Кадетское образование в общеобразовательной школе
статья по обж

Кадетский класс реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительные образовательные программы по основам военной службы, музыкальной, хореографической, физической подготовке обучающихся, программы эстетической и общекультурной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadetskoe_obrazovanie.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кадетское образование в МБОУ «Черевковская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черевковская средняя школа» находится в Красноборском районе Архангельской области. В школе обучается около 230 учеников с 1 по 11 классы.

Осенью 2014г. на общем родительском собрании второго и третьего классов и педагогическим советом, при согласовании с Учредителем, было принято решение о перепрофилировании этих классов в кадетские. Было выбрано, исходя из возможностей школы, общевойсковое направление. Сразу же началась подготовительная работа. С ребятами, желающими вступить в кадеты, стали проводиться занятия по строевой подготовке. Заместитель директора по воспитательной работе Щекина Н.А. разработала документацию: положение о кадетском классе (Приложение 1) и воспитательную программу кадетских классов «Я – кадет». Классные руководители и учителя разработали программы кружков. Также была согласована и заказана кадетская форма.

И вот наступил день посвящения в кадеты. 6 февраля 2015 года в торжественной обстановке, в присутствии родителей и официальных гостей, второклассники и третьеклассники произнесли клятву и были приняты в кадеты с вручением кадетских удостоверений.

На данный момент в школе создано 5 кадетских классов (3а, 4, 5, 6 и 7а классы) в которых обучается 61 учащихся. Комплектование кадетского класса осуществляется из числа учащихся школы, на добровольной основе, при наличии письменного согласия родителей (законных представителей). Так же при приёме в кадетский класс администрация общеобразовательного учреждения знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) с Положением о кадетском классе (прописаны права и обязанности кадетов, родителей и педагогов) и документами, правоустанавливающими и регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения и кадетского класса.

Кадетский класс реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительные образовательные программы по основам военной службы, музыкальной, хореографической, физической подготовке обучающихся, программы эстетической и общекультурной направленности.

 Основными целями деятельности кадетского класса являются: интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской и военной службы. 

По организационной структуре кадетский класс представляет собой кадетский взвод, который может подразделяться на отделения. Из числа наиболее авторитетных и дисциплинированных обучающихся назначаются командир взвода и командиры отделений.

Организация образовательного процесса в кадетском классе осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий. Распорядок дня кадетского класса включает в себя учебные занятия и внеурочную деятельность.

В первой половине дня кадеты получают общее образование, но в отличие от других учащихся школы, они носят форму установленного образца, которая приобретается за счёт средств родителей (законных представителей) и имеют специальную символику (значок, шеврон).

 Учебные занятия у кадет начинаются с рапорта дежурного о готовности класса к уроку (Приложение 2), что оказывает влияние на воспитание дисциплинированности ребят.

Для кадет предусмотрен второй горячий обед в школьной столовой. Организация питания учащихся кадетских классов возложена на школу, а финансирование расходов на питания осуществляется за счёт средств родителей (законных представителей) учащихся.

После учебных занятий ребята получают дополнительное образование на кружках и секциях различной направленности. Первый кружок обязателен для посещения всеми кадетами. На втором часу каждый кадет самостоятельно выбирает кружок или спортивную секцию из тех которые проводятся в школе. Таким образом, каждый кадет имеет право выбора и может заниматься именно в том кружке, где он сможет максимально проявить свои таланты.

Каждый учебный год кружки в классах меняются. Неизмененными остаются занятия по ОБЖ (на которых ребята учатся действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь, изучают основы военной службы, практикуются в стрельбе и обращению с оружием, получают навыки туризма) и строевая подготовка.

В 2018-2019 учебном году ведутся следующие кружки: военно – спортивная подготовка, танцевальный, юный инспектор дорожного движения, история Великой Отечественной войны, художественная школа, эрудит. Самостоятельно выбирают спортивную секцию: баскетбол, футбол, волейбол, лыжи, спортивные игры.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в кадетских классах строится и на сотрудничестве с различными организациями Красноборского района:  

МУК «Черевковский центр культуры»

 СП «ЦДО детей»,

СП «Клуб Карусель»,

МБОУ ДОД «ДШИ имени С.Л. Сметанина»

Красноборская межпоселенческая центральная библиотека (филиал с.Черевково)

ГИБДД

В течение целого дня кадеты находятся под присмотром. Развиваются как духовно, так и физически. Укрепляют здоровье. Учатся организовывать свое время.

Управление кадетским классом строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формой самоуправления является совет класса. Каждый кадетский класс самостоятельно выбирает командира. Непосредственное управление кадетским классом осуществляет классный руководитель, который несёт ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и Уставом общеобразовательного учреждения.

С 2017/18 учебного года, для выявления и поощрения наиболее активных и наиболее успешных в обучении ребят, были введены кадетские книжки, где отмечаются все мероприятия, конкурсы, олимпиады и соревнования, в которых участвовал кадет, а также результаты участия. Для каждого уровня мероприятия и результата разработана своя система баллов. В конце учебного года подсчитывается общее количество баллов, которые набрал кадет. Дети, набравшие определенное количество баллов (необходимое количество определяется после подсчета баллов у всех кадет) получают грамоту и значок.

Система мероприятии проводимых кадетскими классами представляет комплекс мероприятий, распределенных по месяцам на основе ежегодного плана воспитательных мероприятий школы и воспитательной программы для кадетских классов, разрабатываемых в начале учебного года, предусматривает их обновление и дополнение.

Учащиеся кадетских классов принимают самое активное участие в школьных, поселенческих, районных, межрайонных, областных мероприятиях, конкурсах и соревнованиях, а также в мероприятиях, проводимых для кадетских классов, где регулярно занимают призовые места.

Традиционными мероприятиями для кадетов в школе стали: интеллектуальный турнир (каждый год тема и форма проведения меняется), смотр строя и песни, военно-спортивная игра «Морпех», пулевая стрельба, почетный караул и вынос флага и Знамя Победы 9 мая, участие в митинге 9 мая, военизированная эстафета, конкурс исполнения песни. 

За обучающимися кадетского класса сохраняется право перевода для дальнейшего обучения в соответствующий общеобразовательный класс на основании письменного заявления родителей (законных представителей). Отчисление из кадетского класса может производиться только по заявлению родителей (законных представителей) в случае:

- по состоянию здоровья кадета;

- за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения учебной и трудовой дисциплины кадета.

 При отсутствии параллели, а обучающийся не хочет получать кадетское образование, то он продолжает обучается в данном классе, но не получает дополнительное образование и не посещает мероприятия для кадетских классов. При этом данный обучающийся, по желанию, может свободно посещать любой кружок или мероприятие для кадетских классов.  

В последние годы кадетское обучение и воспитание стало популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.

Кадетское образование способствует формированию и развитию у учащихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, воспитанию важнейших духовно-нравственных ценностей и раскрытию творческого потенциала учащихся.

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «Черевковская СШ»                                               Кузнецовский И.В. 

                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Положение о кадетском классе

МБОУ «Черевковская средняя школа».

I. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законом Архангельской области от 22.02.2013 № 615-37-ОЗ (ред. от 02.07.2013) «О кадетском образовании в Архангельской области», в соответствии с Уставом МБОУ «Черевковская средняя школа».

1.2. Положение регулирует деятельность кадетских классов в МБОУ «Черевковская средняя школа».

1.3. Основные цели деятельности кадетского класса: интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской и военной службы.

1.4. Кадетский класс организационно является структурной единицей МБОУ «Черевковская средняя школа», имеющей специальный учебно-воспитательный план, специфические учебно-воспитательные и социальные задачи и внутреннюю организацию деятельности.

1.5. Кадетский класс реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего  общего образования и дополнительные образовательные программы по основам военной службы, музыкальной, хореографической, физической подготовке обучающихся, программы эстетической и общекультурной направленности.

1.6.Организация питания учащихся кадетских классов возлагается на МБОУ «Черевковская средняя школа». Финансирование расходов на организацию питания осуществляется за счёт средств родителей (законных представителей) учащихся.

1.7. Медицинское обслуживание учащихся кадетских классов осуществляется в соответствии с уставом МБОУ «Черевковская средняя школа».

1.8. Кадетский класс в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Архангельской области и органов местного самоуправления, Уставом МБОУ «Черевковская средняя школа», настоящим Положением.

  • При приёме в кадетский класс администрация общеобразовательного учреждения обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей)  с настоящим Положением и документами, правоустанавливающими и регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения и кадетского класса.

II. Организация деятельности кадетского класса.

2 .1. Кадетский класс открывается на основании решения педагогического совета, согласованного с Учредителем, при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, военной и физической подготовки охраны жизни и здоровья обучающихся.

2.2. Комплектование кадетского класса осуществляется из числа учащихся, на добровольной основе при наличии письменного согласия родителей (законных представителей).

2.3. Количество обучающихся в кадетском классе определяется в соответствии с учётом санитарных норм  и наличием условий, необходимых для осуществления образовательного процесса по программам, утвержденным для кадетского класса, и не должно превышать 25 человек.

2.4. По организационной структуре кадетский класс представляет собой кадетский взвод, который может подразделяться на отделения. Из числа наиболее авторитетных и дисциплинированных обучающихся назначаются командир взвода и командиры отделений.

2.5. Обучающиеся кадетского класса носят форму установленного образца, которая приобретается за счёт средств родителей (законных представителей) и имеют специальную символику (значок, шеврон).

2.6. Обучающиеся кадетского класса руководствуются Уставом школы и Кодексом чести кадета, принимаемым кадетским собранием общеобразовательного учреждения.

2.7. За обучающимися кадетского класса сохраняется право перевода для дальнейшего обучения в соответствующий общеобразовательный класс на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

2.8. Отчисление учащихся из кадетского класса может производиться только по  заявлению родителей (законных представителей) в случае:

- по состоянию здоровья кадета;

- за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения учебной и трудовой дисциплины кадета.

III. Образовательный процесс в кадетском классе.

3.1. Организация образовательного процесса в кадетском классе осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий. Расписание занятий утверждается приказом директора.

3.2. Обучение учащихся кадетского класса осуществляется педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

Для преподавания профилирующих учебных предметов администрация школы может привлекать совместителей - специалистов других образовательных учреждений и профильных учреждений и организаций на договорных условиях.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся может быть введена ставка педагога дополнительного образования, оплата которого будет производится за счёт средств, предусмотренных фондом оплаты труда работников общеобразовательного учреждения.

3.3. Распорядок дня кадетского класса включает учебные занятия, внеурочную деятельность.

Каждое учебное занятие в кадетском классе начинается с доклада командира взвода по установленной форме.(Приложение 1).

3.4. Контроль за результатами успеваемости, освоением учебного материала осуществляется администрацией общеобразовательного учреждения.

IV. Права и обязанности участников образовательного процесса в кадетском классе.

4.1. Права и обязанности обучающихся кадетских классов:

4.1.1. Обязанностью кадета является:

4.1.1.1. Соблюдать требования Устава общеобразовательного учреждения, настоящего Положения, Кодекса чести кадета.

  • Выполнять решения руководства школы и общешкольного кадетского собрания.
  • Заботиться об авторитете кадетского класса, поддерживать и пропагандировать его деятельность.
  • Проявлять инициативу и активно участвовать в проведении классных, школьных, муниципальных, региональных, общероссийских традиционных и военно-патриотических мероприятий.
  • Соблюдать этические нормы и правила общественного поведения

4.1.1.6. Строго соблюдать учебную дисциплину, не допускать пропуски 
уроков по неуважительным причинам, выполнять в установленный срок все виды заданий по учебным предметам.

4.1.1.7. Постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственному и физическому совершенству.

4.1.2. Обучающийся кадетского класса имеет право:

  • Получать теоретические и практические знания, соответствующие современным требованиям статуса кадетского класса.
  • Посещать все виды учебных занятий, предусмотренных учебным планом, расписанием занятий и распорядком дня.
  • Пользоваться нормативной, инструктивной, учебно-методической документацией; бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой.

4.2. Права и обязанности учителя кадетского класса:

4.2.1. Учитель кадетского класса обязан:

4.2.1.1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

4.2.1.2. Соблюдать весь установленный для кадетского класса (взвода) ритуал начала и окончания урока.

4.2.1.3. Повышать свою профессиональную компетентность.

4.2.1.4. Организовывать дополнительные консультации, пересдачу неудовлетворительных отметок.

4.2.2. Учитель имеет право:

  • Выбирать любые формы организации образовательного процесса, указанные в настоящем Положении
  • Выбирать учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся

4.3. Права и обязанности родителей (законных представителей):

4.3.1. Родители (законные представители) обязаны:

4.3.1.1. Создать благоприятные условия для самоподготовки и самообразования ребёнка.

4.3.1.2. Нести ответственность за обеспечение ребёнка необходимыми 
средствами для успешного обучения и воспитания.

  • Совместно со школой контролировать обучение ребёнка
  • Нести ответственность за ликвидацию пробелов в знаниях ребёнка по учебным предметам

4.3.1.5. Осуществлять взаимодействие с педагогами общеобразовательного учреждения и регулярно посещать родительские собрания.

4.3.2. Родители (законные представители) имеют право:

4.3.2.1. Участвовать в управлении классом через работу в родительском 
комитете и родительском собрании.

4.3.2.2. Защищать законные права и интересы ребёнка.

4.3.2.3. Знакомиться с Уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

4.3.2.4. Получать информацию о поведении кадета, степени освоения им образовательной программы, состоянии здоровья, взаимоотношениях в коллективе.  

V. Управление кадетским классом.

5.1. Управление кадетским классом строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формой самоуправления является совет класса. Порядок выборов органов самоуправления кадетского класса определяется Уставом общеобразовательного учреждения.

5.2. Непосредственное управление кадетским классом осуществляет классный руководитель, который несёт ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и Уставом общеобразовательного учреждения.

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
 

 

«О правилах и нормах поведения кадетов

во время уроков и внеурочных занятий».

 

  1. За пять минут до начала урока кадеты заходят в класс и готовятся к уроку. К началу урока школьные принадлежности (учебник, тетради, ручка и т.д.) должны находиться на парте.

2. По прибытию учителя в класс дежурный по классу, стоя перед классом, командует «Встать! Равняйсь! Смирно!» и докладывает: «Товарищ учитель ___ класс к занятиям по (русскому языку) построен. Присутствуют все (или отсутствуют двое: кадет Попов болен, кадет Петров в санатории.) Дежурный по классу кадет Харитонов».

3. После приветствия учителя «Здравствуйте товарищи кадеты!» кадеты отвечают: «Здравия желаем товарищ учитель».

4. После команды учителя «Вольно. Садитесь!» дежурный дублирует эту команду, и взвод занимает свои места в классе за партами.

5. При обращении учителя: «Товарищ кадет!» кадет должен быстро встать и ответить: «Кадет Харитонов». При обращении «Кадет Попов», быстро встать и ответить «Я!».

6. При командах учителя «К доске!», «Садитесь!», и др. кадет отвечает «Есть!» и выполняет команду.

7. При входе в класс директора, его заместителей, учителей, по команде учителя «Товарищи кадеты!» кадеты встают и принимают строевую стойку.

8. При необходимости выйти из класса кадет поднимает руку и обращается к учителю: «Разрешите обратиться, кадет Петров», «Разрешите выйти». При утвердительном решении отвечает «Есть!» и выходит из класса.

9. Возвращаясь в класс, либо опаздывая кадет должен постучать. Зайдя в класс обращается к учителю «Разрешите войти, кадет Петров». При утвердительном решении отвечает «Есть!» и садится на свое место.

10. После окончания урока по команде учителя «Товарищи кадеты, урок закончен», дежурный с места командует «Класс встать! Вольно, разойдись».

11. На внеурочные занятия: танцевальный, спортивные игры, строевая кадеты обязаны приходить в определённой форме.

12. На уроках и занятиях запрещается:

12.1. Находиться вне класса после звонка на урок.

12.2. Находиться на уроке в головном уборе, не в форме.

12.3. Вставать, перемещаться по классу без разрешения учителя.

12.4. Готовиться к уроку после начала урока.

12.5. Лежать на парте, играть, разговаривать на отвлеченные темы.

13. Удаление кадета с урока рассматривается как чрезвычайное происшествие, и в последствие разбирается на заседании Совета кадетского класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Тема  урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально ...

Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразова...

Оценочные средства, используемые в реализации дополнительного образования в общеобразовательной школе

В статье раскрывается подход к безотметочному оцениванию достижений в реализации дополнительного образования, осуществляемого на базе общеобразовательной школы. Оценочная система охватывает всех участ...

Статья на тему: «Организация инклюзивного образования в общеобразовательных школах»

laquo;Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важ...

Пресс-релиз "ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КаДетство" ГБОУ школа № 589"

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КаДетство» В 2022/2023 учебном году ГБОУ ШКОЛА № 589 ждут перемены. Начинается реализация проекта «КаДетство», основно...