформах ВС. Уметь осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Задание 1 стр.196

03.02

8.2

Памяти поколений – дни воинской славы                                                                    России

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Дни воинской Славы России – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечевания памяти российских воинов.

Индивид уальный опрос

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию. Использовать знания для развития качеств, необходимых для в/ службы.

Задание 2 стр.206

10.02

8.3

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными силами Российской Федерации.

1

Комбинированный

Виды и рода войск ВС РФ, спец. войска. Военные округа и флоты. Руководство и управление ВС РФ.

Индивид уальный опрос

Знать: виды и рода войск ВС РФ, спец. войска. Военные округа и флоты. Руководство и управление ВС РФ.

Задание 2 стр.210

17.02

Тема 9. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации

7

9.1

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Задачи в мирное и военное время.

Текущий

Знать задачи в мирное и военное время

Задание 1 стр.216

24.02

9.2

Военно – космические силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС.

1

Комбинированный

Задачи в мирное и военное время.

Индивид уальный опрос

Знать задачи в мирное и военное время

Задание 2 стр.220

03.03

9.3

Военно – морской флот, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Задачи в мирное и военное время.

Индивид уальный опрос

Знать задачи в мирное и военное время

Задание 2 стр.224

10.03.

9.4

Ракетные войска стратегического назначения, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.

1

Комбинированный

Задачи в мирное и военное время.

Текущий

Знать задачи в мирное и военное время

Задание  стр.228

17.03

9.5

Воздушно – десантные войска, их состав и предназначение.

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Индивид уальный опрос

Знать задачи в мирное и военное время

Задание 3 стр.232

24.03

9.6

Космические войска, их состав и предназначение.

1

Комбинированный

Индивид уальный опрос

Знать задачи в мирное и военное время

Задание 3 стр.236

07.04.

9.7

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации

1

Урок изучения, первичного закрепления новых знаний

Индивид уальный опрос

Знать задачи в мирное и военное время Внутренних войск, Войск гражданской обороны.

Задание 1 стр.240

14.04

Тема 10. Боевые традиции Вооруженных  Сил России

2

10.1

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

1

Комбинированный

Патриотизм – источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг.

Индивид уальный опрос

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным и психологическим качествам гражданина. Использовать знания для развития качеств, необходимых для военной службы.

Задание 1 стр.244

21.04.

10.2

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

Комбинированный

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений

Индивид уальный опрос

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе.

Задание 1 стр.250

28.04

Раздел 7. Основы военной службы  (3ч)

Тема 11. Огневая подготовка

3

11.11

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

1

Комбинированный

АК. Назначение, устройство и работа механизмов.

Индивид уальный опрос

Знать боевые характеристики, устройство, работу механизмов быстро разбирать и собирать АК.

Задание стр.316

05.05.

11.2

Порядок неполной разборки и сборки АК

2

Практические занятия

Зачет

Задание стр.322

12.05

19.05

Итоговая контрольная работа

1

Тест

26.05

Итого:                                   35 часов

 



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского

муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_____________ Каримова Г.С.

«____» ______________ 20 ___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы:

____________ Киргизова М.В.

Приказ от «____» _______ 2017 г. №  _____

Рабочая программа

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 10 класса

на 2017 – 2018 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель Киргизова О.Н.

Протокол № ____ от «___» _________ 2017 г.

Составитель:

Андреев Александр Петрович

преподаватель – организатор ОБЖ

первой квалификационной категории

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...