Курсовая работа по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
методическая разработка по обж

Мухарлямов Рамиль Шамилевич

"Применение технологий группового и коллективного взаимодействия обучающихся на уроках обощающего повторения и комплексного применения по предмету ОБЖ", 2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_obzh.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Кировский институт повышения  квалификации и переподготовки

работников образования

КУРСОВАЯ  РАБОТА.

«Применение  технологии  группового и коллективного взаимодействия обучающихся на уроках обобщающего повторения и  комплексного применения по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

        

        

                                                                                                    Работа выполнена

                                                              преподавателем – организатором ОБЖ

МКОУ СОШ имени генерал-лейтенанта В. Г. Асапова                                                                        

с. Калинино Малмыжского района Кировской области                                        

                                                             Мухарлямовым  Рамилем  Шамилевичем

                                                                               

               

                                           

г. Киров

2018 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

                                                                                                                       

1. Проблемы возникновения опыта.                                                                        

3                                                                                                                                                                      

2. Цель и задачи.                                                                            

3-4              

3. Ведущая педагогическая идея и принципы обучения.                                        

4

4.  Методы, способы организации, классификационные параметры технологии.                          

4 -5

5. Положительные моменты применяемой технологии.                                          

                         5    

6. Трудности и недостатки, перспектива данной технологии.                                

5-6

7. Структура урока.

6

8. Технология работы в учебных мини – группах.                                                    

6-7

9. Способы организации, технологический процесс групповой работы.                                                    

7-8

10.Задания для работы в учебных группах.                                                                                                                  

11. Результаты работы.                                                                                                           

12. Литература.                                                                                                                          

8-11

        

                          12

13


1. « ЖИЗНЬ КАЖДОГО ИЗ НАС, НАШ ВНУТРЕННИЙ МИР – ЭТО ЦЕЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ, ПОТЕРЮ КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖНО ВОСПОЛНИТЬ»

      На сегодняшней день в России нет устойчивой, эффективной системы обучения населения навыкам действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Сколько жизней можно было бы спасти, предотвратить аварий и катастроф местного и глобального характера, если бы каждый из нас знал и осмыслил поистине золотые правила безопасности, что любую опасность нужно уметь:

  • предвидеть;
  • по возможности избегать
  • при необходимости четко и правильно действовать.

Опыт и анализ моей работы в системе НПО дает право сделать вывод, что учащиеся зачастую в стенах школы в основном получают информационный материал по курсу ОБЖ и в меньшей степени научены самостоятельно действовать в экстремальных условиях. Вместе с тем можно констатировать, что в последние годы интерес к учебе у обучающихся значительно снизился. Это коснулось и предмета ОБЖ. В настоящее время приходится говорить:

  • о низкой познавательной потребности, что привело к снижению интереса к учебе и приобретению знаний обучающимися;
  • узости мировоззрения;
  • о поверхностном характере мыслительных процессов;
  • об оторванности молодого поколения от природы;
  • о низкой эффективности традиционных форм уроков в реализации развития личности ребенка.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем. На мой взгляд, к таким ключевым проблемам относятся:

  • как сохранить и укрепить здоровье обучаемого при организации его учебной деятельности;
  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • каким образом обеспечить немеханическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обучающимся в ходе учебных занятий знаний и социального опыта.

 Перечисленные выше проблемы подтолкнули меня к использованию в своей работе  ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КОТОРАЯ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ каждому обучающемуся, опираясь на свои способности, склонности, интересы и субъективный опыт реализовать себя в познании и учебной деятельности.

 2.    Цель и задачи

Главная цель группового и коллективного взаимодействия - повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника, что создает условия для развития личности обучаемого, для обеспечения трех слагаемых его успеха:

  • эмоционально – нравственных;
  • коммуникативных;
  • интеллектуальной самостоятельности.

ОСНОВЫЕ ЗАДАЧИ:

  • целостное развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач:
  • создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных  отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы».

•  создание психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую легкость генерирования творческих идей.

3. ВЕДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ В СВОЕЙ РАБОТЕ СЧИТАЮ:

« УЧЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ,

ОСНОВАННОЕ НА ПОДЛИННОМ ИНТЕРЕСЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Обучающийся, как известно воспринимает лишь то, что хочет и может, преломляя учебно воспитательное воздействие через призму своей индивидуальности. Поэтому здесь много, если не все зависит от сформированности  мотивационной среды, ценностных ориентаций и установок.

Осуществить эту идею мне помогают следующие принципы, на которые я опираюсь в своей работе:

  • уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности каждого обучающегося;
  • ориентации на зону ближайшего развития;
  • проблемности в обучении;
  • природосообразности  и связи с жизнью.

4. МЕТОДЫ, КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ

Основные методы обучения:

диалогический (когда изложение учебного материала  веду в форме сообщающей беседы с созданием проблемной ситуации, где обучающиеся помогают мне в обосновании гипотезы и ее доказательства):

Но больший упор в своей работе делаю на исследовательский метод, так как считаю, что именно он характеризуется, самым высоким уровнем познавательности. Реализую

 этот метод в обучении, путем применения технологии группового  коллективного взаимодействия.

Классификационные параметры технологии.

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно – урочная, академическая + клубная, групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

             

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию  и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

5. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

  • дает возможность найти, поддержать, развить обучаемого и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания;
  • помогает жить в мире и согласии с людьми и с природой;
  • значительно увеличивает долю самостоятельной работы обучающихся;
  • право выбора обучающимися уровня сложности учебных заданий;
  • совмещение самостоятельных и коллективных форм деятельности;
  • работа в парах и группах сменного состава позволяет развивать у обучающихся коммуникативность;
  • в процессе обучения развивается речь, память, логическое мышление, формируется адекватная самооценка личности;
  • преподаватель перестает быть передатчиком информации, а становится организатором процесса обучения на основе сотрудничества.

6. ТРУДНОСТИ И НЕДОСТАТКИ В РЕАЛИЗАЦИИ, ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 - отсутствие у некоторой части обучающихся навыков устного ответа;

- повышенный или заниженный уровень выбора заданий некоторыми обучающимися и группами;

- отсутствие четких рамок разграничения между заданиями выполняемыми на уроке и дома;

- чувство ограничения роли преподавателя на уроке, вследствие сложившегося стереотипа, что преподаватель сам должен дать как можно больше знаний;

- затруднен контроль преподавателя за работой всех учащихся в группе.

Перспективы данной технологии.

Данная технология дает простор в применении в последующем коллективно – индивидуальной деятельности, когда в рамках учебных пар или группы каждый обучающийся получает индивидуальное задание и из совокупности выступлений складывается полный ответ группы.

Открываются перспективы в творческой деятельности преподавателя по дополнению и составлению новых групповых и индивидуальных заданий, ситуационных задач.

7. СТРУКТУРА УРОКА                                                                                                                                                 

Известно, что всегда формирование новых знаний идет на базе имеющихся и системного применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Исходя из того, что по предмету ОБЖ  школы в основном дают информационный материал, я в своей работе большое внимание уделяю учебным занятиям по систематизации и обобщению, комплексному применению знаний и способов действий.

   Часто в своей работе использую такую структуру урока:

  • Организационный этап;
  • Постановка познавательной задачи;
  • Мотивация;
  • Проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта обучающихся;
  • Обобщение и систематизация знаний;

  • Закрепление, применение изученного материала при помощи повторений, выполнения различных упражнений, решения ситуационных задач.
  • Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль;
  • Анализ и коррекция;
  • Информация о домашнем задании;
  • Подведение итогов, рефлексия учебного занятия.

8. ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ МИНИ – ГРУППАХ

8.1. Формирование учебных мини – групп сменного состава с учетом индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Характер комплектования  учебных мини – групп:

  • одного уровня обученности;
  • разного уровня обученности;
  • подключение к учебной мини – группе со слабым уровнем одного обучаемого сильного уровня.

8.2. Распределение разно уровневых заданий по учебным мини – группам:

  • как правило первые два занятия – репродуктивного уровня;
  • следующие – конструктивного
  • последние – творческого характера.

В зависимости от сложности учебного материала можно задания распределять самому преподавателю, а чаще после оглашения учебных вопросов обучающиеся сами выбирают задания для своих групп.  

 

8.3. Работа над заданиями ведется с использованием подготовленного преподавателем или обучающимися дидактического материала. На первых этапах необходима направляющая роль преподавателя, затем эту роль могут осуществлять более подготовленные обучающиеся.

8.4. При работе я устанавливаю степень шумности в классе, используя следующие варианты:                

  • деятельность без шума при работе с литературой, проверочных работах, выполнении тестовых заданий:
  • работа в полтона при обсуждении вопросов, наработке ответов:
  • работа с использованием  громкого и четкого голоса при дискуссиях, ответов на поставленный вопрос.

8.5. При подготовке задания мини–группа фиксирует опорный конспект своего ответа.                                    

8.6. Отвечают два-три обучающихся из мини-группы, чаще по своему желанию, можно по поручению мини-группы, предусматриваю выбор отвечающего.

8.7. Обязательна (после ответа мини-группы и дополнения других групп) самооценка обучающегося (обучающихся), взаимооценка других групп.

8.8.Необходим анализ и коррекция ответов со стороны преподавателя.

8.9. Основные положения,  наработанные мини-группами заносятся в тетрадь в форме опорного конспекта.

8.10. Считаю необходимым в конце урока для проверки усвоения учебного материала проведение тестов или решение ситуационных задач.

8.11. Дифференцированное домашнее задание.

 9.   СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

9.1. В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности использую несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие обучающихся.

   А. Группы получают одно и тоже задание, выполняют его, представляют в устной форме, соотносят с результатами  деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность  работы других групп.

   Б. Группы получают разные задания. Выполнив задания, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.

  В.  Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит  групповое взаимообучение.

9.2.  Подготовка к выполнению группового задания:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача дидактического материала по группам;

9.3. Групповая работа:

  • знакомств с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение работы, заданий в самой группе
  • выполнение задания
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы
  • подведение итогов группового задания

9.4.  Заключительная часть:

  • сообщение о результатах работы в группах;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижения поставленной задачи.

Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.

10. Некоторые разработки по организации деятельности учебных мини-групп  (учебные вопросы, ситуационные задачи)

Раздел    Основы медицинских знаний

Тема: « Оказание первой медицинской помощи при утоплении»

 

Задания для учебных мини – групп:

1 группа – Причины и виды утоплений, их краткая характеристика.

                   ( литература: В.А. Бирюков учебник « ОБЖ», стр. 348 – 349,

                                           плакаты по основам медицинских знаний (ОМЗ).

2 группа – Оказание первой медицинской помощи при  истинном (синем) утоплении.

                    ( В.Г. Бубнов учебник « ОМЗ», стр. 75 – 78, плакаты по ОМЗ).

3 группа – Сердечно – легочная реанимация.

                   ( В.А. Бирюков учебник «ОБЖ», стр. 355 – 356, В.Н. Завьялов учебник «Медико – санитарная подготовка «, стр. 44 – 46).

4 группа – Особенности оказания первой медицинской помощи в случаях бледного утопления.

                    ( В.Г. Бубнов учебник « ОМЗ», стр. 89 – 90).

5 группа – Дополнительные способы оказания искусственного дыхания:

                         - способ Сильвестра:

                         - способ Говорда:

                         - способ Камметона.

                   ( В.А. Бирюков учебник « ОБЖ», стр. 353 – 356, плакаты по ОМЗ).

6 группа – Составить алгоритм действий при утоплении и оказания первой медицинской помощи разного типа.

                         


        СИТУАЦИОННАЯ  ЗАДАЧА

Из воды извлекли мальчика. Время нахождения в воде 5 – 7 мин. Выражен цианоз лица, обильные пенистые выделения из дыхательных путей, набухшие сосуды шеи, отсутствие дыхания.

а) Установи тип утопления.

1. истинное (синее):

2. бледное.

б) Определи последовательность действий:

1. вызвать « Скорую помощь» и ждать ее приезда:

2. оценить состояние потерпевшего, определить признаки жизни:

3.быстрее, без оценки состояния положить ребенка на живот, так чтобы голова оказалась ниже таза, удалить содержимое ротовой полости после чего надавить на корень языка.

в) В случае появления рвотного рефлекса:

1. сразу положить на спину, приступить к реанимации:

2. продолжить раздражение корня языка до полного удаления воды из легких и желудка:

3. положить на бок.

г) При отсутствии рвотного рефлекса и признаков жизни:

1. добиться полного удаления воды:

2. немедленно положить ребенка на спину и приступить к реанимации:

3. поставить горчичники на область сердца и стопы.

д) При появлении признаков жизни необходимо:

1. направить ребенка со старшими в больницу:

2. дождаться прибытия мед. Персонала, не прекращая наблюдения за состоянием потерпевшего:

3. оставить ребенка под наблюдением прохожих.

ОТВЕТЫ: а (1), б (3), в (2), г (2), д (2).


Раздел: « Гражданская оборона»

Тема: « Сигналы Г О и действия по ним»

Задания для учебных мини – групп.

1 группа – Знание во время поданных сигналов Г О. Чем подаются сигналы Г О?

                   ( литература: учебник « Г О», стр. 42 – 43, А.Т. Смирнов  «ОБЖ», стр. 51 – 61, плакаты по ГО).

2 группа – Сигналы « Внимание всем», « Воздушная тревога», опасности, действия по сигналам.

                   ( учебник « НВП», стр. 223 – 224, А.Т.Смирнов «ОБЖ», стр. 62 – 63)

3 группа – Сигналы «Радиационная опасность», «Химическая заражение», опасности, действия по сигналам.

                    (плакаты по ГО, учебник «НВП», стр. 225 – 227)

4 группа – Правила эвакуации, выхода из зоны заражения.

                   (плакаты по ГО, А.Т.Смирнов «ОБЖ», 8кл. стр. 98 – 99, учебник «НВП», стр.

                    223 – 225).

5 группа – школьные сигналы Г О, подача сигналов, действия по ним.

                   ( план ГОЧС школы и приложения к нему).

6 группа – Действия в конкретной обстановке при возникновении пожара:                                         пожар на 1 этаже здания,  на 2 этаже здания,  в административном здании, в актовом зале.

 

                СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

а) Рыбача на реке Вятка  вы услышали продолжительный заводской гудок. Ваши действия?

    1. включить радио:

    2. продолжить рыбалку:

    3. прибыть в ближайший населенный пункт, узнать что случилось.

б) На уроке вы услышали прерывистый звонок в течении 1 минуты, что он означает?

    1. воздушная тревога:

    2. окончание занятий:

    3. пожар:

    4. радиационная опасность.

в) По сигналу «Химическое заражение»:

    1. эвакуация в убежище не обязательно:

    2. в убежище находиться в средствах защиты органов дыхания:

    3. в убежище использования средств защиты не обязательно.

ОТВЕТЫ: а (3), б (3), в (2).

        

                             11.        РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ

Главным результатом  при работе по данной технологии, нужно отметить тот факт, что в положительную сторону изменилась учебная атмосфера в процессе обучения. Обучающиеся почувствовали личную ответственность, за результаты своего учебного труда.

Необходимо отметить:

- позитивную динамику общительности, коммуникативной готовности и стремления к взаимодействию при работе в учебных мини – группах:

- повышение успеваемости обучающихся:

   уровень успеваемости составил       - 100 %

   качество знаний                                 - 96,5%

   средний балл по предмету                - 4,2 %

- групповая технология обеспечивает эффективность учебного процесса, уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке возрос до 80 – 85 %.

- проявляется стойкий интерес к учению, который помогает преодолевать многие трудности и добиваться успеха. Так при диагностике обучающихся – 96% отметили, что не испытывают затруднений на уроках ОБЖ , 99% - чувствуют себя на уроке комфортно, 98% - удовлетворены работай в учебных мини – группах, их устраивает технология самостоятельной работы.


        12. ЛИТЕРАТУРА

1. В.А. Бирюков. Учебник «ОБЖ». 2012 год.

2. Э.А. Арустамов. Учебник « Безопасность жизнедеятельности» для С.П.О.

2016 год.

3. В.Г. Бубнов. Учебник « Основы медицинских знаний». 2003 год.

4. А.Т. Смирнов. Учебник «ОБЖ». 2015 год.

5. Г.А. Русских. Дидактические основы современного урока. 2005 год.

6. Мастер – класс: опыт работы учителей – исследователей. 2006 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест - презентация по предмету Основы безопасности жизнедеятельности для учащихся 6 класса на тему:"Подготовка к походу. Правила проведения бивачных работ".

Данный тест выполнен в виде презентации из десяти слайдов -вопросов и слайда с ответами для проверки и самоконтроля учащихся. Туристическая тематика, изучаемая в курсе ОБЖ 6 класса сама по себе достат...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»

Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9

Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...

рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...

Методы, приемы и формы преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие мотивацию к обучению и качество знаний учащихся (из опыта работы)

В статье рассмотрены методы, приемы и формы, повышающие мотивацию к обучению и качество знаний обучающихся на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности...