Открытый урок "Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера"
план-конспект занятия по обж (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Балдан Борис Кыргысович

Каждый ученик должен знать правила  действий в  чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, уметь применять средства самозащиты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера

Цели и задачи: ознакомить  учащихся с понятием «Ситуация криминогенного характера», правилами действия в этих ситуациях; рекомендовать современные и доступные средства самозащиты; обучить учащихся навыкам их применения.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, личные вещи учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выборочный опрос:

- Основные причины дорожно-транспортного травматизма.

- Роль человеческого фактора в возникновении ДТП.

- Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Учитель оценивает ответы учащихся.

  1. Изучение новой темы.

Рассказ учителя.

        Обычно в ходе соревнований «Школа безопасности» участники демонстрируют приемы самообороны, правила обращения с газовым балончиком, пистолетом. Главное в ходе соревнования – показать своё умение правильно вести себя, оценивать ситуацию и принимать соответствующие решения о самозащите согласно тому или иному сценарию.

        Рассмотрим некоторые правила безопасного поведения в ЧС криминогенного характера:

  • если есть возможность уйти от столкновения с преступниками – бегите что есть силы;
  • при бегстве всегда выбирайте для себя более лёгкий, а для догоняющего более тяжёлый маршрут; резко поворачивайте, перепрыгивайте канавы, преграды, лужи;
  • если на вашем пути встретилась река, смело бросайтесь в воду (если только вы умеете хорошо плавать), преследователь скорей всего не станет вас преследовать, даже если он умеет плавать и скорее всего он отстанет от вас, Если же он прыгнет вслед за вами в воду, здесь у него сокращается  возможность принести вам неприятность.

        Если столкновения не избежать, примите к сведению несколько советов:

  • отдайте деньги или то что он от вас требует, - лучше остаться живым, здоровым, деньги ещё можно заработать, а здоровье – нет.
  • не держите деньги ценности и ключи в одном пакете или в сумке, вещи и ценности держите в разных местах, если вас «попросят»  вашу сумку или пакет – не пререкайтесь, отдайте;
  • не стоит устраивать спор и стыдить преступников, а тем более угрожать преступникам, они знают, на что идут, и всё уже давно продумали, ваше сопротивление их только излишне возбудят;
  • жизнь и здоровье ценней любой вещи. Сейчас ваша цель – выйти из ситуации с наименьшими потерями, а не победить в схватке;
  • при первой реальной возможности пытайтесь рвануть сквозь брешь и резко оторваться от преступников ( сто первый приём самбо).

       Может произойти так, что вас ввяжут в драку. Помните: уличная драка – это борьба за себя без правил. Значит, здесь уместны любые способы защиты. Есть под рукой камень – берите и бейте им, попалась штакетина, палка, горсть песка – всё пойдёт вам на пользу. Главное в драке – не упасть. Если случилось, что вас повалили – свернитесь в клубок, закрывая ладонями голову, локти прижмите к туловищу. Так вы хоть на немного ослабите силу ударов ногами.

       Средствами самозащиты сейчас полны наши магазины. Из легальных и наиболее доступных являются газовые пистолеты и баллончики, электрошокеры.

       При покупке газового оружия и баллончиков внимательно ознакомьтесь синструкцией по их хранению и пользованию. Советуем вам вначале потренироваться быстро доставать эти предметы самообороны, приводить их в рабочее состояние и использовать так, чтобы струя газа не попала бы в вас. Помните: на пьяных, наркоманов действие газа не так эффективно. Если в дверь вашей квартиры рвется преступники, закройте дверь на цепочку, наберите побольше воздуха и применяйте газовый баллончик. После этого сразу уходите в другую комнату, лучше в ту, где есть телефон, или на балкон, откуда вы вызовите помощь, попросите помощи у соседей.

  1. Практикум ( отработка рекомендаций по профилактике личной безопасности подростков).

  Ситуация 1. Ограбление квартиры ( жилища, дачи и т. д) в вашем присутствии.

В последние годы значительно возросли случаи проникновения преступников в жилища граждан. Однако,  если раньше это были в основном «домушники», которые никогда не входили в помещение с людьми, то современные преступники зачастую не останавливаются ни перед чем. Это необходимо не только знать, но и обязательно учитывать, если вы оказались в подобной ситуации ( тем более, что в указанное время, с 9.00 до 17.00, именно дети чаще всего одни бываю дома). В общем плане ваше поведение должно соответствовать рекомендациям , содержащимся в разделе «Заложник и личная безопасность». Вместе с тем имеются и отличия. Так, например, если вторжение произошло в теплое время года, а одна из комнат вашей квартиры имеет выход на лоджию или балкон, который в свою очередь соединен с соседским, то можно попытаться (но с точным расчетом) выбежать туда, чтобы скрыться и/или позвать на помощь.

В случае, если в квартире имеется закрывающееся изнутри (но достаточно надежно) и/или с окном помещение, то можно попытаться также позвать на помощь. Однако, если ни один из вариантов не кажется вам достаточно надежным, то лучше не рисковать напрасно, то есть не оказывать сопротивления. Более того, следует отвечать на вопросы грабителей (если таковые будут), когда вам известны ответы, в том числе относительно конкретных вещей, ценностей и т. д. После ухода грабителей, если вы будете в состоянии что-то сделать, вызовите милицию. До прихода ее представителей хорошенько закройте (если замок сломан, то как-то забаррикадируйте входную дверь), а главное – постарайтесь ни к чему не притрагиваться и ничего не менять в квартире.

Ситуация 2.  О ношении и применении оружия(холодного, газового, огнестрельного).

Не секрет, что отдельные подростки постоянно или часто носят при себе какое-нибудь оружие, мотивируя это желанием обезопасить себя от любых напастей(неприятностей). Немало, как показатели выборочные опросы, и подростков (в том числе девочек) , которые хотели бы иметь оружие (в основном-

Газовое )для личной безопасности. Однако опыт (не говоря уже о законе, который

Запрещает ношение оружия )свидетельствует ,что наличие оружия в большинстве случаев скорее увеличивает опасность, чем гарантирует безопасность .Во-первых, при возникновении конфликта, особенно острого(критическая ситуация),очень нелегко удержаться от соблазна его использовать, а если человек не вооружён , то у него есть варианты  выхода из опасной ситуации без кровопролития. В-третьих, оружием(любым )нужно иметь грамотно пользоваться . В противном случае , особенно если перед вами более опытный человек, а тем более отпетый уголовник , оно может быть легко отобрано (выбито из рук и т.п.) и даже использовано против вас. В – четвертых , если в случае конфликта соперник увидит в ваших руках оружие, то его агрессивность, скорее всего, возрастет, и еще не известно, как как все обернется.

Ситуация  3. О применении различных видов боевых искусств, бокс, самбо и т.д.

Хотя в последние годы «мода» на увлечение боевыми искусствами проходит, ещё многие надеются их применить при самозащите. Однако, как  правило, это опасный самообман, нередко приводящий к тяжёлому исходу, особенно при оказании сопротивления вооружённому  сопернику.

        Следует твёрдо уяснить: отличное знание и обработка того или иного приёма, что бывает крайне редко, далеко не всегда приводят к победе, особенно если противников два или более. Поэтому лучший метод – это избежать любыми способами конфликтной ситуации. Из сказанного, тем не менее, не следует, что не надо изучать различные приёмы самообороны. Просто применять их следует осторожно, а главное – не переоценивать своих возможностей и реально оценивать противника.

Ситуация 4. Нападение насильника.

В дополнение к имеющимся методам профилактики нападения насильников необходимо учитывать, во первых, то, что насильник, как правило психологически готов к сопротивлению и это его ещё больше возбуждает, активизирует действия, повышает агрессивность и т.д. Поэтому необходимо сделать что-нибудь неординарное, чтобы сбить его с толку. Например, заговорить с ним, заявить, например, что вы больны какой-нибудь болезнью, отвлечь внимание: сделать что-либо такое, что явно отобьёт у него желание продолжить свои действия – вызвать у себя рвоту, начать справлять свои естественные надобности и т.п.

        Во вторых, если вы основательно владеете каким-либо приёмом самообороны, то примените её. Будьте крайне осмотрительны в оценке цели насильника, его личности, действий, так как иногда пассивность, наоборот может спасти вашу честь и/или жизнь, а активность – стоит здоровья.

Ситуация 5. Что делать, если вам угрожают.

        Угрозы бываю разные. Если угрожают оружием – ножом или пистолетом, то совет один – не рискуйте, то есть, не оказывайте сопротивление, особенно если нападающий не один. Ситуации, когда вас хотели убить, на практике встречаются редко, поэтому не дразните судьбу. Лучше проявите хладнокровие и сдержанность, хорошо запомните приметы нападающих (нападающего), чтобы помочь полиции задержать их. К подобной  ситуации следует отнестись самым серьёзным образом и при всех возможных сомнениях, толках и предубеждениях поделиться своей проблемой со старшими, с теми, кому вы доверяете, а если таковых нет – обратиться в правоохранительные органы по месту жительства.

  1. Итог урока.

 Анкетирование.

Домашнее задание: Какие недостатки имеет газовый баллончик как оружие самозащиты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

план-конспектЧрезвычайные ситуации криминогенного характера.Уголовная ответственность несовершеннолетних.»...

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

план-конспектЧрезвычайные ситуации криминогенного характера.Уголовная ответственность несовершеннолетних.»...

План конспект урока по ОБЖ в 5 классе по теме "Чрезвычайные ситуации криминогенного характера"

Урок о правилах поведения детей в случае возникновения чрезвычайной ситуации...

Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.

Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...

Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

План открытого урока по теме: "Действия в ситуациях криминогенного характера при угрозе террористического акта."

В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ВСЕ ЭАПЫ ОТКРЫТОГО УРОКА. ОСОБЕННОСТЬ УРОКА-СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ. В ПЛАНЕ ОТКРЫТОГО УРОКА ЕСТЬ ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ НА УРОКЕ....