рабочая программа по ОБЖ(ФГОС)
рабочая программа по обж (7, 8, 9 класс)

Малюгин Александр Сергеевич

Рабочая программа по ОБЖ для 7-9 классов(ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7-9_obzh_2018_ispr.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»                                                     МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 44» Ленинского района  г.Саратова

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

________ /О.И.Чибезова/      

Протокол №____                                                                «__»_________20___г.

       

«Согласовано»

 Заместитель   директора

по УР  

__________ /И.В.Фролова/        от «____» _____20____г.

«Утверждено» 

Директор МОУ «СОШ  №44»

/_____________/Г.М. Вавилина/

Приказ № _____  

от «___» _____20___г.      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

для        7-9              классов

        на 2018 – 2022 г.

Учитель: Малюгин Александр Сергеевич, без категории

                                                        Ф.И.О., категория

« Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

Протокол № ______

от «____»_______20___г.

2018г.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7-9 классов составлена на основе  предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2016 г».)

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

        

        Личностные результаты:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс(35 часов: 34 часа+1 час резерв)

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

         Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения  (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).  Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).  Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного характера.

         Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.

         Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода селя, оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия.

         Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.

         Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений.

         Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

         Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.  Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

        Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.  Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

8 класс (35 часов: 34 часа+1 час резерв)

I. Основы комплексной безопасности.

1. Пожары в жилых помещениях и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.

Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2 Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах, пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедистов и водителя мопеда.

1.3 Безопасность на водоёмах.

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасного поведения при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.4 Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

II. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и безопасность населения.

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, химических, взрывопожароопасных на гидротехнических сооруженьях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Основные понятия здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье, как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека, развития и укрепление волевых чувств, зрелости. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика инфекций передаваемых половым путем. Основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекции. Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ. Первая помощь при утоплении.

9 класс (34 часа)

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Краткое содержание основных правовых актов.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о национальной безопасности и основные направления ее обеспечения. Угрозы в сфере военной, государственной и общественной безопасности. Меры по защите от этих угроз.

Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и их характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере антитеррористической деятельности. Правовая основа антитеррористической деятельности в России.

Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании, токсикомании. Социальная опасность наркотизма. Правовая основа государственной политики в сфере оборота наркотических и психотропных веществ.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны и защиты населения. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской обороной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Цели, задачи и структура РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и структура РСЧС. Координационные органы РСЧС и их характеристика.

Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Режимы функционирования и основные мероприятия при их введении: в отсутствие чрезвычайной ситуации; при угрозе ее возникновения; при возникновении и ликвидации. Силы и средства РСЧС, их задачи и характеристика.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм. Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его применения. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права. Основные документы международного гуманитарного права. Действия, нарушающие нормы международного гуманитарного права, и ответственность за их совершение.

Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Обеспечение защиты раненых и больных во время вооруженного конфликта. Основные требования по защите раненых и больных из состава действующей армии и вооруженных сил на море. Защита медицинского и духовного персонала. Состав медицинских формирований и их эмблемы.

Защита военнопленных и гражданского населения. Понятие о комбатанте и военнопленном. Основные требования по защите военнопленных. Случаи применения защитных мер в отношении гражданского населения. Основные требования по защите лиц из числа гражданского населения, находящихся во власти противника. Особая защита женщин и детей.

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Защита от мошенников. Понятие о мошенничестве, обмане, злоупотреблении доверием. Распространенные способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если вы подозреваете, что являетесь объектом мошенничества.

Безопасное поведение девушек. Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек при столкновении с молодыми и взрослыми хулиганами, уголовниками и лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения девушки в обществе мужчины: в незнакомом месте; при возникновении угрозы или опасности насилия. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее уязвимые части тела.

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Самооценка поведения. Признаки потенциальной жертвы. Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях. Тренировка уверенности. Правила безопасного поведения при неизбежности конфликта. Поведение при столкновении с хулиганами, похищении, попытке изнасилования.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Причины травматизма и пути их предотвращения. Понятие о травматизме. Основные причины травматизма и виды травм в школьном возрасте. Меры по предотвращению различных видов травм.

Безопасное поведение дома и на улице. Правила безопасного поведения в быту, снижающие риск получения травм в домашних условиях. Меры по снижению опасности на воде. Защита от дорожно-транспортных происшествий. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.

Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической культуры и на занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. Понятие о ране. Виды ран. Понятие об антисептике и ее виды. Основные антисептические средства и порядок их применения. Понятие об асептике. Предупреждение инфицирования ран с помощью асептических средств.

Травмы головы, позвоночника и спины. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение головного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы повреждения спины. Предупреждение повреждения спины и первая помощь при болях.

Экстренная реанимационнаяпомощь. Понятие о клинической смерти и ее признаки. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе, непрямом массаже сердца, искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при выполнении этих реанимационных мероприятий.

Основные неинфекционные заболевания. Характеристика наиболее распространенных и опасных неинфекционных заболеваний. Причины неинфекционных заболеваний и доступные меры их профилактики.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье человека. Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье. Характеристика групп здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.

Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. Понятие о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха; их характеристика. Теории оздоровления.

Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. Понятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и их влияние на организм человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль внутренней среды организма.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Понятие о гигиене и личной гигиене. Правила ухода за кожей. Основная функция одежды и гигиенические требования к ней.

Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма. Группы продуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека и подростка. Суточное распределение пищевого рациона. Гигиена питания. Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды. Способы очистки воды.

Гигиена жилища и индивидуального строительства. Гигиена жилища. Микроклимат помещения. Нормы искусственной освещенности. Гигиена индивидуального строительства.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности физиологического развития в период полового созревания. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Мероприятия, помогающие справиться с чувствами и эмоциями.

Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции. Понятие о влюбленности. Рекомендации по снятию стресса, вызванного безответной любовью. Понятие о «ловушках влюбленности». Нежелательные мотивы вступления в сексуальные отношения.

Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила поведения в конфликтной ситуации. Управление чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации. Приемы управления чувствами и эмоциями.

Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Признаки, указывающие на возможность суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и пола. Суицид среди подростков и молодежи. Причины и признаки эмоционального неблагополучия человека. Угнетенное психическое состояние. Профилактика суицида.

ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Употребление табака. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Стадии никотиновой зависимости. Как бросить курить.

Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Развитие алкоголизма. Профилактика употребления алкогольных напитков. Помощь при алкогольном отравлении.

Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической и физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления и отравления лекарственными препаратами; оказание первой помощи.

Заболевания, передающиеся половым путем. Опасность заболеваний, передающихся половым путем. Характеристика распространенных заболеваний, передающихся половым путем, и их негативное влияние на здоровье человека.


3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

         

Класс: 7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа+1 час резерв)

№ (сквозная

нумерация)

Название раздела,

количество часов

Название темы, количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Основы комплексной безопасности

(16 ч)

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. 3ч

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. 3ч

Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Учатся предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению.

Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Познавательные: выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство. 

Коммуникативные: корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. 2ч

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют   выполнение   правил   безопасного поведения  при чрезвычайных  ситуациях  геологического происхождения.

Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные: объединять явления в группы по определенным признакам.

Коммуникативные: уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, критически относиться к собственному мнению, и корректировать его

Чрезвычайные ситуации гидрологического      происхождения. 5ч

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Моделируют   выполнение   правил   безопасного поведения  при чрезвычайных  ситуациях  метеорологического  происхождения.

Личностные: формировать ответственное отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

 Природные пожары и  чрезвычайные ситуации   биолого-социального     происхождения. 3ч

Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют   в   паре   выполнение   правил   безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Знакомятся с рекомендациями    населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Личностные: формировать ответственное отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию.

Коммуникативные: использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя

Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Усваивают понятия эпизоотии   и   эпифитотии.

Личностные: умение осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Регулятивные: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач и ситуаций.

Познавательные: выделять явление из общего ряда других явлений.

Коммуникативные: представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

2

 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

(8 ч)

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. 2ч

Классифицируют мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Учатся комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях геологического характера. Составляют планы личной безопасности при возникновении землетрясений, оползней, обвалов, извержении вулканов с учётом характеристик этих явлений.

Личностные: формировать ответственное отношения к учению. Регулятивные: оценивать свою деятельность.

Познавательные: прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

Коммуникативные: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. 3ч

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях метеорологического характера. Анализируют  причины  возникновения  ураганов и бурь. Составляют   планы   личной   безопасности   при возникновении ураганов и бурь с учётом характеристик этих явлений.

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях гидрологического характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций гидрологического характера. Составляют планы личной безопасности.

Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.

Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес.

Личностные: формировать готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: аргументировать причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Познавательные: выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство.

Коммуникативные: представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

Защита населения от природных пожаров. 1ч

Духовно-нравственные   основы   противодействия   терроризму   и   экстремизму. 2ч

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 4ч

Характеризуют  терроризм   как   преступление, не   имеющее   оправдания. Классифицируют мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма. Вырабатывают    отрицательное    отношение    к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают     привычки,      способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность.

Личностные: формировать антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение.

Регулятивные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные: осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные: выделять информационный аспект задачи, оперировать данными

4

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. 2ч

2

Классифицируют мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Анализируют состояние своего здоровья. Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья

Первая помощь при неотложных состояниях.4ч

Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают   индивидуальную   систему   здорового образа жизни.

Личностные: формировать потребности соблюдать нормы здорового образа  жизни.

Регулятивные: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательные: определять свое отношение к природной среде

Коммуникативные: искать и использовать информационные ресурсы

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 4ч

Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Используют алгоритм действий по оказанию первой помощи. Классифицируют средства оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном и внутреннем кровотечении, при ушибах и переломах, при попадании инородного тела в дыхательные пути. Отрабатывают     втроём     (впятером)     правила транспортировки пострадавшего.

Личностные: формировать потребности соблюдать нормы здорового образа  жизни.

Регулятивные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные: прогнозировать изменения ситуации при смене действия разных факторов.

Коммуникативные: использовать модель решения задачи


Класс: 8 класс (1 час в неделю, всего 34 часа + 1час резерв)

№ (сквозная

нумерация)

Название раздела, количество часов

Название темы, количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Основы комплексной безопасности

(16 ч)

Пожарная безопасность. 3ч

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре. Вырабатывают умение оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре. Учатся безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре. Знакомятся с первичными средствами пожаротушения правилами их безопасного применения. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, в общественном месте.

Личностные: освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Познавательные: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям.

Коммуникативные: договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

 Безопасность на дорогах. 4ч

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения. Запоминают   правильные   алгоритмы   безопасного  поведения   на  дорогах   пешехода,   пассажира, водителя велосипеда. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры. Адекватно оценивают ситуации дорожного движения. Знакомятся со средствами индивидуальной защиты велосипедиста.

Личностные: формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов.

Познавательные: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.

Коммуникативные: договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

Безопасность на водоёмах. 2ч

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Классифицируют и характеризуют причины и последствия опасных ситуаций на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Личностные: освоенность социальных норм, правил поведения.

Регулятивные: выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее.

Познавательные: объяснять явления, выявляемые в ходе познавательной деятельности.

Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

Экология   и безопасность. 2ч

Классифицируют и характеризуют условия экологической безопасности. Объясняют о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Изучают способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов. Классифицируют и характеризуют причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Знакомятся с понятием предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.

Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Регулятивные: заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи.

Познавательные: анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. 5ч

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия. Различают чрезвычайные  ситуации  техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время  характерной  чрезвычайной  ситуации  техногенного   характера. Изучают правила использования средств индивидуальной защиты. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

Личностные: формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Регулятивные: умение предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные: строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям.

Коммуникативные: запрашивать мнение партнера в рамках диалога

2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

(7 ч)

Обеспечение защиты      населения      от чрезвычайных  ситуаций. 4ч

Характеризуют   основные   мероприятия,   проводимые в  Российской Федерации по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий   аварий   на  взрывопожароопасных   объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют   рекомендации   специалистов  по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Изучают способы оповещения экстренных служб при чрезвычайной ситуации.

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Регулятивные: отбирать инструменты для оценивания своей деятельности.

Познавательные: распространять экологические знания.

Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства для диалога в паре

Организация защиты населения от чрезвычайных   ситуаций техногенного   характера. 3ч

Классифицируют мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отрабатывают навыки безопасных действий по сигналу «Внимание всем!» Знакомятся с мероприятиями по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Учатся комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации.

Личностные: формирование опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Регулятивные: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности.

Познавательные: проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций.

Коммуникативные: использовать информацию с учетом этических и правовых норм

3

Основы, здорового образа жизни (7 ч)

Здоровый образ жизни и его составляющие. 7ч

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики инфекционных заболеваний и вредных привычек. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.

Личностные: сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства в процессе диалога в малой группе

4

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая    помощь при неотложных состояниях. 4ч

Анализируют   возможные   последствия   неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах. Знакомятся с оказанием первой помощи при утоплении.

Личностные: сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

Регулятивные: фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные: строить рассуждение, выделяя при этом общие признаки.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога


Класс: 9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ (сквозная

нумерация)

Название раздела, количество часов

Название темы, количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Основы комплексной безопасности

(8 ч)

Национальная

безопасность  России в современном мире.4ч

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют   степень   влияния   личности   на обеспечение   национальной   безопасности   России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности в обеспечении национальной безопасности России. Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Личностные: Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России.

Регулятивные: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Коммуникативные: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная   безопасность России.4ч

Характеризуют причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для личности, общества и государства. Классифицируют   чрезвычайные   ситуации   по масштабу их распространения и тяжести  последствий. Определяют   отрицательное   влияние   чрезвычайных   ситуаций   на   национальную   безопасность России. Анализируют  влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие   (внешние   и   внутренние)   угрозы   национальной   безопасности России.

Личностные: чувство ответственности и долга перед Родиной.

Регулятивные: определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

Познавательные: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения.

Коммуникативные: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого

2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

(7 ч)

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.3ч

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

Личностные: развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Регулятивные: систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.

Познавательные: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения.

Коммуникативные: соблюдать нормы публичной речи

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 4ч

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Отрабатывают навыки безопасного использования средств индивидуальной и коллективной защиты. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

Личностные: интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Регулятивные: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

Познавательные: устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные: соблюдать регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

3

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

(9 ч)

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия. 2ч

Классифицируют и характеризуют явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

Личностные: уважение к истории культуры своего Отечества.

Регулятивные: соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Познавательные: резюмировать главную идею текста.

Коммуникативные: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 3ч

Классифицируют и характеризуют основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Формулируют для себя основные направления по формированию антитеррористического поведения. Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, позволяющие избежать наркотической ловушки.

Объясняют  организационные  основы  системы противодействия   терроризму  и   наркотизму  в Российской Федерации. Анализируют   примеры   деятельности   Национального   антитеррористического   комитета  по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма.

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Регулятивные: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Коммуникативные: использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач

Организационные основы системы противодействия   терроризму и наркотизму в   Российской   Федерации. 2ч

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости. 2ч

Анализируют  рекомендации  специалистов  по безопасному поведению при угрозе теракта, при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Классифицируют и характеризуют опасные ситуации в местах большого скопления людей. Обозначают причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей и правила безопасных действий в местах массового скопления людей. Вырабатывают    отрицательное    отношение    к приёму наркотиков.

Личностные: формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Регулятивные: выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели.

Познавательные: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

Коммуникативные: использовать компьютерные технологии

4

Основы здорового образа жизни (8 ч)

Здоровье -  условие благополучия человека. 3ч

Характеризуют безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства. Характеризуют  здоровье как  полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

Характеризуют   основные   факторы,   разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи,  инфекции,  передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция).

Личностные: сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Регулятивные: систематизировать критерии планируемых результатов.

Познавательные: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения.

Коммуникативные: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого

Факторы,  разрушающие     репродуктивное здоровье. 2ч

Правовые   основы  сохранения     и укрепления      репродуктивного здоровья. 3ч

Анализируют основы  семейного права в  Российской Федерации.

Анализируют  взаимосвязь  семьи  и  здорового образа жизни в  жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют   особенности   семейно-брачных отношений в Российской Федерации. Характеризуют роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека.

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Регулятивные: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные: устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста.

Коммуникативные: соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)

Оказание первой помощи. 2ч

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке психоактивных веществ.

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Регулятивные: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

Познавательные: устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий.

Коммуникативные: соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...