Урок деятельностного типа в курсе ОБЖ
методическая разработка по обж на тему

Пономарёва Любовь Васильевна

Формирование Ууниверсальных учебных действий на разных стадиях  урока ОБЖ.

Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_deyatelnostnogo_tipa_docx.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок деятельностного типа в курсе ОБЖ

Пономарёва Любовь Васильевна,

ГБОУ СОШ №264 Кировского района Санкт-Петербурга

Геополитические изменения, происходящие в современном мире, ускорение темпов развития, переход в новое информационное общество, возрастание масштабов и темпов техногенной деятельности, обострение социальных и экономических проблем, увеличение частоты стихийных бедствий и терроризма на одно из первых мест ставят проблемы связанные с обеспечением безопасности населения и сохранения окружающей среды.

Сложившаяся ситуация становится активной и востребованной в преподавании курса ОБЖ в школе, так как жизненную важность приобрело решение проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Современному обществу нужны эрудированные, компетентные, коммуникабельные люди, умеющие общаться и способные справиться с растущими угрозами и проблемами обеспечения безопасности человека и человечества.

Перед учителем ОБЖ встаёт задача дать ребёнку такой уровень знаний и умений, который позволит ему идти, по дороге жизни уверенно, не боясь.

А в то же время стало важным в обучении раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.

Главной задачей, обозначенной в новых стандартах, является развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны

Поэтому для реализации этих целей и задач произошли изменения в самой системе образования. Предъявляются новые требования к качеству обучения, которые обуславливают необходимость поиска новых подходов. 

«В наше время наблюдается тенденция к замене парадигмы «человека знающего» (т. е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться…»[Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы. // Философия образования. Серия “Symposium”, Выпуск 23. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. . C.336-340.]

На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

«При использовании активных методов обучения  меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека….» [3,с.165].

«Термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах».[1,с.102]

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.[2,с.212 ]

На мой взгляд, большинство активных методов обучения имеют многофункциональное значение в учебном процессе, особенно в курсе ОБЖ. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта, использование которых обеспечивает выполнение требований ФГОС.

Основным видом деятельности становиться отработка УУД. Надо отметить, что важным становиться развитие личностных, метапредметных и предметных УУД.

Личностные УУД – это усвоение и соблюдение правил безопасного поведения; готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.

Изменяются приоритеты развития, среди которых метапредметные дают возможность овладеть приёмами действий и способами применения средств защиты в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера; сформировать и развить мышление безопасной жизнедеятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать; самостоятельно определять цели и задачи.

        Предметные – развивают умение предвидеть возникновение опасных и ЧС и применять полученные знания на практике.

        Как и прежде «Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы…..Современный урок должен соответствовать запросам государства, …. Отвечать качественным характеристикам современного образования…», пишет И.В Муштавинская в методическом пособии «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.

Стали использоваться новые модели урока, связанные с различными технологиями.

Однако, при изучении нового материала в курсе ОБЖ, я использую уроки деятельностной направленности.

Например, первый этап это формулирование целей. Чтобы подвести к теме урока я предлагаю, например, на уроке 5 класса в теме «Пожар» решить ребусы и определить ключевые слова: огонь, дым, пожар; на уроке 7класса по теме «Землетрясения» рассмотреть фотографии последствий землетрясений, а на уроке 11 класса по теме «Ритуалы вооружённых сил» просмотреть видео с фрагментами воинских ритуалов (поднятие флага, награждение, вручение знамени). Цель урока обсуждается и формулируется в диалоге с учениками. Определяются задачи и план урока, что развивает самостоятельность и формирует умения планировать учебные действия.

В основе информационного обеспечения, которое поможет в открытии нового знания, я использую различные источники информации. Так, работая в группах, на уроке 6 класса по теме «Беда на воде», учащиеся читают отрывок из рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» о спасении друга при утоплении во время рыбалки, выдвигают гипотезы, выбирают способы решения задачи, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают свои решения с рекомендациями действий, предложенным автором учебника или спасателями на сайте МЧС. Это позволяет формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и закладывает основы нравственного поведения, что формирует личностные УУД.

Решая проблему классификации ЧС техногенного характера на уроке в 8 классе по теме «ЧС техногенного характера», работая в парах, учащиеся работают с таблицами, графиками и статистическими данными, осваивая, таким образом, логические действия сравнения, анализа, обобщения и классификации, что стимулирует познавательную деятельность и развивает метапредметные компетенции.

        На этапе закрепления новых знаний, работая самостоятельно или в парах, учащиеся выполняют задания на выбор (базовый или повышенный уровень). Например, в 7 классе изучая тему «Переломы», на базовом уровне: задание «Выделить соответствующие признаки перелома»; на повышенном уровне решают ситуационную задачу: обсуждают, что надо сделать и в какой последовательности. Обязательно проводят само и взаимопроверку и учатся оценивать свои учебные действия и понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Учащиеся осмысливают возможность применения нового знания в практической жизненной ситуации. В результате формируется целостный и социально-ориентированный взгляд на мир.

         Заключительным этапом урока, который представляет определённую сложность  для учителей на уроке деятельностного типа, я использую рефлексию, хотя она может быть применима на любом этапе урока. Я стараюсь создать условия для анализа результатов работы и процесса деятельности учащихся. Для этого, на мой взгляд, прекрасно подходит приём неоконченного предложения:

деятельности

содержания

настроения

У меня получилось…

Я научился

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял что…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Было интересно…

Меня удивило…

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось…

Моё настроение…

Заставил задуматься…

Навел на размышления…

Могу похвалить своих одноклассников…

Можно также использовать заранее заготовленный лист рефлексии:

Ф.И.________________________________________

  1. Для меня самым главным на занятии было __________, потому что ____________
  2. Удалось ли решить поставленную задачу ______________
  3. Материал урока мне был ___________
  4. Смогли ли вы выполнить задания самостоятельно:
            Задание 1 __________
            Задание 2 __________
            Задание 3 __________
  5. Требовалась ли вам помощь: Учителя ________  Соседа по парте__________
  6. Теперь я понял, что ______________________________________
  7. Теперь я могу (попробую) _____________________________
  8. Меня удивило (взволновало, стало открытием …)___________________
  9. Больше всего мне понравилось _____________________
  10. На семинаре мне было _____________________________
  11. Оцените свою работу по пятибалльный системе ____________

Учащиеся фиксируют, удалось ли выполнить поставленные задачи, насколько умело и хорошо они действовали на уроке, как чувствовали и ощущали себя, что с их точки зрения было главным, что нового узнали, как сотрудничали и т.п. А на уроке 9класса по теме «Международное гуманитарное право», учащиеся пишут синквейн, в котором каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например:

Геноцид

Жестокий, безжалостный,

Губит, убивает, истребляет

Массовое уничтожение людей,

Холокост.

Таким образом, учащиеся осмысляют личностные результаты урока и намечают дальнейшие цели деятельности, развивая регулятивные УУД.

Особое значение приобретает прозрачность и понятность подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты.

        Разработка уроков деятельностного типа для учителей всегда остаётся актуальной. Требует, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности учебный процесс был организован на основе сотрудничества с учащимися. Таким образом, чтобы обеспечить достижения личностных, метапредметных, предметных результатов, освоения основных образовательных программ.

В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учащихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам развития личности учеников, формирует навыки безопасного поведения, повышает качество образования.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
  2. Сластенин, В.А.  Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  3. Кукушин, В. С.   Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Сравнение традиционного урока и урока деятельностного типа

Сравнение  традиционного  урока  и  урока  деятельностного типа...

Применение технологии деятельностного типа на уроках математики. Уроки рефлексии и развивающего контроля.

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа...