РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Артемьев Анатолий Валентинович

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по ОБЖ 10 класс225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кагальницкий район, с. Новобатайск

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Новобатайская средняя общеобразовательная школа №9

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №        9

Приказ от ___________ № ___        

Подпись руководителя ___________        

Даций Г.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Основам безопасности жизнедеятельности

Уровень общего образования (класс)  основное общее образование 10 класс

Количество часов: в 10 «А», «Б» 33 ч.

Учитель: Артемьев Анатолий Валентинович.

Программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев),

Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности».10 класс В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад.наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». Москва 2009.- 223 с.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007.

    Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ - 3 часа.

    В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных
законов:

- «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • «Об охране окружающей природной среды»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О гражданской обороне»;
  • «Об обороне»;
  • «0 воинской обязанности и военной службе»;
  • «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
  • государственная система обеспечения безопасности населения;
  • основы обороны государства и воинская обязанность.

Цели: 

 • овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

 • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире.

 • воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 • подготовка юношей к защите Отечества;

Задачи:

 • приобретения практических умений и теоретических знаний;

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

 • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора. В ходе преподавания ОБЖ следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:

• решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

• исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений.

• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии

В содержание рабочей программы включен материал по изучению обучающимися  Правил дорожного движения.

Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.

Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, ИКТ, практические работы, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная;         виды и формы контроля — тесты, зачеты.  

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

По рабочей образовательной программе в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком  МБОУ Новобатайская  СОШ №9 на 2018 -2019 гг. отведено – в 10 «А» и «Б» классе 33ч.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

6

2

 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

7

3

Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни.

2

4

Основы здорового образа жизни.

4

5

Основы  обороны государства.  

4

6

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

3

7

Символы воинской чести.

3

8

Основы военной службы.

7


Календарно-тематическое планирование курса ОБЖ

10 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

час

Элементы содержания

Дата

план

Дата

факт

Методы достижения оценки учащихся (к/р, тесты, проекты, исслед. проекты).

Вид контроля.

1

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

1

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила ориентирования на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием.

Оборудование временного жилища, добыча огня

01.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальный опрос

презентация

2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.

       08.09

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте.

Уголовная

15.09

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

1

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника

22.09

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

5

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

1

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

29.09

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

6

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

 Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера»,

06.10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

7

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

1

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления   и органы управления гражданской обороной

13.10

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

8

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

20.10

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

9

Оповещение

и информирование населения

об опасностях, возникающих

в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

10.11

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

10

Организация  инженерной  защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

17.11

Решение ситуационных задач

Презентация

11

Средства индивидуальной защиты

1

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

24.11

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

12

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных

ситуаций

1

Предназначение аварийно-спасательных и других  неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

01.12

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

13

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

1

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

08.12

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

14

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой

деятельности

1

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества

15.12

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

15

Основные инфекционные заболевания, их профилактика

1

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

22.12

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

16

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.

1

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

29.12

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

17

Основные составляющие здорового образа жизни

1

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирования духовных качеств

12.01

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

18

Биологические ритмы

1

Основные понятия о биологических ритмах организм

19.01

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

19

Влияние биологических ритмов  на работоспособность человека

1

Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов  при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения  уровня работоспособности

  26.01

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

Презентация

20

Значение двигательной активности и закаливания организма

для здоровья человека

1

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья

02.02

Комбинированный урок.

Тест (15 мин)

Презентация

21

Вредные привычки, их влияние на здоровье

1

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя  на здоровье  и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье

09.02

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

Презентация

22

Профилактика вредных

привычек

1

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

16.02

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

Презентация

23

 История создания Вооруженных Сил России

1

Конституция РФ и Федеральный закон имеют верховенство на территории нашего государства.

02.03

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

24

Организационная структура Вооруженных Сил России

1

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в Сухопутные войска

09.03

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

25

Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

1

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии

16.03

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

26

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

1

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны.

Руководство и управление Вооруженными Силами.

Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и основное содержание

06.04

Комбинированный урок.

Тест (15 мин)

Презентация

27

Другие войска, их состав и предназначение

1

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны,  их состав и предназначение

13.04

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

28

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества

1

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего – защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг

20.04

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

29

Памяти поколений – дни воинской славы России.

1

Дни воинской славы –Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России

27.04

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

30

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

04.05

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

31

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

1

Боевое Знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания

11.05

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

32

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза,

Герой Российской Федерации

18.05

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

33

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы  военнослужащих, уволенных в запас или отставку

25.05

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Итого:

33


План проведения пятидневных учебных сборов юношей 10 классов.

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

План

факт

1.

Основы подготовки гражданина к военной службе.

Начальная военная подготовка в войсках.

1

2.

Размещение и быт военнослужащих. Содержание помещений. Распорядок дня воинской части. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка. Часы занятий, завтрак, обед, ужин. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.

3

3.

Суточный наряд и его обязанности. Назначение и состав суточного наряда. Подготовка суточного наряда. Обязанности лиц суточного наряда.

4

4.

Организация караульной службы. Назначение и задачи караульной службы. Наряд караулов и подготовка караулов. Часовой и его обязанности. Пост.

4

5.

Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия. Строи отделения, взвода и роты. Движение походным и строевым шагом в составе отделения и взвода. Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.

4

6.

Огневая подготовка. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Автомат Калашникова: тренировка и выполнение норматива по неполной разборке и сборке АК-74. Приёмы и правила ведения огня. Меры безопасности при проведении стрельб. Практическая стрельба из пневматической винтовки.

11

7.

Тактическая подготовка. Действия солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижения в бою и порядок их выполнения. Способы передвижения на поле боя. Выбор и занятие места для стрельбы, оборудование и маскировка окопа для стрельбы лёжа. Преодоление препятствий и заграждений.

3

8.

Медицинская подготовка. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах на поле боя.

2

9.

Радиационная, химическая и биологическая защита. Приёмы и способы индивидуальной защиты. Преодоление участка местности, заражённого радиоактивными веществами.

3

10.

Физическая подготовка. Разучивание и выполнение упражнений комплекса утренней гимнастики. Выполнение упражнений на спортивных снарядах. Сдача нормативов: бег на 100 м, кросс 1 км, метание гранаты (700 г), подтягивание на перекладине.

5

Всего

40

Содержание тем учебного курса

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (6 ч)

         1.1. Автономное пребывание человека в природной среде. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.2.Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях и при угрозе террористического акта. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.3.        Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Возраст с которого начинается уголовная ответственность.

       1.4.Правила поведения в условиях  чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

1.5.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи.        Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

1.6.Законы Российской Федерации по обеспечению безопасности.

2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.(7 ч)

      2.1.Гражданская оборона. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны России.

2.2.Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения..

2.3.Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайной ситуациях военного и мирного времени.

       2.4.Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

2.5.Средства индивидуальной защиты.

2.6.Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

2.7.Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

3. Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни. (2 ч)

 3.1Сохранение и укрепление здоровья важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2.Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактики. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни. (4 ч)

4.1.Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2.Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3.Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

4.4.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании

5. Основы  военной службы.  (4 ч)

5.1.История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв., Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

5.2. Организационная структура  Вооруженных Сил Российской Федерации.  Виды и  рода  войск  Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

5.3. Функции и основные задачи Вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

5.4.Войска и военные формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил России.

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.(3 ч)

6.1.        Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

6.2.        Память поколений — дни воинской славы России. Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3.Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

7. Символы воинской чести. (3 ч)

7.1 . Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

7.2 . Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

8.Основы военной службы. (4 ч)

8.1.Основы подготовки граждан к военной службе.

8.2.Размещение и быт военнослужащих.

8.3.Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

8.4.Организация караульной службы, обязанности часового.

8.5.Строевая подготовка.

8.6.Огневая подготовка.

8.7.Тактическая подготовка.

Требования к уровню подготовки  обучающихся.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
  • нормы международного гуманитарного права;
  • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • классы сходных воинских должностей;
  • общие требования к безопасности военной службы;
  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  •  Программа по курсу ОБЖ:  авторы  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004.

Материально-техническое обеспечение


1. Учебно-методическая литература.
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
3. Средства программного обучения и контроля знаний.
4. Стенды, плакаты.
5. Средства индивидуальной защиты.
6. Аудиовизуальные пособия.

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Список основной литературы:

1.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

2.Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2009;

3.Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

4.Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

5.Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

6.Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

7.Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Список дополнительной литературы:

1.Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3.Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4.Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5.Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6.На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

СОГЛАСОВАНО                                                                    

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО ___________________________________

МБОУ СОШ № ____

от ________________ 20____ года

________________ Санина Е.В.

Подпись руководителя ШМО                              Ф.И.О.

Заместитель директора по УВР ______________ Лебедева И.А.

Подпись                                                      Ф.И.О

 ___________________________ 20___ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 11 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена на основе комплексной программы  «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Смирнов А.Т, Хренников ...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...