"Что стоит за словом "Удовольствие?"
методическая разработка по обж на тему

Цели: завоевать доверие подростков, дать знания по проблеме сохранения здоровья, научить критически мыслить, делать осознанный выбор; помочь понять, что каждый человек несёт ответственность за свою жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_stoit_za_slovom_udovolstvie.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: завоевать доверие подростков, дать знания по проблеме сохранения здоровья, научить критически мыслить, делать осознанный выбор; помочь понять, что каждый человек несёт ответственность за свою жизнь.

Оборудование: ноутбук, мультипроэктор

Ход занятия:

Вводная беседа с воспитанниками.

  • Кто из вас хочет быть здоровым и почему?
  • Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы ваши будущие дети?
  • От чего зависит здоровье человеке?
  • Что такое ответственное поведение?
  • Может ли человек влиять на своё здоровье? Благополучие? Счастливое будущее?
  • Что нужно делать сейчас, чтобы стало меньше курильщиков, наркоманов, алкоголиков?

Ведущий. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое. Оно является делом не только личным, но и общественным.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов или болезней.

Слайд №1

 Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». А такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведёт человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о собственном здоровье.

      Сегодня мы поговорим с вами, что же стоит за этим сладким словом «Удовольствие» Слайд №2. Название занятия.

   Известно, что люди очень чувствительны к физическому удовольствию. Многие плохо переносят любые виды страданий. Естественно, что человек старается избежать страданий. А вот к поиску различного вида удовольствий он, наоборот, стремится. Те люди, у которых цель жизни сводится к погоне за удовольствиями, рискуют не только стать людьми, не понявшими истинные ценности жизни, но и попасть в полную зависимость от этих удовольствий. И особенно опасно, если это окажутся сомнительные удовольствия. Приобщение к ним (курение, употребление алкоголя, наркотиков ) порождает вредные привычки. А они со временем перерастают в болезненные потребности. Так начинается деградация личности, так общество теряет своих работоспособных членов, семьи родных и близких, дети остаются без родителей, а сам человек теряет всё то хорошее, что ассоциируется со словом «ЖИЗНЬ».

Слайд №3

Упражнение - игра «Этапы взросления»

Уровень зрелости человека определяется его отношением к окружающему миру.

Для проведения игры необходимы три коробки с надписями: Детство, Юность, Зрелость.

Учащимся раздаются карточки с утверждениями:

  • Я делаю то, что хочу;
  • Мои жизненные потребности обеспечиваются другими людьми;
  • Я делаю то, что нужно и полезно мне;
  • Я многое понимаю, но мне не хватает опыта;
  • Я сознаю свою ответственность за других;
  • Я делаю то, что полезно для меня и для других;
  • Я несу ответственность за всё, что я делаю;
  • Я в состоянии нести ответственность за поступки других;
  • Я желаю добра другому человеку и могу отличить настоящее от показного;
  • Ради чувства собственной безопасности я нуждаюсь в поддержке другого человека;
  • я могу понять чувства другого человека и вникнуть в его ситуацию

Воспитатель: - Я предлагаю вам кратко выразить своё мнение об ответственности

Слайд № 4

Вам надо закончить предложения:

  • Быть ответственным для меня означает…
  • Безответственные люди - это…
  • Свою ответственность по отношению к другим людям я проявляю через…
  • Ответственного человека я узнаю по…
  • Быть ответственным по отношению к самому себе - это…
  • Я несу ответственность за…

Слайд № 5

Как научиться делать правильный выбор?

По отношению к окружающим всех людей можно разделить на три типа» адекватный, пассивный и агрессивный.

Адекватный человек:

  • Уверен в себе, имеет чувство собственного достоинства;
  • Уважает окружающих;
  • В разговоре активно высказывается;
  • Свободно выражает положительные и отрицательные эмоции; отстаивает свою точку зрения, не подавляя других.

Пассивный человек:

  • Ставит других выше себя;
  • В разговоре соглашается с чужим мнением;
  • Промолчит, если что – то не понравится;
  • Легко поддаётся уговорам и уступает себе во вред.

Агрессивный человек:

  • Ставит себя выше других;
  • Не считается с чужим мнением;
  • В разговоре стремиться подавить собеседника, навязывая свою точку зрения;
  • Добивается своего за счёт других.

В разных ситуациях нас могут заставить делать то, чего мы не хотим. Нередко это связано с риском для здоровья (попробовать наркотики, алкоголь, вступить в половую связь). Пассивный человек не может самостоятельно принять решение. Он лёгкая добыча для агрессивного. Агрессивными могут быть не только люди, но и СМИ, например реклама. Умение отстаивать свою точку зрения начинается с выработки уверенности в себе.

Слайд № 6

Если вы ощущаете, что вас хотят заставить сделать что – то против вашей воли, то:

  • Постарайтесь понять, что нужно собеседнику;
  • Выскажите своё отношение;
  • Не бойтесь аргументировать своё несогласие;
  • Не стесняйтесь обратиться за поддержкой к другим.

Умение отказать или сказать «нет» вовсе не означает быть трусом. Своим отказом (тем более аргументированным) вы только подчеркиваете свою самостоятельность. Таков ваш выбор. Не стоит думать, что отказ – это обязательно обида или грубость. Можно остаться вежливым и доброжелательным, говоря «нет».

Все люди, несмотря на свою уникальность , имеют - таки немало общего. Среди прочего - желание доброго отношения к себе и потребность быть выслушанным. Об этом важно помнить в тех случаях, когда мы хотим отстоять свою точку зрения. Проведём небольшой тренинг. Допустим, приятель пытается заставить вас сделать то, чего вам не хочется.

Слайд № 7

 Алгоритм ваших действий:

  • Дайте ему понять, что ваше отрицательное отношение связано не с ним, а с тем, о чём он говорит;
  • Изложите своё видение проблемы и её решение;
  • Выясните мнение вашего приятеля по поводу вашего решения;
  • Отреагируйте на его слова , поблагодарив.

Можно предложить учащимся придумать небольшой сценарий на основе данного алгоритма и разыграть его.

Говорят, человека никогда не будут любить, если он не рискнёт «побыть нелюбимым», т. е. в какой – то ситуации противостоять другим. Вы должны быть уверены в том, что всегда имеете право на отказ, на своё мнение. Сделать это порой бывает сложно, если на тебя давит группа единомышленников. К тому же случается, что и в такой компании попадаются неплохие ребята, с которыми тебе хотелось бы поддержать отношения. В этом случае сказать нет ещё труднее. Но когда ты осознаешь, что у них свои порядки, взгляды на жизнь и свои ценности и что когда - нибудь тебе придётся взяться за рюмку или попробовать марихуану, а тебе это ни к чему (у тебя в жизни другие цели и вкусы), то в этом случае выход один: сказать нет и уйти из компании. В жизни достаточно славных людей, с которыми ты встретишься, если оставишь этих.

Слайд № 8

Варианты отказа

- Можно уйти под любым предлогом;

- можно уйти незаметно;

- сказать «спасибо, нет»;

- сказать «не позволяет здоровье»;

- «я принимаю лекарства»;

- «спешу на тренировку»

- «я пробовал, мне не понравились;

- «у меня другие цели в жизни»

Слайд № 9

Рефлексия

- Сегодня мы с вами разобрались в некоторых понятиях и приобрели некоторый жизненный опыт.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Как вы будете использовать полученный опыт в своей повседневной жизни?

- Какие ещё проблемы вы бы хотели обсудить на таких наших встречах?